Научная статья на тему 'Психологические основы формирования визуальных стимулов для проведения полиграфного исследования кандидатов на службу'

Психологические основы формирования визуальных стимулов для проведения полиграфного исследования кандидатов на службу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальное восприятие / свойства восприятия / закономерности восприятия / визуальные стимулы / факторы риска / специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа / кандидаты на службу в ОВД / visual perception / perception properties / perception patterns / visual stimuli / risk factors / special psychophysiological examination using a polygraph / candidates for service in the Department of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арефьева Оксана Валентиновна

Актуальность: человек живет и функционирует в окружающем мире, ежеминутно познавая его. В процессе познания он получает новую информацию, требующую переработки. Сложный психический процесс восприятия помогает собирать, обрабатывать, интерпретировать и понимать полученную информацию с помощью органов чувств и использовать ее в жизнедеятельности. Для получения полной информации с целью формирования целостной картины воспринимаемого объекта необходима работа всех модальностей: слуховой, зрительной, кинестетической, обонятельной, вкусовой. Несомненно, у здорового человека восприятие окружающей действительности происходит по всем каналам. Однако, как показывают исследования авторов различных областей науки, все же существует преобладание той или иной репрезентативной системы у конкретного человека. Знание ведущей модальности помогает коммуникатору в установлении эффективного общения с реципиентом. Однако, как показывают результаты исследований А. И. Навалихиной, А. Н. Козловской, А. Н. Исуповой, внешние факторы оказывают определенное воздействие на изменение предпочитаемого способа восприятия действительности [14]. Так, авторы демонстрируют зависимость ведущей модальности от состояния современного общества. А реалии современной жизни, с преобладанием зрительного контента, заставляют включаться в работу визуальную репрезентативную систему человека. Не отставая от современной действительности, подпитывающейся техническим прогрессом, возникает необходимость в перестройке и коррекции методов и методик проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора на службу. В этой связи разработка и использование визуальных стимулов, отражающих изучаемые факторы риска, обозначенные нормативными правовыми актами системы МВД России1, являются обоснованно актуальными и необходимыми. Кроме того, обращаясь к истокам применения полиграфа в России, необходимо отметить переломный момент, послуживший началом его активного использования в ведомственных структурах СССР. Таким моментом явилось разоблачение американскими спецслужбами советского разведчика Рудольфа Абеля, который в затемненной комнате с одетыми на него датчиками молча рассматривал представленные ему слайды. Фиксируемые полиграфом физиологические процессы Абеля позволили установить скрываемую им конспиративную информацию [10]. На современном этапе представление информации лицу, проходящему полиграфную проверку, происходит только по вербальному каналу. Постановка проблемы: в контексте разработки визуальных стимулов для проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в отношении кандидатов на службу сложность задачи состоит в том, что визуальные изображения должны носить обобщенный характер, включающий в себя большой пласт информации по каждому фактору риска, то есть изображения должны отражать не конкретную ситуацию, как это происходит в процессуальном производстве, а обобщенную информацию о всех незаконных деяниях конкретного вида. Так, например, фактор риска «участие в незаконном обороте наркотических средств», фиксируемый в одном зрительном изображении, должен отражать как различные виды наркотических средств, так и всевозможные способы их оборота. В этой связи возникает необходимость в проведении анализа имеющихся в научной литературе результатов исследований, позволяющих определить основные правила адекватного и объективного визуального восприятия. Цель исследования: провести анализ научной литературы и сформулировать правила разработки методи ческого материала в формате визуальных стимулов факто ров риска для проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД. Результаты и ключевые выводы: при проведении специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в отношении кандидатов на службу целесообразно использование визуальных факторов риска в виде знаков индексов и символов; использование серого цвета; наличие четкого контура; соразмерность изображения по отношению к формату, согласованность частей и целого; максимально понятная форма фигуры. Необходимы определенные условия для более качественного восприятия: предварительное знакомство с объектом восприятия и формирование психологической установки о поиске чего либо; одновременное предъявление нескольких визуальных факторов риска; небольшая длительность предъявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арефьева Оксана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Foundations of the Formation of Visual Stimuli for Conducting a Polygraph Examination of Candidates for Service

