Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня тревожности с выраженностью черт характера'

Взаимосвязь уровня тревожности с выраженностью черт характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
731
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ANXIETY LEVEL / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PERSONAL CHARACTERISTICS / ИЗУЧЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ / STUDYING PERSONALITY ACCENTUATIONS / ИЗМЕРЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ / ANXIETY MEASUREMENT / АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ACCENTED CHARACTER TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Мария Климентовна

В статье рассматривается взаимосвязь между уровнем тревожности и выраженностью личностных характеристик среди исследуемых групп. Методами стали опросник К. Леонгарда С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»; опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т. А. Немчинова). В исследовании приняли участие 239 респондентов молодых людей. Было выявлено отсутствие корреляционной связи между уровнем тревожности и преобладанием той или иной черты характера, при этом распространенность лиц с признаками акцентуированных черт характера в исследуемой группе составила: экзальтированный 41,9 % (101/239), эмотивный 25,9 % (60/239), циклотимный 25,0 % (59/239). Вместе с тем было выявлено наличие повышенного уровня тревожности и развитие определенных черт личности у молодых людей, которые в детстве посещали детский сад, по сравнению с теми, кто до школы воспитывался дома. А также выявлен повышенный уровень тревожности и развитием определенных черт личности у студентов, совмещающих учебу с работой, по сравнению со студентами, которые только учатся. Результаты проведенного автором исследования могут быть полезны специалистам, занимающимся подбором персонала в организациях, для прогнозирования успешности кандидатов в профессиональной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Мария Климентовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the anxiety level WITH THE CHARACTER EXPRESSION

The article examines the correlation between the anxiety level and the personality characteristics severity among the studied groups. The methods were the K. Leonhard S. Shmishek questionnaire "Methods of studying personality accentuations"; Taylor anxiety level measurement questionnaire (Adaptation T.A. Nemchinova). The study has involved 239 respondents young people. The absence of the correlation was revealed between the anxiety level and the predominance of one or another character trait, while the persons’ prevalence with signs of accentuated character traits in the study group was: exalted 41.9% (101/239), emotive 25.9% (60/239 ), cyclotimous 25.0% (59/239). At the same time, there was an increased anxiety level and the certain personality traits development among young people who visited the kindergarten in childhood, compared to those who were brought up at home before school. And also revealed an increased anxiety level and the certain personality traits development among students, combining studies with work, compared with students who are just studying. The results of the research carried out by the author can be useful to specialists engaged in recruiting personnel to predict the candidates’ success in the professional field of activity.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня тревожности с выраженностью черт характера»

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Семенова М.К. Взаимосвязь уровня тревожности с выраженностью черт характера // Human Progress, 2018, Том 4, № 6. URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom 4_6/Semenova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между уровнем тревожности и выраженностью личностных характеристик среди исследуемых групп. Методами стали опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»; опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т. А. Немчинова). В исследовании приняли участие 239 респондентов - молодых людей. Было выявлено отсутствие корреляционной связи между уровнем тревожности и преобладанием той или иной черты характера, при этом распространенность лиц с признаками акцентуированных черт характера в исследуемой группе составила: экзальтированный 41,9 % (101/239), эмотивный 25,9 % (60/239), циклотимный 25,0 % (59/239). Вместе с тем было выявлено наличие повышенного уровня тревожности и развитие определенных черт личности у молодых людей, которые в детстве посещали детский сад, по сравнению с теми, кто до школы воспитывался дома. А также выявлен повышенный уровень тревожности и развитием определенных черт личности у студентов, совмещающих учебу с работой, по сравнению со студентами, которые только учатся. Результаты проведенного автором исследования могут быть полезны специалистам, занимающимся подбором персонала в организациях, для прогнозирования успешности кандидатов в профессиональной сфере деятельности.

Ключевые слова: уровень тревожности; личностные характеристики; изучение акцентуаций личности; измерение тревожности; акцентуированные черты характера.

JEL Коды: М 51.

