Научная статья на тему 'Психологические механизмы организации интернет-сообщества на примере образовательных проектов'

Психологические механизмы организации интернет-сообщества на примере образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
537
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Туранова Лариса Михайловна, Стюгин Андрей Александрович

. В статье рассмотрены психологические особенности сетевого сообщества с точки зрения мотивационной теории и теории трансактного анализа, выделены психологические аспекты целенаправленного поддержания мотивации участия в интернет-сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы организации интернет-сообщества на примере образовательных проектов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИИ

УДК 159.9+37.0+004

Туранова Лариса Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления информационно-методического сопровождения дистанционного образования КГПУим. В. П. Астафьева, turanova@yandex.ru, Красноярск

Стюгин Андрей Александрович

Заместитель начальника управления информационно-методического сопровождения дистанционного образования КГПУ им. В. П. Астафьева, astyugin@yandex.ru, Красноярск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ1

Аннотация. В статье рассмотрены психологические особенности сетевого сообщества с точки зрения мотивационной теории и теории трансактного анализа, выделены психологические аспекты целенаправленного поддержания мотивации участия в интернет-сообществе.

Ключевые слова: психология интернет-сообщества, сетевое сообщество, образовательный интернет-проект.

Turanova Larisa Mihajlovna

Candidate of Education, Docent, the head of department of information-methodical support of distance Education the KSPU named after V P. Astafev, turanova@yandex.ru, Krasnoyarsk

Styugin Andrej Aleksandrovich

The assistant chief of department of information-methodical support of distance Education the KSPU named after V P. Astafev, astyugin@yandex.ru, Krasnoyarsk

THE PSYCHOLOGY OF INTERNET COMMUNITY ORGANIZATION BASED ON A STUDY OF INTERNET EDUCATION PROJECTS*

Abstract: The article deals with the psychological aspects of a network community in terms of motivational theory and the theory of transactional analysis. Psychological aspects of motivation for Internet community participation are discussed.

Keywords: psychology of the Internet community, online community educational web project.

Проектирование сайта сетевых интернет- Рассмотрим специфику организации сообществ как пространства организации интернет-сообществ с точки зрения

деятельности его участников должно мотивационной теории, основоположником

быть построено с учетом постоянного которой является А. Маслоу и теории

целенаправленного поддержания мотивации трансактного анализа Э. Берна.

участия в сообществе и требует рассмотрения Модель иерархии потребностей

психологических особенностей сетевого А. Маслоу нашла широкое применение в

сообщества. самых различных научных и практических

1 Исследование проводится при финансовой поддержке проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» №02/12 Программы стратегического развития КГПУ им. В. П. Астафьева на 2012-2016 годы.

сферах деятельности человека. Эта модель занимает важное место в построении теории мотивации и поведения потребителей.

Обратимся к классической иерархической модели потребностей А. Маслоу [2]:

• физиологические потребности;

• потребность в безопасности;

• потребность в принадлежности и любви;

• потребность в признании;

• потребность в самоактуализации.

Очевидно, что начиная со второй «ступени», наличие условий для удовлетворения перечисленных потребностей будет определять привлекательность сетевого интернет-сообщества для личности. Остановимся на комментариях А. Маслоу к отдельным группам потребностей. Рассмотрим условия реализации потребностей в виртуальной среде сетевого пространства.

Очевидно, что для пользователей социальных сетей базовая потребность в безопасности будет реализовываться за счет обеспечения:

• приватности;

• технологической защиты (от вирусов, от доступа к данным своего персонального компьютера и своего пространства на сервере в Интернет);

• стабильности и защищенность выбранной социальной группы.

Обеспечение потребности в безопасности в социальном сетевом сообществе должны быть учтены при построении проектируемой модели сообщества за счет обеспечения механизмов обеспечения для каждого участника:

• возможности управления доступом к личной информации;

• возможности определения групп общения и доступа публикуемой информации для определенных категорий пользователей;

• сохранения приватности личной переписки, групповой переписки в рамках членов группы;

• сохранения приватности журнала истории посещенных страниц, опубликованных в Интернет;

• обеспечения антивирусной защиты в рамках информационного пространства и сервисов;

• соблюдения сформированных для социальной группы правил и норм поведения и общения;

• защищенности выбранной социальной группы в сетевом пространстве от нежелательных участников и нежелательных стилей общения.

Это позволит личности воспринимать пространство сетевого сообщество как безопасное.