Relevance: a person lives and functions in the surrounding world, knowing it every minute. In the process of cognition, he receives new information that requires processing. The complex mental process of perception helps to collect, process, interpret and understand the information received with the help of the senses and use it in life. To obtain complete information in order to form a complete picture of the perceived object, the work of all modalities is necessary: auditory, visual, kinesthetic, olfactory, gustatory. Undoubtedly, in a healthy person, the perception of the surroun ding reality occurs through all channels. However, as studies by authors of various fields of science show, there is still a predominance of one or another representative system in a particular person. Knowledge of the leading modality helps the communicator in establishing effective communication with the recipient. However, as the results of studies by A. I. Navalikhina, A. N. Kozlovskaya, A. N. Isupova show, external factors have a certain effect on changing the preferred way of perceiving reality [14]. Thus, the authors demonstrate the dependence of the leading modality on the state of modern society. And the realities of modern life, with the predominance of visual content, force the visual representative system of a person to be included in the work. Keeping up with modern reality, fueled by technological progress, there is a need for restructuring and correction of methods and techniques for conducting special psychophysiological research using a polygraph as part of professional psychological selection for service. In this regard, the development and use of visual stimuli reflecting the studied risk factors identified by the regulatory legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia are reasonably relevant and necessary. In addition, turning to the origins of the use of the polygraph in Russia, it is necessary to note the turning point that served as the beginning of its active use in the departmental structures of the USSR. Such a moment was the exposure by the American special services of the Soviet intelligence officer Rudolf Abel, who, in a darkened room with sensors on him, silently examined the slides presented to him. The physiological processes of Abel recorded by the polygraph made it possible to establish the secret information hidden by him [10]. At the present stage, the presentation of information to a person undergoing a polygraph test occurs only through a verbal channel. Problem statement: in the context of the development of visual stimuli for conducting a special psychophysiological study using a polygraph in relation to candidates for service, the complexity of the task is that visual images should be generalized, including a large layer of information on each risk factor, that is, images should not reflect a specific situation, as it happens in the procedural production, and generalized information about all illegal acts of a specific type. For example, the risk factor “participation in illicit drug trafficking”, recorded in one visual image, should reflect both different types of narcotic drugs and all possible ways of their turnover. In this regard, there is a need to analyze the research results available in the scientific literature, which make it possible to determine the basic rules of adequate and objective visual perception. The purpose of the study: to analyze the scientific literature and formulate rules for the development of methodological material in the format of visual stimuli of risk factors for conducting a special psychophysiological study using a polygraph as part of the professional psychological selection of candidates for service in the internal affairs bodies. Results and key conclusions: when conducting a special psychophysiological study with the use of a polygraph in relation to candidates for service, it is advisable to use visual risk factors in the form of signs indexes and symbols; the use of gray; the presence of a clear contour; the proportionality of the image in relation to the format, the consistency of parts and the whole; the most understandable shape of the figure. Certain conditions are necessary for a better perception: preliminary acquaintance with the object of perception and the formation of a psychological attitude about the search for something; simultaneous presentation of several visual risk factors; short duration of presentation.

Текст научной работы на тему «Психологические основы формирования визуальных стимулов для проведения полиграфного исследования кандидатов на службу»

Арефьева Оксана Валентиновна,

адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-8307-0463

Oksana Valentinovna Aref'eva,

Adjunct at the Department of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-8307-0463

56

Е-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Научная специальность: Scientific specialty:

5.3.9. Юридическая психология 5.3.9. Legal psychology and security psychology и психология безопасности

УДК 159.9

Дата поступления: 26 мая 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 1 сентября 2023 г.

Психологические основы формирования визуальных стимулов для проведения полиграфного исследования кандидатов на службу

Psychological Foundations of the Formation of Visual Stimuli for Conducting a Polygraph Examination of Candidates for Service

Аннотация

Актуальность: человек живет и функционирует в окружающем мире, ежеминутно познавая его. В процессе познания он получает новую информацию, требующую переработки. Сложный психический процесс восприятия помогает собирать, обрабатывать, интерпретировать и понимать полученную информацию с помощью органов чувств и использовать ее в жизнедеятельности. Для получения полной информации с целью формирования целостной картины воспринимаемого объекта необходима работа всех модальностей: слуховой, зрительной, кинестетической, обонятельной, вкусовой. Несомненно, у здорового человека восприятие окружающей действительности происходит по всем каналам. Однако, как показывают исследования авторов различных областей науки, все же существует преобладание той или иной репрезентативной системы у конкретного человека. Знание ведущей модальности помогает коммуникатору в установлении эффективного общения с реципиентом. Однако, как показывают результаты исследований А. И. Навалихи-

