Научная статья на тему 'Особенности разработки познавательных игр для дошкольников и младших школьников'

Особенности разработки познавательных игр для дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная игра / игровая деятельность / логическое мышление / речь / память / внимание / моторика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева

Статья посвящена особенностям разработки познавательных игр для дошкольного и младшего школьного возраста. Выявлены пять человеческих качеств, которые должны развиваться в игровой деятельности ребенка, показаны пути их учета при разработке познавательных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки познавательных игр для дошкольников и младших школьников»

А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена особенностям разработки познавательных игр для дошкольного и младшего школьного возраста. Выявлены пять человеческих качеств, которые должны развиваться в игровой деятельности ребенка, показаны пути их учета при разработке познавательных игр.

Ключевые слова: познавательная игра, игровая деятельность, логическое мышление, речь, память, внимание, моторика.

В настоящее время разработка интеллектуальных игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста является востребованным продуктом, источником знаний, умений и навыков, которые формируются у ребенка как элементы социализации.

Игра как средство воспитания направлена на формирование у ребенка множества целевых установок, которые включают его в творческий процесс. Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже считал, что «игра есть форма творчества», она позволяет ребенку «приспосабливаться к изменяющимся условиям существования». В фантазийном мире игры ребенок учится «ориентироваться и преодолевать трудности», которые могут быть уготованы ему реальном мире. Пиаже определяет, что «игра - это реальность, в которую ребенок хочет верить для себя самого, точно так же, как действительность - это игра, в которую ребенок хочет играть со взрослыми и со всеми, которые в нее тоже поверят» [1].

Основные идеи значения игры для ребенка заложены в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, глубокое психологическое обоснование раскрывается в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, вопросы педагогического руководства игрой разрабатывались А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и др. Многолетние исследования убедительно доказали, что игра ребенка социальна по своему происхождению, является формой усвоения общественного опыта и развивается под влиянием окружающих взрослых. А. П. Усова считала, что «играми малышей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если оно основывается на глубоком понимании природы игры и знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры». Она считала, что руководство игрой «является более сложным и трудным делом, чем обучение на занятиях», и это руководство требует глубоких знаний и большого педагогического мастерства [2].

«В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их» [3]. При разработке интеллектуальных игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста нами были выделены пять базовых компонентов, которые лежат в основе развивающей функции игры: логическое мышление, речь, память, внимание и моторика.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

1. Развитие логического мышления через игровую деятельность происходит при использовании следующих элементов игры:

а) на взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях;

б) на сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию, аналогии, систематизацию, абстрагирование, сопоставление, обоснование и доказательства;

в) на понимание целого и частей, соподчинение понятий;

г) на развитие креативного мышления, предвидения результата;

д) на моделирование и конструирование объектов;

е) на развитие пространственно-образного мышления;

ж) на понимание физических явлений и процессов;

з) на изучение свойств математических объектов;

и) на формирование физической картины мира и ее обоснование;

к) на формирование алгоритмических процессов и логических операций;

л) на развитие продуктивной (конструирование) деятельности;

м) на ориентацию в пространстве.

Игровой процесс по развитию логического мышления позволяет подготовить детей к быстрому усвоению учебного материала в начальном звене школы. Важно, чтобы к началу обучения в школе дети имели следующие знания:

- счет от 1 до 100, обратный счет от 10 до 1;

- цифры, количественные и порядковые числительные от 1 до 10;

- предыдущие и последующие числа в пределах первого десятка;

- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг) и геометрические тела (шар, куб, конус);

- иметь представление о долях, уметь разделить предмет на 2-4 равные части;

- измерений длины, ширины, высоты предмета с помощью линейки;

- сравнивание: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

- понимание предложений, построенных с помощью логических связок «и», «или», «не»;

- группировка предметов по общему признаку и понимание, что объединяет указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и т. п.;

- умение различать живое и неживое, женский и мужской род:

- общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений.

Все это необходимо учитывать при составлении сценария игры, подбирая игровые ситуации и разрабатывая задания.

2. Развитие речи достигается за счет использования сказок, стихов, поговорок, песен, которые могут использоваться в различных игровых ситуациях. Например, чтобы преодолеть препятствие, необходимо вспомнить (прочитать, разучить, придумать) поговорку или небольшое стихотворение, герои игрового сценария могут петь песенки или рассказывать фрагменты сказки.

При этом происходит развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, а именно:

- расширяется словарный запас;

- формируется звуковая культура речи;

- закрепляется умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, использовать предлоги (грамматический строй речи);

- развивается связная монологическая речь.

3. Развитие памяти для подготовки ребенка к школьному обучению трудно переоценить. Игровые ситуации помогают путем произвольного и/или непроизвольного запоминания тренировать такие виды памяти, выделяемые по характеру психической активности:

- двигательная память (запоминание и последующее воспроизведение различных движений - ребенок учится писать, собирать и укладывать предметы в нужном порядке, выполнять физические упражнения и т. п.);

- эмоциональная память (дети запоминают радость победы в конкурсе, сопереживание, переживают за друзей, получают удовольствие от успехов);

- образная память (информация запоминается в виде определенных образов, запахов, ощущений, при формировании образной памяти участвуют органы чувств);

- словесно-логическая память (знания усваиваются благодаря вербальному общению во время игры).

4. Развитие внимания в игре - один из важнейших итогов игровой деятельности. Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:

- объем (количество информации, способной удержаться в сознании);

- сосредоточенность (возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте или процессе);

- устойчивость (способность долгое время сохранять сосредоточенность);

- переключаемость (осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой);

- распределение (рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел).

Игра позволяет формировать не только произвольное внимание, которое возникает, когда нужно проявить волю, чтобы сосредоточиться на предмете игры и совершить какие-либо действия, но и послепроизвольное - ребенок погружается в игру, увлекается каким-то видом деятельности. В этот момент снимается волевое напряжение, и ребенку уже не нужно заставлять себя делать что-либо, а задание реализуется без особых затруднений.

Послепроизвольное внимание является самым продолжительным и эффективным, так как ребенок не напрягается и не устает, а может довольно долгий период времени быть сосредоточенным на своем занятии, не теряя целенаправленности.

5. Развитие у детей моторики (двигательной активности) в игре чаще всего не требует принуждения и поэтому наиболее эффективно. Различные игровые ситуации позволяют активизировать:

1) развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

2) накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

3) формирование у детей потребности в двигательной активности.

Таким образом, при разработке игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо использовать один или несколько элементов из пяти базовых компонентов, что позволит обеспечить интегративную системную основу развивающих игр.

Примечания

1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М. : Педагогика-Пресс, 1994. 526 с.

2. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. В. Запорожца. М. : Просвещение, 1976. 94 с.

3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1988. 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.