Научная статья на тему 'Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития'

Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ситуация развития / психологические механизмы защиты / эмоциональное напряжение / личностные особенности юношей и подростков / social situation of development / psychological defence mechanisms / emotional pressure / personal features of young men and teenagers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И. В. Подольская

Статья посвящена выявлению взаимосвязей индивидуальных психологических особенностей подростков с типом психологической защиты, зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи; изучение гендерных различий и типов механизмов преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И. В. Подольская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological mechanisms of protection of teenagers and young people in a developing social situation

The article is devoted to revealing the interrelation of individual psychological features of teenagers with the type of psychological defence and the dependence of the prevailing type of the psychological defence mechanisms on the family structure. It also covers the studies of gender distinctions and types of overcoming mechanisms.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития»

22. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М.: Прогресс, 1993.

23. Рязанцев С. Танатология. - СПб., 1994.

24. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: независимая фирма Класс 2000.

25. Loeser, Lewis H, and Bry, Thea. The role of death fears in the etiology of phobic anxiety as revealed in-group psychotherapy. Int. J. Group Psychother. 10:287, 1960.

26. Schilder, Paul. Goals and Desires of Man. - New York: Columbia University Press, 1942.

27. Jones, Ernest. The Psychology of Religion. In Essays in Applied Psychoanalysis. Vol. 2. London: Hogarth Press, 1950.

28. Flescher, Joachim. A dualistic viewpoint on anxiety. J. Amer. Psychoanal. Ass. 3:415, 1955.

29. Fenichel, Otto. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. - New York: Norton, 1945.

30. Hitschmann, Edward. Todesangst durch Totungsdrang - ein neuroticher Mechanismus. Z. Kynder-psychiat. 3:165, 1937.

31. Bromberg, Norbert. Maternal influences in the development of moral masochism. Amer. J. Orthop-sychiat. 25:802, 1955.

32. Bychowski, Gustav. Some aspects of masochistic involvement. T. Amer. Psychoanal. Ass. 7:248, 1959.

УДК 159.922.8

И. В. Подольская

Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития

Статья посвящена выявлению взаимосвязей индивидуальных психологических особенностей подростков с типом психологической защиты, зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи; изучение гендерных различий и типов механизмов преодоления.

The article is devoted to revealing the interrelation of individual psychological features of teenagers with the type of psychological defence and the dependence of the prevailing type of the psychological defence mechanisms on the family structure. It also covers the studies of gender distinctions and types of overcoming mechanisms.

Ключевые слова: социальная ситуация развития; психологические механизмы защиты; эмоциональное напряжение; личностные особенности юношей и подростков.

Key words: social situation of development; psychological defence mechanisms; emotional pressure; personal features of young men and teenagers.

Основная функция механизмов психологической защиты - снижение уровня тревоги. В зависимости от степени конструктивности, стратегии поведения в ситуациях, связанных с эмоциональным напряжением, могут способствовать или препятствовать успешности преодоления стрессов, оказывать влияние на эмоциональное состояние субъекта, и как следствие, состояние здоровья [4: 316-317]. Изучение социальных и других факторов и их взаимосвязей с личностью подростка, позволит определить, каким образом формируется тот или иной тип преодоления стрессовой ситуации, выявить, что именно оказывает наибольшее влияние на формирование конструктивных механизмов психологической защиты.

Задачами исследования было выявление взаимосвязей индивидуальных психологических особенностей подростков с типом психологической защиты, зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи; изучение гендерных различий и типов механизмов преодоления.

В соответствии с задачами было проведено обследование под -ростков в возрасте 14-17 лет. Полученный в ходе исследования материал был подвергнут статистической обработке с помощью метода параметрического критерия Стьюдента для независимых выборок, а также корреляционного анализа Пирсона.

Полученные результаты позволяют сделать следующие вы -воды.