Abstract

Relevance: a person lives and functions in the surrounding world, knowing it every minute. In the process of cognition, he receives new information that requires processing. The complex mental process of perception helps to collect, process, interpret and understand the information received with the help of the senses and use it in life. To obtain complete information in order to form a complete picture of the perceived object, the work of all modalities is necessary: auditory, visual, kinesthetic, olfactory, gustatory. Undoubtedly, in a healthy person, the perception of the surrounding reality occurs through all channels. However, as studies by authors of various fields of science show, there is still a predominance of one or another representative system in a particular person. Knowledge of the leading modality helps the communicator in establishing effective communication with the recipient. However, as the results of studies by A. I. Na-valikhina, A. N. Kozlovskaya, A. N. Isupova show, external factors have a certain effect on changing the preferred way of perceiving reality [14]. Thus, the authors demonstrate the dependence of the

ной, А. Н. Козловской, А. Н. Исуповой, внешние факторы оказывают определенное воздействие на изменение предпочитаемого способа восприятия действительности [14]. Так, авторы демонстрируют зависимость ведущей модальности от состояния современного общества. А реалии современной жизни, с преобладанием зрительного контента, заставляют включаться в работу визуальную репрезентативную систему человека. Не отставая от современной действительности, подпитывающейся техническим прогрессом, возникает необходимость в перестройке и коррекции методов и методик проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора на службу. В этой связи разработка и использование визуальных стимулов, отражающих изучаемые факторы риска, обозначенные нормативными правовыми актами системы МВД России1, являются обоснованно актуальными и необходимыми.

Кроме того, обращаясь к истокам применения полиграфа в России, необходимо отметить переломный момент, послуживший началом его активного использования в ведомственных структурах СССР. Таким моментом явилось разоблачение американскими спецслужбами советского разведчика Рудольфа Абеля, который в затемненной комнате с одетыми на него датчиками молча рассматривал представленные ему слайды. Фиксируемые полиграфом физиологические процессы Абеля позволили установить скрываемую им конспиративную информацию [10].

На современном этапе представление информации лицу, проходящему полиграфную проверку, происходит только по вербальному каналу.

Постановка проблемы: в контексте разработки визуальных стимулов для проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в отношении кандидатов на службу сложность задачи состоит в том, что визуальные изображения должны носить обобщенный характер, включающий в себя большой пласт информации по каждому фактору риска, то есть изображения должны отражать не конкретную ситуацию, как это происходит в процессуальном производстве, а обобщенную информацию о всех незаконных деяниях конкретного вида. Так, например, фактор риска «участие в незаконном обороте наркотических средств», фиксируемый в одном

1 Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 07.04.2023).

leading modality on the state of modern society. And the realities of modern life, with the predominance of visual content, force the visual representative system of a person to be included in the work. Keeping up with modern reality, fueled by technological progress, there is a need for restructuring and correction of methods and techniques for conducting special psychophysiological research using a polygraph as part of professional psychological selection for service. In this regard, the development and use of visual stimuli reflecting the studied risk factors identified by the regulatory legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia are reasonably relevant and necessary.

In addition, turning to the origins of the use of the polygraph in Russia, it is necessary to note the turning point that served as the beginning of its active use in the departmental structures of the USSR. Such a moment was the exposure by the American special services of the Soviet intelligence officer Rudolf Abel, who, in a darkened room with sensors on him, silently examined the slides presented to him. The physiological processes of Abel recorded by the polygraph made it possible to establish the secret information hidden by him [10].

At the present stage, the presentation of information to a person undergoing a polygraph test occurs only through a verbal channel.

Problem statement: in the context of the development of visual stimuli for conducting a special psychophysiological study using a polygraph in relation to candidates for service, the complexity of the task is that visual images should be generalized, including a large layer of information on each risk factor, that is, images should not reflect a specific situation, as it happens in the procedural production, and generalized information about all illegal acts of a specific type. For example, the risk factor "participation in illicit drug trafficking", recorded in one visual image, should reflect both different types of narcotic drugs and all possible ways of their turnover.

In this regard, there is a need to analyze the research results available in the scientific literature, which make it possible to determine the basic rules of adequate and objective visual perception.

