Научная статья на тему 'Психологические особенности больных бронхиальной астмой'

Психологические особенности больных бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
719
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности больных бронхиальной астмой»

двух лет проживает в Лондоне, сдала экзамены на врача, закончила 2-х годичную интернатуру, получила лицензию и работает в клинике. Свободно пережёвывает любую пищу, при росте 170 см имеет вес 65,5 кг.

Заключение. Благодаря воздействию дипри-вана, усиленная гипнабельность способствует полной реализации необходимых гипносуггестий с полной реализацией их после сеанса. А результат катамнеза доказывает полную редукцию патологических симптомов Используемый алгоритм введения Дипривана позволяет достичь необходимый уровень седации при минимальном риске осложнений.

РАБОТА ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БРИГАДЫ С ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ, УТРАТИВШИМИ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Д. В. Широков

Кемеровская ОКПБ

В современном обществе актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных людей в общество, в связи с чем, повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Объединение медицинской, психологической и социальной моделей в системной биопсихосоциальной модели, является особой методологической установкой, дающей возможность избежать альтернативности в подходе к человеку, страдающему тем или иным недугом, и открывающей большую возможность правильного понимания целей и задач профилактики и лечения.

К наиболее распространенным формам психосоциальной реабилитации относят психообразование пациентов и тренинги социальных навыков. Психообразование пациентов - это процесс обучения, направленный на обеспечение больных необходимыми знаниями в отношении собственного здоровья, влияющими на их установки и поведение. Образование пациентов осуществляется

междисциплинарной бригадой профессионалов, в задачи которой входит повышение комплаентности пациентов, возможности своевременного

распознавания начинающегося обострения; обучение стратегии совладания с остаточной

психопатологической симптоматикой и обеспечение психосоциальной поддержки. Тренинг социальных навыков представляет собой структурированный образовательный подход к психосоциальной терапии психических расстройств и направлен на повышение устойчивости уязвимых в психобиологическом отношении хронически психически больных к стрессовым воздействиям (требованиям общества, семейным конфликтам и т.д.), способствует формйрюяамивспразличньЕонцавыковааботе использовано 2 тренинга: «Планирование семейного бюджета» и коммуникативный тренинг «Эффективное общение и межличностные отношения». Работа была проведена

с 38 пациентами, находящимися на стационарном лечении, разделенными на 4 группы.

Результаты и обсуждение.

Мы сравнивали показатели работы отделения за аналогичный период 2010-2011 года. С учетом того, что средний возраст и удельный вес по нозологиям пациентов, поступивших в наше отделение остался неизменным, в значительной степени изменились качественные показатели работы отделения: выписка увеличилась на 60,9%, средний к/день уменьшился на 20,5%. Кроме того, пациенты стали проявлять большую заинтересованность в процессе лечения, принимали активное участие в общественных мероприятиях отделения, самостоятельно организовывали праздники, значительно снизилось количество конфликтных ситуаций.

Выводы.

В настоящее время медико-социальная работа становится все более сложной и многогранной областью, ориентированной на разные контингенты пациентов и широкий круг их социальных проблем.

В нашей работе пришлось учитывать не только материальные возможности, которые пока остаются ограниченными, но и тот факт, что пока нет глубокого осознания специалистами биопсихосоциальной модели возникновения и лечения психических расстройств.

Анализ проведенной деятельности за год уже показал свои положительные результаты, которые помогли сотрудникам отделения разработать совместный план, где отражены доминирующие направления и намечены новые формы работы.

