Научная статья на тему 'Психологические особенности часто болеющих детей'

Психологические особенности часто болеющих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
715
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / FREQUENTLY ILL CHILDREN / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорева С. П., Коноплина Л. М., Илунина Л. М.

Изучены психологические особенности часто болеющих респираторными инфекциями детей (ЧБД) дошкольного возраста, посещающих детские организованные коллективы. Установлено, что у ЧБД имеет место несоответствие высокой самооценки и ожидаемой оценки взрослых, это требуют работы психологов с детьми, их родителями и воспитателями детских коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокорева С. П., Коноплина Л. М., Илунина Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF FREQUENTLY ILL CHILDREN

Psychological peculiarities of frequently ill children, attending kindergartens, have been studied. It has been found out that there is incompatibility between their high self-appraisal and adult estimations, that requires psychotherapy of children, parents and kindergarteners.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности часто болеющих детей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОШБЕННОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С.П. Кокорева, Л.М.Коноплина, Л.М. Илунина

ГОУ ВПО Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, каф.детских инфекционных болезней, ВГПУ, отделение психологии, г. Воронеж.

Изучены психологические особенности часто болеющих респираторными инфекциями детей (ЧБД) дошкольного возраста, посещающих детские организованные коллективы. Установлено, что у ЧБД имеет место несоответствие высокой самооценки и ожидаемой оценки взрослых, это требуют работы психологов с детьми, их родителями и воспитателями детских коллективов.

Ключевые слова: часто болеющие дети, психологические особенности

Особое место среди экзогенных факторов, влияющих на состояние здоровья детей, отводится психологическому климату в семье. Известно, что среди детей первых трех лет жизни в неполных семьях доля часто болеющих детей в 2 раза (где нет отца) и в 2,5 раза (где нет матери) больше, чем в полных семьях.

Мы провели исследование психологических особенностей часто болеющих респираторными инфекциями детей (ЧБД), которые болели более 5 раз в течении предыдущего наблюдению года в сравнении с эпизодически болеющими (ЭБД), которые в год предшествующий наблюдению болели менее 3 раз и посещающих детские дошкольные коллективы. В исследование были включены 60 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, распределение по полу было равномерным. Основная группа - 30 ЧБД, контрольная группа - 30 ЭБД. Уровень самооценки ребенка оценивался от 0 до 10 баллов. Уровень ожидаемой оценки от мамы (М), от папы (П) и от воспитательницы (В) также по 10-бальной шкале. Значимых различий в реальной самооценке основной и контрольной групп получено не было (8,5 балла и 8,3 балла соответственно), хотя небольшая тенденция к более высокой самооценке у ЧБД имела место. При этом 80% детей в группе ЧБД (24 ребенка) показали высокий уровень самооценки, а 19 (63,3%) из них имели максимальное количество баллов - 10. В группе ЭБД детей с завышенной самооценкой меньше - 68,97% (20 детей), максимальную самооценку имели 55,2% (16 детей). В основной группе почти в 2 раза чаще встречались и дети с низкой самооценкой. Уровень ожидаемой оценки от мамы в основной группе составил 7,5 балла, что ниже чем в контрольной группе - 8,2 балла. Еще более значимые различия зарегистрированы в ожидаемой оценке от папы (в основной группе 7 баллов, в контрольной - 8,2 балла) и от воспитательницы (основная группа - 5,3 балла, а контрольная - 7,9 балла). Таким образом, степень расхождения в уровне оценки по всем трем позициям (Мама/Я, Папа/Я и Воспитатель/Я) в группе ЧБД была отрицательной и значимой, в то время как у ЭБД минимальной. Совпадение самооценки с ожидаемой оценкой по всем позициям (Я, Мама, Папа, Воспитательница) в основной группе встречалось реже (16,7%), чем в контрольной (23,3%). Достоверно ниже оказался процент совпадения оценок в группе ЧБД по позициям Мама/Я - 27,6% против 55,2% в группе ЭБД, Папа/Я - 19,2% против 44,8%, Воспитательница/Я - 24,1% против 41,3%. Анализируя результаты исследований по изучению уровня тревожности детей, мы не получили ожидаемых различий в основной и контрольной группах (у ЧБД - 34%, у ЭБД - 35,8%). Не было получено достоверного различия в наличии признаков эмоционального неблагополучия в семье, хотя тенденция к более высоким показателям имеется в группе ЧБД.

Таким образом, уровень самооценки в группах ЧБД и ЭБД довольно высокий. Дети из группы ЭБД чаще уверены в одобрительном отношении к себе воспитателей и родителей. При этом отрицательные расхождения по всем позициям в основной группе встречались чаще в 1,5-2 раза в различных позициях. Психологическими особенностями часто болеющих детей следует считать несоответствие высокой самооценки дошкольников и ожидаемой оценки взрослых, требующие работы психологов с детьми, их родителями и воспитателями детских коллективов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF FREQUENTLY ILL CHILDREN Kokoreva S.P., Konoplina L.M., Ilunina L.M.

Department of children infectious diseases, Burdenko State Medical Academy, Voronezh.

Psychological peculiarities of frequently ill children , attending kindergartens, have been studied. It has been found out that there is incompatibility between their high self-appraisal and adult estimations, that requires psychotherapy of children, parents and kindergarteners.

Key words: frequently ill children, psychological peculiarities

Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.