Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / АКЦЕНТУАЦИИ / ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ / ANXIETY / PERSONALITY CHARACTERISTICS / ACCENTUATIONS / EXALTED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмадеева Л.Р., Ефимова Е.С., Юлдашев В.Л., Сердюченко Ю.И., Ахмадеева Э.Н.

На данный момент многие отрасли жизнедеятельности человека связаны с нервно-психическим перенапряжением. Психогигиена - актуальная тема в среде охраны здоровья человека, но из-за перегруженности многочисленной информацией и современного насыщенного темпа жизни у людей могут возникать пограничные формы нервно-психических состояний. Под воздействием психотравмирующих факторов некоторые черты личности переходят в патологические формы. Поэтому диагностика акцентуированных черт личности важна, учитывая, что важной составляющей нормальной жизни человека является сохранение душевного равновесия. В этой статье мы описываем выявленные нами связи между выраженностью личностных характеристик и уровнями тревожности среди обучающейся молодежи. Были использованы следующие методы: опросник Леонгарда - Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» и опросник измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова). В исследовании приняли участие 239 респондентов. Распространенность типов акцентуированных черт характера в изученной группе составила: экзальтированный тип - 41,9% (101/239), эмотивный тип - 25,9% (60/239), циклотимный тип - 25,0% (59/239).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахмадеева Л.Р., Ефимова Е.С., Юлдашев В.Л., Сердюченко Ю.И., Ахмадеева Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A STUDENT TO BE ACCOUNTED FOR SUCCESSFUL METHODOLOGICAL SUPPORT OF UNIVERSITY STUDIES

Currently, many areas of human activity are associated with neuropsychic stress. Psychohygiene is topical for healthcare. Due to informational overload and the modern accelerated pace of life, people may experience borderline forms of neuro-mental pathology. Under the influence of psychotraumatic factors, some personality traits may turn into pathological forms. That is why diagnosing of accentuated personality traits is important, given that preservation of mental balance is an important component of normal life. The article describes the relationships between the anxiety level and the personal characteristics of students. The following methods were used: a questionnaire by Leongard and Smishek ««Technique for studying a personality accentuation» and a questionnaire for measuring the anxiety level by Taylor (adaptation by T.A. Nemchinova). The study involved 239 respondents. The prevalence of accentuated character traits in the study group was 41,9% (101/239) for exalted, 25,9% (60/239) for emotive, and 25,0% (59/239) for cyclotymic.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ»

УДК 378.37:159.937

Л.Р. АХМАДЕЕВА, Е.С. ЕФИМОВА, В.Л. ЮЛДАШЕВ, Ю.И. СЕРДЮЧЕНКО, Э.Н. АХМАДЕЕВА

Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Психологические характеристики студента, которые необходимо учитывать для его успешного методического сопровождения при обучении в ВУЗе

Контактная информация:

Ахмадеева Лейла Ринатовна — доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии Башкирского государственного медицинского университета

Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Шафиева, д. 2, тел.: +7-347-282-14-20, e-mail: la@ufaneuro.org

На данный момент многие отрасли жизнедеятельности человека связаны с нервно-психическим перенапряжением. Психогигиена — актуальная тема в среде охраны здоровья человека, но из-за перегруженности многочисленной информацией и современного насыщенного темпа жизни у людей могут возникать пограничные формы нервно-психических состояний. Под воздействием психотравмирующих факторов некоторые черты личности переходят в патологические формы. Поэтому диагностика акцентуированных черт личности важна, учитывая, что важной составляющей нормальной жизни человека является сохранение душевного равновесия. В этой статье мы описываем выявленные нами связи между выраженностью личностных характеристик и уровнями тревожности среди обучающейся молодежи. Были использованы следующие методы: опросник Леонгарда — Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» и опросник измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова). В исследовании приняли участие 239 респондентов. Распространенность типов акцентуированных черт характера в изученной группе составила: экзальтированный тип — 41,9% (101/239), эмотивный тип — 25,9% (60/239), циклотимный тип — 25,0% (59/239).

Ключевые слова: тревожность, личностные характеристики, акцентуации, экзальтированный.

