ПСИХОПРАКТИКИ
ПСИХОПРАКТИКИ
Научная статья
УДК 159.9:343.144.5:343.83
doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).084-093
ВОСПРИЯТИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ ОБСЛЕДУЕМЫМ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА
Оксана Валентиновна Арефьева1
1 Академия управления МВД России, г Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Проблема повышения качества проведения профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации обсуждается специалистами продолжительное время. Качественный отбор кандидатов способствует профилактике правонарушений среди сотрудников, оказывает влияние на эффективность служебной деятельности, способствует повышению авторитета всей системы в глазах общественности. Одним из необходимых этапов отбора является проведение специального психофизиологического исследования с применением полиграфа, в процессе которого тестируемый отвечает на поставленные полиграфологом вопросы, выражающиеся в вербальной форме. Однако, учитывая реалии современной жизни, связанные с компьютеризацией, ростом технического прогресса, небывалым ростом визуального контента, как в личной, так и в профессиональной сферах жизни людей, можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время осуществляется переход от стандартной аудиальной передачи информации к визуальной. Несмотря на имеющиеся в научной литературе исследования о влиянии особенностей жизнедеятельности людей, их индивидуальных и личностных качеств на ведущую репрезентативную систему, при проведении проверки на полиграфе кандидатов на службу используется лишь вербальный канал восприятия тестируемого.
В статье рассматривается проблема визуального восприятия, в частности, восприятия релевантных стимулов при проведении специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в отношении кандидатов на службу, а также необходимость использования визуальной репрезентативной системы тестируемого. Проведен анализ научной литературы относительно зависимости ведущей модальности от межполушарной асимметрии головного мозга, влияния гендерных, этнопсихологических, возрастных особенностей на доминирование определенной модальности, а также ведущего глаза, особенно© Арефьева О. В., 2023
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ПСИХОПРАКТИКИ
стей слуха, когнитивного стиля полезависимости-поленезависимости, показателя экстраверсии-интроверсии.
В результате проведенного анализа можно констатировать, что существуют индивидуальные различия людей, позволяющие им более качественно обрабатывать определенный вид стимула. На современном этапе учет визуальной репрезентативной системы при проведении специального психофизиологического исследования на полиграфе кандидатов на службу является необходимым. Немалое количество населения России имеет правополушарную латеризацию, следовательно, использование визуальных стимулов в процессе проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа улучшит восприятие значимой информации у тестируемого. Одним из преимуществ правополушарного мышления является одномоментное, целостное восприятие сюжета и понимание его сущности. Лицо, пытающееся скрыть информацию, интересующую полиграфолога, испытывает негативные эмоции, активизируя правое полушарие, в такой ситуации визуальное предъявление значимого стимула будет наиболее целесообразно.
Ключевые слова: визуальное восприятие, релевантный стимул, визуальный стимул, факторы риска, репрезентативная система, межполушарная асимметрия, правополушарное мышление, специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа, кандидат на службу
Для цитирования
Арефьева О. В. Восприятие визуальных стимулов обследуемым в рамках специального психофизиологического исследования с применением полиграфа // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 84-93. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).084-093.
ПСИХОПРАКТИКИ
PSYCHOPRACTICES
Original article
PERCEPTION OF VISUAL STIMULI BY THE SUBJECT IN THE FRAMEWORK OF A SPECIAL PSYCHOPHYSIOLOGICAL STUDY USING A POLYGRAPH
Oksana Valentinovna Aref'eva1
1 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The problem of improving the quality of professional psychological selection of candidates for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation has been discussed by specialists for a long time. The qualitative selection of candidates contributes to the prevention of offenses among employees, has an impact on the effectiveness of official activity, contributes to increasing the authority of the entire system in the eyes of the public. One of the necessary stages of selection is to conduct a special psychophysiological study using a polygraph, during which the test taker answers the questions posed by the polygraph examiner, expressed verbally. However, taking into account the realities of modern life associated with computerization, the growth of technical progress, the unprecedented growth of visual content, both in personal and professional spheres of people's lives, it can be confidently stated that the transition from standard auditory information transmission to visual is currently underway. Despite the research available in the scientific literature on the influence of the life characteristics of people, their individual and personal qualities on the leading representative system, when conducting a polygraph test of candidates for service, only the verbal channel of perception of the test subject is used.
