Список литературы
1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 2004.
2. Кречетников К. Г. Проектирование образовательной среды как основа информационных технологий в вузе. - М.: Госкоопцентр, 2002.
3. Инновации в образовании: журн. - 2012. - 2013.
4. Лосев К.В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения: дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2013.
5. Методическое проектирование: метод. пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов. - 3-е изд., испр. и доп. - ДМУП «Информационный центр», 2012.
6. Муравьева Г.Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: моногр. / под ред. М.М. Левиной. - М., 2002.
7. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе: авто-реф. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2003.
8. Пахомова Н.Ю., Дмитриева И.В., Пухова Л.В. и др. Учебное проектирование. -СПб.; М., 2010.
9. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. - М., 2012.
10. Попов Ю.И. Управление проектами: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений. - М.: ИНФРА, 2008.
11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999.
12. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология: учеб. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2002.
13. Яковлева Н. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. -2002. - № 6. - С. 8-14.
С. И. Лустин, Е. А. Щука Психологические особенности беременных женщин
Беременность вызывает глубокую перестройку организма женщины, затрагивающую как физиологическую, так и психологическую сферы.
Во время беременности у женщин может возникать эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, сензитивность, мнительность, астеничность, снижающая активность личности, неадекватная самооценка [1; 7]. В психологии беременности для прогнозирования поведения и проектирования психологического вмешательства выделяются типологические различия отношения женщин к беременности: адекватный, тревожный,
и | и и ^ и и ■■
эифорическии, игнорирующие амбивалентный, отвергающий. Для адекватного типа характерно отсутствие сильных и длительных отрицательных эмоциональных переживаний. Тревожный тип связан со страхами, беспокойством, депрессивным состоянием, особенно в первые три месяца беременности. При эйфорическом типе все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, отсут-
ствие дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Игнорирующий тип проявляется в поздней идентификации беременности, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. При амбивалентном типе общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности и родов. Для отвергающего типа характерны тревоги и резкие отрицательные эмоции
Многие из этих и других тревог происходят от незнания некоторых аспектов, связанных с беременностью, родами, развитием ребенка. Еще одной из причин возникновения тревоги может являться чувство одиночества беременной, непохожести на других женщин, субъективное отсутствие понимания. Исследованиями многих авторов показано, что частое состояние тревоги неблагоприятно сказывается на течение беременности и развитии плода.
Развитие неблагоприятных психических состояний может привести к нарушению механизмов преодоления стрессовых и вообще кризисных ситуаций. Несформированность адаптационных механизмов ведет к невротическим или психосоматическим формам реагирования, что может проявиться в нарушении репродуктивной функции. Повышенная тревожность, психическая истощенность, утомляемость и эмоциональный стресс у беременных, особенно при патологии беременности, способствуют формированию недостаточного характера вегетативного обеспечения, в стрессовых переживаниях они склонны к чрезмерным страстям и порывам, к неадекватным реакциям на действительность, что способствует неуверенности в себе и низкой самооценке. Эти женщины в меньшей степени способны вести активный поиск нового опыта, в меньшей степени терпимы к неконтролируемому и непривычному опыту.
Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние. Очень важно во время беременности выяснить вопросы, которые волнуют беременную, и ее отношение к предстоящим родам.
Беременность женщин, столкнувшихся с патологическим ее течением, включается в круг ситуаций, вызывающих сильное беспокойство, стресс. Такие женщины ориентированы скорее на состояние неудачи, что подразумевает большее эмоциональное беспокойство во время вынашивания ребенка. Они считают, что состояние уверенности в себе до-
242
стижимо только после рождения ребенка, в отличие от беременных с нормальным протеканием беременности. В случае переживания хронического стресса, вызванного психотравмирующей ситуацией, у этих женщин формируются различные невротические расстройства, выраженная астенизация организма, реакция «ухода», отрицание проблем, соматизация [1].
Во время беременности происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины, беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другим и к миру, происходит трансформация ценностно-смысловых составляющих образа мира, собственной идентичности в новых условиях [2; 5].
Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие - все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин. Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического криза. Как известно, при беременности происходит развитие доминантного возбуждения, оказывающего глобальное влияние на течение регуляторных процессов, формируется специфический уровень высшей нервной деятельности, способствующий нормальному развитию беременности. При надпорого-вом стрессовом воздействии может происходить срыв защитных механизмов, искажение или подавление развития доминанты, что приводит к нарушению регуляции гомеостатических процессов, обеспечивающих физиологическое течение беременности. Особенности нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо рассматривать как проявление адаптации организма и личности к наступающей беременности [8].
Важную роль в возникновении токсикозов, невротических расстройств, а также угрозы невынашивания и преждевременных родов, в период беременности играют психологические факторы. Поэтому в психологии саму ситуацию беременности и материнства рассматривают как кризисную, требующую адаптации к беременности как физиологическому и психосоматическому состоянию, и адаптации к материнству как принятию роли матери и материнской позиции, женщина учится воспринимать будущего ребенка, соотнося свои потребности с фактом его существования [3]. Адаптация может осложняться стрессовыми факторами (возникающие осложнения в течение беременности, отношения с близкими и т. п.) и фрустрирующими факторами (не оправданы ожидания, связанные с появлением ребенка, необходимость отказа от значимых целей, ущемление потребностей и т. п.).
Динамика психического здоровья женщины в период беременности отражает функционирование системы взаимодействия матери и ребенка
243
и опосредована способностью женщины к пересмотру и изменению своих жизненных целей в соответствии с целями будущего ребенка. Каждый раз способ переживания стрессовой ситуации и стратегия адаптации к ней будет зависеть от личностных особенностей женщины и от того, насколько фрустрирующими для нее окажутся все составляющие ситуации беременности и материнства [4].
Состояние беременности - это, как правило, амбивалентное состояние. Для будущей матери период беременности - время существования разнонаправленных потребностей и поиск гармоничного их примирения. Это одновременно и общность, и дифференциация собственного я и объекта «внутри меня». Прохождение процессов дифференциации необходимо для становления материнства и развития раннего диалога с ребенком. В противном случае соматическое состояние беременности будет замещать осознание себя матерью [6].
Принятие своей телесности является важной задачей психотерапии во время беременности. Иногда беременность - это чуть ли не первая возможность тела предъявить свое существование формированием материнской сферы - это становление женской зрелости, следующим этапом которой является развитие материнских чувств во взаимодействии с собственным ребенком [9].
Можно сделать вывод, что беременные женщины, находящиеся на лечении в акушерско-гинекологическом стационаре нуждаются в специализированной психологической помощи, которая чаще всего заключается в психокоррекции и психотерапии нарушений аффективной сферы, среди которых ведущими являются невротические расстройства и тенденции к депрессивным состояниям.
Список литературы
1. Азарных Т.Д., Тартышников И. И. Психическое здоровье. - М., 2008. - 111 с.
2. Бассет Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности. -СПб., 2007. - 28 с.
3. Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. - 2006. - Т. 2. - Вып. 4. - С. 69-70.
4. Захаров А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов // Перинатальная психология и родовспоможение. - СПб.: Питер, 2007. - С. 30-45 с.
5. Захарова Г.А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. - 2007. - № 3. - С. 29-33.
7. Леус Т. В. Материнство - опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. - М., 2005. - 289 с.
8. Менделевич В.Д. Клиническая психология. - Казань, 2008. - 587 с.
9. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / пер. с англ. - СПб., 1997. - 195 с.