Научная статья на тему 'Реализация современных педагогических и методических принципов обучения иностранным языкам в вузе'

Реализация современных педагогических и методических принципов обучения иностранным языкам в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

207
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИП РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ / ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ИНТЕГРАТИВНОСТИ / PRINCIPLE OF LEARNER'S CREATIVE THINKING / REFORMS IN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / MODERN PEDAGOGICAL AND SUBJECT SPECIFIC PRINCIPLES OF TEACHING ENGLISH / PRINCIPLE OF HUMANISTIC APPROACHES / PRINCIPLE OF COMMUNICATIVE LANGUAGE TEACHING / PRINCIPLE OF TEACHING LANGUAGES AND CULTURES / PRINCIPLE OF INTERDISCIPLINARY AND INTEGRATIVE LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муковникова Е. М.

B статье характеризуются современные тенденции в реформировании высшего образования и требования, предъявляемые к выпускникам вуза в новом образовательном контексте, делается вывод о необходимости ориентации процесса обучения иностранным языкам в соответствии с современными педагогическими и методическими принципами обучения, приводятся примеры работы с учебным пособием, построенным на этих принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муковникова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN GENERAL PEDAGOGICAL AND SUBLECT-SPECIFIC PRINCIPLES OF TEACHING AND LEARNING ENLISH

The paper discusses ways to reform Higher Education in Russia. It is stressed that if we aim to realize the new requirements to university graduates which have appeared of recently in the new educational context, it is necessary to rely on the modern general pedagogical and subject-specific principles of teaching English. A number of examples are given to illustrate the points discussed.

Текст научной работы на тему «Реализация современных педагогических и методических принципов обучения иностранным языкам в вузе»

УДК 372.881.111.1

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ

Е. М. Муковникова

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 1 сентября 2011 г.

Аннотация: в статье характеризуются современные тенденции в реформировании высшего образования и требования, предъявляемые к выпускникам вуза в новом образовательном контексте, делается вывод о необходимости ориентации процесса обучения иностранным языкам в соответствии с современными педагогическими и методическими принципами обучения, приводятся примеры работы с учебным пособием, построенным на этих принципах.

Ключевые слова: реформирование высшего образования, современные принципы обучения иностранным языкам, принцип личностного развития, принцип реализации активной творческой деятельности обучающегося, принцип коммуникативной направленности обучения иностранным языкам, принцип культурной и педагогической целесообразности, принцип междисциплинарности и интегративности.

Abstract: The paper discusses ways to reform Higher Education in Russia. It is stressed that if we aim to realize the new requirements to university graduates which have appeared of recently in the new educational context, it is necessary to rely on the modern general pedagogical and subject-specific principles of teaching English. A number of examples are given to illustrate the points discussed.

Key words: reforms in Higher Education in Russia, modern pedagogical and subject specific principles of teaching English, principle of humanistic approaches, principle of learner’s creative thinking, principle of communicative language teaching, principle of teaching languages and cultures, principle of interdisciplinary and integrative language teaching.

Современные социально-политические и экономические условия потребовали реформирования системы высшего образования с целью ее наиболее полного соответствия запросам общества. Сегодня, как никогда ранее, стала очевидной необходимость внедрения инноваций в преподавание разных учебных дисциплин, в том числе и иностранных языков. В связи с внедрением Федерального государственного стандарта к выпускникам предъявляются новые требования. Высшая школа призвана воспитывать интеллектуально развитых, рефлексирующих, самоорганизующихся субъектов образовательного процесса, способных поддерживать эффективную иноязычную коммуникацию, которая позволит им в будущем успешно осуществлять деятельность в широком социальном, профессиональном и культурном контекстах [1]. Следовательно, высшее образование должно быть нацелено преимущественно на формирование специалиста как целостной личности, обладающей не только неким объемом профессиональных знаний, но и особыми личностными характеристиками, делающими человека способным к постоянному возобновлению информационного диалога с окружающей его социальной средой. Другими словами, получение высшего образования должно представ© Муковникова Е. М., 2011

лять собой сложный процесс профессионального развития будущего специалиста, которое понимается как «внутренне детерминированный процесс актуализации личностью своих потенциалов, формирования и совершенствования свойств, с последующим преобразованием их в личностно значимые, социально и профессионально важные качества, на основе инициирования и реализации собственной активности под влиянием внешних условий» [2, с. 123].

