2022. Р 4 С. 270-206
Научная статья УДК 159.9.072
001 10.3Б231/18186653_2022_4_279
Психологические характеристики социально активных обучающихся вуза с разным уровнем академической успеваемости
Н. В. Головешкина, II. Д. Головешкин
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В данном исследовании анализируются некоторые психологические характеристики обучающихся вуза с разной степенью социальной активности и разным уровнем академической успеваемости. Результаты, представленные в статье, позволяют уточнить характеристики, определяющие успешность обучения студентов в вузе.
Материалы и методы. Для решения задач исследования и в соответствии с методологическими принципами были использованы: опросник Р. Кеттелла (16-факторный личностный опросник; 16-ФЛО), Форма «С»; тест смыспожизненных ориентаций (СЖО) (Дж. Крамбо и Л. Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева); методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация М. Ц. Бадмаевой); тест «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (модификация А. М. Прихожан); опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн), анкета для определения уровня социальной активности студентов.
Результаты исследования. В ходе анализа результатов исследования были обнаружены значимые различия в психологических характеристиках социально активных и социально неактивных обучающихся с разным уровнем академической успеваемости, а также определены характеристики успешности обучения студентов вуза с разным уровнем социальной активности.
Обсуждение и выводы. По результатам исследования анализируются и обосновываются полученные различия, приводятся практические рекомендации по организации работы и взаимодействия преподавателей и обучающихся в вузе.
Ключевые слова: активность, социальная активность, деятельность, воспитательно-развивающая среда вуза, академическая успеваемость, мотивация учебной деятельности.
Для цитирования: Головешкина Н. В., Головешкин И. Д. Психологические характеристики социально-активных обучающихся вуза с разным уровнем академической успеваемости // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. - № 4. - С. 279-296. 001 10.3523 1/18186653_2022_4_27 9
мЗд<
© Головешкина Н. В., Головешкин И. Д., 2022
2022. vol. 4 Pp.279-296
I280I
Original article UDC 159.9.072
DOI 10.35231/18186653_2022_4_279
Psychological Characteristics of Socially Active University Students with Different Levels of Academic Performance
Natal'ya V. Goloveshkina, Ivan D. Goloveshkin
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. This study analyzes some psychological characteristics of university students with different degrees of social activity and different levels of academic performance. The results presented in the article allow us to clarify the characteristics that determine the success of students in higher education.
Materials and methods. To solve the tasks of the research and in accordance with the methodological principles we used: R. Kettell questionnaire (16-factor personality questionnaire; 16-FLO), Form "C"; test of sense-life orientations (SLE) (J. Crumbo and L. Maholic, adaptation by D. A. Leontiev); method for diagnostics of students' learning motivation (A. A. Rean, V. A. Yakunin, modified by M. C. Badmaeva); test "Dembo-Rubinstein self-esteem rese(modified by A. M. Prikhozhan); questionnaire "Success motivation and fear of failure" (A. A. Rean); "Scale of emotional response" method (A. Megrabyan and N. Epstein), questionnaire to determine students' social activity level.
Results. During the analysis of the research results, significant differences in the psychological characteristics of socially active and socially inactive students with different levels of academic performance were found, and the characteristics determining the success of university students with different levels of social activity were identified.
Discussion and conclusions. According to the results of the study the differences obtained are analyzed and substantiated, practical recommendations for the organization of work and interaction between teachers and students in the university are given.
Key words: activity, social activity, educational andarch developmental environment of the university, academic performance, learning activity motivation.
For citation: Goloveshkina, N. V., Goloveshkin, I. D. (2022) Psikhologicheskiye kharakteristiki sotsial'no aktivnykh obuchayushchikhsya vuza s raznym urovnem akademicheskoy uspevayemosti [Psychological characteristics of socially active learners with different levels of academic performance]. Vestnik Leningradskogo gosu-darstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 279-296. DOI 10.35231/18186653_2022_4_279 (In Russian).
Введение
Перед системой высшего образования всегда стояли задачи воспитания конкурентоспособных, ответственных и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности специалистов высокой квалификации, способных не только воспроизвести полученные в вузе знания, применить имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать накопленный обществом опыт, но и умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и общества, обладающих при этом высокими профессиональными и нравственными качествами.