УДК 159.9.075

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Семенова Мария Климентовна

Студент

ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Медицинский Университет»

ya.marya-semionova@yandex.ru ул. Ленина, 3 г. Уфа, РФ, 450000 +7 (917) 40-83-508

redactor@ progress-human.com

Введение

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением, особенно это касается руководителей различных рангов. Ускоренный темп жизни, перегрузка информацией, усиливая это напряжение, способствуют возникновению пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены в ряд актуальных задач охраны психического здоровья людей. [1] Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики нарушений психической и социальной адаптации [2]. Такие личностные особенности как жизнестойкость, личностная тревожность и акцентуации характера в значительной мере влияют на проявление социальных страхов в юношеском возрасте [3]. Акцентуации характера - это крайние варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим [4]. Диагностирование акцентуированных черт личности актуальна не только потому, что под воздействием психотравмирующих факторов они переходят в патологическое состояние, но и потому, что сохранение душевного равновесия - важная составляющая нормальной жизни человека [5]. Многие акцентуированные черты могут сочетаться по-разному и вследствие этого оказывать различное влияние на взаимоотношения человека с окружающими и с самим собой [6].

Цель работы: выявить взаимосвязь между уровнем тревожности и выраженностью черт характера среди исследуемых групп.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить наиболее распространенный тип акцентуации.

2. Выявить выраженность тревожных состояний в исследуемой выборке.

3. Установить связь между типом акцентуации характера и уровнем тревожности.

1. Материалы и методы:

В научной литературе применяются различные методы измерения тревожности [7; 8].

Для достижения поставленной цели были использованы следующие экспериментально-психологические методики: опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» [1]; опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова) [9]. В исследовании приняли участие 239 респондентов. Из них 81,3% (195/239) лиц женского пола и 18,7% (45/239) мужского пола. Средний возраст респондентов составил 20,97± 4,3.

redactor@ progress-human.com

2. Результаты и обсуждение:

Дистанционное исследование не дает права указать на явную акцентуацию, однако позволяет выделить преобладающие черты характера. Распространенность высоких показателей черт характера в исследуемой группе составила: аффективно-экзальтированный 41,9% (101/239), эмотивный 25,9% (60/239), циклотимный 25,0% (59/239), гипертимный 17,9% (42/239), застревающий 15,0% (36/239), возбудимый 12,6% (30/239), дистимный 10,5% (25/239), демонстративный 9,6% (23/239), тревожный 9,6% (23/239), педантичный 4,2% (10/239). По уровню тревожности показатели были следующими: очень высокий уровень 6,28% (15/239), высокий уровень 36,40% (87/239), средний уровень (тенденция к высокому) 36,82% (88/239), средний уровень (тенденция к низкому) 19,67% (47/239), низкий уровень 0,84% (2/239).

Исследование показало, что повышенные показатели черт характера у женщин встречаются чаще, самыми распространенными оказались: эмотивный, циклотимный (циклотимический), возбудимый, аффективно-экзальтированный, гипертимический, застревающий. А у мужчин: экзальтированный и эмотивный. Тревожность у женщин выше. С возрастом она увеличивается. Как выяснилось в результате исследования, у представителей младшего возраста реже встречаются высокие показатели черт характера. При применении метода рангового корреляционного анализа по Спирмену было выявлено отсутствие корреляционной связи между уровнем тревожности и преобладанием той или иной черты характера.

При сравнении групп с низким уровнем тревожности (п=56) и высоким уровнем тревожности (п=96) с применением непараметрического и-критерия Манна-Уитни была выявлена взаимосвязь между демонстративностью и уровнем тревожности (рис. 1).

