В.П. Белогрудова, А.В. Семерикова
Теория множественного интеллекта Г. Гарднера и ее принципиальное значение для современного образования
Каждому из нас приходилось приклеивать ярлыки людям. Некоторые до #1 пор идут по жизни с ними. «Технарь», «двоечник», «бездарь», второгодник» - вот лишь некоторые из них. Самые обидные из них тяжело 1анят детскую душу, и ребенок страдает от заниженной самооценки. Но вправе л мы называть ребенка бездарным, если дроби и таблица умножения никак не отят укладываться в его голове, но в то же время ребенок уже пишет стихи? А ак быть с тем мальчишкой, которого все называют лентяем, но он лучше всех грает в футбол? Как относиться к таким детям? Как помочь им учиться и азвиваться, выбрать правильный путь в жизни?
Ответ на эти вопросы можно найти в теории множественного интеллекта оварда Гарднера, которую он разрабатывал в рамках программы исследований ворческого потенциала человека. В отличие от большинства исследователей, тверждающих, что все люди обладают одним интеллектом (который часто азывают g-фактором как сокращение от general intelligence - «общего нтеллекта»), Г.Гарднер на основании многочисленных исследований хверждает, что люди наделены рядом относительно автономных интеллектов. !ледует сказать, что Г.Гарднер строил свою модель множественного нтеллекта не на пустом месте. Попытки многофакторного анализа интеллекта редпринимались многими учеными: двухфакторная теория структуры нтеллекта Ч. Спирмена, многофакторная теория Терстоуна и др. Однако менно Гарднер бросил вызов устоявшемуся в науке мнению о наличии ниверсального интеллекта, заявив, что традиционная модель универсального нтеллекта I.Q. научно не состоятельна и является источником социальной есправедливости [Гарднер 2007: 12].
Идею множественного интеллекта Гарднер разрабатывал на основе ногочисленных исследований и наблюдений за вундеркиндами, людьми с оражением участков мозга, нормальными взрослыми. В результате этих сследований он выделил сначала семь, а позднее еще два вида амостоятельных интеллектов: вербально-лингвистический, музыкапьно-Итмический, логико-математический, визуально-пространственный, тслесно-Инестетический, межличностный, внутриличностный, натуралистический, Оистенциальный.
Рассмотрим особенности выделенных Г.Гарднером видов интеллекта в Нтерпретации самого ученого, а также современных исследователей, Снимающихся изучением этой проблемы (В.Н. Дружинин, В.К. Загвоздкин, М. ошанов).
1 .Вербально-лингвистический интеллект несет ответственность» за все Ногообразие устной и письменной речи, включая способности к грамматике, •*нию, рассказу, письму, поэзии, сочинительству, способность точно
употреблять язык для выражения и рефлексии своих мыслей. Этот тип интеллекта присущ писателям, поэтам, рассказчикам, сатирикам.
2.Музыкально-ритмический интеллект - это способность писать и исполнять музыкальные произведения, способность воспринимать музыку и получать от нее удовольствие. Наличие тонкого чувства интонации, ритма. Вспомним строчки А. Дементьева: <Шусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы». Наиболее яркое выражение данный тип интеллекта находит у композиторов, певцов, исполнителей, учителей музыки.
3 Логико-математический интеллект ассоциируется с так называемым научным мышлением, то есть способностью к индуктивным, равно как и к дедуктивным умозаключениям. Способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между ними, работать с цепью доказательств, устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать закономерности, умение соотносить частное и целое, выдвигать гипотезы. Данный тин интеллекта ярко проявляется у научных работников, компьютерных программистов, бухгалтеров, юристов, банкиров и, конечно же, у математиков.
4.Визуально-пространственный интеллект имеет отношение к таким областям человеческих способностей, как рисование, скульптура, дизайн, навигация, архитектура и даже, как ни странно, игра в шахматы. Этот тип интеллекта предполагает высокоразвитые способности к образному мышлению и, как правило, присущ профессионалам в сфере архитектурно-художественного творчества, картографии, конструирования и даже специалистам в области рекламы.
