тическую модель психического ресурса субъекта труда, но и даст реальные основания для ее практической реализации в разрешении насущных проблем психологии труда и профессиональной психологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Берталанфи Л. Общая теория систем. Системные исследования. - М.: Наука, 1969.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
3. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. - 2000. - №4. - С.79-97.
4. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. - М.: Наука, 1999.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальных различий. - М., 1986.
6. Митина О.В., Петренко В.Ф. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации // Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 1 «Методологические вопросы» / Под ред. И.Н. Трофимовой, В.Г. Буданова. - М.: МГСУ «Союз», 1997.
7. Налимов В.В. О возможности метафорического использования математических представлений в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т.2, №3. - С.39-47.
8. ПлатоновК.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
9. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. - Ростов н/Д: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2003.
10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.
11. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
12. Синельников Б.М., Горшков В.А., Свечников В.П. Основы общей методологии исследования систем. - М.: МОСУ; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
13. Шабельников В.К. Функциональная психология. - М.: Академический Проект, 2004.
14. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978.
Т.И. Гарибашвили
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Известно, что своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Это особого рода коллектив. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и полнота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье.
В работах Н.П. Коваленко, Г.Г. Филипповой доказано огромное влияние пренатального периода на развитие будущей личности [3]. В последние годы значительное внимание уделяется изучению пренатальной привязанности: как беременные женщины переживают привязанность к плоду, какие факторы влияют на пренатальную привязанность, изменяется ли она от терапевтического вмешательства. Показано, что уровень психологического функционирования матери на ранней ста-
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
дии беременности во многом определяет её привязанность к плоду и младенцу. В обычных случаях возникновение первого подозрения на беременность уже провоцирует определенные переживания. До подтверждения факта беременности они всегда носят оттенок беспокойства, причиной которого может быть либо страх наступления беременности, либо страх ее отсутствия, что негативно влияет на развитие Я-концепции [1; 5].
Исследования беременных, отказниц и матерей с детьми раннего возраста показали, что момент идентификации беременности очень хорошо помнится, все связанные с ним переживания актуализируются очень точно. Содержание и интенсивность этих переживаний непосредственно отражают значение этой беременности для матери. Можно выделить восемь вариантов переживания беременности: 1) тревожная. При подозрении на беременность возникает сильная тревога, которая устойчиво сохраняется до подтверждения факта беременности. 2) Первая эмоция -отрицательная: тревога, ужас и др. 3) Слабо выраженные отрицательные эмоции, которые обычно не предваряют, а перемежаются с более выраженными положительными. 4) Эйфорическое состояние. Все переживания очень сильно выражены и абсолютно отсутствуют какие-либо признаки тревоги, озабоченности, сожаления и т.п. 5) Амбивалентное отношение, характеризующееся периодической сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. 6) Слабо выраженное амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения о сохранении беременности. 7) Неправдоподобно длительная интенсификация беременности. Налицо уже все признаки беременности, однако, они интерпретируются как отравление и т.д. 8) Аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности, устойчиво сохраняющееся вне зависимости от решения о ее сохранении.
Характеристики взаимодействия матери с младенцем связаны с широким кругом факторов (демографические данные, уровень тревожности, депрессии и т.д.).
В литературе широко представлены работы, в которых отражена зависимость качества эмоциональных отношений младенца к матери от особенностей поведения и взаимодействия матери - ее чувствительности, отзывчивости, желания реагировать на эмоциональном уровне, вовлеченности, эмоциональной выразительности (А.Э. Карасева, 2005; Р.Ж. Мухамедрахимов, 2001). В то же время появились данные, свидетельствующие о непостоянстве и слабости этой связи между такими характеристиками матери как отзывчивости и чувствительности, и степенью привязанности матери и младенца, о влиянии на привязанность не только особенностей поведения, но личностных черт матери [2; 4].
Характеристики личности матери могут влиять на формирование привязанности до, во время и после беременности. В изученных нами работах отмечается необходимость дальнейших и более обширных исследований в этом направлении.
Индивидуальные особенности матери определяют инвариантные, наиболее часто встречающиеся характеристики первичного окружения младенца. Они становятся неотъемлемой частью этого окружения, на основе которой формируется отношение к матери, ведущее к тому, что поведение взаимодействия младенца является отражением не столько ситуативного поведения матери, сколько ставших частью ее опыта индивидуальных особенностей. Индивидуальность матери, детерминируя полученный за время общения опыт ребенка, являющийся частью этого опыта, объединяется своими характеристиками с некоторыми показателями поведения младенца и поведения матери, что определяет две стороны процесса их общего взаимодействия.
Перечисленные психологические характеристики матери, влияющие на развитие ребенка, составляют один из исходных пунктов исследования детско-родительских отношений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РАГС, 1998. - 25с.
2. Карасева А.Э. Психологические особенности беременных женщин с различным характером родовой деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Томск: ТГУ, 2005. - 23с.
3. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 318с.
4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288с.
5. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 22с.
В.К. Юнг
ПСИХОТЕРАПИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ГЕРМАНИИ
Психотерапевты различных стран мира наиболее эффективной считают 12-ти шаговую программу работы с аддиктами, которая использовалась нами в процессе психотерапевтической работы с русскоязычными переселенцами в Германии. Данная программа была подвергнута некоторой модификации, учитывающей этнические и ментальные характеристики данного контингента аддиктов. 12-шаговая модель рассматривалась как один из вариантов позитивного продвижения аддиктов на пути формирования трезвеннической установки.
Известно, что гуманистическая модель объяснения зависимости требует понимания алкоголизма, при котором ярлыки типа «Я - алкоголик» ассоциировались бы с необходимостью перемен. Тогда в качестве конечных целей психотерапии выступают личностная сила и свободный выбор. В экзистенциально ориентированной модели психотерапии окончательное выздоровление должно приводить к открытию человеком в себе личностной силы. Некоторые аддикты не желают или не могут принять решение отстаивать свою собственную личностную силу. Для них будет лучше признать свое бессилие и глубину своего социального падения. Данная модель является очень полезной, а для некоторых из них и единственно возможной.
Во всех психотерапевтических моделях запрещается присвоение ярлыков, которые имеют негативную окраску, так как они усиливают низкую самооценку и чувство тревожности зависимого человека, поддерживая его потребность употреблять алкоголь для того, чтобы справиться с этими чувствами.
Несмотря на то, что 12-шаговая модель помогла многим аддиктам избавиться от алкогольной зависимости, она дает побочный эффект, формируя идеологию личного бессилия, вплоть до патологического состояния неверия в себя. Не вызывает сомнения, что эта модель нуждается в дальнейшей разработке и модификации.
Психотерапевтическая работа с русскоязычными переселенцами по этой программе потребовала учета их маргинального статуса, который явно дает о себе знать при использовании различных техник, методов и форм работы. Зарекомендовавшая себя в мировой практике терапевтическая 12-ти шаговая программа была адаптирована с учетом особенностей российской ментальности и русской духовной культуры.