Перем U критерий Манна-Уитни (stall группы) По перем Группа по тревожности Отмеченные критерии значимы на уровне р <.05000 1

Сум.ранг Группа 1 Сум ранг Группа 2 и г р-уров Z скорр р-урое N Группа 1 N Группа 2

Демонстративность ■ftH'M'l 1 10032 00 0 000 -10 2651 ооооооо •10 3730 ооооооо 56 96

Эктрмиив_ 4566 000 7062.00 2406 000 1 0752 0 282281 1.0886 0 276312 56 %

Педантичность 4259000 736900 2663 000 •0 0936 0 925443 •0 0944 0 924801 56 %

Возбудимость 4249500 7378,50 2653500 •0 1299 0 896673 •0 1320 0 894953 56 %

Гипертимность 4608 000 7020,00 2364 000 1 2356 0 2165% 1 2489 0.211694 56 96

Дистимность_ 3966 500 7661 50 2370500 -1 2108 0 225971 •1.2277 0 219542 56 %

Тревожность 4460,500 7167 50 2511 500 0 6722 0 501428 06796 0496755 56 %

Экзальтированность 4012000 7616.00 2416.000 •1 0370 0 299730 •1,1171 0 263955 56 96

Эмотменость 4237500 739050 2641.500 -0 1757 0 860529 -01810 0 856373 56 96

Циклотимиость 4431 000 7197 00 2541 000 0 5596 0 575775 0,5690 0569345 56 %

Рис. 1: Взаимосвязь между демонстративностью и уровнем тревожности с применением непараметрического и-критерия Манна-Уитни

redactor@ progress-human.com

При применении метода рангового корреляционного анализа по Спирмену было выявлено наличие корреляционной связи между уровнем тревожности и демонстративностью. (рис. 2)

Перем Ранговые корреляции Спирмена (stall группы) ПД попарно удалены Отмеченные корреляции значимы на уровне р < 05000

Группа по тревожности

Демонстративность

Застревание_ -0 047034

Педантичность_ 0.024539

Возбудимость -0.039579

Гипертимность -0 062075

Дистимность 0 050357

Тревожность 0.045744

Экзальтированность -0 115928

Эмотивность 0 007202

Циклотимностъ -0 090166

Рис. 2: Корреляционная связь между уровнем тревожности и демонстративностью при применении метода рангового корреляционного анализа по Спирмену

Было выявлено, что у людей, посещавших детский сад, уровень тревожности был выше, чем у тех, кто воспитывался дома. (рис. 3)

50 -----

45

40

35

X

0

1 30

0

01

S. 25

Л

I 20

о о.

15

10

5

О

нет да

4 Посещали ли вы детский сад7

Рис. 3: Уровень тревожности у людей, воспитываемых дома и в детском саду

□ Медиана

□ 25%-75% J Мин -Макс

redactor@ progress-human.com

При сравнении групп посещавших детский сад (п=194) и лиц, воспитываемых дома (п=45), c применением непараметрического ^критерия Манна-Уитни было выявлено, что посещение детского сада влияет на развитие таких черт, как демонстративность, гипертимность, дистимность. (рис. 4)

11 критерий Манна-Уитни (з1а( (1)) По перем 4 Посещали ли вы детский сад? Отмеченные критерии значимы на уровне р < 05000

Перем Сум ранг нет Сум ранг да и Z р-уров Z скорр р-уров N нет N да

Демонстративность 4175.000 24505.00 3140.000 •2 93047 0 003385 •2.95224 0.003155 45 194

Гипертимность 4199.000 24481.00 3164.000 -2 87303 0 004066 -290387 0.003686 45 194

Дистимность 6587 500 22092 50 3177.500 2 84072 0 004501 287610 0 004027 45 194

Рис. 4: Взаимосвязь между посещением детского сада и развитием демонстративности, гипертимности, дистимности с применением непараметрического и-критерия Манна-Уитни

При применении метода рангового корреляционного анализа по Спирмену было выявлено наличие корреляционной связи между посещением детского сада и наличием таких черт, как демонстративность, гипертимность, дистимность. (рис. 5)

Перем Ранговые корреляции Спирмена (э1а1 (1)) ПД попарно удалены Отмеченные корреляции значимы на уровне р <.05000

4 Посещали ли вы детский сад?

Демонстративность 0.191443

Гипертимность 0.188308

Дистимность -0 186508

Рис. 5: Корреляционная связь между посещением детского сада и демонстративностью, гипертимностью, дистимностью при применении метода рангового корреляционного анализа по Спирмену

В других исследованиях изучали наличие связи программы обучения и тревожности [10], нами выявлено, что уровень тревожности ниже у студентов, которые все свое время посвящают только профессиональному обучению, чем у студентов, совмещающих учебу с работой (рис 6).