В данных условиях особую актуальность приобретает педагогическая проблема развития субъектной активности студентов, под которой в современной литературе понимается особое личностное качество, способность выбора вариантов достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив [3]. Реальным результатом образования в данном случае становится развитие способности будущего специалиста осознавать специфику постоянно меняющегося мира, ощущать себя частью этого мира, быть готовым к принятию нестандартных решений и уметь ответить на эти вызовы современной действительности позитивной инновационной деятельностью.

Образовательное пространство университета обеспечивает решение данного комплекса проблем при реализации следующих современных педагоги-

ческих и методических принципов обучения иностранным языкам:

- принцип реализации субъект-субъектных, диалогических (а не субъект-объектных монологических) отношений преподавателя и студента;

- принцип личностного (а не только профессионального) развития обучающихся и обеспечения условий для их самоопределения и самореализации;

- принцип реализации активной творческой деятельности обучающегося [4];

- принцип коммуникативной направленности обучения иностранным языкам, который предполагает доминирование не лингвистических, репродуктивно-тренировочных, а речевых упражнений и заданий; использование аутентичных ситуаций общения; развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, психологической готовности к реальному иноязычному общению в различных ситуациях;

- принцип культурной и педагогической целесообразности - основывается на тщательном отборе тематики курса, языкового, речевого и страноведческого материла, а также типологии заданий и форм работы;

- принцип междисциплинарности и интегра-тивности - предполагает одновременное развитие как собственно коммуникативных, так и информационных, академических и социальных умений, а также интеграцию знаний из различных учебных дисциплин.

Обучение иностранным языкам на основе названных общепедагогических и специфических методических принципов с очевидностью предполагает создание соответствующего учебно-методического обеспечения. одним из учебных пособий, разработанных для студентов 1-2 курсов неязыковых факультетов университетов, является книга «Мы: здесь и сейчас!». Работа на основе данного пособия строится на изучении художественного произведения (романа современного английского писателя Ника Хорнби «About a boy») и одноименной экранизации книги. Цель курса - организация учебного процесса по обучению английскому языку в соответствии со стандартами третьего поколения. В процессе реализации курса решаются следующие конкретные задачи:

• вхождение в мир знания и расширение кругозора студентов;

• формирование мотивации к получению новых сведений, касающихся самых разных аспектов жизни в современном мире;

• формирование контингента студентов с мотивацией к изучению английского языка;

• развитие умений собирать, систематизировать, обобщать, анализировать и интерпретировать информацию;

• формирование умений поиска информации в сети Интернет.

Пособие состоит из нескольких разделов по следующим, актуальным для студентов, проблемам:

• «Одиночество в семье» (проблема «отцов и детей»);

• «Я - белая ворона» (проблемы взаимоотношений со сверстниками);

• «Я не хочу быть таким, как все» (проблема молодежных субкультур);

• «Мой идеал - ...» (проблема влияния кумиров на мировоззрение молодежи);

• «Кто мой самый лучший друг?» (проблема предательства);

• «Моя первая любовь - навсегда!» (первые чувства).

Каждый раздел имеет свою тематику и единообразную структуру. На первом этапе (Lead-in) осуществляется ввод в ситуацию и проблематику общения данного раздела. Студентам предлагается ответить на вопросы, связанные с личным опытом или знаниями по проблеме.

Второй этап (Reading) - чтение фрагмента книги и выполнение задания по тексту. особенностью данного этапа работы является то, что помимо обсуждения содержания каждого текстового фрагмента, предлагаемое последним задание содержит вопрос, который задает проблему для последующего обсуждения. ответить на него студенты смогут только после просмотра видеофрагмента и выполнения заданий третьего этапа (Watching). Работа в данном блоке ведется традиционным образом, типичным для работы с видеоматериалами (задания «до» - «в процессе» - «после просмотра» эпизода фильма). Данные задания нацелены на максимальное извлечение информации из текста, удержание ее в памяти и обеспечение готовности ответа на проблемный вопрос, заданный после прочтения текстового фрагмента книги.

Таким образом, при чтении и просмотре эпизода фильма создается основа для выполнения блока заданий в говорении - четвертый этап (Speaking). При этом обсуждение проблемы происходит в разных формах: монологическое и/или диалогическое высказывание, дискуссия, круглый стол. работа над каждым разделом завершается выполнением проектных заданий, таких как презентация по одной из культуроведческих тем, вытекающих из обсуждаемой проблематики, или переводческий проект - пятый этап (Project).