The purpose of the study: to analyze the scientific literature and formulate rules for the development of methodological material in the format of visual stimuli of risk factors for conducting a special psychophysiological study using a polygraph as part of the professional psychological selection of candidates for service in the internal affairs bodies.

Results and key conclusions: when conducting a special psychophysiological study with the

57

58

зрительном изображении, должен отражать как различные виды наркотических средств, так и всевозможные способы их оборота.

В этой связи возникает необходимость в проведении анализа имеющихся в научной литературе результатов исследований, позволяющих определить основные правила адекватного и объективного визуального восприятия.

Цель исследования: провести анализ научной литературы и сформулировать правила разработки методического материала в формате визуальных стимулов факторов риска для проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД.

Результаты и ключевые выводы: при проведении специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в отношении кандидатов на службу целесообразно использование визуальных факторов риска в виде знаковиндексов и символов; использование серого цвета; наличие четкого контура; соразмерность изображения по отношению к формату, согласованность частей и целого; максимально понятная форма фигуры. Необходимы определенные условия для более качественного восприятия: предварительное знакомство с объектом восприятия и формирование психологической установки о поиске чего либо; одновременное предъявление нескольких визуальных факторов риска; небольшая длительность предъявления.

Ключевые слова: визуальное восприятие; свойства восприятия; закономерности восприятия; визуальные стимулы; факторы риска; специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа; кандидаты на службу в ОВД.

use of a polygraph in relation to candidates for service, it is advisable to use visual risk factors in the form of signsindexes and symbols; the use of gray; the presence of a clear contour; the proportionality of the image in relation to the format, the consistency of parts and the whole; the most understandable shape of the figure. Certain conditions are necessary for a better perception: preliminary acquaintance with the object of perception and the formation of a psychological attitude about the search for something; simultaneous presentation of several visual risk factors; short duration of presentation.

Keywords: visual perception; perception properties; perception patterns; visual stimuli; risk factors; special psychophysiological examination using a polygraph; candidates for service in the Department of Internal Affairs.

Существуют многочисленные теоретические взгляды на природу восприятия. Так, представители ассоциативной психологии И. Мюллер, Г. Гельмгольц, В. Вундт, Б. Тит-ченер природой восприятия считали возникающие у человека ощущения.

Истоком восприятия, по мнению представителей гештальтпсихологии М. Вертгеймера, В. Келлера, К. Коффки, являются целостные структуры, образующиеся посредством когнитивных процессов в головном мозге. Заслугой ученых гештальтподхода явилось открытие свойств и закономерностей восприятия, работающих и на современном этапе развития науки. Основными свойствами являются константность, целостность, избирательность,

предметность, апперцепция, осмысленность. Кроме того, М. Вертгеймером определены закономерности восприятия: эффект сходства, эффект близости, фактор «общей судьбы», фактор замкнутости, фактор группировки без остатка [7, с. 30].

Ученые разных областей науки, включая как психологию, так и физиологию, а также нейропсихологию, Дж. Гибсон, Д. О. Хэбб, Е. Брюнсвик, Р. Баркер, Ж. Пиаже определяют восприятие как процесс получения информации об окружающем мире. Авторы отмечают, что целостная картина воспринимаемой ситуации складывается под воздействием комплекса раздражителей. Следовательно, для получения полной информации с целью формирования

целостной картины воспринимаемого объекта необходимо воздействие комплекса раздражителей на различные рецепторы: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые. Таким образом, можно констатировать, что чем больше каналов восприятия задействовано, тем в более полном объеме воспринимается информация.

Следуя существующим в науке взглядам, можно отметить, что при проведении специального психофизиологического исследования с применением полиграфа подключение зрительного канала восприятия тестируемого к используемому вербальному способствует представлению более полной картины информации.

Несомненно, использование визуальных стимулов при проведении полиграфной проверки в оперативнорозыскной или следственной деятельности существенно отличается от профессионального психологического отбора кандидатов на службу. В контексте проведения следственных действий визуально предъявляется реальная картина действительности, например, фотография пострадавшего, фотография места преступления, фотография орудия преступления, с помощью которых происходит узнавание имеющейся в памяти у тестируемого информации и возникновение ответных физиологических реакций у причастного.