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Г. М. Говорова, О. В. Дарсалия

Кемеровский ОКНД, г. Кемерово

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервнопсихических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы. В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний: хронический неконтролируемый стресс, тревога, депрессия, алекситимия, подавленная агрессия, чувство вины. В отделении кризисных состояний ГУЗ КОКНД за последние пять лет было пролечено 19 пациентов с бронхиальной астмой, обусловленной эмоционально-психологическими факторами. Лечение больных включало комплексный медикопсихологический подход, первым этапом которого

Тюменский медицинский журнал № 1, 250

был диагностический с целью определения особенностей психического состояния больного, его индивидуальных личностных особенностей. При исследовании методом ММР1 (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказались такие показатели, как депрессия, тревога, повышенная сенситивность (чувствительность), ипохондрия, истерия. У 10 пациентов показатели шкалы тревоги превышали 80б (7 шкала ММР1), у 7 - от 70 до 75б, у 2 - до 70б. В ходе психологического исследования были выявлены склонность к легкому возникновению фрустрации, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов. Для них были характерны низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и уверенности в себе. В кризисной ситуации преобладал импунитивный тип реагирования, с неадекватными формами эмоционального реагирования, чувством вины, подавленной агрессией. В результате проведенных исследований было выяснено, что такие психосоматические факторы как алек-ситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и импунитивный тип реакции на фрустрацию принимали участие, а возможно играли важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы. В ходе исследования выявлено, что ведущими защитными механизмами у этих пациентов были отрицание, вытеснение и регрессия. Так как у пациентов отделения с бронхиальной астмой ведущим эмоциональным состоянием являлась патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности), то при наличии механизма защиты - вытеснение произошло частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала. Однако вытесненная часть, возможно, создала постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что привело к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы. В поведении и чертах личности больных БА были обнаружены реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За агрессивным поведением мы предполагаем скрывалась сильная потребность в любви и поддержке. Таким образом, с учетом психического состояния пациентов с БА вторым основным этапом в лечении явилась психотерапия.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Т.А. Есина

Забайкальский краевой лицей-интернат E-mail автора: [email protected]

Несомненно, обращение к ПАВ - это факт поведения, складывающийся под влиянием наследственной предрасположенности, психологии подростка, его взаимодействия с ближайшим окружением в семье, в школе, а также общественных условий, в которых он живет. Поэтому предупреждение аддиктивно-го поведения включает, с одной стороны, борьбу с распространителями ПАВ, с другой — противодействие факторам, стимулирующим аддикцию и развитие зависимости. Профилактика как система удобнее всего применяема в условиях образовательного учреждения. О, хотелось бы подчеркнуть, что профилактические меры должны быть четко продуманы, подтверждена эффективность их использования!

Опыт применения программы «Я - свободен», разработанной нами и применяемой в течение 10 лет в условиях образовательного учреждения (средняя школа, лицей-интернат) свидетельствует о надежности принципов, на которых она основана. Данная программа удостоилась диплома победителя Всероссийской олимпиады научных работ в сфере профилактики подростковой наркомании и наркопреступности в 2005 году. С тех пор она ежегодно совершенствуется на основании анализа результатов диагностики ее эффективности. В связи с этим, мы считаем необходимым поделиться опытом с заинтересованными в этом направлении коллегами.

Программа профилактики аддиктивного поведения «Я - свободен!» учитывает все особенности и новообразования возраста детей и подростков и базируется на следующих принципах:

- конструктивно-позитивный характер, предполагающий не запрещение тех или иных форм поведения, а развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих защищенность от вовлеченности в ад-дикции;

- охват всех формы деятельности педагога-психолога (просвещение, диагностика, коррекция), а так же всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, сами учащиеся), что позволяет всесторонне воздействовать на субъекта профилактики - подростка;

- информации о ПАВ предоставляется: родителям - о причинах, признаках употребления ПАВ и коррекции зависимости; педагогам - о видах, действии, и признаках опьянения ПАВ; учащимся - о том, какие вещества являются ПАВ, фазах зависимости, признаках наступления зависимости, но ни в коем случае - не о видах ПАВ, не о вызываемых ими ощущениях, способах получения;

- возможность для подростка сравнить понятия «зависимость» и «свобода», и сделать свой собственный выбор, без «давления».

Основная цель - предупредить возможное начало аддиктивного поведения, употребления ПАВ. К цели мы идем, пошагово выполняя задачи:

51, 2012 Тюменский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.