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

Рис. 6: Уровень тревожности у неработающих студентов и у работающих студентов

При сравнении групп неработающих студентов (п=179) и работающих студентов (п=60) c применением непараметрического ^критерия Манна-Уитни было выявлено преобладание такой черты характера как демонстративность и эмотивность. (рис. 7)

Перем 11 критерий Манна-Уитни (51а1 (1)) По перем 3 Род вашей деятельности Отмеченные критерии значимы на уровне р <.05000

Сум ранг студент Сум ранг совмещаю учебу и работу и 2 р-уров Z скорр р-уров

Демонстративность 18552 50 5318.500 2442 500 -2 93470 0 003339 -2 95617 0 003115

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмотивность 18897.50 4973 500 2787 500 -1 96814 0 049053 -2 02477 0 042892

Рис.7: Взаимосвязь между совмещением работы с учебой у студентов и наличием у них демонстративности и эмотивности

При применении метода рангового корреляционного анализа по Спирмену было выявлено наличие корреляционной связи между совмещением у студентов работы с учебой и развитием таких черт характера, как демонстративность и эмотивность

redactor@ progress-human.com

Перем Ранговые корреляции Спирмена (1)) ПД попарно удалены Отмеченные корреляции значимы на уровне р < 05000

3 Род вашей деятельности

Демонстративность 0 200774

Эмотивность 0 137548

Рис. 8: Корреляционная связь между совмещением работы с учебой у студентов и развитием у них демонстративности и эмотивности

Заключение и выводы

Было выявлено наличие корреляционной связи между уровнем тревожности и демонстративностью. При этом распространенность лиц с признаками акцентуированных черт характера в исследуемой группе составила: аффективно-экзальтированный 41,9% (101/239), эмотивный 25,9% (60/239), циклотимный 25,0% (59/239).

Обнаружена зависимость между посещением детского сада и уровнем тревожности, и развитием определенных черт личности.

Выявлена зависимость между совмещением учебы с работой и уровнем тревожности и развитием определенных черт личности.

Уровень тревожности личности влияет на ее поведение в труде и миграцию [11], знание уровня тревожности позволяет прогнозировать будущую успешность в профессиональной деятельности [12], и может применяться в процессе подбора персонала.

Литература

1. Гринберг, Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 49б с.

2. Fraguas, R.; Benseñor I.M.;,Lotufo, P.A,; Brunoni, A.R. Temperament and character traits in major depressive disorder: a case control study // Sao Paulo Medical Journal. 2017. October 2.

3. Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. M.: Книга по Требованию, 2012. 295 c.

4. Жукова, Л.В. Влияние жизнестойкости, личностной тревожности, акцентуаций характера на проявление социальных страхов. M.: Академический Проект, 2008. 3-е изд. 34 с.

5. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. M.: Апрель пресс, 2009. 45 с.

6. Леонгард, К. Акцентуированные личности. M.: Эксмо-Пресс, 2011. 88с.

redactor@ progress-human.com

7. Poli, E.; Angrilli, A. Greater general startle reflex is associated with greater anxiety levels: a correlational study on 111 young women // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2015. Том: 9. Номер статьи: 10.

8. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Дом «БАХРАХ-М», Самара, 2011. 54 с.

9. Кербиков, О.В. Психиатрия. М.: Медицина, 2016. 448 c.

10. Kuroda, T.; Kanoya, Yu.; Sasaki, A.O.; с соавторами. Relationship Between Educational Programs Offered at Midsize Hospitals in Japan and Novice Nurses' Anxiety Levels // Journal of Continuing Education in Nursing. 2009. Том: 40, Выпуск: 3. Стр.: 132-138.