В рамках проведения полиграфного исследования при отборе кандидатов на службу визуальные стимулы должны иметь общий характер, так как вопросы, включающие интересующие полиграфолога факторы риска, содержат большой пласт информации. Для решения этой задачи необходимо прибегнуть к использованию знаковой системы, обобщающей человеческий опыт в целом.

Изучением знаковых систем в коммуникации занимается семиотика. По мнению Ч. С. Пирса, одного из основателей семиотики, комбинация знаков и символов является закодированной информацией, которая интерпретируется (раскодируется) человеком определенным образом [12]. Согласно Пирсу, знак имеет триадическую структуру: вопервых, это сам знак, то есть то, что можно интерпретировать; вовторых, это объект, который является предметом знака, например, вещь, событие, умозаключение; и втретьих, это интерпретант, являющийся значением или предполагаемым значением знака. Пирсом предложена классификация знаков: иконические знаки, знаки-индексы и символы, которые имеют некоторые отличия. Иконические знаки в точности отображают объект, например, фотография. Знакииндексы воспроизводят подобие объекта и несут смысловую нагрузку причины и след-

ствия, например, дорожные знаки. Символами могут являться вымышленные изображения объектов реальной жизни, которые интерпретируются посредством ассоциативной связи, например, книга [13].

В контексте полиграфического исследования, учитывая содержащийся в каждом вопросе большой объем информации, целесообразно использование, в первую очередь, знаков-индексов, а также допустимо изображение символов с заложенным в них значением, которое должно пониматься тестируемым идентично пониманию полиграфолога. Для решения поставленной задачи возникает необходимость определить такую выборку, которая объективировано интерпретировала бы заложенный автором смысл. К такой категории можно отнести сотрудников ОВД, так как все изучаемые факторы риска имеют прямое отношение к деятельности указанного сообщества.

Учитывая основные законы восприятия, а также факторы, влияющие на восприятие, отраженные в научной литературе, считаем необходимым применительно к нашему исследованию обратить внимание на некоторые должные характеристики визуального материала: цвет, форму, размер, фигуру и фон, расположение в пространстве, контекст. Кроме того, немаловажными будут являться такие условия, как способ предъявления визуального стимула, длительность предъявления, узнаваемость, соответствие менталитету лица, проходящего тестирование.

Относительно цвета в научной литературе имеются многочисленные данные о его влиянии на человека. Исследованиями восприятия цвета занимались ученые разных областей науки: И. Ньютон, Г. Грассман, Т. Юнг, Г. Гельм-гольц, Э. Геринг. С точки зрения физиологии авторы показали существование у человека трех цветных каналов восприятия: красного, синего и зеленого, соответственно наличие трех видов рецепторов цвета и наличие оппо-нентности цветов. Восприятие дополнительных цветов, имеющихся в окружающей действительности, осуществляется путем одновременного возбуждения двух или трех цветовых рецепторов. Цвета, по мнению специалистов, подразделяются на ахроматические (серый, белый, черный), так называемые бесцветные, которые характеризуются только светлотой, и хроматические (синий, зеленый, красный) — цветные, характеризующиеся цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Следует отметить, что серый цвет считается нейтральным только при отсутствии любых цветовых оттенков, то есть полученный посредством затемнения белого тона [6].

Воздействие того или иного цвета физиоло-

59

60

гами объясняется длиной световых волн. Так, например, красный цвет имеет самые длинные волны электромагнитной энергии, вследствие чего задействуются многочисленные нервные импульсы, что сказывается на активизации всех функций организма.

Психологическая наука изучает субъективную сторону цветового влияния на человека, воздействие цвета на эмоциональное, психологическое, физиологическое состояние человека. Так, еще С. Л. Рубинштейн указывал на значительное влияние чувственного опыта человека при восприятии цвета. Например, встречаемые в природе темносиний цвет ассоциируется с ночной умиротворенностью, покоем; желтый — с дневными делами, теплотой; красный — с необходимостью активных действий. Согласно мнению К. Э. Волковой и Ю. В. Бартеневой, различные цвета имеют прямую связь с эмоциональными состояниями человека по объективным и субъективным причинам. Так, например, авторы указывают на определенное сочетание цветов, способных вызвать необходимое эмоциональное состояние [5].

В. Кандинский отмечал символическое значение белого цвета, выражающееся в безликой и безмолвной действительности, в полнейшей тишине и всеобщем молчании [8, с. 46]. Символизм цветов можно проследить и на официальном отличительном знаке государства — флаге России, на котором белый цвет символизирует мир, чистоту, непорочность, совершенство, синий — веру, верность, постоянство, а красный — энергию, силу, мужество, смелость.