(Для цитирования: Ахмадеева Л.Р., Ефимова Е.С., Юлдашев В.Л., Сердюченко Ю.И., Ахмадеева Э.Н. Психологические характеристики студента, которые необходимо учитывать для его успешного методического сопровождения при обучении в ВУЗе. Практическая медицина. 2020. Т. 18, № 5, С. 136-139) DOI: 10.32000/2072-1757-2020-5-136-139

L.R. AKHMADEEVA, E.S. EFIMOVA, V.L. YULDASHEV, YU.I. SERDYUCHENKO, E.N. AKHMADEEVA

Bashkir State Medical University, Ufa

Psychological characteristics of a student to be accounted for successful methodological support of university studies

Contact details:

Akhmadeeva L.R. — MD, Professor of the Neurology Department

Address: 2 Shafieva St., Russian Federation, Ufa, 450008, tel.: +7-347-282-14-20, e-mail: la@ufaneuro.org

Currently, many areas of human activity are associated with neuropsychic stress. Psychohygiene is topical for healthcare. Due to informational overload and the modern accelerated pace of life, people may experience borderline forms of neuro-mental pathology. Under the influence of psychotraumatic factors, some personality traits may turn into pathological forms. That is why diagnosing of accentuated personality traits is important, given that preservation of mental balance is an important component of normal life. The article describes the relationships between the anxiety level and the personal characteristics of students. The following methods were used: a questionnaire by Leongard and Smishek «Technique for studying a personality accentuation» and a questionnaire for measuring the anxiety level by Taylor (adaptation by T.A. Nemchinova). The study involved 239 respondents. The prevalence of

137 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 18, № 5. 2020

accentuated character traits in the study group was 41,9% (101/239) for exalted, 25,9% (60/239) for emotive, and 25,0% (59/239) for cyclotymic.

Key words: anxiety, personality characteristics, accentuations, exalted.

(For citation: Akhmadeeva L.R. , Efimova E.S. , Yuldashev V.L. , Serdyuchenko Yu.I. , Akhmadeeva E.N. Psychological characteristics of a student to be accounted for successful methodological support of university studies. Practical medicine. 2020. Vol. 18, № 5, P. 136-139)

Диагностика акцентуированных черт личности была и остается важным вопросом в связи с тем, что сохранение душевного равновесия и социальной адаптации обеспечивают здоровье и функционирование в обществе, в том числе при обучении в вузе [1]. Доказано, что акцентуации характера и личностная тревожность в значительной мере влияют на проявление социальных фобий в молодом возрасте [2]. Акцентуации характера — это крайние варианты характера здорового человека, то есть чрезмерно усиленные черты характера, сопровождаемые избирательной уязвимостью в отношении разнообразных психогенных воздействий [3, 4]. Акцентуации оказывают различное влияние на взаимоотношения человека с самим собой и окружающим миром [5-9].

Целью нашей работы послужило выявление наиболее распространенного типа акцентуации среди обучающихся в вузе студентов, взаимосвязь между уровнем тревожности и выраженностью черт характера у студентов различных университетов, дискуссия о том, как посещение детского сада в детстве и совмещение работы с учебой во время юношества могли повлиять на развитие тревожности.

Материал и методы

Нами были использованы две экспериментально-психологические методики: опросник Леонгар-да — Шмишека «Методика изучения акцентуаций

личности» и опросник измерения уровня тревожности Тейлора, адаптированный Т.А. Немчиновой. В исследовании добровольно приняли участие 239 респондентов, которыми стали студенты вузов городов Уфа, Казань, Самара. Всем было предложено заполнить опросники онлайн. Большинство наших респондентов было женского пола: 81,3% (195/239). Средний возраст респондентов составил 20,97 ± 4,3 лет. Для обработки полученных результатов исследования использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA 10.0 с использованием корреляционного анализа Спирмена и методов сравнения групп (критерий достоверности различий одновременно между двумя подгруппами экспериментальных групп — Н-критерий Крускала — Уоллиса).