11. Lee, J.H.; Davis, A.W.; Goulias, K.G. Triggers of behavioral change: Longitudinal analysis of travel behavior, household composition and spatial characteristics of the residence // Journal of Choice Modelling. 2017. Том: 24, Специальный выпуск: SI. Стр.: 4-21

12. Toxanbaeva, N.K.; Naubaeva, H.T.; Zhubanazarova, N.S.; с соавторами. Psychological Health indicators of future psychologists with different levels of anxiety / Конференция: Annual International Conference on Cognitive - Social, and Behavioural Sciences (icCSBs) Местоположение: Mersin, TURKEY публ.: MAY 14-17, 2014. Серия книг: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences Том: 1 Стр.: 98-102.

INTERRELATION OF THE ANXIETY LEVEL WITH THE CHARACTER EXPRESSION

Mariya Semenova Student of Bashkir State Medical University Ufa, Russia

Abstract. The article examines the correlation between the anxiety level and the personality characteristics severity among the studied groups. The methods were the K. Leonhard - S. Shmishek questionnaire "Methods of studying personality accentuations"; Taylor anxiety level measurement questionnaire (Adaptation T.A. Nemchinova). The study has involved 239 respondents - young people. The absence of the correlation was revealed between the anxiety level and the predominance of one or another character trait, while the persons' prevalence with signs of accentuated character traits in the study group was: exalted 41.9% (101/239), emotive 25.9% (60/239 ), cyclotimous 25.0% (59/239). At the same time, there was an increased anxiety level and

redactor@ progress-human.com

the certain personality traits development among young people who visited the kindergarten in childhood, compared to those who were brought up at home before school. And also revealed an increased anxiety level and the certain personality traits development among students, combining studies with work, compared with students who are just studying. The results of the research carried out by the author can be useful to specialists engaged in recruiting personnel to predict the candidates' success in the professional field of activity.

Key words: anxiety level; personal characteristics; studying personality accentuations; anxiety measurement; accented character traits. JEL Codes: M 51.

References

1. Greenberg, J. Stress Management. 7-e Izd. SPb.: Peter, 2002. 496 p.

2. Fraguas, R.; Bensenor I.M.;,Lotufo, P.A,; Brunoni, A.R. Temperament and character traits in major depressive disorder: a case control study // Sao Paulo Medical Journal. 2017. October 2.

3. Bayevsky, R.M. Prediction of States on the verge of norm and pathology M.: Book on Demand, 2012. - 295 p.

4. Zhukova, L.V The influence of vitality, personal anxiety, character accentuations on the manifestation of social fears. M.: Academic Project, 2008. 34 p.

5. Lichko, A.E. Types of character accentuation and psychopathy in adolescents. M.: Aprel ' press,2009. 45 p.

6. Leongard, K. Accentuation of the person. M.: Eksmo-Press, 2011. 88 p.

7. Poli, E.; Angrilli, A. Greater general startle reflex is associated with greater anxiety levels: a correlational study on 111 young women // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2015. Vol.: 9. Article number: 10.

8. Raigorodsky, D. Ya. Practical psychodiagnostics: House "BAKHRAKH-M" Samara 2011. 54 p.

9. Kerbikov, O.V. Psychiatry M.: Medicine, 2016. 448 p.

10. Kuroda, T.; Kanoya, Yu.; Sasaki, A.O.; с соавторами. Relationship Between Educational Programs Offered at Midsize Hospitals in Japan and Novice Nurses' Anxiety Levels // Journal of Continuing Education in Nursing. 2009. Vol.: 40, Issue: 3. P.: 132-138.

11. Lee, J.H.; Davis, A.W.; Goulias, K.G. Triggers of behavioral change: Longitudinal analysis of travel behavior, household composition and spatial characteristics of the residence // Journal of Choice Modelling. 2017. Vol.: 24, SI. P.: 4-21

12. Toxanbaeva, N.K.; Naubaeva, H.T.; Zhubanazarova, N.S.; с соавторами. Psychological Health indicators of future psychologists with different levels of anxiety / Conference: Annual International

redactor@ progress-human.com

Conference on Cognitive - Social, and Behavioural Sciences (icCSBs). Location: Mersin, TURKEY, MAY 14-17, 2014. Book series: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol.: 1. P.: 98-102

Contact

Mariya Semenova Bashkir State Medical University 3, Lenina Str., Ufa, 450000, Russia ya.m arya-semi onova@yandex .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.