Научная статья на тему 'Психологические механизмы игры в дошкольном возрасте'

Психологические механизмы игры в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ / КОНСТРУКТОРСКИЕ ИГРЫ / СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Такабаева А.М.

Статья посвящена анализу воздействия игры на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, формированию произвольного внимания, развитие памяти и мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы игры в дошкольном возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Такабаева А.М.*

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа № 7» (филиал), г. Астрахань

Статья посвящена анализу воздействия игры на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, формированию произвольного внимания, развитие памяти и мышления.

Ключевые слова: игровые технологии, дидактические, конструкторские игры, сенсорные игры.

Научный подход к проблеме детской игры обнаруживает сложность психологических механизмов игры, ее побудительных сил и мотивов, механизмов взаимовлияния игры и развития ребенка. Важность игровой деятельности для психического развития показана в многочисленных и обширных исследованиях по проблеме детской игры в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.

В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Г.Г. Кравцова, Д.Б. Элько-нина, М. Кляйна, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, L. Nicolich, K. Garvey, I. Bretherton, O. Saracho достаточно детально описаны многие аспекты формирования и развития символической функции детской игры.

В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать только некоторых авторов классиков психологии, - занимавшихся проблемами игры: К. Бюллер, А. Валлон, Л.С. Выготский, К. Гросс, А.В. Запорожец, К. Коффка, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Ф. Бойтен-Дайка, Й. Хейзинга и др.

Основу современной классификации детских игр, заложил П.Ф. Лес-гафт. Он создал систему подвижных игр, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных, раскрыл воспитательное значение правил игры.

Большое влияние на исследователей детской игры оказали работы А.П. Усовой. Ее исследования легли в основу многих методических документов по дошкольному воспитанию.

Существенный вклад в разработку дидактических игр и включения их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т.В. Васильева, Т.А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова и др. Начиная с 50-х гг. в обучении детей всё чаще используют практические ме-

* Воспитатель.

тоды (А.М. Леушина). Она рассматривала практические методы в системе других (словесных и наглядных) методов. Именно с практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей с элементарной математикой.

Теория и практика обучения накопила определённый опыт использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Однако в настоящее время проблема связи различных параметров игры с особенностями психического развития ребенка представляется недостаточно изученной, не разработаны стандартизованные параметры, позволяющие использовать игру как инструмент интеллектуального развития дошкольников.

Настоящая статья посвящена анализу воздействия игры на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Объектом исследования является процесс формирования интеллектуальных способностей у детей 4-7 лет.

Предмет исследования - игровые технологии (в первую очередь - математическая игра), влияющие на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Цель работы - показать эффективность применения математических средств при развитии интеллектуальных способностей детей, описать элементы процессуальной части педагогической технологии при работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста.

Анализ литературных источников на предмет выявления требований к организации игровой деятельности дошкольников среднего и старшего возраста показывает:

Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Тан-грам», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы - заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры -«овощи», брусок - «утюг», палочка - «градусник», коробка - «телевизор».

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобра-

ны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.).

Средний и отчасти старший дошкольный возраст - начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх - имитация определенных действий и отношений, выделение правил игры и следование им.

В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что - полезное, нужное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

Советский психолог Л.С. Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, образы и действия.

Содержание игры в процессе обучения и воспитания обогащается опытом, приобретаемым ребенком в ходе занятий. Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, по-

зволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т.д.

Учебные занятия, проводимые с применением игровых технологий, оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.

Следует отметить, что игра является величайшей школой социального опыта. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Список литературы:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой и др. - изд. 2-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.

3. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985. - 318 с.

4. Ивлева И.А. и др. Консультирование родителей в детском саду. Возрастные особенности детей // Комплект практических материалов для психологов дошкольных учреждений. В помощь дошкольному психологу. - М.: Генезис, 2008. - 154 с.

5. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М.: Педагогика, 1984. - 346 с.

6. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника / Т.И. Алиева; научн. ред.: Л.А. Парамонова и др. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.

7. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

8. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - Л., 1988. - 198 с.

9. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учебн. пособие / Под ред. Э.В. Островского; Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. -М.: Вузовский учебник, 2005. - 384 с.

10. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А.М. Леушиной. - Мн., 1982. - 145 с.

11. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

12. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Т.Н. Дронова, В.В. Гер-бова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 1996. - 271 с.

13. Солодянкина О.П. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007. - 88 с.

14. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.

15. Узорова А.Н. Пальчиковая гимнастика // Дошкольное воспитание. -2000. - № 10.

16. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 330 с.

18. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями: методическое пособие / Под общ. ред. В.И. Черновой. - Хабаровск, 2003. -155 с.

19. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. - 392 с.

АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Тянь Гопин*

Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Фразеологизм - важнейший строительный материал языка, который обогащает речи и придает ей выразительность, яркость и эмоциональность. Анализ и сравнение китайских и русских фразеологизмов помогают учащимся легче и глубже понимать формулу и грамматику изучаемого языка. К тому же, с помощью изучения фразеологизма учащиеся лучше знакомят с традицией, культурой и историей изучаемого языка.

Ключевые слова русский фразеологизм, китайский фразеологизм, Чэнъюй, перевод, анализ, сравнение.

* Аспирант кафедры Методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.