5. Телесно-кинестетический интеллект отражает способности человека к творческому выражению эмоций, силы и красоты с использованием пластики движений отдельных групп мышц и тела в целом. Этот интеллект предполагает владение, контроль и координацию тела и отдельных его частей. Особенно ярко данный тип выражен у танцоров, артистов балета, спортсменов, акробатов, фигуристов, представителей циркового искусства.
Ь.Внутриличностный интеллект отвечает за способность человека понимать себя и управлять своими импульсами, знать свои границы, управлять своими чувствами и эмоциями, пользоваться ими как средством понимания и управления собственным поведением. Он также предполагает достаточно развитые способности к методологическому мышлению, глубокому анализу действительности, рефлексии, к системному восприятию объектов и явлении-Данный тип интеллекта можно обнаружить у мыслителей, философов духовных учителей (гуру).
1 Межличностный интеллект характеризуется способностью замечать и понимать различие между окружающими, особенно видеть разницу между 1<х настроениями, темпераментом, мотивами и намерениями. Это способность понимать других людей, общаться, взаимодействовать с ними. Такой г111' интеллекта присущ психотерапевтам, религиозным деятелям, политик^1, менеджерам.
8. Натуралистический интеллект — это способность наблюдать, различать и познавать живое, природу. Данный тип интеллекта можно |бнаружить у биологов, ботаников, лесников, ветеринаров, поваров.
9.Экзистенциальный интеллект предполагает способность человека -онимать и придумывать основополагающие вопросы человеческой жизни экзистенция). Представителями этого вида интеллекта являются философы и уховныс вожди.
В 2004 г. теории множественного интеллекта исполнилось 25 лет. В редисловии к изданию своей книги «Структура разума» 2004 г. Г. Гарднер редположил некоторые пути дальнейшего развития этой теории: «Прежде сего, несомненно, будут обнаружены новые виды интеллекта. ... придет время эта классификация расширится или будут пересмотрены (раницы между нтеллектами» [Гарднер 2007: 15-16]. В частности, Гарднер предвидел эвышенный интерес к эмоциональному, компьютерному и духовному тгеллекту. Исследования последних лет подтверждают научное предвидение ¡еного: сегодня, действительно, появились интересные исследования в 5ласти новых видов интеллекта, в том числе и эмоционального [Андреева Ю6].
Что же дает теория множественного интеллекта учителю, в том числе и мтелю иностранного языка? В чем ее принципиальное значение для временного образования в целом? Изучение исследований Г. Гарднера 13воляют сделать следующие выводы.
Большое значение для современного образования имеет вывод Гарднера : одностороннем засилии логико-вербальных форм интеллекта. По его юнию, в школах и университетах придают слишком большое значение зультатам проверочных тестов, нацеленных в основном на проверку логико-рбальных способностей обучающихся. Ученый глубоко убежден, что нельзя ин вид интеллекта оценивать выше других или противопоставлять один угому. Каждый вид интеллекта должен определяться с помощью струментов, подходящих или соответствующих конкретному виду теллекта, а не сквозь очки логико-вербального интеллекта, как это □исходит в традиционных тестах. Более того, ученый убежден, что «виды геллекта не поддаются описанию в оценочных терминах. ... правильнее Чет думать об интеллекте как о потенциале: можно сказать, что для человека, деленного интеллектом, нет никаких препятствий к тому, чтобы им ¡пользоваться» [Гарднер 2007: 120-121]. Как справедливо отмечает В.К. ■воздкин, разделяющий эту идею Гарднера, способности человека можно и кно исследовать в рамках деятельности, персонально значимой для ицсгося [Загвоздкин 2008: 59].
Принципиально важную роль играет положение Гарднера о том, что геллект может быть изменен и развит в процессе обучения. Ученый ерждает, что большинство людей могут развить в себе любой тип ■еллекта до адекватного уровня компетентности. Иными словами, нельзя ерждать, что тот или иной человек не имеет способности к математике,
музыке, литературе или искусству, они просто не развиты у него должным образом. Таким же образом, каждый школьник обладает потенциалом к изучению, например, школьной математики или иностранного языка, если создать для этого необходимые условия. Природа человека многомерна, как многомерна и многообразна его связь с миром. Интеллект может быть развит в процессе обучения.