Потребность в безопасности является необходимой, но недостаточной для поиска себе подходящего сетевого сообщества. Более актуальной для человека, вступающего в сетевое сообщество является необходимость реализации потребности в признании, в дружбе и любви. На наш взгляд, механизмы реализации указанной потребности в рамках сетевого сообщества могут быть описаны с позиции трансакционного анализа Э. Берна [1] в основании которой лежит представление о трех состояниях «Я» личности человека, которые формируются в процессе общения:

• взрослый;

• родитель;

• ребенок.

Вступая в любое взаимодействие, по-Берну, в процессе общения личность человека всегда находится в одном из указанных состояний. При этом «Взрослый» - обдумывает и принимает решения; «Родитель» -дает указания и утверждает что должно быть сделано; «Ребенок» - предъявляет желания, проявляет интуицию, эмоции. Создание сетевого пространства, в котором могут быть реализованы различные трансакции состояния «Я» личности всегда связано с реализацией возможности принимать различные состояния в процессе взаимодействия, отсюда возникает требование к организации сетевого сообщества как к игровому пространству.

Таким образом, видится, что обеспечение потребности в принадлежности, в признании, в дружбе и любви в социальном сетевом сообществе могут быть обеспечены за счет реализации следующих механизмов:

• самопрезентации;

• проявления своей компетентности;

• создания группы и руководства ее деятельностью;

• свободного выбора деятельности и группы;

• заведения друзей;

• выражения отношений и эмоций;

• определения статуса в группе.

Это позволит участнику сообщества гибко выбирать модель поведения, адекватно своим потребностям и состоянию «Я» личности.

Потребность в самоактуализации является высшей потребностью в иерархической модели потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации связывают с как можно более полным выявлением и реализацией своих личностных возможностей, потребность в самоактуализации возможно реализовать в поиске себя как личности, формированием и конструированием собственных форм и видов деятельности. Видится, что реализация потребности в самоактуализации возможна в условиях такого сетевого пространства, которое предоставляет гибкие инструменты инициации собственных сообществ и новых форм и способов деятельности.

Таким образом, проектируя сетевое пространство, необходимо предусмотреть для целевой аудитории соответствующую специфичную среду общения, в которой будут заложены механизмы:

• идентификации принадлежности к группе с привлекательным статусом, возможность повышать свой статус в некотором диапазоне;

• фиксации достижений в рамках деятельности сообщества; определения престижных атрибутов признания статуса личности; «конвертации» достижений личности в сетевом сообществе в привлекательные атрибуты успешности в реальном профессиональном сообществе;

• восполнение дефицитов ресурсов для самоактуализации личности; актуализации заложенных в личности потенций; регулирования командной соорганизации для достижения более значимой цели.

Приведенные механизмы организации деятельности в интернет-сообществах в той или иной степени реализованы в различных интернет-проектах в России и за рубежом.

В современном информационном пространстве на сегодняшний день сформировалось множество разных социальных сетей. Для удобства выявления эффективных механизмов проектируемого сетевого пространства, необходимо опираться на определенную их классификацию. Разные авторы используют разные основания клас-

сификации социальных сетей, например, Н. А. Семенов выделяет следующие основания классификации [5]:

• по типу;

• по доступности;

• по региону.

При этом, классификация социальных сетей у Н. А. Семенова выглядит следующим образом.

По типу:

• личное общение (Classmates.com);

• деловое общение (LinkedIn);

• развлечения (MySpace);

• видео (YouTube);

• аудио (Last. fm);

• фото (Flickr);

• геолокация (Foursquare);

• покупки (Groupon);

• блоггинг (Tumblr);

• новости (Reddit);

• вопрос-ответ (Answers.com);

• закладки (Delicious);

• виртуальные миры (Second Life);

• тематические (Slashdot).

По доступности:

• открытые (Facebook);

• закрытые (PlayboyU);

• смешанные (VK).

По региону:

• мир (hi5);

• страна (Qzone);

• территориальная единица;

• без региона (InterNations).

А. Прохоров рассматривает социальные сети по характеру взаимодействия акторов (индивидов, общественных групп) [4]. Наиболее популярны классификации социальных сетей по технологическим платформам, соответствующих сайтов социальных сообществ. Приведенные классификации социальных сетей, на наш взгляд, не учитывают психологии организации, существования и развития сетевых сообществ.

Рассмотрим классификацию сетевых сообществ через призму теории мотивации. По реализации доминирующих потребностей акторов, мы выделяем следующие типы сетевых сообществ:

• сообщества приватности, (реализация потребности безопасности);

• сообщества принадлежности (реализация потребности общения, дружбы и любви, признания);

• сообщества личностного роста (реализация потребности в познании, эстетических потребностей, потребности самоактуализации).

