ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
В.А. Непомнящая (Томск)
Аннотаиия. Обсуждается актуальность изучения неэкономических факторов качества жизни, рассматривается эволюция взглядов на психологические аспекты качества жизни. Проведен димензиональный анализ качества жизни как междисциплинарной категории. Предложена гипотеза о возможных психологических механизмах качества жизни. Представлены результаты исследования качества жизни студентов выпускных курсов во взаимосвязи со смысловой сферой личности и ригидностью.
Ключевые слова: качество жизни как междисциплинарное понятие, психологические механизмы качества жизни, смысловая сфера личности, детерминация развития в онтогенезе, ригидность.
Проблема качества жизни вызывает сегодня серьезный научный интерес. Данная категория определяется как «одна из ключевых для современного развития России» [ 1 ], как средство повышения благосостояния населения, устойчивого развития экономики, профилактики социального напряжения, даже как возможная национальная идея. Важно отметить, что наряду с исследованием объективных условий существования идет изучение собственного вклада личности в качество своей жизни. Последнее представляется особенно актуальным. Анализируя ситуацию развития в нашей стране, академик И.А. Гундаров утверждает, что причины неблагоприятной демографической обстановки связаны не столько с состоянием экономики, сколько «лежат в духовной сфере», связаны с «депрессией и потерей смысла жизни...» [4], т.е. качество жизни сегодня в значительной степени определяется «факторами неэкономической природы».
Появление категории «качество жизни» относят к «знаменательным научным событиям XX века» [13, с. 15]. Она является междисциплинарной и разрабатывается социологией, экономикой, экологией, медициной и т.д., поскольку жизнь человека - это многослойное явление, междисциплинарный объект. Данное понятие вызывает интерес и в современной психологии, о чем свидетельствует появление ряда публикаций на тему качества жизни индивидов и социальных групп. Отметим, что признается влияние психологических факторов (установок, субъективных оценок, потребностей, ценностей, личностных характеристик и т.п.) на качество жизни, однако психологические механизмы этого влияния, на наш взгляд, раскрыты недостаточно.
Анализируя социальный контекст возникновения категории «качество жизни», можно заметить, что ее появление связано с изменением типа общественного развития и положения человека в обществе. «Качество жизни» оформилось в 60-е гг. XX в. в рамках концепции «постиндустриального общества», для которого характерны ориентация на эволюционное развитие, отказ от революционных преобразований, перенесение приоритетов развития из сферы производства в сферу услуг и информации. В постиндустриальном обществе именно человек становится «основным элементом социальной системы» [2, с. 45]. Как полагает Д. Белл, человеческие проблемы постиндустриального общества «не могут быть разрешены с помощью технических критериев; они неизбежно
замкнуты на ценностные... проблемы» [2, с. 489—490]. В новых исторических условиях «стабильность общества как никогда ранее зависит... от качеств самих граждан и их мировоззрения, от ценностей, превалирующих в обществе, и способов, какими эти ценности воплощаются в общественных институтах, от степени доверия к этим институтам» [2, с. 59]. Указанные социальные изменения и вызвали необходимость порождения новых способов оценки социального развития, одним из которых стал анализ качества жизни как отдельного человека, так и человеческих сообществ.
В рамках социологии качество жизни определяется как «комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие человека, группы или сообщества людей. Среди объективных факторов - потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развитие сферы услуг, образования, социального обеспечения, среди субъективных - удовлетворенность работой и жизненными условиями, социальным статусом индивида, финансовым положением семьи и семейными отношениями» [17]. Именно диалектика двух основных сторон бытия - объективной и субъективной -обусловливает специфику данного понятия и его научного анализа. «Человек не только отражает в сознании свое бытие, но и формирует мнение о различных его сторонах или жизни вообще. Причем люди всегда испытывают необходимость в оценке сложившейся ситуации и для практических целей, и для поддержания внутреннего психического равновесия» [16, с. 192].
Таким образом, концепция качества жизни в социологии включает все аспекты взаимодействия человека и окружающей среды. Само появление данной категории вызвано изменением роли человека в общественном прогрессе, новым пониманием прогресса: человек стал «мерой всех вещей», и поэтому критерием прогресса является не столько развитие производства и технологий, сколько человеческое развитие. Понятия «уровень жизни», «уровень потребления» отражают объективные условия существования человека, а понятие «качество жизни» объединяет объективные условия бытия и восприятие их человеком, объединяет два плана анализа человеческих сообществ.
