Научная статья на тему 'Психологические основы современной методики обучения английскому языку'

Психологические основы современной методики обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1606
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / МОТИВАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТИП ЛИЧНОСТИ / DIFFERENTIATED TEACHING / PSYCHOLINGUISTICS / MOTIVATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / PSYCHOLOGICAL FUNDAMENTALS OF TEACHING / INNOVATIVE APPROACH TO TEACHING / INTELLIGENCES AND TYPES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошлыкова Людмила Викторовна, Пушкина Анна Владимировна

В статье рассматриваются психологические основы обучения английскому языку на базе современных зарубежных подходов на примере метода проектов с учетом типа личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological principles of contemporary English teaching methods

The article deals with psychological fundamentals of contemporary foreign English teaching approaches on the basis of the project method taking into account of students' intelligences and types of personality.

Текст научной работы на тему «Психологические основы современной методики обучения английскому языку»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Л.В. Кривошлыкова, А.П. Пушкина

Кафедра иностранных языков Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются психологические основы обучения английскому языку на базе современных зарубежных подходов на примере метода проектов с учетом типа личности студента.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, психолингвистика, мотивация, межкультурное общение, психологические основы обучения, инновационный подход к обучению, интеллектуальные способности, тип личности.

Ключевым моментом современного образовательного процесса является его инновационность — готовность и способность человека к разработке новых идей, новых технологий и их внедрению. Инновационность предусматривает развитие научного творчества в процессе работы, достижение определенных значимых результатов. Главной составляющей инновационного подхода к обучению является «деятельностный подход в контексте личностно-ориентированной деятельности» [2].

Методические исследования в области практического изучения иностранного языка особенно остро ставят вопрос о специфической связи методики и психологии. По Н.В. Рахманову, весьма важным моментом, теснейшим образом связывающим методику преподавания иностранного языка с психологией, является положение о единстве речи и мышления [3].

Современная отечественная методика традиционно опирается на четыре общих подхода (стратегии) обучения.

1. Бихевиористский подход, в основе которого лежат взаимоотношения «стимула» и «реакции». Главная задача обучения состоит в формировании навыков посредством интенсивной тренировки.

2. Индуктивно-сознательный подход базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями.

3. Познавательный подход реализуется в усвоении элементов теории изучаемого языка в виде работы над изучением правил фонетики, грамматики, словоупотребления.

4. Интегрированный подход реализуется в соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения [1].

В последние десятилетия методисты, психологи и педагоги англоязычных стран все чаще говорят о дифференцированном подходе к обучению иностранным языкам, что, по их мнению, обуславливается существованием различных структур личности [1].

Действительно, ни для кого не является секретом тот факт, что преподаватель иностранного языка в своей работе имеет дело со студентами разного уровня, разной подготовки, причем в рамках одной группы. Такие группы принято называть разноуровневыми/^mixed-ability classes». Для одних учащихся характерен слуховой тип памяти, абсолютный слух, способность к имитации, для других — зрительный или моторный тип памяти, отсутствие музыкального слуха, специальные перцептивные умения логического плана.

При выборе стратегии обучения и методических принципов необходимо учитывать структуру личности, которая позволяет учащимся лучше усваивать учебный материал, овладевать речевыми моделями и грамматическими формами.

В этой связи нам кажется весьма удачным данное Дж. Роузом (директором отдела по подготовке преподавателей английского языка в международной школе в Лондоне) сравнение учебного процесса (урока) с лифтом. А именно: всем нужно попасть в лифт. Кому-то из студентов удастся зайти в него без проблем, кому-то придется проталкиваться. Некоторые доедут до верхнего этажа, другие остановятся на третьем, а кто-то поднимется лишь до второго этажа. Но каждый из них, так или иначе, продвинется вверх. Главное, чтобы учащийся чувствовал, что присутствовал на занятии не зря, что достиг определенных успехов. Но зачастую уже на начальном этапе преподаватель «приклеивает» к студентам такие ярлыки, как «хороший», «средний» или «слабый», и относится к ним соответственно в течение всего курса обучения. И далеко не каждый студент, получивший подобный ярлык, пытается изменить свой статус в глазах преподавателя [6].

На наш взгляд, существует целый ряд причин, являющихся временными и преодолимыми, которые влияют на успешность усвоения учебного материала. Назовем основные:

— отсутствие/наличие базовых знаний;

— неудачный предыдущий опыт изучения иностранного языка;

— способности к изучению иностранного языка;

— стиль обучения (у каждого студента он индивидуален);

— отношение к обучению;

— мотивация;

— «приклеенный» ярлык слабого студента (отсюда отсутствие мотивации);

— «приклеенный» ярлык сильного студента (излишняя самоуверенность мешает совершенствоваться);

— физиологические особенности (быстрая утомляемость, рассеянное внимание);

— недостаточная физиологическая зрелость по сравнению с другими (лишает студента уверенности в своих силах).