Чем ниже поведенческая регуляция у подростка, тем больше он склонен прибегать к реактивным образованиямф<0,05) и регрессии (p<0,05) как к формам психологической защиты. Таким образом, подросток с низким уровнем устойчивости процессов регуляции или заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях или предотвращает появление неприятных мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Чем выше уровень коммуникативных качеств подростка, тем чаще он прибегает к проекции (p<0,05) в результате чего неприемлемые мысли и чувства приписываются другим людям и становятся как бы вторичными и реже использует отрицание в качестве механизма преодоления (p<-0,05). Подростки с низким уровнем моральной нормативности, напротив, чаще используют отрицание (p<-

113

0,05), и таким образом, не принимают аспекты внешней реальности (или свои собственные качества), очевидные для окружающих, и при этом реже используют проекцию.

Уровень личностного адаптационного потенциала находится в прямой зависимости от степени напряженности защиты (р<0,05), что говорит о степени напряжения механизмов преодоления и направ -ленности их на снятие фрустрации, вызванной тревожными обстоятельствами. В целом, чем выше личностный адаптационный потенциал подростка, тем реже используются такие механизмы преодоления, как регрессия(р<-0,01), компенсация(р<-0,01), проек-ция(р<-0,05), замещение(р<-0,05) и реактивные образования(р<-0,05), что свидетельствует об их неконструктивности так как адаптивные способности личности остаются недостаточно развитыми, в результате чего процесс адаптации нарушается, что может проявляться в повышенной конфликтности подростка, неадекватности стереотипов поведения, непонимании своей социальной роли, срывах в учебной деятельности, ухудшении состояния здоровья.

Что касается индивидуально-личностных особенностей, то для подростков, склонных к астеноневротическому типу реагирования, социальной пассивности, подчиняемости, медленной адаптации к учебной деятельности, а также для подростков с суицидальными настроениями более характерен такой механизм преодоления, как реактивные образования(р<0,05), в результате которого происходит трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Подросткам, для которых характерна конкретность мышления, детализация, педантизм, склонных к ригидной системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта, свойственны такие механизмы преодоления, как проекция(р<0,05) и замещение (р<0,05). В данном случае негативные переживания или локализуются во внешнем мире, мысли и чувства приписываются другим людям, или подавленные личностью эмоции (как правило, враждебность или гнев) направляются на объекты, представляющие меньшую опасность.

Для тревожных, неуверенных в себе подростков, нерешительных и боязливых, постоянно сомневающихся в правильности выбора решения, с повышенным чувством вины, ориентированным

на мнение коллектива, приверженным к общепринятым нормам, характерным механизмом защиты являются регрессия (р<0,01) и компенсация^^,01). Реальные или воображаемые недостатки, дефекты личности (по мнению самих подростков) компенсируются посредством фантазирования или приписывания себе недостающих свойств, достоинств, в случае с такими подростками это, как правило, уверенность в себе и лидерские качества. Для подростков, склонных к психастеническому типу личности, характерен высокий уровень степени напряженности защиты (р<0,01), направленный на снижение повышенного уровня тревоги.

Чем выше уровень социальной интроверсии подростка, сложности в установлении контактов, ориентация на общение в узком кругу друзей, тем чаще используются механизмы - регрессия (р<0,05) и компенсация (р<0,05).

Склонность к шизоидному типу поведения, проявляющемуся сочетанием повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях, характерна для подростков, использующих регрессию (р<0,01), компенсацию (р<0,05) и замещение (р<0,05) в качестве основных механизмов преодоления. Таким образом, тревога преодолевается или путем перехода на более раннюю ступень развития, или путем заимствования свойств и характеристик другой личности, или трансформируется и направляется на другие объекты.

Регрессия (р<0,05) и замещение (р<0,05) характерны также для подростков, склонных к гипертимному типу поведения: приподнятое настроение, чрезмерная активность, бурная деятельность в сочета -нии с поверхностностью и неустойчивостью интересов, эгоцентризмом и эмоциональной незрелостью. Данный тип подростков также часто используют вытеснение (р<0,01) в качестве механизма психологической защиты, и таким образом, неприемлемые для личности импульсы, вызывающие тревогу вытесняются на бессознательный уровень. Использование механизма интеллектуализации не характерно для данного типа личности (р<-0,05).

