Салихова Л.Э. ©
К.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики, теории и методики начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, филиал в г.
Дербенте
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ У УЧАЩИХСЯ БИЛИНГВОВ
Аннотация
В данной статье рассматриваются психологические основы формирования навыков русского правописания у учащихся билингвов.
Проблема обучения грамотному письму была и продолжает оставаться одной из актуальных проблем на всех этапах развития в школе.
Поэтому необходимо учитывать психологическую природу формирования орфографического навыка, в выработке которого принимают участие сложные мыслительные процессы. Все это способствует формированию навыков правописания.
Summary
This article covers the psychological basics of the Russian spelling skills formation of pupils-bilinguals.
The problem of training for the grammatical writing was and continues to remain one of the actual problems at all stages of development at school.
Therefore it is necessary to consider the psychological nature of formation of spelling skill in development of which difficult thought processes take part. All this promotes formation of skills of spelling.
Ключевые слова: психологический процесс, дифференциация, билингвы, орфограмма, орфографический навык.
Keywords: psychological process, differentiation, bilinguals, spelling pattern, spelling skill.
Формирование прочных навыков правописания представляет собой сложный и длительный психологический процесс, требующий от учителя и ученика систематической работы. В его формировании участвует слуховое и зрительное восприятие в тесной связи с моторными действиями. Усвоение тех или иных знании орфографии, формирование умений и навыков зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, необходимо учитывать сам изучаемый материал, его доступность для детей. Во- вторых, оно зависит от способа подачи и закрепления изучаемого материала, от учёта психологии усвоения детьми знаний. В-третьих, для формирования навыков написания большое значение имеет учёт различных психологических закономерностей выработки навыков. При этом важно обеспечить
закрепление навыков правописания при изучении всех разделов школьного курса, тем самым соблюдая принцип непрерывности в совершенствовании навыков грамотного письма.
Орфография дагестанских языков построена в основном на фонетическом принципе. Существенные расхождения обнаруживаются между фонетическими системами русского и родных языков, поэтому учёт данных сопоставительного анализа при обучении правописанию является обязательным. [1, с.89].
Орфографический навык, как сложное действие, основывается на более частных умениях и навыках, таких как:
навык письма (автоматизированное начертание букв);
умение анализировать звуковой состав слова;
© Салихова Л.Э., 2015 г.
умение определять морфемный состав слова;
умение вычленять и определять вид орфограммы в составе различных морфем;
умение подвести орфограмму под соответствующее орфографическое правило;
умение правильно написать орфограмму в каждом конкретном
случае.
При обучении русскому языку формируется умение находить и исправлять орфографическую ошибку. Эти основные умения и навыки складываются из ещё более простых операций, которые зависят от конкретной орфограммы. [4, с.298].
В исследованиях психологов Д.Н. Богоявленского, Г.Г. Граник, С.Ф. Жуйкова, Н.С. Рождественского, Е.В. Гурьянова раскрывается механизм формирования орфографического навыка в зависимости от характера орфограммы. Они обосновали принципы дифференцированного подхода к усвоению орфограмм. У учащихся образуются условные связи (ассоциации). Так, при отработке навыка правописания слов, подчиняющихся морфологическому принципу, цепь ассоциаций (временных связей) состоит из следующих звеньев: звуко - буквенный анализ, т.е. выделение всех «сомнительных» графем в слове морфологический анализ слова, устанавливающий принадлежность «сомнительных» графем к той или иной морфеме зрительное представление морфемы нахождение сильной позиции применение соответствующего орфографического правила, т.е. реакция письма. [2, с.95].
Подавляющее большинство написаний в русском языке основано на морфологическом принципе и в ряде случаев расходится со звуковым анализом слова. Вследствие этого «перед пишущим всегда объективно возникает задача перейти от закономерностей устной речи к закономерностям другого рода, определяющим графическую форму той же речи» [6, с. 136].
В этой связи пишущему необходимо предоставить возможность различных графических вариантов слова и сопоставить их с группой проверочных слов.
Второе звено в этой цепи ассоциаций - морфологический анализ слов, также обусловливается морфологическим характером русского правописания. Для того чтобы решить, какое орфографическое правило нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо выяснить, какая морфема входит в орфограмму.