Кроме того, следует отметить, что эмоциональная реакция на цвет во многом зависит от культурных традиций определенного общества. Так, П. С. Школьник, В. Ф. Тарасов, Т. Забозлаева, В. Г. Зазыкин, В. Кандинский и другие отмечают, что один и тот же цвет у разных культурных общностей имеет разное символическое значение и, следовательно, способен вызвать совершенно противоположные эмоциональные реакции и актуализировать соответствующий смысловой контекст, отражающий имеющийся опыт. В качестве примера можно привести разницу эмоционального реагирования на белый цвет. В западных странах белый цвет ассоциируется с миром, чистотой, в то время как в некоторых восточных странах белый цвет может вызывать печаль и ассоциироваться со смертью [15]. Вопросами изучения воздействия цвета на человека занимались так же К. Юнг, С. Палмер, К. Шлосс, Э. Дж. Эллиот, Н. Е. Введенский, И. В. Годнева, П. П. Лазарев, Г. Роршах, М. Люшер, Р. Хейс, Г. Хилтман, Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд и др.

Помимо зависимости восприятия цвета от культуры различных общностей, немалое

значение имеет и контекст зрительного образа [3]. Так, например, эмоциональная реакция на красные розы и желтое солнце у большинства людей будет разниться с реакцией на шприц с красной кровью и желтым лимоном соответственно. Несомненно, цвет визуального объекта для достижения адекватности восприятия должен быть схож с природным. Например, розовый лимон может вызвать диссонанс и привести к необъективному восприятию объекта.

На основе психологического цветовосприя-тия разработано немало психодиагностических методик, определяющих эмоциональное состояние человека. Бесспорно, восприятие цвета сугубо индивидуально и зависит от многих факторов, однако М. Люшеру удалось создать концепцию взаимосвязи основных цветов и текущего эмоционального состояния здорового человека. Тест Люшера на современном этапе является высокоэффективным психодиагностическим методом. Следуя интерпретации цветов по Люшеру, можно отметить, что серый цвет не вызывает у человека никаких эмоциональных реакций, что говорит о его эмоциональной нейтральности [9].

Кроме того, восприятие цвета зависит и от формы фигуры, заполняемого этим цветом объема, имеющейся фактуры и от располагающихся рядом цветов. Если между соприкасающимися цветами имеется четкий контур, то выделяется форма фигуры. Такие очертания между разными цветами придают четкость и определенность в восприятии. Таким образом выделяется фигура из фона, которая является константным образованием [4]. Кроме того, выделению фигуры способствуют предварительное знакомство с объектом восприятия и наличие психологической установки на поиск чего-либо.

С точки зрения психотерапии процесс выделения фигуры из фона происходит путем включения психофизиологических механизмов. Причем, если внимание сфокусировано на фигуре, то это свидетельствует о ее значимости, в то время как значение фона отодвигается на второстепенный план. По мнению основоположника гештальттерапии Ф. Перлза, фигура будет доминировать в сознании человека, если он испытывает неудовлетворенную потребность, которую просматривает в фигуре. Если потребность удовлетворяется, то и фигура отодвигается на второстепенный план и становится нейтральной. Однако при невозможности удовлетворить потребность возникает тревожность, впоследствии переходящая в неврозы [11, с. 13]. Применительно к нашему исследованию можно отметить, что у тестируемого, пытающегося скрыть негативную информацию о себе, фокусировка внимания будет на значимой фигуре, следовательно,

незавершенный гештальт будет проявляться в возникновении тревожности и выраженных психофизиологических реакциях.

Размер изображения имеет важное значение. Необходима его соразмерность по отношению к формату, согласованность частей и целого. Эта необходимость обусловлена более комфортным и качественным восприятием.

Эксперимент БрунераПостмана, проведенный калифорнийским психологом Р. Штраухом, неоднократно подтвердил важность контекста в визуальной информации. Необходима правильная организация воспринимаемой визуальной информации, на основе которой воспринимающий формирует образы, имеющие место в прошлом опыте. При восприятии информации человек склонен к более простой интерпретации увиденного, то есть к тому, что совпадает с его привычными паттернами восприятия, ничего не усложняя. При этом доминирующим может являться либо цвет, либо форма. Направляя фокус внимания на один из компонентов, субъект может интерпретировать информацию однобоко и необъективно, а принятое решение о конкретной интерпретации с трудом поддается изменению [16]. Следовательно, с целью доминирования контекста визуальная информация должна быть представлена кандидату на службу в максимально понятной форме и нейтральных цветах.