Студенческий возраст - это момент «старта» во взрослую жизнь, момент поиска молодыми людьми своего места в жизни и осознания себя субъектом активности. Однако уровень социальной активности будущих специалистов в этот период является явно недостаточным. Как показывает опыт, будущие специалисты ведут, скорее, пассивный образ жизни, не проявляют должного участия в жизни социума, для них в приоритете потребительские ценности, нежели духовность и творчество, молодые специалисты отдают предпочтение готовым ценностям культуры, а не процессу участия в их создании.
Современная система высшего образования предлагает множество технологий формирования социальной активности студенчества. Но на данный момент все они осложняются многочисленными противоречиями. Такими как потребность перехода к личностно-ориентированному подходу в подготовке специалиста, способного адекватно реагировать на негативные явления в социальной среде, и, в то же время, сложившиеся стереотипы унифицированного образования; постоянно растущие требования к социальной активности будущих специалистов, но слабой разработанности теоретических основ её формирования в воспитательной системе вуза, а также между открывающимися возможностями новых молодёжных объединений и организаций, возникающих в студенческой среде и отсутствием апробированных форм и методов реализации активности студентов в социально полезной деятельности.
Таким образом, констатируются противоречия между постоянно растущими требованиями общества к социальному развитию личности специалиста и слабой разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в условиях вуза; низким уровнем социальной активности студентов и недостаточной разработанностью технологий ее развития в условиях воспитательной системы вуза.
Успеваемость студентов также является важным фактором профессионального развития в вузе [15]. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности студента, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех, либо неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успеваемость студентов в процессе их учебной деятельности.
Воспитательная среда выступает в качестве своеобразного регулятора отношений субъектов воспитания и главного условия личностно-профессионального становления студента на уровне организации среды [5].
В свою очередь, В. А. Ясвин определяет среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении [16].
Целью эмпирического исследования стало изучение психологических характеристик социально активных студентов с разным уровнем академической успеваемости.
Объект исследования - студенты 2-5 курсов факультета психологии. Предмет исследования - социальная активность обучающегося, мотивация учебной деятельности, академическая успеваемость.
Задачи исследования:
1. Выявить структурные компоненты социальной активности.
2. Изучить психологические характеристики социально активных и социально неактивных студентов.
3. Определить взаимосвязь психологических характеристик социально активных и социально не активных студентов и уровня их академической успеваемости.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь психологических характеристик социально активных и неактивных студентов с уровнем академической успеваемости.
Обзор литературы
В научной литературе существует множество определений активности. В большом психологическом словаре дается следующее определение: «Активность личности - это особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность» [2]. По мнению ученых [6; 7], «деятельность» и «активность» - это два связанных, но отличающихся друг от друга понятия: деятельность - это форма активности. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями [10].
Таким образом, активность можно определить как высшую форму развития деятельности, динамическое условие становления личности, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.
Понятие «социальная активность» на сегодняшний момент трактуется в широком и узком смысле. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. её связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью [11].
Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение, данное В. З. Коганом: «Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характе-
ризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности», [цит. по 3, с. 1105]. Педагогический терминологический словарь указывает, что социальная активность является условием самоопределения человека в обществе1. М. В. Колесникова рассматривает социальную активность студента как свойство личности, позволяющее ему осуществлять реализацию различных социально значимых видов деятельности в процессе профессионального становления в целях изменения себя, окружающей среды, социума в соответствии с собственными позитивными ценностными ориентациями и задачами общественного развития [3].
Таким образом, социальную активность можно определить как устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.
И. Н. Емельянова [5] пишет, что воспитательно-развивающая среда вуза это совокупность условий, обеспечивающих возможность продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного процесса, которые становятся средством воспитания в процессе освоения студентами смыслов, содержания университетского образования, включения в деятельность, соответствующую основным функциям университета.
Как любая система, образовательная среда вуза характеризуется определенным составом компонентов. И. Н. Емельянова выделяет следующие структурные компоненты воспитательно-развивающей среды:
• Смысловой компонент. На каждом отрезке исторического развития университет выполняет специфическую миссию, которая связана с той частью ответственности, которую берет на себя вуз за развитие общества. Высокий социальный смысл существования университета можно определить как поиск ис-
1 Ларионова И. А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: автореф. дис.... канд. пед. наук. Екатеринбург 1996.
тины, которая показывает путь развития человека и общества. Именно в этом заключается уникальность вуза как социального института. Смысловой компонент находит свое выражение в документах стратегического назначения: миссиях, стратегиях, уставах, программах развития.
