Научная статья на тему 'Психологические особенности адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников в вглту'

Психологические особенности адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников в вглту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова З.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников в вглту»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВГЛТУ

З.Н. Новикова, старший преподаватель, Воронежский государственный лесотехнический университет, г. Воронеж

Бывший школьник, приходя в высшее учебное заведение, испытывает, особенно в первое время массу трудностей. Все эти трудности обычно называют процессом адаптации. Адаптация это сложный и многоуровневый процесс, который включает в себя и психологическую и социальную, и педагогическую составляющие.

Процесс адаптации становится жизненно необходим, когда человек начинает взаимодействовать со средой, с которой имеет рассогласование, необходимость изменений и диктует все последующие действия индивиду. Изменяется сам студент, приспосабливаясь к новым условиям обучения и жизни, изменяется характер связей и взаимодействие в целом его с системой образования, т.е. есть появляются некие условия, в которых прежние формы поведения становятся малоэффективны, что вынуждает человека искать новые формы поведения для преодоления затруднений.

Адаптация студента к условиям современного образования является одной из наиболее важных проблем. Первые месяцы обучения в вузе часто связанны для студентов со стрессовыми ситуациями, сменой жизненных стереотипов, с социальными переменами в жизни. Чем успешнее и активнее будет проходить период адаптации, тем выше будет уровень профессиональной подготовки студентов и быстрее усвоение знаний.

В условиях перехода высших учебных заведений к многоступенчатой подготовке кадров доминирующая роль в учебном процессе отводится организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Введение многоуровневого образования ставит перед высшей школой новые задачи. При подготовке профессиональных кадров необходимо опираться на процесс сотрудничества студента и преподавателя, так же развивать студента как творческую мыслящую личность, ключевыми чертами которой являются конкурентоспособность, компетентность и самостоятельность. Важно привнести в процесс обучения субъект-субъектные отношения студента и преподавателя. То есть преподаватель не должен уделять основную массу учебного времени чтению лекций и быть транслятором основных положений и задач изучаемой науки. Главная задача преподавателя - это научить студентов учиться, умению самому добывать знания и сопоставлять их, делать выводы и имеющиеся данные переосмысливать в новом качестве. А задача учащегося - это не пассивно воспринимать информацию, которую дает преподаватель в лекционном курсе, а быть соучастником учебного процесса, активно работать над его формированием, быть не объектом образования, а субъектом. Данный вопрос был актуален и в

условиях подготовки специалистов, было издано множество научных работ и статей, сформулированы различные подходы к тому, что бы помочь учащимся становиться субъектами обучения.

Перед современным высшим образованием стоит задача - сформировать гармонично развитую личность, у которой хорошо будут развиты мировоззренческие позиции и установки в отношении обучения и профессиональной деятельности, которая будет стремиться к высоким профессиональным достижениям.

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.

2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.

3. Аккомодация - принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социокультурной среды ценностей индивида.

4. Ассимиляция - совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

5. Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность - определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации.

Все стратегии адаптивного поведения можно разделить на два вида -активные и пассивные:

- активное изменение себя;

- активное изменение среды;

- уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;

- уход из среды, поиск новой;

- пассивное подчинение условиям окружающей среды;

- пассивное ожидание изменений внутри себя;

- пассивное ожидание внешних изменений.

Неумение встроиться бывшего школьника в новые социальные отношения может повлечь за собой у него потерю интереса к обучению (даже при наличии ранее высокого познавательного интереса), появлению ложного чувства взрослости (свобода посещения занятий), отсутствию желания участвовать в общественной жизни.

Очень важно воспитать в человеке самостоятельность, т.е. человек должен быть способным управлять своим поведением и делать всякое дело сам. Самостоятельность является основным признаком человека, как субъекта деятельности. Самостоятельность - это умение, делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему произволению. Один из основных критериев обучение - это доля самостоятельной работы студента в этом самом обучении. Ведь ни для кого не секрет, что знания, полученные через собственный опыт приобретают совершенно другой смысл, они уходят из области теорий и переходят в реальную плоскость. Знания обретают смысл.

Без развития самостоятельности невозможно развитие личности, но для этого студент должен понимать и принимать существующие в данной среде правила и установки.