Как уже упоминалось выше, помимо характеристик визуальной информации немалое значение для восприятия имеет способ ее предъявления. Анализируя результаты научных исследований в области межполушарных дихотомий, можно отметить, что одновременное предъявление зрительных стимулов активизирует работу правого полушария, отвечающего за образное восприятие, при последовательном предъявлении зрительной информации в работу включается левое полушарие головного мозга, подвергая логической обработке поступающую информацию. Скорость узнавания информации при активизации правого полушария выше относительно скорости обработки информации левым полушарием [1].

В научной литературе и, в частности, по юридической психологии имеются данные относительно скорости узнавания лиц. Например, средняя величина порога узнавания человеческого лица находится в пределах 0,05— 0,8 секунды, а порог узнавания лица по фотографии равен 0,03 секунды [2, с. 43]. Д. Н. Под-вигина, В. К. Прокопеня путем использования метода вызванных потенциалов обнаружили, что на первых 100—200 миллисекундах после предъявления стимула запускается процесс его распознавания, то есть отнесения к категории

знакомый/незнакомый, а далее, на 400 миллисекунде, запускается процесс семантической обработки информации, хранящейся в долговременной памяти [17].

Таким образом, можно предположить, что уже на первой секунде происходит процесс узнавания зрительной информации, наличествующей в памяти человека, проходящего исследование на полиграфе.

Изучив основные законы восприятия, факторы, влияющие на восприятие, указанные в научной литературе, а также принимая во внимание основные положения семиотики, можно обозначить некоторые должные характеристики стимульного материала в виде визуальных факторов риска при проведении специального психофизиологического исследования кандидатов на службу с применением полиграфа:

1. Целесообразно использование в первую очередь знаковиндексов, а также допустимо изображение символов с заложенным в них значением, которое должно пониматься тестируемым идентично пониманию полиграфолога.

2. Использование серого цвета, не вызывающего у человека никаких эмоциональных реакций.

3. Наличие четкого контура, способствующего выделению формы фигуры и придающего определенность в восприятии.

4. Соразмерность изображения по отношению к формату, согласованность частей и целого.

5. Максимально понятная форма фигуры, которая способствует быстрому узнаванию.

Кроме того, необходимы определенные условия для более качественного восприятия:

1. Предварительное знакомство с объектом восприятия и формирование психологической установки на поиск чеголибо.

2. Одновременное предъявление нескольких визуальных факторов риска, способствующее сохранению чувствительности к стимулам в большей степени, чем при последовательном.

3. Небольшая длительность предъявления, так как на первой секунде происходит процесс узнавания зрительной информации, наличествующей в памяти человека.

В перспективе целесообразно, используя феноменологический подход, провести анкетирование сотрудников ОВД. С помощью контентанализа выявить закономерности в содержательной части анкет. На основании полученных результатов разработать стимульный материал в формате визуальных факторов риска для проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД.

61

62

Список литературы:

1. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Ленинград, 1989. 264 с.

2. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Ленинград, 1965. 240 с.

3. Брудный А. А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии. 1975. № 10. С. 109-117.

4. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальтте-рапии. Москва, 2004. 768 с.

5. Волкова К. Э, Бартенева Ю. В. Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 1 (22). С. 13-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42842426 (дата обращения: 20.02.2023).

6. Грибер Ю. А., Сухова Е. Е. Цвет как инструмент управления эмоциями в публикациях о пандемии COVID19 в русскоязычных онлайн-СМИ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 307-328. URL: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1745 (дата обращения: 22.02.2023).

7. Зеленикин А. Ю. Психологический анализ математического текста 6 класса с использованием законов восприятия по М. Вертгей-меру // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2022. № 1 (39). С. 28-34.

8. Кандинский В. О духовном в искусстве. Ленинград, 1989. 73 с.

9. Люшер М. Оценка личности посредством цвета. Москва, 1998. 156 с.

10. Оглоблин С. И., Молчанов А. Ю. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс. Ярославль, 2004. 411 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. Москва, 2004.384 с.