• Информационно-содержательный компонент. Содержание университетского образования, как фундаментальное, так и прикладное знание, обладает определенным воспитательным потенциалом. Погружение личности в информационное поле имеет важное значение для формирования мировоззрения, для понимания сущности явлений и процессов реального мира.
• Деятельностный компонент. В социальном плане университет берет на себя ряд функций: обучающую, исследовательскую, воспитательную, культурологическую, профессиональную, инновационную. Уникальность университета заключается в сочетании данных функций. Каждая из обозначенных функций находит отражение в конкретных видах деятельности, в которую включаются субъекты воспитательного процесса: учебной, исследовательской, внеучебной, социально-культурной, профессиональной, инновационной, что оказывает воспитательно-формирующее влияние на способности, направленность развития личности, ее отношения к людям, миру, самому себе.
• Субъектно-личностный компонент. Классики «идеи университета» рассматривают преподавателя университета прежде всего как ученого-исследователя. В представлении передовых ученых России университетский преподаватель - это не только исследователь, но и воспитатель. Так, Н. И. Лобачевский считал, что университет не должен ограничиваться одним умственным образованием, смысл воспитания великий ученый видел в том, чтобы дать благородное направление страстям.
Взаимодействие студентов с профессорами университета содержит в себе богатые воспитательные возможности, речь идет о миропонимании, культурных эталонах, образе мышления. Высокий интеллектуально-личностный потенциал ученого проявляется в создании своей научной школы, что оказывает развивающее влияние как на личность в отдельности, так и на среду в целом [4].
Таким образом, воспитательная среда вуза - это организационно-функциональная структура, возникающая в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива по реализации общих целей воспитания личности, содержанием которой является формирование ценностного отношения к терминальным (духовным) и инструментальным (операциональным) ценностям, детерминирующие формирование личности в композиции социально-ценностных отношений и социального опыта студентов.
Исходя из вышесказанного следует, что образовательная среда вуза непосредственно воздействует на личность студента и способствует профессионально-личностному развитию будущего специалиста. Студент, как субъект среды активно осваивает ее компоненты, устанавливая определенный тип связи с ней. Становясь субъектом воспитательно-развивающей среды университета, личность может занять различную позицию: адаптироваться - не адаптироваться в среде; сохранять себя как часть среды; обогащаться, используя разнообразные возможности среды; обогащать среду.
Основной задачей воспитательной системы вуза является социальное воспитание студентов, направленное на развитие социальной активности, появляющейся в стремлении к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, коллективизма1.
В ходе анализа научной литературы были выявлены следующие структурные компоненты социальной активности: ценностные ориентации, мотивация достижения, рефлексия, эмпатия, самооценка, коммуникативные навыки. Данные компоненты легли в основу диагностического комплекса для эмпирического исследования проблемы социальной активности студентов.
В обследовании принимали участие 44 студента 2-5 курсов факультета психологии. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет, из них 37 девушек и 7 юношей.
Студенты были разделены на социально активных и социально неактивных по результатам анкетирования (субъективная оценка, восприятие самого себя как социально
1 Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: автореф. дис.... канд. пед. наук. Екатеринбург 1996.
активного/неактивного студента), а также по результатам экспертной оценки, которая включала в себя оценивание студентов по следующим параметрам - участие во внеучебных мероприятиях, дисциплинарные нарушения, инициативность.
Материалы и методы
Для изучения социальной активности студентов 2-5 курсов факультета психологии были использованы следующие методики:
1. Опросник Р. Кеттелла (16-факторный личностный опросник; 16-ФЛО), Форма «С».
2. «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева).
3. «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин модификация М. Ц. Бадмаевой).
4. «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубин-штейн» (Модификация А. М. Прихожан).
5. «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А. А. Реана).
6. Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Ме-грабян и Н. Эпштейн).
7. Анкета для определения уровня социальной активности студентов.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования было выявлено, что у студентов с высоким уровнем социальной активности преобладают такие личностные качества, как общительность, коммуникабельность, интерес к людям, восприимчивость. Также испытуемые характеризуются эмоциональной зрелостью, устойчивостью, невозмутимостью, отмечается высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Социально активные обучающиеся демонстрируют более высокий уровень коммуникабельности, эмоциональной стабильности и нормативности поведения.
У студентов с низким уровнем социальной активности наблюдается высокая чувствительность, сензитивность, в то же время испытуемые с низкой социальной активностью
склонны принимать собственные решения, действовать самостоятельно (табл.1).