• При этом, мотивы участия акторов в сетевом сообществе могут быть разные и входить в группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• процессуально-содержательные;

• экстринсивные.

Выделяя в качестве концентра мотивы и цели участия акторов сетевого сообщества можно выделить следующие их виды:

• развлекательные;

• профессиональные;

• познавательные;

• неформальные (клубные);

• геосоциальные;

• возрастные;

• гендерные;

• коммерческие.

В связи со сложностью мотивационной структуры личности, можно говорить лишь о доминирующих мотивах и потребностях, влияющих на ее участие в конкретном сетевом сообществе. Поэтому вне зависимости от того какое сообщество проектируется: преследующие профессиональные, бизнес или другие цели, при проектировании модели и структуры сетевого сообщества и механизмов взаимодействия акторов сетевого сообщества необходимо создавать условия для реализации различных потребностей участников и предоставлять им гибкие инструменты формирования групп и способов организации деятельности.

Современные технологии коренным образом меняют условия организации взаимодействия субъектов образовательной деятельности в условиях среды образовательного процесса [3; 6]. В Интернет существуют реализованные образовательные проекты, связанные с организацией и созданием сетевых профессиональных сообществ, например:

• сетевое педагогическое сообщество «Интернет-государство учителей (http:// intergu.ru);

• сетевое сообщество «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru);

• сетевой проект «Летописи. ру» (http:// letopisi.ru);

• сетевого сообщества «Профессионал» информационно-методического центра ГОУ

СПО «Невинномысский агро-технологиче-ский колледж»^йр://5оршГт);

• сетевое социально-педагогическое сообщество СоцОбраз (http://wiki.iot.ru);

• сетевое сообщество педагогов usEdu; (http://rusedu.net);

• общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество (http://www. schoolexpert.ru);

• сетевое сообщество учителей Северовосточного образовательного округа Самарской области (http://www.sssvu.ru);

• сообщество учителей-словесников (http://wiki. vladimir.i-edu.ru);

• сайт в помощь завучам (http://www. zavuch.info);

• сетевое сообщество «КМ-Школы» (http://wiki.km-school.ru);

• Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества (http://www.openclass.ru).

Рассмотрим на примере некоторых Интернет-проектов примеры реализации механизмов организации деятельности их участников с точки зрения психологии организации, существования и развития сетевых сообществ.

Сетевое сообщество «Профессионал» (http://soprof.ru/) Информационно-методического центра ГОУ СПО «Невинномысский агро-технологический колледж»

Рассматриваемый сайт построен с учетом территориальной принадлежности акторов. Проект построен по территориальному признаку, импонирует претензия авторов проекта на формирование сообществ педагогов, работающих в сфере среднего профессионального региона. Привлекательным выглядит оформление сайта. Интерактивная карта Ставропольского края служит дополнительным мотивом интереса и любознательности для его посетителей. Однако, нет возможности для участников проекта создавать собственные группы по интересам и позициям, отсутствуют инструменты для само-презентации. На сайте работает единственный форум с единственной темой для всех участников проекта. По записям новостной ленты можно сделать вывод, что проект существует не менее трех лет, однако, судя по размещенным на сайте материалам, основная цель проекта - создание сетевого профессионального сообщества не реализована.

Проект «Летописи. ру» (http://letopisi.

ru/) - действующий на сегодняшний день. Целевая аудитория: школьники, студенты, педагоги вне своей территориальной принадлежности объединяются с целью формирования некой учебной гипертекстовой энциклопедии. Сайт проекта представляет собой познавательную среду с инструментами совместного формирования контента, соответствующего интересам его участников, базирующийся на технологии wiki.

Организаторы проекта предлагают участникам объединится на основе культуры «дарения», где социальный статус индивида определяется не тем, чем он владеет, а тем, насколько он щедр во взаимоотношениях с другими. За счет чего могут удовлетворяться высшие потребности в самоактуализации. К участию в проекта приглашаются те, кто готов подарить свой труд всем людям не ожидая за него никакого вознаграждения. Стоит заметить, что деятельность, основанная только на указанном подходе, не может быть устойчивой, что подтверждает вялотекущий характер развития проекта: за 6 лет его существования сформирован незначительный образовательный контент. Проект собрал незначительный круг участников его обсуждения. С точки зрения предложенной нами классификации, рассматриваемое сообщество можно отнести по целям к группе сетевых сообществ личностного роста, тем не менее, в проекте не учтены психологические механизмы его реализации: нет групп встреч и общения, не предусмотрены механизмы выражения признания общественного статуса и выражения признательности участникам проекта и др.