Гарднер утверждает, что каждый человек имеет не один, а, как правило, несколько интеллектов, которые могут тесно взаимодействовать и влиять на развитие друг друга. Это положение очень важно с точки зрения использования разных типов учебной и игровой деятельности детей в процессе обучения. Наличие у учителя сведений о ведущих типах интеллекта у своих учеников помогает ему индивидуализировать процесс обучения и поддерживать мотивацию к изучению своего предмета. В этом может помочь следующая таблица (перевод наш), составленная В. Макензи, последователем теории Г. Гарднера [McKenzie htip://surfaquarium.com/Ml/inveiitorv.htm1:
Таблица 1
l.This reflects your Naturalist strength (Натуралистический интеллект) Мне нравится классифицировать предметы ио общим признакам. Классифицируя, я лучше анализирую полученную информацию. Когда все разложено по полочкам, я лучше воспринимаю. Я замечаю малейшее изменение в значениях. Я обеспокоен/а проблемами экологии. Я люблю работать в саду. Полагаю, что необходимо охранять заповедники. Животные являются важной частью моей жизни. Меня привлекают такие науки, как биология, ботаника и/или зоология.
2.This indicates your Logical strength (Логико-математический интеллект) Я слежу за собой. В выполнении заданий мне помогает алгоритм. Я быстро решаю проблемы. Неорганизованные люди меня раздражают. Я хорошо считаю в уме. Получаю удовольствие от решения логических заданий. Я не могу начать выполнять задание, пока у меня не уложится в голове, что нужно делать. Структура - хорошая вещь. Я всегда пытаюсь определить причину поломки. Я должен/должна видеть смысл в том, что я делаю, иначе я не получу удовольствия от сделанной работы.
3.This suggests your Musical strength (Музыкально-ритмический интеллект) Я схватываю на лету Я обращаю внимание на шум и звуки. У меня есть чувство ритма. Мне нравится сочинять музыку. Я чувствую ритм в поэзии. Я запоминаю лучше, когда рифмую слова. Мне сложно концентрироваться, когда есть посторонние шумы. Мне приятно слышать звуки природы. Мюзиклы гораздо привлекательнее драмы. Легко запоминаю слова песни
4.This illustrates your Existential strength (Экзистенциальный интеллект) Мне важно осознавать свое место в мире. Я люблю говорить о жизни. Религия занимает важное место в моей жизни. Мне нравится смотреть на произведения искусства. Релаксация и медитация идут мне на пользу. Обожаю путешествовать. Я лучше схватываю материал, когда понимаю, как те или иные вещи можно применить на практике. Меня интересует, есть ли другие разумные существа во вселенной. Для меня важно чувствовать общность с людьми, разделять идеи и убеждения.
5.This shows your Interpersonal strength (Межличностный интеллект) Я учусь в общении. Мне нравится принимать участие как в дружеской беседе, так и в серьезных обсуждениях. И чем больше, тем лучше. Мне присущи лидерские качества. Отношения для меня важнее взглядов и достижений. Я люблю работать в команде. Ценю друзей. Я являюсь членом более трех клубов и организаций. Не приемлю работу в одиночестве.
6This tells your Kinesthetic strength (Кинестетический или моторно-двигательный интеллект) Я обучаюсь в действии. Люблю ручную рабозу. Спорт является частью моей жизни. В общении использую жесты и невербальную коммуникацию. Для меня показать лучше, чем объяснить. Мне нравится танцевать. У меня хорошо получается работа с механизмами и инструментами. Ничегонеделание нагоняет на меня тоску. Я за активный образ жизни.
