Психиатрия, наркология,, психотерапия
был диагностический с целью определения особенностей психического состояния больного, его индивидуальных личностных особенностей. При исследовании методом ММР1 (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказались такие показатели, как депрессия, тревога, повышенная сенситивность (чувствительность), ипохондрия, истерия. У 10 пациентов показатели шкалы тревоги превышали 80б (7 шкала ММР1), у 7 - от 70 до 75б, у 2 - до 70б. В ходе психологического исследования были выявлены склонность к легкому возникновению фрустрации, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов. Для них были характерны низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и уверенности в себе. В кризисной ситуации преобладал импунитивный тип реагирования, с неадекватными формами эмоционального реагирования, чувством вины, подавленной агрессией. В результате проведенных исследований было выяснено, что такие психосоматические факторы как алек-ситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и импунитивный тип реакции на фрустрацию принимали участие, а возможно играли важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы. В ходе исследования выявлено, что ведущими защитными механизмами у этих пациентов были отрицание, вытеснение и регрессия. Так как у пациентов отделения с бронхиальной астмой ведущим эмоциональным состоянием являлась патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности), то при наличии механизма защиты - вытеснение произошло частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала. Однако вытесненная часть, возможно, создала постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что привело к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы. В поведении и чертах личности больных БА были обнаружены реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За агрессивным поведением мы предполагаем скрывалась сильная потребность в любви и поддержке. Таким образом, с учетом психического состояния пациентов с БА вторым основным этапом в лечении явилась психотерапия.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Т.А. ЕЕсина
Забайкальский краевой лицей-интернат E-mail автора: [email protected]
Несомненно, обращение к ПАВ - это факт поведения, складывающийся под влиянием наследственной предрасположенности, психологии подростка, его взаимодействия с ближайшим окружением в семье, в школе, а также общественных условий, в которых он живет. Поэтому предупреждение аддиктивно-го поведения включает, с одной стороны, борьбу с распространителями ПАВ, с другой — противодействие факторам, стимулирующим аддикцию и развитие зависимости. Профилактика как система удобнее всего применяема в условиях образовательного учреждения. О, хотелось бы подчеркнуть, что профилактические меры должны быть четко продуманы, подтверждена эффективность их использования!
Опыт применения программы «Я - свободен», разработанной нами и применяемой в течение 10 лет в условиях образовательного учреждения (средняя школа, лицей-интернат) свидетельствует о надежности принципов, на которых она основана. Данная программа удостоилась диплома победителя Всероссийской олимпиады научных работ в сфере профилактики подростковой наркомании и наркопреступности в 2005 году. С тех пор она ежегодно совершенствуется на основании анализа результатов диагностики ее эффективности. В связи с этим, мы считаем необходимым поделиться опытом с заинтересованными в этом направлении коллегами.
Программа профилактики аддиктивного поведения «Я - свободен!» учитывает все особенности и новообразования возраста детей и подростков и базируется на следующих принципах:
- конструктивно-позитивный характер, предполагающий не запрещение тех или иных форм поведения, а развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих защищенность от вовлеченности в ад-дикции;
- охват всех формы деятельности педагога-психолога (просвещение, диагностика, коррекция), а так же всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, сами учащиеся), что позволяет всесторонне воздействовать на субъекта профилактики - подростка;
- информации о ПАВ предоставляется: родителям - о причинах, признаках употребления ПАВ и коррекции зависимости; педагогам - о видах, действии, и признаках опьянения ПАВ; учащимся - о том, какие вещества являются ПАВ, фазах зависимости, признаках наступления зависимости, но ни в коем случае - не о видах ПАВ, не о вызываемых ими ощущениях, способах получения;
- возможность для подростка сравнить понятия «зависимость» и «свобода», и сделать свой собственный выбор, без «давления».
Основная цель - предупредить возможное начало аддиктивного поведения, употребления ПАВ. К цели мы идем, пошагово выполняя задачи:
51, 2012 Тюменский медицинский журнал
Психиатрия, наркология, психотерапия
1. Сформировать представление о ПАВ, как о веществах, ограничивающих свободу человека.
2. Предоставление информации о видах, признаках, вреде ПАВ и т.д.
3. Предоставление родителям информации о причинах употребления ПАВ подростками, связанных с недостатками воспитания, отношения к ребенку, личным примером.
4. Научить подростков альтернативным вариантам, которые можно противопоставить ПАВ.