В философии качество жизни определяется как «понятие, включающее в себя определенный набор необхо-
димых параметров и условий жизни индивида и оценку или степень удовлетворенности их реальным состоянием у индивидов и общества» [10, с. 237]. Отметим, что здесь также реализована тенденция континуального понимания человека и окружающего его мира, объединения в одной категории субъективных и объективных характеристик жизнедеятельности.
В медицине качество жизни понимается как «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами» [6]. Это определение отражает оценку жизни, самочувствия, здоровья и благополучия, которую дают сами пациенты. Подчеркивается, что качество жизни - это многомерная, сложная структура, которая может быть понята как «адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу» [15]. Следовательно, задача, которую данное понятие выполняет в медицине, связана с реализацией контекстного подхода, получением целостной, комплексной картины жизни болеющего человека, с необходимостью расширить объективное видение больного и болезни врачами, дополнить его су&ьективной оценкой своего состояния самим больным, т.е. потребностью объединить объективные и субъективные критерии оценки его состояния.
В экономической науке предлагается определение качества жизни как «обобщенной социально-экономической категории, представляющей обобщение понятия «уровень жизни», включающий в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт» [14]. Ключевым в определении является то, что качество жизни - «обобщенная категория», в которой переплетаются и взаимодействуют объективная и субъективная стороны человеческой жизни.
Таким образом, на основе димензионального анализа определений качества жизни, предлагаемых различными научными дисциплинами, можно сделать вывод, что появление данной категории решало задачу воссоздания целостной (комплексной, интегральной) картины жизни человека, совмещающей объективные условия его существования и субъективное отношение к ним, восприятие их, т.е. жизнь как объективное понятие и ее качество как характеристику, данную ей человеком.
Следует отметить, что на протяжении всей истории научной разработки данного понятия исследователи уделяли серьезное внимание анализу психологических факторов качества жизни. Например, Э. Фромм в рамках критики «потребительского общества» выступает против «технологической дегуманизации». Он утверждает, что потребительское общество построено по принципу «все делается потому, что «технически возможно», а не в интересах человека», в нем культивируется преимущественно «технологическое развитие», а гуманистичес-
кие ценности отвергаются, наблюдается тенденция «де-индивидуализации» личности, ухудшения качества жизни отдельного индивида (цит. по: [18]). Человек становится «пассивным, равнодушным, бесчувственным, а умственное развитие его - односторонним», у личности развиваются такие «патологические симптомы, как тревога, депрессия, безразличие, индифферентность к жизни и насилию» (цит. по: [18, с. 32]). «Революция надежд», полагает Э. Фромм, состоит в «гуманизации технологической системы», где человек является источником ценностей, а техника ему подчиняется, гуманизации среды, в которой живет человек, для улучшения качества жизни (цит. по: [18]).
Б. Скиннер, признавая, что «наша цивилизация породила науку и технику, в которых она нуждалась, чтобы спасти себя», убежден, что наука и техника не в состоянии уберечь качество жизни от ухудшения, и основой нового качества жизни станут индивидуализм, свобода и достоинство (цит. по: [18]).
Уже в 60-е гг. исследователи качества жизни признавали, что человек - это «существо духовное и «диаграммы» его чувств и стремлений, рефлексии и счастья могут не совпадать с диаграммами экономического роста» [12, с. 167]. Справедливо отмечалось, что качество жизни в значительной степени определяется критериями нематериального свойства, относящимися к социальной, духовной, культурной, психологической и нравственной сторонам жизни.
В 70-е гг. исследователи «субъект ивного качества жизни», в частности А. Кемпбелл, применяют в измерениях триаду «обладание - отношение - существование», что предполагает наличие удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки. В исследованиях А. Кемпбелла было установлено, что наличие хороших межличностных отношений, позитивной самооценки, ощущения контроля над своей жизнью «играют более важную роль в общем благополучии, чем реальная жизненная ситуация» [13, с. 112], т.е. категории «отношения» и «существования» признаются столь же, если не более, важным фактором качества жизни, как и категория «обладания» (удовлетворенность материальными условиями жизни).