Не вызывает сомнений тот факт, что преподаватель не может не учитывать психологических, физиологических, интеллектуальных особенностей студента.

В статье «Искусство педагогики» / "The art of teaching" авторы предлагают таблицу, которая помогает педагогу выбрать наиболее эффективные виды деятельности для каждого типа личности с точки зрения несовпадающих интеллектуальных способностей (intelligences) и функциональных особенностей анализаторов учащихся.

По форме восприятия информации различают следующие группы обучаемых и свойственные им способности (табл. 1):

Таблица 1

Доминирующие виды деятельности с учетом типа личности студента

Тип личности Доминирующие виды деятельности

Verbial-Linguistic Вербально-лингвисти- ческий storytelling — повествование retelling — пересказ speaking — говорение debating — обсуждение presenting — представление, презентация, доклад reading aloud — чтение вслух dramatizing — инсценировка nonfiction reading— чтение научной литературы researching — исследовательская деятельность listening — аудирование process writing — эссе, сочинения, изложения writing journals — создание журналов

Logical-Mathematical Логико- математический problem solving — решение проблем measuring — измерения coding — кодирование, маркирование sequencing — планирование, установление последовательности critical thinking — критическое мышление predicting — попытка угадать, почувствовать playing logic games — логические игры collecting data — сбор информации experienting — проведение экспериментов solving puzzles — решение логических задач, кроссвордов, загадок classifying — описание, сортировка learning scientific model — изучение научных моделей using geometry— использование геометрии

Visual-Spatial Визуально-пространственный graphing — работа с графическим изображением photographing — фотография making visual metaphors — создание зрительных образов making visual analogues — создание зрительных аналогов mapping stories — составление рассказа по картинкам making 3D projects — создание 3D-проектов painting — рисование illustrating— иллюстрирование using charts — использование таблиц и схем visualizing — визуализация sketching — создание эскизов, схем patterning — моделирование visual puzzles —визуальные задачи

Bodily-Kinesthetic Физико-кинестетический hands on experimenting — непосредственное участие в исследовании physical education activities — физические упражнения crafts — ремесла dramatizing — инсценировка using cooperative groups — работа в группах dancing — танцы

Musical Музыкальный humming — напевание мелодии rapping — постукивание playing background music — использование фоновой музыки patterns — мелодический рисунок forms — модели, образцы playing instruments — игра на музыкальных инструментах tapping out poetic rhythms — выстукивание ритма rhyming — рифмование singing — пение

Окончание

Тип личности Доминирующие виды деятельности

Interpersonal Межличностный classroom parties — аудиторные мероприятия peer editing — взаимоконтроль sharing — разделение обязанностей, ролевые игры group work — групповая работа peer teaching — обмен опытом conflict mediation — урегулирование споров discussing — обсуждение brain storming — поиск творческих идей (мозговой штурм)

Intrapersonal Внутриличностный personal response — индивидуальные ответы individual study — самостоятельное изучение personal goal setting — индивидуальная постановка цели individual projects — индивидуальные проекты journal log keeping — ведение рубрики в журнале personal choice in projects — индивидуальный выбор проекта independent reading — индивидуальное чтение

Naturalistic Натуралистический reading outside — чтение на природе cloud watching — наблюдение за облаками identifying insects — определение насекомых identifying plants — определение растений using microscope — использование микроскопа bird watching — наблюдение за птицами going to the zoo — поход в зоопарк

Источник: [5].

Некоторые виды деятельности, предлагаемые авторами, на первый взгляд кажутся неприемлемыми при работе со взрослой аудиторией, в частности, натуралистическому типу личности предлагаются такие «нелепые» задания, как работа с микроскопом, наблюдение за облаками, поход в зоопарк. Однако в каждой группе всегда найдется один, а то и несколько студентов натуралистического склада, которым сложно работать с таблицами, списками тематического вокабуляра, но при правильно выбранном задании (посещение музея, парка, чтобы собрать необходимый материал, сделать фото, побеседовать с посетителями, и как результат — составить рассказ или написать эссе на заданную тему с последующей презентацией) дает положительный результат, достигается одна из промежуточных целей — повышение мотивации. И если объединить этого студента с другими, например, физико-кинестетическим или визуально-пространственным типом личности, будьте уверены, что в конце семестра вы увидите успешный проект или яркую запоминающуюся презентацию.