Таблица 1
Показатели различий по опроснику Р. Кеттелла
№ Признак Студенты с высоким уровнем соц. активности Студенты с низким уровнем соц. активности t-критерий Р
М±т ст М±т ст 5,89 р<0,001
1 Замкнутость-общительность 9,05±0,33 1,56 5,14±0,57 2,69
2 Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность 8,86±0,5 2,08 5,32±0,63 2,98 4,58 р<0,001
3 Подчиненность-доминантность 5,5±0,39 1,87 6,77±0,37 1,77 2,31 р<0,05
4 Сдержанность-экспрессивность 5,95±0,48 2,27 3,85±0,39 1,83 3,2 р<0,01
5 Низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения 7,59±0,48 2,26 4,81±0,47 2,21 4,1 р<0,001
6 Робость-смелость 7,23±0,38 1,79 5,04±0,43 2,05 3,74 р<0,01
7 Жесткость-чувствительность 5,27±0,52 2,45 7,45±0,37 1,76 3,39 р<0,01
8 Доверчивость-подозрительность 3,77±0,48 2,27 5,18±0,4 1,89 2,24 р<0,05
9 Прямолинейность-дипломатичность 6,45±0,36 1,71 4,59±0,39 1,86 3,45 р<0,01
10 Консерватизм-радикализм 7,18±0,38 1,76 5,13±0,51 2,39 3,22 р<0,01
11 Конформизм-нонконформизм 3,81±0,38 1,76 6,77±0,35 1,63 5,77 р<0,001
12 Расслабленность-напряженность 5,82±0,41 1,94 3,77±0,46 2,14 3,32 р<0,01
У студентов с высоким уровнем социальной активности наиболее ярко выражены лидерские качества и эмоциональная зрелость. Развитие аналитического мышления, восприимчивость к переменам, к новым идеям находятся на более высоком уровне, что подтверждается стремлением студентов с высоким уровнем социальной активности познавать новое, реализовывать себя в новой деятельности. Уровень эмоциональной значимости социальных контактов, экспрессивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, а так-
же уровень развития коммуникативных навыков выше, чем у студентов с низким уровнем социальной активности. Это можно объяснить тем, что студенты с высоким уровнем социальной активности наиболее общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми, склоны к установлению непосредственных, межличностных контактов. В то же время у студентов с высоким уровнем социальной активности наблюдается склонность к напряженности и возбудимости, они характеризуются эмоциональной зрелостью, что выражается в их стремлении заниматься общественной работой, всесторонне развиваться, применять полученные теоретические навыки в работе, участвовать в разнообразных объединениях, реализовывать себя в общественной жизни.
В ходе исследования были выявлены значимые различия по методике для диагностики учебной мотивации студентов по шкалам «коммуникативные мотивы», «мотивы избегания», «социальные мотивы» (табл. 2).
Таблица 2
Показатели различий по методике для диагностики учебной мотивации студентов
№ Признак Студенты с высоким уровнем социальной активности Студенты с низким уровнем социальной активности t-критерий Р
M±m а M±m а
1 Коммуникативные мотивы 3,89±0,15 0,72 2,8±0,18 0,85 4,57 p<0,001
2 Мотивы избегания 1,39±0,19 0,89 2,9±0,27 1,27 2,93 p<0,01
3 Социальные мотивы 3,75±0,16 0,78 3,01±0,19 0,89 2,93 p<0,01
Таким образом, можно констатировать, что у студентов с высоким уровнем социальной активности преобладают коммуникативные и социальные мотивы в учебной деятельности. Это может быть обусловлено тем, что для таких студентов имеет высокую значимость установление новых межличностных контактов в процессе обучения и желание принести пользу обществу, в то время как для студентов с низким уровнем социальной активности наиболее значимый мотив - избегать неодобрения со стороны социума, что и проявляется в стремлении выполнять нормы и правила, установленные обществом, но при этом не проявлять собственной активности.
Далее были определены особенности смысложизнен-ных ориентации у студентов с высоким и низким уровнем социальной активности. Были обнаружены значимые различия по шкалам «результат жизни» и «локус контроля-жизнь» (табл. 3).