В Воронежском государственном лесотехническом университете основная масса студентов это люди приехавшие продолжать свое обучение из маленьких городов или из сельской местности. Поэтому кроме общих трудностей, присущих всем студентов первого курса: увеличение объема учебной нагрузки; трудности в усвоении новых дисциплин; непривычный уровень подачи материала; сложности взаимоотношений в новом коллективе; построение совершенно новой системы отношений с преподавательским составом вуза. Но кроме этого у многих первокурсников появляются проблемы частного характера, как, то новый, более быстрый темп жизни в городе, нежели они привыкли; постоянное нахождение среди множества людей и наконец - проблема привыкания к жизни в студенческом общежитии.

В течение 2014-2015 и 2015-2016 учебных годов были опрошены 70 первокурсников (50 человек из них приехали на обучение из других населенных пунктов нашей страны, жители сельской местности и маленьких городов) в конце первого семестра. Было предложено ответить студентам на вопросы анкеты о трудностях, с которыми столкнулись вчерашние школьники вначале обучения в вузе и факторы которые помогли в адаптации к новым условиям. Затем проведено обсуждение результатов анкетирования:

78 % респондентов ответили, что большие трудности поначалу испытывали по поводу практически всего учебного процесса: большой объем информации, более активная подача учебного материала, трудности вызывало и привыкание к отличному от школы, временного промежутка урока (90 минут), сложно было найти оптимальные режимы труда и отдыха.

60 % респондентов высказались о трудностях публичного выступления, особенно на занятиях, относящихся к гуманитарному циклу, где необходимо не только высказать общепринятую в данной науке точку зрения, но и вынести на обсуждение группы свою точку зрения по рассматриваемому вопросу, а также обсуждение ее совместно с группой. Для многих это было просто практически не выполнимым задание.

58 % первокурсников отметили сложности при освоении навыков самостоятельной работы, т.е. поиск источников информации (неумение работать с библиотечным каталогом); определение важного и второстепенного в статьях, учебниках по конкретному вопросу; обилие незнакомых терминов и сложных для восприятия определений.

34 % респондентов высказались о существовании у них такой трудности, как трудность в построении взаимоотношений с новым коллективом, боятся проявлять себя, вдруг твоя точка зрения (умения, знания) не имеют ценности в данном обществе.

88 % студентов проживающих в общежитии сказали, что испытывали большие проблемы в адаптации к условиям проживания. «Очень было трудно, практически на грани возможного, привыкнуть, что ты находишься целые сутки в присутствии посторонних людей и так каждый день».

Среди факторов оказавшим помощь в адаптации первокурсников к условиям обучения в университете более 50 % выделили такие как:

1. Организация работы кураторов, создание кураторских консультаций для студентов первого курса. Но в тоже время студенты подчеркивали, что количество данных мероприятий было недостаточно и часто они носили формальный характер.

2. Проведение различных мероприятий вовне учебное время, где первокурсники могли проявить себя, а что самое главное (по словам самих студентов) возникали новые, неформальные взаимоотношения с одногруппниками, а также и со студентами старших курсов.

3. Желание многих преподавателей оказать помощь в адаптации и ориентация их на индивидуальные потребности и возможности студентов в группе.

4. Проявление контроля со стороны деканата.

Очень важным звеном в процессе адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе является психологическая служба вуза.

Современные представления о целях, задачах, функциях психологической службы системы образования отличаются разнообразием. Но объединяющим началом многих моделей служат гуманизации образования, его переориентации на индивидуальное развитие личности. Современное образование движется от информационной парадигмы к развивающей, и психологическая служба образования призвана активно способствовать, этим тенденциям [2].

Для улучшения процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе необходимо, со стороны психологической службы вуза, выявлять трудности периода адаптации; учитывать особенности первокурсников на данный момент; подготовить на их основе рекомендации для преподавателей и кураторов; проведение семинаров совместно с представителями социальной, внеучебной, воспитательной работы; проведение различных вне учебных мероприятий с целью развить навыки конструктивного общения у студентов; научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов; индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей.

Успешная адаптация первокурсников необходимо не только им, но и всему вузу, т.к. влияет на весь процесс обучения, на построение отношений в группе и с профессорско-преподавательским составом.

Список использованной литературы

1. Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации

студентов к образовательному процессу технического вуза / Автореф. дисс.....

канд. пед. наук / Е.В. Осипчукова. - Екатеринбург, 2009. - 25 с.

2. Хлоповских Ю.Г. Психолого-педагогическая деятельность практического психолога образования: монограф. / Ю.Г. Хлоповских / Под ред. Н.И. Вьюновой. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2007. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.