The article deals with the problem of visual perception, in particular, the perception of relevant stimuli during a special psycho-physiological study using a polygraph in relation to candidates for service, as well as the need to use the visual representative system of the test subject. The analysis of scientific literature is carried out on the dependence of the leading modality on the interhemispheric asymmetry of the brain, the influence of gender, ethnopsychological, age-related features on the dominance of a certain modality, as well as the leading eye, hearing features, cognitive style of utility-gender dependence, the indicator of extraversion-introversion.
As a result of the analysis, it can be stated that there are individual differences of people that allow them to process a certain type of stimulus more efficiently; at the present stage, taking into account the visa representative system when conducting a special psychophysiological polygraph examination of candidates for service is indispensable; a considerable number of the Russian population has right-hemisphere laterization, therefore, the use of visual stimuli in the process of conducting a special psychophysiological study with the use of a polygraph will improve the perception of significant information in the test subject; one of the
ПСИХОПРАКТИКИ
advantages of right-hemisphere thinking is a simultaneous, holistic perception of the plot and understanding of its essence; a person trying to hide information of interest to a polygraph examiner experiences negative emotions by activating the right hemisphere, in such a situation, the visual presentation of a significant stimulus will be most appropriate.
Keywords: visual perception, relevant stimulus, visual stimulus, risk factors, representative system, hemispheric asymmetry, right-field thinking, special psychophysiological examination with the use of a polygraph, candidate for service
For citation
Aref'eva, O. V. 2023, 'Perception of visual stimuli by the subject in the framework of a special psychophysiological study using a polygraph', Applied legal psychology, iss. 1(62), pp. 84-93, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).084-093.
Восприятие является важнейшей психической функцией человека, позволяющей познавать окружающий мир и самого себя. Оно насыщает человека жизненно необходимой информацией, обеспечивающей жизнедеятельность. На протяжении Х1Х-ХХ веков ученые занимались изучением этой высшей психической функции. В. А. Барабанщиков, М. К. Мамар-дашвили, Е. В. Субботский, Р. М. Мепк1е и др. продолжают интересоваться исследованием восприятия и в наши дни.
Представители формирующейся в XIX веке ассоциативной психологии -В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, Э. Мах, Г. Э. Мюллер, И. Мюллер, Э. Б. Титченер, определяли образ восприятия как сложное соединение ощущений.
Представители гештальтпсихологии -М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка [16], К. Левин и др. определяли процесс восприятия целостностью воспринимаемой ситуации.
Кардинально новые взгляды на восприятие выразили зарубежные специалисты в области психологии, физиологии и нейропсихологии. Р. Баркер, Е. Брюн-свик, Дж. Гибсон, Ж. Пиаже, Д. О. Хэбб объясняют восприятие как процесс получения субъектом информации об окружающей действительности. Поисковая активность человека, по мнению авто-
ров, является необходимостью в процессе восприятия [5].
Теория восприятия в советской психологии строилась на основных положениях теории отражения В. И. Ленина и теоретической концепции рефлекторного строения психических процессов И. М. Сеченова и получила название теории перцептивных действий. Эксперименты, проведенные советскими и зарубежными психологами - Н. Ю. Вергилесом, Р. Грегори, А. В. Запорожцем, В. П. Зин-ченко, В. Кёлером, Б. Н. Компанейским, Б. Ф. Ломовым, Л. Г. Рузской, Дж. М. Стрэт-тоном, И. Фолькельтом, Р. Хелдом, А. Л. Яр-бусом, позволяют вывести ряд важнейших свойств восприятия: категориальность, избирательность, предметность, целостность, константность, осмысленность. Не менее важные свойства восприятия времени, пространства, движения, глубины изучали А. Р. Лурия, Д. Э. Майерс, А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.
Восприятие окружающей среды происходит при непосредственной работе органов чувств, или модальностей: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых.