Результаты

Исследование проводилось дистанционно, и в него были приглашены для участия студенты различных вузов из трех городов. Участие было добровольным, что не дает нам права однозначно делать выводы и экстраполировать их на всю студенческую молодежь. Но, учитывая достаточный объем выборки, мы посчитали, что результаты данного анализа могут быть полезны и указывать на возможные тенденции и преобладающие черты характера в исследуемой популяции. Распространенность типов акцентуаций была следующей: аффективно-

Рисунок 1. Уровень тревожности у людей, воспитываемых дома и в детском саду Figure 1. Anxiety level in people brought up at home and in a kindergarten

Рисунок 2. Уровень тревожности у неработающих и работающих студентов Figure 2. Anxiety level in non-working and working students

экзальтированный тип выявлен у 41,9% (101/239), эмотивный — у 25,9% (60/239), циклотимный — у 25,0% (59/239), гипертимный — у 17,9% (42/239), застревающий — у 15,0% (36/239), возбудимый — у 12,6% (30/239), дистимный — у 10,5% (25/239), демонстративный — у 9,6% (23/239), тревожный — у 9,6% (23/239), педантичный — у 4,2% (10/239) протестированных. По уровню тревожности, согласно полученным результатам, в данной группе мы выявили очень высокий уровень — 6,28% (15/239), высокий уровень — 36,40% (87/239), средний уровень (тенденция к высокому) — 36,82% (88/239), средний уровень (тенденция к низкому) — 19,67% (47/239), низкий уровень — 0,84% (2/239) случаев.

В более ранней нашей работе результаты анализа показали, что у лиц женского пола была выше тревожность и акцентуации встречались чаще. Самыми распространенными среди студенток оказались: эмотивный, циклотимный, возбудимый, аффективно-экзальтированный, гипертимический типы акцентуаций. У лиц мужского пола ситуация была несколько иная — у них преобладали экзальтированный и эмотивный, что уже [10].

В данной работе была выявлена корреляционная связь между уровнем тревожности и демонстративностью с применением метода рангового корреляционного анализа по Спирмену и непараметрического ^критерия Манна — Уитни. Была определена взаимосвязь между демонстративностью и уровнем тревожности при сравнении групп с низким (п = 56) и высоким уровнями тревожности (п = 96).

В нашей выборке оказалось, что у тех, кто воспитывался дома (рис. 1), уровень тревожности был ниже, чем у посещавших детский сад. Также посещение детского сада, согласно результатам данной работы, возможно, влияет на развитие таких черт, как демонстративность, дистимность, гипертим-ность, что выявлено при применении метода рангового корреляционного анализа по Спирмену.

Это может быть объяснено совпадением по времени кризиса трех лет и периода адаптации ребен-

ка к условиям нового микросоциума, которое способно неоднозначно повлиять на развитие ребенка в рамках вновь возникающих социальных отношений, в центре которых, в силу всех обстоятельств, становится ребенок. Неблагоприятно может представиться ситуация, если у ребенка наблюдаются негативные кризисные поведенческие проявления, возможно, на фоне семейно-эмоциональной де-привации, погрешностей воспитания, стремления взрослых подавить инициативу ребенка (что само по себе может привести к началу невротического развития личности) [11]. В этот жизненный период происходит резкая смена микросоциума, к которому ребенок должен адаптироваться, так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие. Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка — дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте, и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний [12].

Тревожность из детства часто перетекает во взрослую жизнь, что особенно характерно в ситуациях, когда студент не просто «спокойно учится», но и подрабатывает в свободное от учебы время.

В результате данного наблюдения нами замечено, что уровень тревожности выше у студентов, совмещающих учебу с работой, чем у студентов (рис. 2), которые свое время посвящают только обучению по выбранной специальности.

Среди этих же респондентов, которым был задан вопрос про посещение детского сада, мы исследовали их обучение в вузе, разделив студентов на 2 группы: работающие и неработающие.

При сравнении групп неработающих студентов (п = 179) и работающих студентов (п = 60) c применением непараметрического ^критерия Манна — Уитни было выявлено преобладание такой черты характера, как демонстративность и эмотивность.

