УДК-616-053.2; 616.89
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА
© Л. Р. Нурлыгаянова1, Э. Н. Ахмадеева2
1 Республиканская психиатрическая больница Министерства здравоохранения № 1 Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450078, ул. Владивостокская, 4. Тел.: +7 (347) 231 13 07.
2 Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Ленина, 3.
Тел.: +7 (347) 255 73 26.
Е-mail: pediatr@ufanet. т
Статья посвящена изучению психологических и социальных особенностей семей, в которых воспитываются дети с психосоматическими расстройствами. Установлено, что недостаточность санкций, гиперпротекция, воспитательная неуверенность, неустойчивый стиль воспитания, игнорирование особенностей ребенка, личностные особенности родителей, а также низкий прожиточный уровень семьи, безработица родителей, потеря работы, профессиональный спад, болезнь одного из членов семьи относятся к факторам риска развития психосоматических (соматоформных) расстройств у детей.
Ключевые слова: психология, соматоформные расстройства, дети.
Целью нашего исследования было изучение психологических и социальных особенностей семей с детьми, имеющими психосоматические (соматоформные) расстройства, и оценка их роли в развитии данного типа расстройств.
Основную группу наблюдения составил 81 ребенок с соматоформными расстройствами, прошедший комплексное динамическое медицинское обследование и динамическое наблюдение. Возраст детей был от 7 до 10 лет. В возрасте 7 лет было 5 детей (6.2%), 8 лет - 3 ребенка (3.7%), 9 лет - 30 детей (37.0%), 10 лет - 43 ребенка (53.1%). Средний возраст детей составил 9.1 ± 0.3 лет. Девочек в основной группе наблюдения было больше, чем мальчиков, соотношение мальчиков и девочек было 1:1.5 (33 мальчика и 48 девочек). В контрольную группу вошли 43 ребенка, соматически и психически здоровые, сопоставимые по возрасту и полу с основной группой исследования.
Подробно были изучены история развития ребенка (форма 112) и социальный анамнез.
Из клинических методов исследования был использован стандартный сбор анамнеза, принятый в детской педиатрической практике, с учетом данных акушерского анамнеза, течения беременности и родов, раннего развития ребенка, социального статуса семьи, данных лабораторных исследований, заключения о состоянии здоровья педиатра, гастроэнтеролога, кардиолога, невролога, данные экспериментально-психологического исследования. Расстройства нервной системы классифицированы по МКБ-10.
Для изучения влияния психологических факторов на возникновение у детей соматоформных расстройств нами были использованы психологические методы исследования: метод диагностики межличностных отношений по Собчик [1] и анализ семейных взаимоотношений (АСВ) по Эдеймил-леру [2].
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программных продуктов “MS Excel”. Полученные нами сведения являются частотными характеристиками, так как исследовалось наличие или отсутствие признака в выборке, наиболее значимым коэффициентом оценки достоверности полученных результатов был коэффициент Пирсона С.
Все гипотезы принимались при уровне значимости р<0.5 (%2 >3.841), принятой в медицинской статистике. Для оценки отношения шансов и относительного риска развития соматоформных расстройств у детей был использован анализ таблиц сопряженности 2х2 с вычислением статистической связи (с поправкой Иэйтса).
Было выявлено, что среди соматоформных расстройств на первом месте соматизированные расстройства ЖКТ 63.0% с преобладанием невроза желудка в 30.9% случаев и расстройства сердечнососудистой системы 48.2% (табл. 1).
Изучение психологических особенностей отношений матерей с детьми в основной группе выявило преобладание конформных установок, конгруэнтности с окружающими (покорно-застенчивый, ответственно-великодушный и сотрудничаю-ще-конвенциальный типы межличностных отношений).
Покорно-застенчивый тип отношений был выявлен у 43.2% матерей основной группы (в контрольной группе 4.7%, p<0.001), ответственно-великодушный тип - у 39.5% матерей данной группы (в контрольной группе 14.0%, p<0.01) и сотрудни-чающе-конвенциальный тип у 16.1% этих матерей (в контрольной группе 2.3%, p<0.05); p здесь и далее - уровень статистической значимости различий вычисленный по коэффициенту Пирсона %2, который считается достоверным, если значение %2> 3.841.
Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3
37
Т аблица 1.