7.This indicates your Verbal strength (Вербально-лянгвистичсскнй Шггеллекг) Склонность к изучению иностранных языков. Люблю читать, просматривать страницы в Интернете. Веду дневник. Мне нравится разгадывать кроссворды. Я лучше запоминаю, когда делаю записи. Переписываюсь с друзьями по почте и по Интернету. Я с легкостью выражаю свои мысли. Я пишу для себя. Обожаю кроссворды, каламбуры, люблю переставлять звуки и буквы в словах. Люблю выступать на публике и принимать участие в дебатах.
8.This reflects your Intrapersonal strength (Внутриличностный Интеллект) — Я учусь в зависимости от настроения. Люблю попадать в такие ситуации, где нужно оказывать помощь другим. Обладаю устойчивыми моральными убеждениями. Интересуюсь вопросами социальной справедливости. Я ценю честность. Могу работать успешно как в группе, так и в одиночку. Перед тем как начать что-то делать, мне необходимо знать, зачем мне это нужно. Когда я верю во что-то, то я прилагаю больше усилий. Я всегда готов/а протестовать и подписывать петиции.
93
9.This suggests your Visual strength
(Визуально-нространствсннмй интеллект)
Люблю заниматься дизайном помещений. Я люблю придумывать что-то свое. При запоминании я опираюсь на графические схемы. Мне нравятся развлекательные программы. Если у песни есть клип, то она мне понравится больше. Когда мне нужно вспомнить что-нибудь, то я представляю это. У меня хорошо получается работа с картами и чертежами. Головоломки в формате 31) вызывают у меня восторг. Я с легкостью могу визуализировать свои мысли.
Учитель, предложив детям отметить в каждом разделе таблицы те проявления интеллекта, которые наиболее часто повторяются в их деятельности, может получить полную картину о ведущих типах интеллекта своих учащихся. Проведя затем вместе со школьниками необходимые
Группы Тины интеллекта
Аналитический Логико-математический, музыкально-ритмический, натуралистический
Интерактивный Вербально-лингвистический, межличностный, моторно-двигательный
Интроспективный Внутриличностный, визуально-пространственный, экзистенциальный
Проведенная процедура поможет учителю более эффективно организовать в классе продуктивную групповую деятельность, в процессе которой каждый ученик будет иметь возможность работать в своем режиме и в случае необходимости разрешать противоречия между характером своей учебной деятельности, своего опыта, уровня обученности и общей задачей, стоящей перед группой.
Представим себе, что одной и задач урока является развитие умении чтения с извлечением основной информации из текста. Зная типы интеллекта учащихся, учитель может предложить каждому ученику именно те задания, которые позволяют ему в большей степени проявить свои интеллектуальные способности. Учащиеся с вербапьно-логическим интеллектом могут в происссе чтения вести двухчастный дневник, выписывая из текста цитаты и комментирУ" их. Школьники с визуально-пространственным интеллектом могут в результат чтения создать ментальную картинку или представить основную информации в виде какой-нибудь схемы (кластер, структурное дерево и т.п.). УчащимсЯ ярко выраженным межличностным интеллектом будет интересно читать тек*-" используя технологию «Чтение вдвоем» и т.д.
Теория множественного интеллекта Гарднера может служить научным обоснованием целостного подхода к обучению. Как известно, при целостном обучении активизируется не одно полушарие, например левое, отвечающее за логику, а создаются условия для равнозначной работы правого и левого полушарий. Сторонники целостного обучения выступают с резкой критикой одностороннего развития логико-математического интеллекта за счет других способов познания и открытия мира в современном образовании, за счет эмоциональной, эстетической и волевой сфер ребенка. Школы, работающие в контексте целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка, в частности вальдорфские школы, используют методы и приемы, основанные на равновесии и взаимосвязи триады: мышления, чувства и воли. Большое значение придается искусствам и практической деятельности. Художественная деятельность пронизывает все предметы, т.е. является базовой, на основе которой затем строится теоретическое знание.