Проект «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru), безусловно, по названию и по содержанию организованной деятельности можно отнести к профессиональному сообществу. Информационная среда проекта, в целом, учитывает психологию сетевых сообществ, в частности, реализованы возможности:

• формирования собственного сетевого сообщества;

• богатый выбор форм и видов деятельности участников в рамках сообщества;

• изменение статуса участника сообщества в группе;

• предусмотрены механизмы нематериального поощрения;

• общения в профессиональной среде

• и др.

Это позволило автором и организаторам проекта выйти на такие показатели: общее число посещений портала с января 2006 года превысило 50 млн., ежедневно портал посещает около 20 000 педагогов. Однако, на наш взгляд, в данной модели разработчиками проекта не учтены возможности организации сетевого сообщества на принципах игровой деятельности, что обедняет возможности участников и, в целом, снижает эффективность проекта.

Проект «Интернет-государство учителей» (http://intergu.ru/), созданный с целью:

• оказания поддержки профессиональной деятельности учителя;

• предоставления возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность;

• создания и поддержки новых образовательных инициатив.

Проект направлен на решение задач:

• создание единого информационного педагогического ресурса;

• организация практической деятельности учителей в сети;

• развитие и реализация творческих способностей участников проектов;

• создание инновационного образовательного пространства;

• создание сетевого сообщества творческих учителей;

• разработка и реализация механизма мотивации учителей к образовательной сетевой деятельности;

• создание пространства психологической комфортности учителя.

Проект построен на принципах организации игровой деятельности, при этом механизм организации игровой деятельности дает возможность участникам сообщества находиться в разных трансакциях: Ребенок - Родитель - Взрослый. Например, на «территории» «Педагогический класс» рассматриваемого проекта, предусмотрена возможность выбора позиции (ученик, учитель, родитель, администратор) для поиска выхода из разбираемой ситуации. В структуре проекта реализуются разные типы формирования групп: сообщества приватности; сообщества принадлежности; сообщества личностного роста. В информационной

среде проекта учтена психология сетевых сообществ, например, реализованы возможности:

• формирования собственного сетевого сообщества;

• богатый выбор форм и видов деятельности участников в рамках сообщества;

• изменение статуса участника сообщества в группе;

• предусмотрены механизмы нематериального поощрения, признания, принадлежности к группе;

• общения в профессиональной среде;

• самопрезентации;

• открытия собственной «территории» в «государстве учителей»

За счет чего, в настоящий момент в сообществе зарегистрировано более 33000 педагогов России.

Виртуальные сообщества отражают реальные общественные отношения. Понимание этого позволяет авторам утверждать, что теория мотивации и трансактного анализа могут стать основой для объяснения психологических закономерностей и процессов, протекающих в сетевых интернет-сообществах. Особый интерес для разработчиков интернет-проектов представляет поиск механизмов создания условий для эффективной организации сетевого интернет-сообщества.

Предложенная авторами данной статьи монографии классификация сетевых сообществ на основе теории мотивации построена с учетом потребностей, реализуемых участниками сообществ, на наш взгляд, по-

зволяет более точно определить психологические механизмы их организации.

Понимая сложность психологических механизмов организации сетевого сообщества, частично рассмотренных в данной монографии, при проектировании модели сетевого пространства, необходимо учитывать и другие теории социальной психологии.

Библиографический список

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / пер. с англ. Ярхо А. В. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2001; 480 с. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PSIHO/BERN/games.txt

2. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. - 3-е изд. - СПб .: Питер., 2003. - 392 с. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PSIHO/ MASLOU/motivaciq.txt]

3. Намаканов Б. А., Расулов М. М. Дистанционное обучение как современная концепция образования. // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 80-88.

4. Прохоров А. Социальные сети и Интернет / Электронный журнал «КомпьютерПресс», ноябрь 2006г. [Электронный ресурс] URL: http:// www.compress.ru/article.aspx?id=16723&iid=776

5. Семенов Н. А. Все о социальных сетях.

Влияние на человека. [Электронный ресурс] URL: http://secl.com.ua/article-vse-o-socialnyh-

setjah-vlijanije-na-cheloveka.html

6. Смолянинова О. Г., Туранова Л. М., Овчинников В. В., Стюгин А. А. Модель организации информационной образовательной среды Сибирского региона с использованием электронной библиотеки СФУ // Сибирский педагогический журнал. - № 12. - 2011. - С. 69-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.