В фонетических написаниях пишущему нужно всего лишь установить непосредственную связь между звуковым образом слова и графическим. Так как письмо по фонетическому принципу представляет собой в какой-то мере фонетическую транскрипцию, то написание слова в определенной степени совпадает с произношением. Процесс правильного письма сводится к выработке ассоциаций - типа: фонема буква. Несмотря на кажущуюся лёгкость овладения системой временных связей при фонетических написаниях, они представляют для учащихся билингвов особую трудность. Фонетические написания в русской орфографии составляют, по подсчётам А.Н. Гвоздева, не более 5%. Кроме того, не все люди, даже говорящие на родном языке, произносят одинаково. Вследствие этого возникают варианты произношения, соответственно и написания.
В основе традиционных написаний лежит особая система временных связей. Известно, что традиционные, иначе исторические написания, образуют неоднородную группу, они не могут быть обоснованы произношением непосредственно и не имеют грамматических соответствий в современном русском языке. Цепь ассоциаций при традиционных написаниях можно представить в виде следующей схемы: слуховое
восприятие слова зрительное представление, вызываемое значением слова
письменная реакция. В школьном обучении графическое оформление каждого слова, принадлежащего к традиционным написаниям, рекомендуется запоминать «персонально». [3, с.205].
Учёт закономерностей образования временных связей (ассоциаций) в зависимости от характеристики каждого типа орфограммы является необходимым условием формирования прочных и осознанных навыков правописания.
Современной психологической наукой доказано, что в формировании навыков правописания участвуют все виды памяти во взаимосвязи. В зависимости от ряда объективных условий, а именно: от характера изучаемого орфографического материала, от способа его подачи и закрепления, от учёта психологических особенностей усвоения детьми знаний - тот или иной вид или несколько видов памяти могут стать основой запоминания орфограмм.
При формировании навыка слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Для развития этого вида памяти на уроках русского языка используются различные виды диктантов (слуховой, зрительно - слуховой, диктант «Проверяю себя» и т.д.).
Зрительная память заключается в запоминании «сомнительных» графем в процессе письма на слух и при списывании. Для закрепления этой памяти учитель составляет списки слов с орфограммами, объединёнными графической общностью, опознавательными признаками, условиями выбора нужных написаний. Зрительная память проявляет себя в различных видах списывания и зрительных диктантов. В этом вопросе большую помощь оказывают настенные словари.
Речедвигательная (или кинестезическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого в мускульных движениях органов речи закрепляется фонемный состав изучаемых слов.
Слово с орфограммой орфографически чётко проговаривается по слогам учителем, а учащиеся хором повторяют это слово за ним несколько раз. Речедвигательная память преимущественно используется при обучении правописанию слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами.
При обучении орфографии широко используется моторно-двигательная память. Она опирается на многократное повторение школьниками двигательного образа записываемых слов. В результате у учащихся закрепляется навык графического изображения слов с орфограммами.
Все виды памяти взаимосвязаны и взаимодействуют. Поэтому рекомендуется опираться на все виды памяти. Необходимо обеспечить сознательность формируемых навыков правописания путём последовательного выполнения орфографических упражнений. [5, с.72].
Таким образом, орфографический навык представляет собой сложный комплекс мыслительных и рукодвигательных действий, в основе которых лежит сознательная деятельность. Прочность навыков правописания во многом определяется строгой последовательностью умственных операций.
Литература
1. Абдуллаева Л. А. Учёт особенностей родного языка в преподавании русского языка. // Проблемы теории и методики преподавания русского языка как неродного в современных условиях. -Махачкала, 2010.
2. Богоявленский Д.М. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966. - с.91-134.
3. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии.- 5- е изд. - М.:Учпедгиз, 1964.
4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах (5- е изд.) : учеб. пособие - М., 2008.
5. Мурашов А. А. Психологические предпосылки речевых ошибок. // Рус. яз. в нац. шк. - М., 2006. -№6. - с. 72-76.
6. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия. // Вопросы психологии. - М., 1960. - №2. - с.135-141.