В психологии зрительному аппарату человека в отражении действительности отводится ключевая роль. По данным Н. Линдгрен, 90 % информации воспри-
ПСИХОПРАКТИКИ
нимается при помощи глаз [6]. По утверждению А. Пиза и Г. Бейтсона, в процессе общения мы получаем более 90 % информации посредством невербальных каналов [14]. Кроме того, результаты исследований нейропсихологии свидетельствуют о том, что 52 % людей имеют образный стиль мышления, а 48 % - логический [15]. А. И. Навалихиной, А. Н. Козловской, А. Н. Исуповой в 2010 г. проведено исследование, направленное на определение процентного соотношения людей с доминирующей репрезентативной системой посредством психологического тестирования. Результаты распределились следующим образом: ведущая дигитальная репрезентативная система выявлена у 41 % испытуемых, кинестетическая - у 36, визуальная - у 16, аудиальная - у 7 %. Авторы отмечают, что соотношение ведущих модальностей подвергается изменению в зависимости от состояния современного общества [11, с. 472].
Эксперименты зарубежных физиологов Д. Х. Хьюбела и Т. Н. Визела показали, что раздражение некоторых нейронов мозговой коры происходит только под воздействием раздражителей определенной модальности. Следовательно, при совместном воздействии различных видов раздражителей, например, аудиальных и визуальных, будут активироваться и нейроны обеих модальностей, что повысит продуктивность воспринимаемой информации в целом. Так, по данным исследований, человек воспринимает 15 % информации посредством слуха и 25 % -с помощью зрения, а при одновременном воздействии стимулов двух видов воспринимается 65 % информации. Об этом же свидетельствуют научные работы О. А. Долгополовой, М. А. Conway, L. Shams и других авторов, считающих, что переключение модальностей способствует повышению продуктивности узнавания объекта.
Применительно к теме нашего исследования можно констатировать, что совместное использование визуальных и аудиальных стимулов позволит повысить продуктивность узнавания информации.
С точки зрения физиологии проблемой зрительного восприятия занимались Г. Гельмгольц, Э. Геринг, Б. Х. Гуревич, А. И. Коган, И. Мюллер, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, Ч. Шеррингтон и др. Физиологические процессы восприятия у всех людей идентичны. Заслуживают внимания индивидуальные особенности, оказывающие значительное влияние на восприятие и его результат. Примером может служить известный эксперимент французского психолога А. Бинэ по визуальному описанию папиросы участниками двух групп, результатом которого стало очевидное различие в описании: одна группа описывала папиросу, выделяя ее объективные признаки, другая опиралась на субъективное представление различных компонентов папиросы [Цит. по 7]. Другими авторами показана зависимость восприятия от мотивов, намерений, целей, чувств, потребностей, склонностей субъекта, его прошлого опыта и имеющейся установки [13].
Так, полиграф техническими специалистами воспринимается как аппаратура с определенным программным обеспечением, позволяющим производить математические расчеты, а специалистами-полиграфологами - как метод, применяемый в отборе кандидатов на службу для выявления скрываемой негативной информации. Сотрудник полиции незаконопослушными гражданами воспринимается как объект угрозы, а законопослушными - как объект защиты.
Исследованиями влияния личностных характеристик на выраженность психофизиологических реакций в процессе полиграфной проверки кандидатов на определенный фактор риска занимались О. М. Писарев и Н. П. Концидалова [9].
ПСИХОПРАКТИКИ
Начиная со второй половины прошлого столетия достаточно активно изучалось влияние доминирующего полушария на способ познания окружающего мира. В 1949 г. советским физиологом И. П. Павловым было выделено два типа высшей нервной деятельности - мыслительный и художественный [8]. Исследованиями межполушарного неравенства активно занимались отечественные и зарубежные ученые: Н. Н. Брагина, Г. Дейч, З. В. Денисов, Т. А. Доброхотова, Р. Ю. Ильюченок, А. Р. Лурия, Э .Г. Симерниц-кая, С. Спрингер, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветко-ва, Dietrich, M. S. Gazzaniga, Kanso, F. C. Keil, R. W. Sperry, R. A. Wilson и др.