Таблица 3
Показатели различий по методике «СЖО»
№ Показатели Студенты с высоким уровнем социальной активности Студенты с низким уровнем социальной активности t-критерий Р
М±т ст М±т ст
1 Результат жизни 29,9±1,3 6,13 20,81±1,52 7,14 4,52 р<0,001
2 Локус контроля-жизнь 29,6±1,19 5,61 23,2±1,88 8,85 2,84 р<0,01
У студентов с высоким уровнем социальной активности преобладают показатели по данным шкалам, что можно объяснить их удовлетворенностью самореализацией и жизнью в целом, а также убежденностью в том, что человеку дано право контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
В результате анализа успешности обучения у социально активных студентов был выявлен более высокий уровень успеваемости. Это может быть связано с тем, что у данной группы студентов теоретический материал, получаемый в процессе обучения, применяется и подкрепляется практическими навыками. Вследствие этого, студенты с высоким уровнем социальной активности имеют возможность всестороннего изучения тех или иных предметов, стремясь получить не только теоретические знания, но и практические навыки работы.
Также следует отметить, что среди социально активных студентов лиц с низким уровнем успеваемости выявлено не было, тогда как среди социально неактивных студентов была выявлена группа испытуемых с высоким уровнем успеваемости.
В ходе исследования мотивов учебной деятельности среди социально неактивных студентов, у группы испытуемых с высоким уровнем успеваемости были получены высокие показатели по шкалам «учебно-познавательные мотивы»,
«социальные мотивы», «мотивы избегания». В то время как у социально неактивных студентов с низким уровнем успеваемости преобладают показатели по шкалам «профессиональные мотивы» и «творческие мотивы»
В группе социально активных студентов с высоким уровнем успеваемости отмечаются высокие показатели по шкалам «коммуникативные мотивы» и «профессиональные мотивы» (табл. 4).
Таблица 4
Показатели мотивации учебной деятельности у студентов с разным уровнем академической успеваемости
Мотивы Студенты с высоким уровнем успеваемости Студенты с низким уровнем успеваемости Значение t-критерия р
M±m ст M±m ст
Коммуникативные мотивы 2,79±0,22 0,77 2,81±0,31 0,98 4,54 p<0,001
Мотивы престижа 2,79±0,22 0,76 2,71±0,17 0,56 6,81 p<0,001
Профессиональные мотивы 3,34±0,31 1,04 3,38±0,32 1,01 4,33 p<0,001
Творческие мотивы 3,36±0,29 1,02 3,56±0,36 1,14 4,26 p<0,001
Учебно-познавательные мотивы 3,68±0,2 0,71 3,36±0,24 0,77 6,92 p<0,001
Социальные мотивы 3,35±0,24 0,83 2,61±0,26 0,83 3,99 p<0,001
В результате математико-статистической обработки данных были получены значимые различия по шкалам «коммуникативные мотивы», «мотивы престижа», «творческие мотивы», «учебно-познавательные мотивы», «социальные мотивы». Студенты с высоким уровнем успеваемости имеют более высокие показатели по шкалам «мотивы престижа», «учебно-познавательные мотивы» и «социальные мотивы». Это может быть связано с тем, что студенты с высоким уровнем успеваемости стремятся овладеть выбранной профессией для того, чтобы иметь преимущество в социуме, добиться одобрения со стороны референтной группы людей, в то время как студенты с низким уровнем успеваемости ставят в приоритет установление новых связей знакомств, а также повышение собственного авторитета в группе.
У студентов с высоким уровнем социальной активности были получены высокие показатели по шкале «цель жизни».
Возможно, это связано с тем, что участие во внеучебной деятельности, различных проектах, позволяющих повысить профессиональные навыки и воплотить в жизнь многие идеи, позволяет испытуемым убедиться в том, что человеку дано право контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
У социально неактивных студентов как в группе с высоким, так и с низким уровнем успеваемости, отмечаются наиболее высокие показатели по шкале «локус контроля-жизнь», это говорит о том, что испытуемые данной группы убеждены в невозможности повлиять на события, происходящие в жизни и существенной роли случая во всем случившимся.
В результате проведенного исследования было выявлено, что студенты с высоким уровнем социальной активности и успеваемости имеют высокие показатели по шкале эмоционального отклика, в то время как у социально неактивных студентов с низким уровнем успеваемости способность к эм-патии находится на среднем-нормальном уровне. Эмпатия является профессионально важным качеством для специалиста-психолога, высокий уровень развития данного качества может свидетельствовать о положительных перспективах развития специалиста в профессиональной сфере. Таким образом, можно предположить, что студенты с высоким уровнем способности к эмоциональному отклику могут быть более успешны в профессии.