Для обучения иностранным языкам это положение очень важно, так как в функциональной системе речи принимают участие все анализаторы: слуховые, зрительные, кинестетические, двигательные. На языковых занятиях должны быть задействованы в равной степени интеллектуальное, эмоциональное и телесное начало. Интеграция в учебный процесс рисования, аппликации, пантомимы, пения, танца, чантов способствует полифункциональному развитию учащихся, совершенствованию и развитию визуально-пространственного и кинестетического интеллекта. Это особенно важно учитывать в начальной школе, поскольку центр речи и центр контроля над движениями пальцев находятся в мозге человека рядом, по соседству, при этом развитие первого оказывает влияние на развитие второго и наоборот. По закону иррадиации, находящаяся в активном состоянии двигательная зона стимулирует активность речедвигательного аппарата, поэтому использование навыков различных видов деятельности развивает у детей не только пальцы, но функции высшей нервной деятельности и речь [Трохимчук, Шквирина 1994].
Как пишет Г. Гарднер в своей книге «Структура разума: теория множественного интеллекта», он «не очень уверен, будет ли эта теория полезна при изучении иностранных языков», и здесь же замечает, что он восхищается преподавателями этих дисциплин, «которые утверждают, что добились успеха в использовании подхода множественного интеллекта» [Гарднер 2007: 16]. Думается, что здесь нет ничего удивительного. Иностранный язык, отличающийся от других учебных предметов, по меткому замечанию И.А. Зимней «беспредметностью, беспредельностью и всеядностью», действительно, обладает богатым потенциалом для развития множественного интеллекта Учащихся. На уроках иностранного языка имеется возможность не только для Развития вербально-лингвистического интеллекта, но и для логико-|Математического с помощью решения проблемных задач, ребусов, головоломок, систематизации материала в виде таблиц, схем, задач на смекалку и находчивость и др. Визуально-пространственный интеллект Развивается с помощью включения в учебный процесс элементов рисования, венки, инициирования активного воображения, фантазирования, использования
средств наглядности, видеоматериалов, работы с картой и т.п. Широко используются обучение в сотрудничестве, групповая работа, ролевые игрЬ1 проектная деятельность в цепях развития межличностного интеллекта и т.д.
Как видим, каждый школьный предмет, в том числе и иностранный язык вносит свой вклад в интеллектуальное развитие учащихся. Предоставление каждому учащемуся возможности для своего интеллектуального развития способствует осознанию человеком самого себя в окружающем мире, помогает найти путь к себе и другим, вносит гармонию в реализацию всех способностей и талантов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
Гардне.р Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. /Говорд Гарднер. М.: ООО «И.Д. Вильяме». 2007. 512с.
Дружинин, В.Н. Диагностика общих познавательных способностей /В.Н. Дружинин. СПб., 2000. 644с.
Загеоздкин, В.К. Концепция множественного интеллекта Гарднера: новые подходы к развитию творческого потенциала /В.К. Загвозкин // Школьные технологии. 2008. № 2. С. 53-59.
Трофимова, НМ Становление эмоционального интеллекта старшеклассников / RM. Трофимова, Нгуен Минь Ань // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 9. С. 67 - 69.
Трохимчук, К. Успешность обучения - на кончиках пальцев кисти ведущей руки ребенка / К. Трохимчук, О. Шквирина //Класс. №3. 1994. С.55 - 57.
Чошанов, М. ТМИ - Теория множественности интеллекта / М. Чошанов// Директор школы. 2000. № 2. С. 12 - 16.
McKenzie, Walter. Multiple Intelligences Inventory /Walter McKenzie [Электронный ресурс]. Режим доступа: httpV/surfaquariumcom/Ml/inventorv.htm.
©В.П. Белогрудова, А.В. Семерикова, 2008
В.Г.Данилова
Подходы к разработке и использованию цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка
Сегодня одним из важных направлений в развитии образования является внедрение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)-Реализуются проекты и федеральные программы, связанные с информатизацией учебных заведений («Информатизация системы образования»:2005; федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы). В рамках этих мероприятий осуществляется повышений квалификации учителей в применении ИКТ, оснащение школ компьютерно11 техникой, подключение их к Интернету, создание единой образовательно1 информационной среды, разработка электронных образовательных ресурсов.