Следует отметить, что исследователи разных областей науки, включая физику, анатомию, биохимию, нейропсихологию, нейрофизиологию, психофизиологию, установили существование межполушарной асимметрии мозга, объясняющей реализацию когнитивных процессов человека.
Экспериментальным путем подтверждено, что левое полушарие является хранилищем словесных воспоминаний. Кроме того, П. В. Симонов, R. J. Davidson, N. A. Fox, D. M. Tucker установили зависимость вида эмоций от доминирования правого или левого полушария. Так, проявление положительных эмоций связано с активацией левого полушария.
С правым полушарием связано восприятие невербального, ассоциативного образа. По мнению М. Н. Фишмана, оно воспринимает окружающую действительность холистически, то есть глобально, целостно, одномоментно. Правое полушарие «...почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания...» [3]. В правом полушарии располагается зрительная память с хранящимися в ней определенными классами ранее виденных изображений. Оно считается более эмоциогенным, его активация связана с проявлением негативных эмоций [2, с. 78].
Обращаясь к теме нашего исследования, следует отметить, что лицу, пытающемуся скрыть информацию, интересующую полиграфолога, присуще негативное эмоциональное состояние, которое усугубляется предъявлением релевантного стимула. Следовательно, наилучший способ предъявления значимого стимула будет визуальный. Как известно, восприятие значимого стимула сопровождается определенной реакцией организма, в том числе физиологической, которую фиксирует полиграф.
Анализируя научные исследования отечественных и зарубежных авторов, направленные на изучение межполушарных дихотомий головного мозга, можно констатировать, что существует зависимость ведущей модальности человека от доминирования одного из полушарий.
Так, принимая во внимание гендер-ные особенности, по мнению Дж. Леви, асимметрия мозга больше выражена у мужчин [17]. Кроме того, большинство исследований когнитивных функций с учетом межполовых различий указывают на преимущество у мужской половины населения зрительно-пространственного восприятия, у женской - вербального.
Учитывая этнопсихологические особенности человечества, ученые установили, что доминирующим у восточного населения планеты является правое полушарие. Рассматривая вопрос о менталитете жителей России в целом касательно доминирующего типа мышления, по данным О. В. Плебанек, население России - интроверты, в то время как население Запада -экстраверты [10], поэтому народу, населяющему Россию, свойственна правополу-шарная дихотомия.
Динамика межполушарной асимметрии с учетом возраста исследовалась С. С. Маклеод, Л. Пикок. С помощью эксперимента, включающего в себя решение пространственных и вербальных задач
ПСИХОПРАКТИКИ
мужчинами старше 60 лет под контролем электроэнцефалографии, ученым удалось доказать снижение способности пространственного восприятия, но сохранение способности к вербальному восприятию информации [12].
Однако показатель возрастной меж-полушарной асимметрии в контексте нашего исследования не актуален, так как возрастной ценз сотрудника полиции имеет определенные границы.
Н. В. Василевская, Е. В. Гурова, М. С. Ко-вязина, Г. А. Литинский, А. Р. Лурия, Е. И. Николаева, О. Розенбах и др. провели значительное количество исследований, направленных на определение зависимости ведущего глаза от типа восприятия окружающего мира. В первой половине XX в. О. Розенбах посредством исследований установил доминирование правого глаза у 62,6 % испытуемых.
Б. Г. Ананьев, А. В. Бару, С. Е. Драп-кина, В. П. Морозов, М. С. Неймарк, H. Kallman, D. Kimura, M. Safer и др., занимаясь изучением влияния слуха на межполушарную асимметрию, определили, что человек лучше локализует звук справа. Преобладание правого уха прослеживается при восприятии смысла вербальной информации, восприятие интонации производится левым ухом. У лиц, имеющих музыкальных слух, по данным канадского и британского ученых К. Хайд и Э. Блэймайра, доминирует правое полушарие головного мозга.
С учетом характеристики когнитивного стиля полезависимости-поленезависимо-сти, открытого Г. Уиткином, ученые пришли к выводу о том, что полезависимым людям в ситуации неопределенности окружающей действительности труднее найти решение, чем поленезависимым. Полене-зависимые (левополушарные) люди в решении задач способны выходить за рамки сложноорганизованного контекста, предлагать более продуктивные и оригиналь-
ные решения, опираясь на проприоцептив-ный опыт [4].