Учитывая приведенный в таблице перечень индивидуальных способностей к восприятию информации, преподаватель должен попытаться выстроить занятие так, чтобы не только задействовать каждого студента в группе, но и вызвать мотивацию к получению, переосмыслению и усвоению информации.

Мы предлагаем одно из наиболее оптимальных, на наш взгляд, решений данной задачи. Это — так называемый метод проектов. Данный метод заключается в том, что после изучения определенной темы («Современная семья», «Проблемы со здоровьем» и др.) студенты готовят и защищают на иностранном языке собственные проекты по данной теме, а точнее — отдельные аспекты в рамках этой темы согласно типу личности.

Сам по себе проект — это результат самостоятельной исследовательской работы студентов с обязательной презентацией (инсценировка, обсуждение, ролевая игра и т.д.) на иностранном языке. При таком подходе каждый студент получает возможность проявить себя, творчески подойти к заданию. Надо отметить, что студентам метод проектов очень импонирует и они работают над ним с удовольствием, так как грамотно распределенные роли практически гарантируют успешное выполнение заданий, предложенных педагогом с учетом типа личности конкретного студента.

Предлагаем вашему вниманию примерный план для выполнения проекта по теме «Проблемы со здоровьем» с учетом индивидуальных способностей студентов (табл. 2).

Таблица 2

TOPIC: Health problems

STUDENTS TASK

1. Visual Spatial Read articles, interviews and make a chart or a diagram/scheme of health problems beginning with the most serious ones to your mind.

2. Logical-Mathematical Choose one of health problems (smoking, drug taking, overeating, not going in for sports), give reasons for such and such problem, classify them and propose the solution for problems in question.

3. Verbal-Linguistic Collect data or do a kind of research as for health problems of your friends, parents, neighbours. Make a story about each of them and make an emphasis on the causes which led to poor health.

4. Bodily-Kinesthetic Persuade your classmates by dramatizing a scene and using cigarettes that smoking is bad, that doing exercises keeps you fit.

5. Naturalistic Do a kind of research using different packets of cigarettes, boxes of sweets/chocolate/cookies or products with high percentage of fat, or whatever, on the one hand, and milk products, vegetables on the other, and prove that some products are very dangerous, others are necessary for your health.

6. Musical Collect some songs or/and poems about health. Explain the reason for choosing this or that material.

7. Interpersonal Write a script of a scene and dramatize it (between a doctor and a patient); or an interview with a sportsman/ famous dietitian and dramatize it.

8. Intrapersonal Make your personal choice in the project taking into account of changes in your own health or your relatives' health. What would you change in your or their life?

Как видно из табл. 2, преподаватель, выступая в роли координатора, предлагает студенту подходящий его типу личности аспект проекта. В результате каждый из студентов добивается определенной цели и успехов. Необходимо отметить, что в нашей практике не было случаев «провального» проекта. Презентации проходят с энтузиазмом, все принимают активное участие в дискуссиях, выражают собственное мнение, причем только на иностранном языке.

Мы хотели бы подчеркнуть, что работа с проектами дает возможность каждому не только закрепить и расширить вокабуляр по той или иной теме, но и научиться самостоятельно и творчески подходить к заданиям, добиваться успеха, чувствовать себя равным в группе (особенно это необходимо слабому студенту для дальнейшей мотивации) и, наконец, преодолеть боязнь выступления перед аудиторией.

Педагогу важно помнить, что максимально раскрыть и реализовать потенциальные способности студента при обучении иностранному языку представляется возможным только при учете его психологических, физиологических, интеллектуальных особенностей. Урок — это творчество, а подготовка к нему — всегда мозговой штурм, «ориентированный четко на реальный практический результат, значимый для каждого студента, участвовавшего в разработке проекта» [2].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. — М.: Русский язык, 1991. — С. 28—38.

[2] Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: РУДН, 2010.

[3] Рахманов И.В. Некоторые вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. — М., 1991. — C. 9—20.

[4] Яновская Л.В. Основы психологии. — М.: ТД «Издательство Мир книги», 2007.

[5] URL: http://www.teachervision.fen.com

[6] URL: http://www.trudimsya.net/motiv.html

PSYCHOLOGICAL PRINCIPLES OF CONTEMPORARY ENGLISH TEACHING METHODS

L.V. Krivoshlikova, A.P. Pushkina

Department of foreign languages The Faculty of Philology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article deals with psychological fundamentals of contemporary foreign English teaching approaches on the basis of the project method taking into account of students' intelligences and types of personality.

Key words: differentiated teaching, psycholinguistics, motivation, intercultural communication, psychological fundamentals of teaching, innovative approach to teaching, intelligences and types of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.