А.Тойнби предлагает расценивать жизненный стандарт как средство, а качество жизни - как цель человека. «Для жизни необходимо минимальное количество материального: пища, одежда, жилище. Но они - не цель, ради которой люди живут. Они просто средства к достижению цели. Цель человеческой жизни в духовности, и эта духовная цель есть то, что выделяет человека из его нечеловеческого окружения на этой планете» (цит. по: [18, с. 89]).
В рамках концепции «человеческого развития» качество жизни понимается с точки зрения согласованности между человеком и миром, в котором он живет. Данная концепция акцентирует внимание на том, что «человек - в одно и то же время средство и цель мирового
развития», и общественный прогресс не может оцениваться только с экономических позиций [12, с. 164].
Таким образом, с момента появления понятия «качество жизни» в нем подчеркивалось наличие компонентов нематериального свойства, психологического благополучия личности как неотъемлемой части общего «качества жизни».
В настоящее время в рамках данной проблематики сосуществует множество концепций, что подтверждает мысль о качестве жизни как постоянно эволюционирующей категории. Анализ существующих дефиниций качества жизни на предмет их психологической составляющей показывает, что в большинстве из них она выражается как «степень удовлетворенности», «субъективное оценочное отношение», «восприятие индивидами их положения в жизни» и т.п. Таким образом, психологическое содержание понятия «качество жизни» связано с субъективной интерпретацией, оценкой человеком объективных условий жизни. Это позволяет предположить, что, несмотря на заложенное в категории «качество жизни» с тремление объединить объективную и субъективную стороны жизни, методологическим основанием, из которого объясняются психологические компоненты качества жизни, является фиксация противопоставления субъекта и объективной реальности, в которой он живет.
Коллектив научно-исследовательской лаборатории по проблемам качества жизни населения (г. Белгород) в Программе повышения качества жизни населения предлагает идею о том, что качество жизни обретается самими людьми в процессе преобразования среды и самих себя, что составляет деятельностный аспект данной категории. Качество жизни авторы связывают с понятиями «ценности» и «потребности», рассматривая человеческую жизнь как процесс реализации потребностей и ценностей (ценности определяются как многократно воспроизведенные потребности, закрепившиеся на ментальном уровне). Это означает самореализацию человека.
Потребности и ценности человека увязываются с понятием «качество жизни» посредством категорий «жизненные стратегии» как «сложившиеся (устойчивые, типичные) способы и формы жизнедеятельности человека, направленные на удовлетворение его потребностей, достижение целей и жизненных смыслов» [1]. Характеристиками жизненных стратегий являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека. Реализация жизненных стратегий создает ощущение удовлетворенности и си туацию личного успеха. Достижение успеха отождествляется с достижением определенного качества жизни.
Общим содержанием механизма изменения качества жизни является понятие «возможности» как следствие комбинации внешних факторов (целенаправленная деятельность субъектов управления) и усилий самих людей, направленных на реализацию своих целей [1]. К улучшению качества жизни, по мнению авторов программы, приведет, во-первых, создание условий для расширения воз-
можностей человека; во-вторых, актуализация собственных возможностей человека; в-третьих, корректировка ценностно-целевых орпентаций человека.
Авторы отмечают, что категория «качество жизни» объединяет объективные и субъективные характеристики жизнедеятельности людей. Предлагается следующее определение качества жизни: «.. .единство показателей, которые характеризуют уровень реализации потребностей человека и степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов (жизненных стратегий) и соотносятся, с одной стороны, с минимальными социальными стандартами, с другой стороны - с ресурсными возможностями общества» [1]. По мнению авторов, качество жизни можно рассматривать не только как определенный уровень потребления, но и как некоторую «меру, в пределах которой самореализуется человек», как ощущение себя счастливым, поскольку качество жизни невозможно без удовлетворенности и комфортности, личного успеха.
Таким образом, в современных концепциях качество жизни тесно связано с такими психологическими понятиями, как «ценность», «потребности», «смысл», «жизненная стратегия» и т.д. Каким же образом можно представить психологические механизмы качества жизни как интегральной характеристики жизнедеятельности человека?