Соматофорные расстройства у детей исследуемой группы по МКБ 10
F-45.0 Соматизированное расстройство Абс. %
F-45.30 Соматизированная вегетативная
дисфункция преимущественно сердца и сердечно-сосудистой системы, 39 48.2
в том числе невроз сердца 13 16.1
неироцеркуляторная астения 26 32.1
F-45.31 Соматизированная вегетативная дисфункция ЖКТ, в том числе отдел ЖКТ, 51 63.0
в том числе невроз желудка 25 30.9
психогенная аэрофагия 8 9.9
диспепсия 6 7.4
пилороспазмы 2 2.5
F-45.32 Нижний отдел ЖКТ, 10 12.4
в том числе психогенный метеоризм 4 4.9
синдром раздраженного толстого кишечника 6 7.4
F-45.33 Дыхательная система, 13 16.1
в том числе психогенный кашель и одышка 13 16.1
F-45.34 Мочеполовая система, 17 21.0
в том числе психогенная дизурия 9 11.1
психогенные повышенные частые мочеиспускания 8 9.9
F-45.38 Другие органы и системы, 30 37.0
в том числе кожные покровы (сыпи, зуд) 5 6.2
нарушения терморегуляции 6 7.4
эндокринные нарушения 19 23.5
F-45.4 Хроническое соматоформное болевое расстройство, 10 12.4
в том числе психогенные боли в спине и голове 10 12.4
Исследование отношений в диаде мать-дитя в основной группе выявило, что дети характеризуют своих матерей как ответственно-великодушных в 44.4% (в контрольной группе 14.0%, р<0.01) и лидирующих в 29.6% (в контрольной группе 11.6%, р<0.05).
Учитывая роль отца в гармоничном развитии ребенка [3], мы проанализировали характеристики типов отношений в диаде отец-дитя. Дети основной группы чаще выделяли у своих отцов ответственновеликодушный тип отношений - 35.8% (в контрольной группе 11.6%, р<0.05) и сотрудничающе-конвенциальный - 22.2% (в контрольной группе 0%, р<0.05). Оба типа межличностных отношений в своей психологической характеристике также содержат психосоматический вариант выхода из психотравмирующей ситуации.
Анализ межличностных отношений, характерный для детей основной группы, выявил у них преобладание ответственно-великодушного и недоверчиво-скептического типов. Ответственно-великодушный тип был отмечен у 34.6% (в контрольной группе 9.3%, р<0.01), недоверчиво-скептический тип - у 33.3% детей (в контрольной группе 7.0%, р<0.01). В контрольной группе чаще, чем в группе детей с соматоформными расстройствами, отмечался зависимо-послушный тип: соответственно 20.9% и 4.9% (р<0.01).
Было проверено сравнение межличностных отношений в диаде мать-дитя. Сравнивался мате-
ринский тип («Я» мать реальная) и детский тип («Я» ребенок реальный).
Проведенный нами анализ материнской оценки детей в основной группе показал, что матери чаще характеризовали своих детей как лидирующих - 42.0% (в контрольной группе 20.9%, р<0.05), ответственно-великодушных - 40.7% (в контрольной группе 18.6%, р<0.05) и независимодоминирующих - 38.3% (в контрольной группе 11.6%, р<0.01).
Изучение представления матерей об идеальном ребенке выявило у матерей в основной группе два наиболее желаемых типа: лидирующий и покорно-застенчивый типы. В основной группе лидирующий тип для своего ребенка выбрали 44.4% матерей (в контрольной группе 11.6%, р<0,001) и покорно-застенчивый тип - 37.0% (в контрольной группе 16.3%, р<0,01).
Анализ типов межличностных отношений детей, выбранных ими для себя в будущем, показал, что дети основной группы в будущем чаще характеризовали себя по ответственно-великодушному -37.1% детей (в контрольной группе 14.0%, р<0.05) и недоверчиво-скептическому - 21.0% (в контрольной группе 4.7%, р<0.05) типам отношений. Ответственно-великодушный тип межличностных отношений содержит в себе соматический вариант де-зодаптации, тогда как недоверчиво-скептический тип межличностных отношений свойственен детям подросткового возраста. Ожидание матерями лидирующего типа отношений от своих детей может свидетельствовать о завышенных требованиях и игнорировании личностных потребностей ребенка.
По литературным данным игнорирование потребностей и способностей ребенка является причиной нарушения отношений в системе мать-дитя, системе воспитания и является причиной хронического стресса у детей [4-7].
Нарушение межличностных отношений в семье отразилось на системах воспитания.
Изучение систем воспитания детей основной группы выявило нарушения. У детей основной группы наиболее часто выявлялись минимальность санкций - 93.3% (в контрольной группе 30.2%, р<0.001), гиперпротекция - 88.9% (в контрольной группе 30.2%, р<0.001), потворствование - 68.0% (в контрольной группе 27.9%, р<0.001) и недостаточность требований-запретов - 61.7% (в контрольной группе 25.6%, р<0,001).