Подростки с выраженной склонностью к девиантным формам поведения чаще всего используют замещение в качестве механизма психологической защиты (р<0,05), таким образом, фрустрирующие, вызывающие тревогу и стресс обстоятельства в школе или в семье

подросток вымещает на других объектах, что выражается в отклоняющихся формах поведения.

Полученные в результате исследования данные позволяют сделать вывод о том, что подростки, воспитывающиеся в полных семьях, более склонны к проявлению психастенического типа реагирования, тенденции к тревожности и нерешительности достоверно выше, чем у подростков из неполных семей (р<0,05). Школьники, воспитывающиеся в неполных семьях, более склонны к шизоидному типу (р<0,05), и таким образом, более эмоционально холодны, склонны к отчуждению в межличностных отношениях.

Использование подростками из полных семей механизма компенсации достоверно выше (р<0,05), чем из неполных, следовательно, в полных семьях подростки чаще прибегают к попыткам найти замену реального или воображаемого недостатка с помощью присвоения себе качеств, свойств, ценностей другой личности.

В целом, в обследуемой группе подростков выявлены различия между мальчиками и девочками по показателям поведенческой регуляции, средний уровень которой у девочек достоверно ниже (р<0,05). Девочки более склонны к гипертимному типу поведения, которое характеризуется повышенной активностью, хорошей коммуникабельностью, постоянным поиском новых ощущений и впечатлений. Мальчики-подростки в исследуемой группе школьников более эмоционально холодны, склонны к шизоидному типу реагирования (р<0,05).

Мальчики-подростки чаще используют вытеснение в качестве защитного механизма (р<0,05), чем девочки, в результате действия которого вызывающие психологическое напряжение обстоятельства вытесняются на бессознательный уровень. А девочки чаще прибегают к регрессии (р<0,05), компенсации (р<0,05) и реактивным образованиям (р<0,05) в качестве механизмов преодоления. Таким образом, тревога преодолевается заимствованием свойств и характеристик другой личности или путем перехода на более раннюю ступень развития или происходит трансформация внутренних импульсов в противоположные стремления.

Таким образом, в результате исследования была выявлена зависимость между индивидуальными особенностями подростков и механизмами психологической защиты, а также достоверные отличия в группах подростков из полных и неполных семей, гендерные различия.

Список литературы

1. Психодиагностические методы в практике клинических психологов: учеб пособие / под ред. В. Л. Ситникова. - 2005. - 116 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. - СПб.: Питер,2004. - 351 с.

3. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. - М.:Академия,2003. - 736 с.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001.

5. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

УДК 159.923.2

Т. В. Снегирева

Возрастная динамика готовности личности к самореализации

В статье рассмотрены проблемы саморазвития, самоактуализации современного человека. Раскрыты понятия «готовность», «Я-концепция», «поступок». Рассмотрены основные этапы развития личности человека.

The article covers problems of self-development, self-actualization of the modern human being. It reveals concepts "readiness", "I-concept", "act" and presents the main stages of development of personality.

Ключевые слова: самореализация, личность, возрастная динамика.

Key words: self-realization, personality, age dynamics.

Проблема саморазвития личности в современной отечественной психологии приобрела особое значение в связи с утверждением личностно-ориентированной парадигмы в теории и практике образования. Среди понятий, связанных с саморазвитием личности (самосознание, самопознание, самоутверждение, самосовершенствование, самопрогнозирование, саморегулирование и т. д.), «самоактуализация» и «самореализация» рассматриваются обычно как две неразрывно связанные стороны «одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший свой ... потенциал» [3]. Раскрывая сущность

этих понятий, Е.Е. Вахромов в самореализации акцентирует внима-

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.