Следует отметить, что при проведении специального психофизиологического исследования с применением полиграфа наиболее продуктивным для полиграфолога является простейший ответ тестируемого - либо «да» либо «нет».
Несмотря на существенные различия во взглядах авторов относительно меж-полушарных дихотомий головного мозга, можно с уверенностью констатировать, что существуют индивидуальные различия людей, позволяющие им более качественно обрабатывать определенный вид стимула. Учитывая тот факт, что немалое количество населения России имеет пра-вополушарную латеризацию, считаем, что использование визуальных стимулов в процессе проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу улучшит восприятие значимой информации у тестируемого.
По мнению Б. Г. Ананьева, восприятие визуальной информации осуществляется на трех уровнях: ощущений, восприятия, представления. Аудиальная информация воспринимается только на уровне представления [1]. Таким образом, для вербальной передачи объективной информации респонденту потребуется больше времени и точно подобранных слов, тогда как визуальный образ быстрее и точнее может справиться с этой задачей. В то же время для более объективного восприятия вербального контента информации необходимо обратить внимание на факторы, несущие смысловую нагрузку, например интонация тембра голоса, ген-дерная и социальная принадлежность. В русском языке согласные звуки придают особый смысл содержанию информации, скорость речи играет определенную роль в восприятии. Кроме того, локализа-
ПСИХОПРАКТИКИ
ция вербальной информации, как отмечалось ранее, может сыграть важную роль в восприятии речи. Все указанные факторы способны исказить смысл передаваемой вербальной информации.
Проанализировав различные подходы к проблеме визуального восприятия информации, можно утверждать, что необходимость использования зрительной системы кандидатов на службу в процессе проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа научно обоснована, помимо того, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
1. В современном мире осуществляется переход от стандартной аудиальной передачи информации к визуальной.
2. Разные виды стимулов активируют нейроны соответствующей модальности, а совместное использование визуальных и аудиальных стимулов позволит повысить продуктивность узнавания информации.
3. Существуют индивидуальные различия людей, позволяющие им более качественно обрабатывать определенный вид стимула.
4. Одним из преимуществ правополу-шарного мышления является одномоментное, целостное восприятие сюжета и понимание его сущности. Левополушар-
ное мышление более медленно собирает целостную картину из последовательных логических действий.
5. Интонация голоса, его тембр, ген-дерная и социальная принадлежность, скорость речи, локализация вербальной информации могут сыграть отрицательную роль в объективности восприятия информации.
6. Для лица, пытающегося скрыть информацию, испытывающего негативное эмоциональное состояние в совокупности с узнаванием релевантного стимула, наиболее приемлемым способом предъявления значимого стимула будет визуальный.
7. Так как большая часть населения России имеет правополушарную латериза-цию, использование визуальных стимулов в процессе проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа улучшит восприятие значимой информации у тестируемого.
В перспективе целесообразно разработать методический материал в формате визуальных стимулов факторов риска и реализовать их использование в процессе проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.
Список источников
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960. 487 с.
2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981. 288 с.
3. Будук-оол Л. К. Функциональная асимметрия мозга и обучение: этнические особенности. М., 2010. 285 с.
4. Бызова В. М., Перикова Е. И. Влияние полезависимости-поленезависимости на процесс преодоления неопределенных визуальных стимулов // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 396. С. 178-182.
5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 464 с.
6. Линдгрен Н. Органы чувств животных и их электронные аналоги. М., 1962. 87 с.
7. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2007. 113 с.
8. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Л., 1949. 483 с.
ПСИХОПРАКТИКИ
9. Писарев О. М., Концидалова Н. П. Личностные особенности кандидатов на службу в уголовно-исполнительной системе с выявленным в ходе проверки на полиграфе фактором риска «факты употребления психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях» // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2(55). С. 92-102.
10. Плебанек О. В. К вопросу о структуре ментальности // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб., 2007. С. 51-53.