Последний раздел учебного пособия посвящен обсуждению проблематики книги и фильма в целом. Студентам также предлагается написать рецензию на книгу или фильм.

ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЖГУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2011. № 2

23*

Е. М. Муковникова

В качестве примера приведем следующий фрагмент пособия.

Lead-in (первый этап)

1. Are there many single-parent families today? Are they mostly single mothers or single fathers? Why?

2. What problems does a single-parent family come across?

Reading (второй этап)

<...>

1. Answer the questions.

1.....

2.....

3. Does Marcus manage to work out what is wrong with his mother?

4. What do you think the real reason for Fiona’s depression is?

5. What can help single parents cope with their problems? (family members, friends, counselors, government)?

Watching (третий этап)

1. One day passing by a notice-board Will drops on to a notice about a self-help society. Before you watch the episode guess what these words - a self-help society - mean?

Now watch the episode (13:40 - 14:00) check your answer the following questions in the table below:

Speaking (четвертый этап)

1. Role-playing

With a partner, act out a dialogue, complaining and expressing sympathy. Spend a few minutes preparing what you are going to say. For useful language see Functional Bank.

a. Student A. You are Fiona. You feel desperate. Talk to your best friend Suzie and tell about your problems.

StudentB. You are Suzie. You’re a single mother. You understand Fiona very well but you are more optimistic about life and relationships.

b. Student A. You are Marcus. Your mother is constantly depressed. You can’t understand the reasons for her crying. Talk to your friend at school and tell about your problems.

Student B. You’re Marcus’s friend. Your parents are divorced. Try to encourage Marcus.

Project (пятый этап)

Find information about some well-known self-help societies (like SPAT) in Russia, Great Britain and United States of America and present it to the class.

Подобная организация обучения английскому языку, основанная на перечисленных выше педагогических и методических принципах обучения, позволяет:

- успешно реализовать взаимосвязанное обучение аудированию, чтению и говорению в процессе иноязычной речевой практики студентов;

- использовать современные аутентичные материалы как средство обучения английскому языку и средство обогащения знаний студентов о культуре и мире;

- моделировать проблемно-заостренные ситуации общения, что позволяет развивать критическое мышление, активную творческую деятельность обучающегося, умение ставить цели, оптимально организовать процесс решения выдвинутой проблемной задачи и грамотно управлять этим процессом в соответствии с поставленной задачей;

- развить умение спонтанного реагирования в процессе коммуникации, психологической готовности к реальному иноязычному общению;

- помимо коммуникативных умений, развить также социальные, академические и информационные навыки;

- повысить заинтересованность студентов в изучаемом иностранном языке и упрочить мотивационные основы обучения; создать условия для последующей успешной самостоятельной работы студентов по иностранному языку

В целом, обучение английскому языку, организованное описанным выше способом, будет способствовать развитию субъектной активности студентов, что позволит подготовить специалиста интеллектуально развитого, рефлексирующего, способного поддерживать успешную иноязычную коммуникацию в самых разнообразных контекстах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щеголева О. Н. К вопросу о современных тенденциях интеграции российского лингвистического образования в европейское сообщество / О. Н. Щеголева // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф.

- М., 2008. - С. 119-121.

2. Бережная И. Ф. Педагогические условия построения индивидуальной траектории профессионального развития специалиста в вузе / И. Ф. Бережная // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы : материалы I Всерос. педагогического конгресса. - М. : МАНПО, 2007. - С. 122- 128.

Questions Your answers

What does the abbreviation SPAT mean? S

P

A

T

What is SPAT’s schedule?

Who is SPAT for?

3. Ольховая Т. А. Субъектность в личностном и Оренбургского государственного университета. - Орен-

профессиональном развитии студентов университета / бург : ИПК ГОУ ОГУ 2005. - Вып. 1. - С. 72-82.

Т. А. Ольховая // Актуальные проблемы педагогической 4. Новиков А. М. Российское образование в новой

теории и практики : труды кафедры общей педагогики эпохе : парадоксы наследия, векторы развития /

А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2000. - 272 с.

Воронежский государственный университет Voronezh State University

Муковникова Е. М., преподаватель кафедры англий- Mukovnikova E. М., Lecturer, Department of English

ского языка в профессиональной международной дея- for International Relations

тельности E-mail: elmih.prepod@gmail.com

E-mail: elmih.prepod@gmail.com Теl: 8-952-551-51-51

Тел: 8-952-551-51-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.