Д.А. Леонтьев (1998) утверждает, что функцией личности является «структурирование своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам» [9, с. 154]. Эти функции осуществляет главная подструктура личности -ее смысловая сфера, которая обеспечивает «смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах». Именно действие в логике смысла и свободного выбора специфично для личности, при такой логике человек поднимается над си туацией, управляет ею, ориентируется на всю систему отношений с миром в целом. Раскрывая деятельностный аспект качества жизни, можно предположить, что личность не только оценивает, осмысливает окружающие ее условия, оставаясь удовлетворенной или не удовлетворенной ими (что заложено в большинстве существующих определений качества жизни), но и проектирует, «ведет» свою жизнь, формируя ее качество на основе своей системы смыслов.
Выявить закономерности соотношения качества жизни и возрастных особенностей возможно, на наш взгляд, в рамках системного подхода к человеку, реализованного в теории психологических систем В.Е. Клочко [7, 8]. Человек понимается как «самоорганизующаяся система .. .порождающая психологические новообразования и опирающаяся на них в своем самодвижении» [18, с. 65], «открытая как в социум, так и в объективную (природную, физическую, "вещную") среду» [7, с. 8]. Такое понимание человека позволяет преодолеть «разделенность» всего сущего на две реальности (субъективную и объективную) и противопоставление этих реальностей. Предла-
гая «искать собственно человеческое за пределами его телесного бытия» [7, с. 7], В.Е. Клочко вводит понятие «мир конкретного человека» [18, с. 66] как «часть самого человека, его продолжение». Миру конкретного человека свойственна многомерность, возникающая в процессе развития в результате интеграции объективных и субъективных измерений.
В данной теории предлагается идея смены детерминаций развития в онтогенезе - в детстве «образ жизни человека детерминируется особенностями многомерного мира», в зрелом возрасте «образ жизни начинает определять развитие мира человека» [7, с. 10]. В.Е. Клочко утверждает, что, «становясь суверенной личностью... человек получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного мира» [8, с. 67]. «Суверенная личность... несег ответственность за его (мира) порядок и качество» [7, с. 10].
Основываясь на идее смены детерминаций развития, можно предположить, что и качество жизни в детстве в большей степени зависит от ситуации развития, мира, в котором живет ребенок. В процессе взросления, обретения зрелости качество жизни начинает определяться самой личностью в соответствии с особенностями организации ее смысловой сферы.
Напомним, что понятие «качество жизни» решало задачу объединения объективной и субъективной сторон жизни человека. Выше было высказано предположение, что личность формирует свое качество жизни, исходя из собственной системы смыслов, т.е. качество жизни определяется движением «от личности к ситуации». Понять психологические механизмы движения «от ситуации к личности» в определении качества жизни поможет, на наш взгляд, категория ригидности. Как полагает Э.В. Га-лажинский, развивая концепцию психической ригидности Г.В. Залевского, ригидность является системным образованием, релевантным всей психологической системе [3, с. 48], интегральным, наиболее общим показателем степени открытости психологической системы. «Чем выше ригидность, тем в большей степени блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, открывающиеся во взаимодействии человека со средой» [3, с. 48]. Ригидность, обеспечивая избирательную работу сознания, является центральным звеном в структуре готовности человека к изменению образа жизни в ситуации закономерных или вынужденных жизненных изменений [3, 5].
Применительно к проблеме качества жизни ригидность указывает на способность человека улавливать изменения в окружающем мире и возможность самоопределиться в изменяющейся ситуации, при этом либо теряя, либо сохраняя и улучшая качество своей жизни. Э.В. Галажинский отмечает, что «смена образа жизни для одних будет означать потерю жизненных стереотипов, воспроизведение которых превратилось в смысл бытия, а для других может стать условием, расширяющим жизненное пространство...» [3, с. 48].
Таким образом, положения о смысловой регуляции жизнедеятельности, ригидноети-флексибильности как показателе степени открытости психологической системы, а также идея смены детерминаций развития в онтогенезе раскрываюг, на наш взгляд, психологические механизмы качества жизни.
Для проверки выдвинутых предположений нами было проведено исследование качества жизни студентов выпускных курсов Томского госуниверситета, в котором использовались следующие методики:
1. Опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО (версия ВОЗ), предназначенный для оценки качества жизни взрослого русскоговорящего населения России, разработанный и апробированный в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (СПб., 1998). Методика позволяет оценить качество жизни по следующим показателям: физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда и духовная сфера, а также напрямую измеряется восприятие респондентом своего качест ва жизни и здоровья в целом.
2. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, 1992). Методика позволяет изучить такие показатели смысловой сферы личности, как:
- цели в жизни - баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
- процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, - этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом;
- результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией, - данная шкала отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть;
- локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) - представление о себе как о личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями;
- локус контроля - жизнь, или управляемость жизни, - выражает способность контролировать свою жизнь, принимать и осуществлять жизненные решения.
3. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский, 2002). Нами использованы следующие шкалы:
- актуальная ригидность - способность к изменению мнений, отношений, установок и т.п. в ситуации необходимости;
- сенситивная ригидность отражает эмоциональную реакцию человека на ситуации, требующие от него каких-либо изменений;
- установочная ригидность выражает установку на принятие-непринятие нового, необходимость изменений самого себя;
- ригидность как состояние выявляет склонность к ригидному поведению в состоянии страха, стресса, утомления или болезни;
- шкала лжи.
В исследовании приняло участие 200 студентов обоего пола в возрасте от 21 года до 43 лет, очной и заочной форм обучения.
Результаты статистической обработки представлены в таблице.
Анализ средних значений показателей свидетельствует о том, что обследуемые находятся в границах статистической нормы.
Нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, который позволил выявить наличие сильных положительных корреляционных связей между показателями качества жизни и показателями шкал СЖО {коэффициенты корреляции в пределах от 0,29 до 0,677 при р < 0,001). На основе анализа литературы мы склоняемся к мнению, что особенности смысловой сферы личности оказывают влияние на качество ее жизни. (Нужно отметить, что качество жизни как общая оценка удовлетворенности субъекта той жизнью, которой он живет, являлось одним из факторов теста «Цели в жизни» (Д. Крамбо, Л. Махолик), адаптированной версией которого является тест СЖО.) Нами подчеркивается не только осмысление личностью сложившейся ситуации как фактора качества жизни, но и то, что суверенная личность в зрелом возрасте организует свою жизнь, руководствуясь своей системой смыслов, определяя тем самым качество своей жизни.
Кроме того, корреляционный анализ позволил обнаружить целый ряд отрицательных зависимостей между показателями качества жизни и показателями степени ригидности как уровня открытости системы (коэффициенты корреляций в пределах от -0,169 до -0,45 при р < 0,02). По нашему мнению, это может свидетельствовать о том, что при изменении условий жизни, в ситуации выбора ригидные лица либо не чувствуют изменений, либо оказываются неспособны ответить на вызовы ситуации, поэтому воспринимают свое положение
как неблагоприятное, что приводит к снижению качества жизни. Ригидность понимается как избирательноегь сознания, поэтому можно предположить, что вклад ее в качество жизни связан с принципиальной открытостью/ закрытостью человека как психологической системы, с общей способностью человека чувствовать и осознавать
изменения в мире и самоопределяться в новой ситуации, не теряя при этом в качестве жизни.
Обращает на себя внимание наличие сильных отрицательных корреляционных связей между показателями ТОР и показателями СЖО (коэффициенты корреляции в пределах от-0,165 до -0,41 при р < 0,03). На наш взгляд, именно логика смысла и логика свободного выбора позволяют человеку выйти за пределы ситуации, контролировать ее. Ригидный же человек при изменениях в жизни с трудом выходит из привычной ситуации и поэтому опасается будущего, неудовлетворен настоящим и т.д., что влияет на его качество жизни.
Нами проведен также факторный анализ полученных данных, в результате которого выявлены два самостоятельных фактора: один из них объединял показатели качества жизни и смысложизненных ориентации, а второй - показатели ригидности. Следовательно, мы имеем дело с двумя самостоятельными характеристиками человека. Это дает основания предположить, что понятие «качество жизни» может быть использовано в психологии применительно к пониманию человека как самоорганизующейся психологической системы. В данной концептуальной рамке качество жизни связано с характеристиками смысловой сферы личности как высшего регулятора жизнедеятельности человека и ригидностью как интегральным показателем степени открытости/закрытости человека как системы.
Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают выдвинутые предположения о том, что важными психологическими механизмами формирования качества жизни являются свойства ри-
Средпие значения, нижняя и верхняя границы нормы показателей тестов ВОЗКЖ-ЮО, СЖО и ТОР
Показатели Средние значения Ошибка среднего Нижний квартиль Верхний квартиль
Физическая сфера 15,14 0,19 13,66 17,0
Психологическая сфера 14,80 0,15 13,30 16,4
Уровень независимости 17,32 0,14 16,50 18,75
Социальные отношения 15,41 0,20 13,33 17,67
Окружающая среда 13,53 0,16 12,0 15,25
Духовная сфера 15,86 0,22 14,0 18,0
Общее качество жизни 92,07 0,77 84,31 100,02
Цели 26,05 0,49 23,0 31,0
Процесс 30,66 0,57 27,0 36,0
Результат 26,19 0,44 24,0 36,0
Локус контроля - Я 20,25 0,39 18,0 24,0
Локус контроля - жизнь 30,55 0,53 28,0 35,0
Актуальная ригидность 26,22 0,74 19,0 33,0
Сенситивная ригидность 28,67 0,88 21,0 38,0
Установочная ригидность 24,24 0,52 19,0 29,0
Ригидность как состояние 10,9 0,41 6.0 16,0
Шкала лжи 13,85 0,41 10,0 18,0
гидносги-флексибильности и особенности смысловой гической природы качества жизни необходимы дальней-сферы личности. Полагаем, что для изучения психоло- шие 'экспериментальные исследования.
Литература
1. Алферова М.Н., Бабинпев 13.П., Ьелов А Д., Гармашен А.А., Заинчковская С.В. О возможном подходе к разработке региональной концепции
и программы улучшения качества жизни населения //Технологии качества жизни. 2002. Т. 2, № 2. С. 1-10.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М.: Академия, 1999. 956 с.
3. Галажинский Э.В. Психическая ригидность как интегральный показатель степени открытости психологической системы (в контексте про-
блемы самореализации личности)// Сибирский психологический журнал. 2001. № I4--I5. С. 48-53.
4. Гундаров И.Д. Качество жизни в России // Национальная газета. 2004. № 2(73); То же // Советская Россия. 2004. № 65 (12541). 18 мая.
5. Залсвский Г.В. Психическая ригидность в норме и иагологни. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. 272 с.
6. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике: Пособие для врачей и психологов / Сост. Г.В. Бурков-
екпй, А.П. Коцюбинский, F..B. Левченко, А С. Ломаченков; Под ред. М.М. Кабанова. СПб.. 1998.
7. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза '/ Сибирский психологический журнал. 19У8. Вып. 8-9.
8. Клочко В Н.. Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск. 1999. 153 с.
9. Леонтьев Д А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
10. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2: Е-М. М.: Мысль. 2001. Качество жизни. С. 237-238.
11. Новик А.А.. Ионова Т.Н. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб., 2002. 314 с.
12. Павлова Л.Е. Обзор зарубежной литературы по проблемам качества жизни и качества населения // Демография и социология. Вып. 6: Качество населения. М.: Российская академия наук. Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1993. 185 с.
13. Петрушина И.Ю. Субьективныс индикаторы качества жизни в социологии США: обзор современных интерпретаций // Социологические исследования. 1981. № 1. С. 111 114.
14. Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. 2-е изд. М., 1999.
15. Романцов М.Г., Коваленко С.Н. Качее1во жизни современных студентов // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Материалы 13-й Междунар. конф. молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. СПб., 2002.
16. Салаи А. Качество жизни как социологическая категория // Социологические исследования. М.. 1982. С. 190-193.
17. Социологическая энциклопедия. М.: ЬРЭ. 2000. 438 с.
18. Тодоров Ангел Ст. Качество жизни: критический анализ буржуазных концепций. М.: Прогресс, 1980. 223 с.
PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF QUALITY OF LIFE FORMING V.A. Nepomniacshaya (Tomsk)
Summary. The urgency of uneconomic qualily оГ life factors studying (QoL) is discussed Evolution of sights at quality of life psychological aspects is considered. The quality oflife dimensional analysis is carried out as interdisciplinary category. A hypothesis about possible psychological mechanisms of quality oflife is suggested. Students of final courses of Tomsk high schools qualily oflife research results are submitted in intcrielutiun with the person .semantic sphere and rigidity.
Key words: quality oflife as interdisciplinary category, psychological mechanisms of lie quality, person semantic sphere, rigidity.