11. Рогожникова Т. М., Навалихина А. И. Доминантные модальности восприятия и их динамика // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16, № 2. С. 469-473.
12. McLeod, S. S. & Peacock, L. 1977, 'Task-related EEG asymmetry: the influence of age and abilities', Psychophysiology, vol. 14, iss. 3, pp. 308-311.
13. Ткаченко Н. И., Ивлиев П. В. Теория установки Д. Н. Узнадзе как система познания закономерностей психической активности человека, его сознания и действий // Прикладная юридическая психология. 2022. № 2(59). С. 121-126.
14. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам : метод. пособие / под общ. ред. М. К. Колковой. СПб., 2007. 288 с.
15. Шитикова Е. В. Типы мышления студентов вуза с разным научным потенциалом // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 13(184). Вып. 22. С. 321-326.
16. Koffka, K. 1935, Principles of Gestalt psychology, Harcourt Brace, New York.
17. Levy, J. 1978, 'Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control', in Cerebral Correlates of Conscious Experience: Proc. Intern. Symp., p. 285-298, Amsterdam.
References
1. Ananyev, B. G. 1960, Psychology of sensory cognition, Moscow.
2. Bragina, N. N. & Dobrokhotova T. A. 1981, Functional asymmetries of man, Moscow.
3. Buduk-ool, L. K. 2010, Functional asymmetry of the brain and learning: ethnic features, Moscow.
4. Byzova, V. M. & Perikova, E. I. 2015, 'The influence of utility-field dependence on the process of overcoming uncertain visual stimuli', Bulletin of Tomsk State University, iss. 396, pp. 178-182.
5. Gibson, J. 1988, Ecological approach to visual perception, Moscow.
6. Lindgren, N. 1962, Animal sensory organs and their electronic analogues, Moscow.
7. Luria, A. R. 2007, Lectures on general psychology, St. Petersburg.
8. Pavlov, I. P. 1949, Lectures on the work of the cerebral hemispheres, Leningrad.
9. Pisarev, O. M. & Kontsedalova, N. P. 2021, 'Personal characteristics of candidates for service in the penal enforcement system with a risk factor identified during a polygraph check "facts of the use of psychoactive and narcotic substances for non-medical purposes"', Applied legal psychology, iss. 2(55). pp. 92-102.
10. Plebanek, O. V. 2007, 'On the structure of mentality', in Siberian mentality and problems of socio-cultural development of the region, pp. 51-53, St. Petersburg.
11. Rogozhnikova, T. M. & Navalikhina, A. I. 2011, 'Dominant perception modalities and their dynamics', Bulletin of Bashkir University, vol. 16, iss. 2, pp. 469-473.
12. McLeod, S. S. & Peacock, L. 1977, 'Task-related EEG asymmetry: the influence of age and abilities', Psychophysiology, vol. 14, iss. 3, pp. 308-311.
ПСИХОПРАКТИКИ
13. Tkachenko, N. I. & Ivliev, P. V. 2022, 'The theory of the installation of D. N. Uznadze as a system of cognition of the laws of mental activity of a person, his consciousness and actions', Applied legal psychology, iss. 2(59), pp. 121-126.
14. Kolkova, M. K. (ed.) 2007, Traditions and innovations in the methodology of teaching foreign languages: a methodological guide, St. Petersburg.
15. Shitikova, E. V. 2014, 'Types of thinking of university students with different scientific potential', Scientific Vedomosti, Humanities series, vol. 13(184), iss. 22, pp. 321-326.
16. Koffka, K. 1935, Principles of Gestalt psychology, Harcourt Brace, New York.
17. Levy, J. 1978, 'Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control', in Cerebral Correlates of Conscious Experience: Proc. Intern. Symp, p. 285-298, Amsterdam.
Информация об авторе
О. В. Арефьева - адъюнкт факультета психологии, педагогики и организации работы с кадрами.
Information about the author
O. V. Aref'eva - Adjunct of the Faculty of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.
Статья поступила в редакцию 22.12.2022, одобрена после рецензирования 11.01.2023, принята к публикации 23.01.2023.
The article was submitted 22.12.2022, approved after reviewing 11.01.2023, accepted for publication 23.01.2023.