Анализ причин, вызывающих эти нарушения в основной группе, показал, что наиболее распространенными причинами были воспитательная неуверенность - 81.5% (в контрольной группе 30.3%, р<0.001), неустойчивый стиль воспитания - 67.9% (в контрольной группе 16.3%, р<0.001) и фрустрация утраты ребенка - 65.4% (в контрольной группе 16.3%, р<0.001).
Таким образом, в семьях детей основной группы чаще имели место нарушения в системе воспитания: недостаточность санкций, гиперпротекция и потворствование. Причинами, которые вызвали данные нарушения, были воспитательная
неуверенность, неустойчивый стиль воспитания, фрустрация утраты ребенка.
Следовательно, действуя с помощью психологических методов коррекции на эти факторы, можно снизить риск развития у ребенка сомато-формных расстройств.
Кроме того, был изучен социальный анамнез семей. Особое внимание было уделено следующим факторам: расовой принадлежности, материальному положению, бытовым условиям, образованию, социальному статусу семьи и удовлетворенности родителей своей профессиональной карьерой, поскольку перечисленные факторы имеют значение в патогенезе соматоформных расстройств
[9].
Исследование образовательного уровня матерей основной группы показало его неоднородность. Установлено, что матери детей основной группы имели более высокий образовательный уровень по сравнению с матерями детей контрольной группы. Высшее образование имели 54.3% матерей основной группы (в контрольной группе 16.3%, р<0.01), среднее специальное образование было у 32.1% матерей основной группы, тогда как в контрольной группе таких матерей было 72.1% (р<0.01).
Было отмечено, что 23.5% матерей основной группы отмечают у себя профессиональный спад (в контрольной группе таковых не было, р<0.01).
Для наиболее значимых социальных факторов риска развития соматоформных расстройств были вычислены показатели статистической связи (табл. 2). Все показатели превышают 1. Следовательно, выявленные нами факторы являются значимыми в патогенезе соматоформных расстройств у детей.
Изучение социальных факторов в исследуемых семьях, таких, как бытовые условия семей, типы семей (неполная / полная), материальные условия, социальный статус родителей, отношение
семей к религиозным конфессиям, принадлежность семей к этническим группам, достоверных различий не выявило. Показатели статистической связи данных факторов были меньше 1, следовательно, значимой роли в патогенезе соматоформных расстройств не играли. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать акцент на роли психологических факторов.
Был проанализирован характер стрессов, действовавших на семьи в течение года. Дети основной группы подвергались действию различных стрессов: 18.0% отмечали завышенные требования родителей, 48.2% - ссоры между родителями, 15.0% - смерть бабушки или дедушки, 19.0% - переход в другую школу. При внимательной и доверительной беседе дети и их родители указывали на психогенный фактор (стресс) как на основной пусковой момент заболевания. Среди стрессовых факторов, действовавших на семьи основной группы, было значимо увольнение родителей - 19.8% (в контрольной группе 0%, р<0.01).
Выводы:
- нарушения в системе воспитания, такие, как недостаточность санкций, гиперпротекция и потворствование, вызванные воспитательной неуверенностью, неустойчивым стилем воспитания и фрустрацией утраты ребенка, оказывают влияние на развитие соматоформных расстройств у детей;
- представления о типах межличностных отношений у детей и родителей отличаются между собой и могут вести к дисгармоничным отношениям в системе мать-дитя, которые в свою очередь могут влиять на возникновение соматоформных расстройств у детей;
- в развитии соматоформных расстройств у детей значимую роль среди социальных факторов играют потеря места работы одним из родителей и профессиональный спад у родителей.
Таблица 2.
Показатели статистической связи наиболее значимых социальных факторов риска развития соматоформных расстройств
Факторы Отношение шансов Относительный риск
Значение статистик Нижняя граница 95% доверительного интервала Верхняя граница 95% доверительного интервала Значение статистик Нижняя граница 95% доверительного интервала Верхняя граница 95% доверительного интервала
Высшее образование 6.1 2.2 17.1 3.3 1.6 7.6
Профессиональный спад 12.8 1.7 271.1 10.1 1.6 204.6
Лишение места работы 10.3 1.3 219.5 8.5 1.3 173.8
ЛИТЕРАТУРА
1. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: метод. руководство. М., 1990. - 50 с.
2. Эдеймиллер Э. Г. Семейная терапия / Э. Г. Эдеймиллер, В. В. Юстицкий. Л.: Медицина, 1989. - 192 с.
3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб: Союз, 2000. - 224 с.
4. Захаров А. И. Неврозы как способ психологической самоактуализации личности. /Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. С. 87-90.
5. Шпиц Р. А. Психоанализ раннего детского возраста. М.: Пэрсэ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 159 с.
6. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. -640 с
7. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз, 1998. - 104 с.
8. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
9. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психотерапия. М.: Мир, 2001. - 650 с.
Поступила в редакцию 05.05.2007 г.