139 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 1B, № S. 2020

В статье Д.В. Волковой, О.В. Мылтасовой «Проблемы совмещения учебы и работы» говорится о том, что студентам приходится нелегко, совмещая учебу с работой, что они находятся в напряженном ритме жизни, переутомляются, испытывают интенсивные интеллектуальные и социально-психологические нагрузки. Немаловажную роль в повышение тревожности играет отношение преподавателей к совмещению учебы с работой. Есть преподаватели, которые возражают и не поощряют совмещения работы и учебы, аргументируя свое отношение тем, что студенты очного отделения должны в первую очередь учиться, а если возникла необходимость в работе, то всегда есть возможность перейти на заочную форму [13]. Все эти факторы негативно влияют на нервно-психическое состояние человека и приводят к повышению тревожности. Проявление демонстративности у работающих студентов говорит о том, они пытаются привлечь внимание к своему состоянию, обратиться за помощью. Вероятнее всего, студенты данной подгруппа пытаются решить проблемы с учебой привлечением ресурсов своих одногруппников, сокурсников.

Выводы

Распространенность лиц с признаками акцентуаций в исследуемой группе была высока: наиболее распространенным оказался аффективно-экзальтированный тип, выявленный у 41,9% (101/239) исследованных, второе место «поделили» эмотивный и циклотимный типы, выявленные у каждого четвертого респондента.

Обнаружены зависимости между посещением детского сада и уровнем тревожности, а также различия по уровням тревожности между работающими и неработающими студентами, развитие у них определенных черт личности. Мы предполагаем на основании проведенного нами анализа, что те студенты, которые в детстве не посещали детский сад, имеют меньшую тревожность по сравнению с теми, кто посещал; а также меньшую тревожность имеют неработающие студенты.

Таким образом, при методическом сопровождении учебного процесса можно учитывать акцентуации и наиболее характерные черты, выявленные

нами, ориентироваться на студенческую молодежь в целом и предлагать индивидуальные подходы при обучении в вузе.

Ахмадеева Л Р

https://orcid.org/0000-0002-1177-6424 Ефимова Е.С.

https://orcid.org/0000-0002-0308-3142 Юлдашев В.Л.

https://orcid.org/0000-0002-7387-138X Ахмадеева Э.Н.

https://orcid.org/0000-0002-2600-3731

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. — M.: Эксмо-Пресс, 2011. — 88 с.

2. Жукова Л.В. Влияние жизнестойкости, личностной тревожности, акцентуаций характера на проявление социальных страхов. — 3-е изд. — M.: Академический Проект, 2008. — 34 с.

3. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — M.: Апрель-Пресс, 2009. — 45 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. — Самара: Дом «БАХРАХ-M», 2011. — 54 с.

5. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — M.: Книга по Требованию, 2012. — 295 c.

6. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.

7. Кербиков О.В. Психиатрия. — M.: Mедицина, 2016. — 448 c.

8. Смулевич А.Б. Психические расстройства в клинической практике. — M.: MЕДпресс-информ, 2011. — 720 c.

9. Fraguas R., Benseñor I.M., Lotufo P.A.,Brunoni A.R. Temperament and character traits in major depressive disorder: a case control study // Sao Paulo Medical Journal. — Oct. 2, 2017.

10. Юлдашев В.Л., Ефимова Е.С., Ахмадеева Л.Р. Студенты вузов: какие возрастные и половые особенности личностных характеристик следует учитывать для оптимизации учебного процесса и его результатов // Актуальные вопросы современной медицины: Mатериалы III международной конференции Прикаспийских государств. — 2018. — 215 с.

11. Mielim^ka M., Rutkowski K., Cyranka K., Sobanski J.A., Dembinska E., Müldner-Nieckowski t. Trait and state anxiety in patients treated with intensive short-term group psychotherapy for neurotic and personality disorders // Psychiatr. Rus. — 2017. — Vol. 51 (6). — P. 1165-1179.

12. Mакшанцева Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников: дисс.... докт. псих. наук, 19.00.13. — M., 2008. — 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-19/209.

13. Mылтасова О.В. Почему студент идет работать? // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. — 2017. — Т. 1. — С. 179-186. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id = 30628005 (ссылка активна на 15.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.