5. Сформировать у подростков умение четко формулировать аргументы против ПАВ, противостоять групповому давлению.
6. Показать подросткам реальные последствия зависимостей.
7. Привлечь подростков к внешкольной профилактике употребления ПАВ, к участию в общем деле.
Ожидаемый результат: подросток осознает невыгодность зависимого положения и преимущества жизненного выбора, которые дает свобода и независимость. Особенность подросткового возраста -стремление к независимости и желание почувствовать себя хозяином своей судьбы - используется в программе в полной мере - подросток, ненавязчиво получая информацию, делает выбор в пользу независимости.
Такой подход к профилактике аддиктивного поведения имеет неоспоримые достоинства, такие как практичность, адаптированность к условиям наших учебных заведений, учет всех возможностей, которыми обладает психолог и социальный педагог в образовательном учреждении, опора на научные медицинские и психологические знания,. Однако, проявляются и некоторые трудности, среди которых в частности особенности личности специалиста, занимающегося профилактикой: необходимость поддерживать связь со специальными учреждениями, специалистами узкого профиля, иметь организаторские и ораторские способности, знать основы психиатрии и наркологии и т.п., а так же необходимая материальная база в виде как минимум - тренингового кабинета, оснащенного магнитофоном, мультимедийной аппаратурой, ви-деопроетюр? ма наш взгляд, в профилактике зависимости от ПАВ большую роль играет внимание к психическому состоянию подростка, к его душевному миру и здоровью, к его поведенческим навыкам и умениям. Приходится признать, что немногочисленные примеры наглядной антинаркотической информации отличаются однозначностью: формирование отвращения к потребителям и наркотическим аксессуарам, что соответствующим образом отражается в эстетике черно-мрачных тонов и форм. Гуманистическая направленность, ориентиры на укрепление и развитие всего положительного в ребенке и подростке, на пропаганду здорового образа жизни редко находят отражение в плакатах, рекламных клипах и т. п., которые демонстрировали бы общественное мнение, распространенные нормы поведения в противовес аддикции, хотя сейчас наблюдается выраженная
тенденция к увеличению грамотно выстроенной социальной рекламе.
Еще раз хочется подчеркнуть - необходимость профилактики! Причем, правильной профилактики, которая направлена на сокращение числа подростков, попадающих ежегодно в зависимость от ПАВ, а не на плановую отчетность и иллюзию сопричастности к делу профилактики зависимости.
Профилактическими мероприятиями должны заниматься люди неравнодушные, ответственные, умеющие заинтересовать, эмоционально привлечь подростка, понимающие, что профилактические мероприятия - не «галочка» в общем отчете учебного заведения, а важная «капля», одна из многих, а может быть именно та, которая изменит форму камня!
КЛИНИКО-ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА РАВЕНА У БОЛЬНЫХ СИМПТОМАТИЧЕСКОЙ ЭПИЛЕПСИЕЙ В СТРУКТУРЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Г.Н. Кобозев, О.Д. Ларина,
А. В. Кудряшов, И.Ю. Орлов, Б. В. Вильянов
Центр патологии речи и нейрореабилитации, г. Москва
E-mail авторов: [email protected]
Цель исследования: изучение взаимосвязи результативности выполнения теста Равена, интенсивности проявления симптоматической эпилепсии (СЭ) и выраженностью нарушения корково-подкорковых взаимодействий у больных с последствиями органического заболевания головного мозга сосудистого и травматического генеза.
Материал и методы:
Обследовано 31 больной (22 мужчины и 9 женщин) с органическими заболеваниями головного мозга сосудистого и травматического генеза, осложнившимися симптоматической эпилепсией. Из числа исследованных больных у 13 (41,9%) были последствия тяжелой ЧМТ, у 18 (58,1%) - инсульта головного мозга. Большинство больных (90,3% больных) поступали в стационар повторно.
По тяжести проявления симптоматической эпилепсии испытуемые были разделены на 2 группы: первую (21 человек, 67,7%) составили пациенты с неблагоприятным течением заболевания, у которых припадки носили генерализованный характер, повторялись многократно, несмотря на противосудорожную терапию. Вторую группу составили больные с благоприятным течением эпилепсии (10 больных, 32,3%), у которых в ходе лечения формировалась медикаментозная ремиссия, повторных припадков в период настоящего обследования не наблюдалось, либо редкие припадки наблюдались только на ранних этапах наблюдения.
Результаты исследования:
Тюменский медицинский журнал № 1, 252