В ходе корреляционного анализа данных у социально активных студентов с высоким уровнем успеваемости было выявлено большое количество положительных связей между психологическими характеристиками обучающихся и академической успеваемостью. Можно говорить о том, что высокую академическую успеваемость определяют следующие составляющие - преобладание профессиональных и коммуникативных мотивов, наличие цели в жизни, локуса контроля Я, высокий уровень эмоциональной стабильности и нормативности, направленность на успех и конформизм.
В группе социально неактивных студентов с низким уровнем успеваемости были выявлены положительные корреляционные связи академической успеваемости и высокого самоконтроля и прямолинейности.
Обсуждение и выводы
Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены некоторые психологические характеристики социально активных обучающихся вуза с разным уровнем академической успеваемости. На основании литературного обзора социальную активность можно определить как устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляемое в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.
Были выявлены следующие структурные компоненты социальной активности: ценностные ориентации, мотивация достижения, рефлексия, эмпатия, самооценка, коммуникативные навыки.
В рамках эмпирического исследования были выявлены общие психологические характеристики студентов с высоким уровнем социальной активности, такие как эмоциональная зрелость, высокий уровень развития аналитического мышления, восприимчивость к переменам, высокая эмоциональная значимость социальных контактов, наличие эмоциональной яркости в отношениях между людьми, высокий уровень развития коммуникативных навыков и адекватный уровень самооценки. А также общие психологические характеристики студентов с низким уровнем социальной активности - высокая чувствительность, сензитивность, независимость от общественного мнения, склонность к противопоставлению себя группе, конфликтность.
Хорошо успевающие студенты с высоким уровнем социальной активности характеризуются высоким уровнем развития коммуникативных качеств, развитым чувством эмпа-тии, адекватным уровнем самооценки, а также ориентацией на успех. Для студентов с низким уровнем социальной активности и успеваемости характерны низкий уровень развития эмпатии, коммуникативных качеств, а также определенная тенденция к мотивации на неудачу.
Исходя из теоретического и эмпирического анализа данной проблемы, установлено, что при низком уровне
социальной активности студентов целесообразно ввести в образовательную программу вуза тренинговые программы, способствующие развитию и формированию социальной активности среди студентов, а также вести активную работу по привлечению студентов к участию в научно-практических конференциях как в качестве участников, так и в качестве организаторов. При этом необходимо проводить индивидуальную, консультативную работу со студентами, заинтересовывать их в участии в различных олимпиадах и организации работы со школьниками.
Список литературы
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993.
2. Братченко С. Л., Миронова М. Л. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Прайм-Еврознак, 1997.
3. Васильева С. Н., Мазина О. Н. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи // Молодой ученый. - 2015. -№ 10 (90). - С. 1105-1108. - URL: https://moluch.ru/archive/90/18707/ (дата обращения: 28.11.2022).
4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. Е. Клочко. - М.: Валдос-прэсс ИМПЭ, 2003.
5. Емельянова И. Н. Воспитательная функция классического государственного университета: история, теория, современная практика.-Тюмень: Изд-воТюмГУ, 2008.
6. Колесникова М. В. Педагогические исследования в области социальной активности личности // Вестник Томского государственного университета. - Томск, ТГУ, 2007.
7. Купцов И. И. Формирование социально активной личности: материалы конференции. - Рязань, 1990.
8. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции. - СПб.: Реноме, 2011.
9. Лаврова Н. А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек»: тезисы московской межвуз. на-уч.-практ. конф.; под ред. М. Ю. Карелиной. - М.: МИССО, 2003.
10. Настявин И. М. Социология трудовой активности личности (опыттеоретико-прикладного исследования). - Казань, 2007.
11. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.
12. Пилепчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза // Вестник Томского государственного университета. - Томск, ТГУ, 2007.
13. Регуш Л. А. Учить учиться! О проблеме школьной неуспеваемости // Психологическая газета. -1999.
14. Хухлаева О. В. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы // Психологический журнал. - 2004.
15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
16. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. - 2000.
References I295I
1. Abdulina, O. A. (1993) Student's personality in the process of professional training. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia. (In Russian).
2. Bratchenko, S. L., Mironova, M. L. (1997) PsikhoLogicheskiye problemy samorealizatsii Uchnosti [Psychological problems of personality self-realization] / ed. by A. A. Krylov, L. A. Ko-rostyleva. Sankt-Peterburg: Prime-Evroznak. (In Russian).