12. Пирс Д. Р. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. Москва, 1967. 332 с.

13. Пирс Ч. С. Что такое знак // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3 (7). С. 88-95.

14. Рогожникова Т. М, Навалихина А. И. Доминантные модальности восприятия и их динамика // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 2. С. 469-473.

15. Школьник Л. С., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. Москва, 1977. 62 с.

16. Bruner J. S, Postman L. On the perception ofincon-gruity; a paradigm. J Pers. 1949 Dec;18(2):206-223. doi: 10.1111/j.14676494.1949.tb01241.x

17. Podvigina D. N, Prokopenya V. C. Role of familiarity in recognizing faces and words: an EEG study. Sovremennye tehnologii v medicine 2019; 11(1): 76-83. URL: https://doi.org/10.17691/ stm2019.11.1.09 (дата обращения: 10.02.2023).

References:

1. Bianki V. L. Mekhanizmy parnogo mozga. Leningrad, 1989. 264 s.

2. Bodalev A. A. Vospriyatie cheloveka chelove-kom. Leningrad, 1965. 240 s.

3. Brudnyj A. A. Understanding as a philosophical and psychological problem // Questions of philosophy. 1975. № 10. S. 109-117.

4. Bulyubash I. D. Rukovodstvo po geshtal'tterapii. Moskva, 2004. 768 s.

5. Volkova K. E, Barteneva Yu. V. Vliyanie cveta na emocional'nyj fon i psihologiyu cheloveka // Kollekciya gumanitarnyh issledovanij. 2020. № 1 (22). S. 13-16. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=42842426 (data obrashcheniya: 20.02.2023).

6. Griber Yu. A., Suhova E. E. Cvet kak instrument upravleniya emociyami v publikaciyah o pandemii COVID19 v russkoyazychnyh onlajn-SMI // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye pere-meny. 2020. № 6. S. 307-328. URL: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1745 (data obrashcheniya: 22.02.2023).

7. Zelenikin A. Yu. Psychological analysis of mathematical text (grade 6) using the laws of perception according to M. Wertheimer // Volga region pedagogical search scientific journal. 2022. № 1 (39). S. 28-34.

8. Kandinskij V. O duhovnom v iskusstve. Leningrad, 1989. 73 s.

9. Lyusher M. Ocenka lichnosti posredstvom cveta. Moskva, 1998. 156 s.

10. Ogloblin S. I., MolchanovA. Yu. Instrumental'naya "detekciya lzhi": akademicheskij kurs. Yaroslavl', 2004. 411 s.

11. Perlz F. Teoriya geshtal'tterapii. Moskva, 2004. 384 s.

12. Pirs D. R. Simvoly, signaly, shumy. Zakonomer-nosti i processy peredachi informacii. Moskva, 1967. 332 s.

13. Pirs Ch. S. What is a sign? // Tomsk State University Journal. 2009. № 3 (7). S. 88-95.

14. Rogozhnikova T. M, Navalihina A. I. Dominant modes of perception and their dynamics // Bulletin of Bashkir University. 2011. T. 16. № 2. S. 469-473.

15. Shkol'nik L. S., Tarasov E. F. Yazyk ulicy. Moskva, 1977. 62 s.

16. Bruner J.S., Postman L. On the perception ofincon-gruity; a paradigm. J Pers. 1949 Dec;18(2):206-223. doi: 10.1111/j.14676494.1949.tb01241.x

17. Podvigina D. N, Prokopenya V. C. Role of familiarity in recognizing faces and words: an EEG study. Sovremennye tehnologii v medicine 2019; 11(1): 76-83. URL: https://doi.org/10.17691/ stm2019.11.1.09 (data obrashceniya: 10.02.2023).

Для цитирования:

Арефьева Оксана Валентиновна. Психологические основы формирования визуальных стимулов для проведения полиграфного исследования кандидатов на службу // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 2 (2). С. 56-63.

For citation:

Aref'eva Oksana Valentinovna. Psychological Foundations of the Formation of Visual Stimuli for Conducting a Polygraph Examination of Candidates for Service // Pedagogy and Psychology: Academic Journal. 2023. № 2 (2). P. 56-63.

S H и о X

и <

с

о

ы

М

S S и

О <

о X S и с S S S

U

о <

о X S и с 'К о

ЬЙ

и ы

ST

S а

£2

ы <

м о а с

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.