3. Vasilyeva, S. N., Mazina, O. N. (2015) Teoreticheskiye predposylki issledovaniya prob-lemy formirovaniya sotsial'noy aktivnosti molodezhi [Theoretical preconditions of research of a problem of formation of social activity of youth]. Molodoy uchenyy - Young Scientist. No. 10 (90). pp. 1105-1108. (In Russian). Available at: https://moluch.ru/archive/90/18707/ (accessed 28 November 2022).
4. Darvish, O. B. (2003) Vozrastnaya psikhologiya [Age psychology: textbook for universities] / Edited by Professor V. E. Klochko. Moskva: Valdos-Press IMPE. (In Russian).
5. Emelyanova, I. N. (2008) Vospitatel'naya funktsiya klassicheskogo gosudarstvennogo universiteta: istoriya, teoriya, sovremennaya praktika [Educational function of the classical state university: history, theory, modern practice]. Tyumen: Tyumen State University Press. (In Russian).
6. Kolesnikova, M. V. (2007) Pedagogicheskiye issledovaniya v oblasti sotsial'noy ak-tivnosti lichnosti [Pedagogical research in the field of social activity of the individual]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University (general scientific periodical). Tomsk: TSU. (In Russian).
7. Kuptsov, I. I. (1990) Formirovaniye sotsial'no aktivnoy lichnosti [The formation of a socially active person]: conference materials. Ryazan. (In Russian).
8. Kurapova, T. Y. (2011) Kriterii uspeshnosti obucheniya uchashchikhsya obshcheobrazo-vatel'nykh shkol [Criteria for success in learning students of secondary schools]. Psychology in Russia and abroad: proceedings of an international scientific conference. Sankt-Peterburg: Renome. (In Russian).
9. Lavrova, N. A. (2003) Vliyaniye lichnostnykh osobennostey na uspeshnost' profession-al'noy deyatel'nosti v sisteme «chelovek - chelovek» [Influence of personality traits on the success of professional activity in the system of "man - man"] / Abstracts of Moscow Interuniver-sity scientific conference under the ed. Karelina M. Y. MISSO. (In Russian).
10. Nastiavin, I. M. (2007) Sotsiologiya trudovoy aktivnosti lichnosti (opyt teoretiko-priklad-nogo issledovaniya) [Sociology of labor activity of a personality (experience of theoretical and applied research)]. Kazan. (In Russian).
11. Nebylytsyn, V. D. (1976) Psikhofiziologicheskiye issledovaniya individual'nykh razli-chiy [Psychophysiological studies of individual differences]. Moskva. (In Russian).
12. Pilepchevskaya, N. V. (2007) Izucheniye sotsial'noy aktivnosti studentov pedagogich-eskogo vuza [The study of social activity of students of pedagogical higher education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University. Tomsk: TSU. (In Russian).
13. Regush, L. A. (1999) Uchit' uchit'sya! O probleme shkol'noy neuspevayemosti [Teach to learn! On the problem of school failure]. Psikhologicheskaya gazeta - Psychological newspaper. (In Russian).
14. Khukhlaeva, O. V. (2004) Psikhologicheskoye zdorov'ye uchashchikhsya kak tsel' raboty shkol'noy psikhologicheskoy sluzhby [Psychological health of students as an objective of school psychological services]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal. (In Russian).
15. Teplov, B. M. (1961) Problemy individual'nykh razlichiy [Problems of individual differences]. Moskva. (In Russian).
16. Yasvin, V. A. (2000) Psikhologicheskoye modelirovaniye obrazovatel'nykh sred [Psychological modeling of educational environments]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal. (In Russian).
Личный вклад соавторов
Personal co-authors contribution
5%0
Об авторах
Головешкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-0765-7844, e-mail: [email protected] Головешкин Иван Дмитриевич, старший преподаватель, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, ORCID ID: 0000-0002-9258-153Х, e-mail: [email protected]
About the authors
Natal'ya V. Goloveshkina, Cand. Sei. (Psychol), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-0765-7844, e-mail: [email protected]
Ivan D. Goloveshkin, senior teacher, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-9258-153X, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 11.11.2022 Принята к публикации: 24.11.2022 Опубликована: 29.12.2022
Received: 11 November 2022 Accepted: 24 November 2022 Published: 29 December 2022