Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубаева М.Р.

В данной работе проанализированы характерные черты личности, склонной к виктимному поведению. Выделены и обоснованы индикаторы психологической виктимной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY INCLINED TO VIKTIM BEHAVIOR

In this work characteristic features of the personality inclined to viktimny behavior are analysed. The main indicators of psychological phenomenology of the viktimny personality are allocated and proved.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК 159.947.5

Дудаева М.Р. студент 4 курса факультет психологии ГБОУВОРК РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация: в данной работе проанализированы характерные черты личности, склонной к виктимному поведению. Выделены и обоснованы основные индикаторы психологической феноменологии виктимной личности.

Ключевые слова: личность, виктимность, виктимное поведение, виктимизация.

Dubaeva M.R. student

4 course, faculty of psychology «Crimean engineering and pedagogical university»

city of Simferopol

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY INCLINED TO VIKTIM BEHAVIOR

Abstract: in this work characteristic features of the personality inclined to viktimny behavior are analysed. The main indicators of psychological phenomenology of the viktimny personality are allocated and proved.

Keywords: personality, viktimality, viktimology behavior, victimization.

Постановка проблемы. В настоящее время кризис государственных и гражданских институтов является прямой предпосылкой виктимизации личности. Уязвимость традиционно виктимогенных групп (несовершеннолетние, женщины, престарелые люди и т.п.) сохраняется и в условиях кардинальной трансформации социума, в условиях глобализации, при этом степень виктимогенности увеличивается. Общим фоном для этого являются стимулируемые глобализацией процессы утраты личностью своей социальной идентичности, крайней индивидуализации, граничащей с десоциализацией, девальвации нравственно-правовых, прежде всего, общесоциальных ценностей. Виктимность как свойство личности и как одна из детерминант виктимного поведения подростков имеет в своей основе взаимодействие комплекса социально-психологических и индивидуально -личностных харастеристик.

Целью статьи является изучение психологических характеристик личности, склонной к виктимному поведению.

Изложение основного материала. В качестве основных детерминант

виктимного поведения подростков О.М. Хархан [2] выделяет сочетание агрессивности, тревожности и внушаемости.

Т.М. Вакулич, к индивидуально-психологическим факторам виктимной личности подростков, приводящих в совокупном воздействии к личностным деформациям и последующей виктимизации, относит:

- специфические подростковые комплексы,

- эмоционально-установочную готовность личности ребенка, которая проявляется либо в агрессивном реагировании, либо в виде конформного поведения,

- тревожность,

- фрустрированность,

- неадекватная самооценка: нарушение ценностных ориентаций, наличие сложившихся и закрепленных в виде ригидных паттернов - моделей виктимного поведения,

- наличие образцов виктимного поведения.

М.В. Шакурова выделяет объективные факторы, предполагающие или способствующие созданию ситуации, в которой группы или конкретные люди, в том числе и подростки, могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации [5]. Объективным фактором виктимизации человека любого возраста может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный характер.

М.В. Шакурова указывает на то, что фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может формироваться в семье. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин мужененавистниц, то есть они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи [5].

На индивидуальном уровне виктимизация человека зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению.

Психологи, разрабатывающие те или иные аспекты виктимного поведения, подчеркивают, что, люди, избирающие социальную роль жертвы, (сознательно или бессознательно) вовлекаются в различные криминогенные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия и поддержки со стороны. При этом позиция жертвы оправдывается установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества.

По мнению В.И. Загвязинского среди потерпевших от тех или иных внешних факторов можно условно выделить три основных группы лиц.

1. Люди, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств, обуславливающих их виктимогенное поведение в конфликтной ситуации. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода характерологическими отклонениями (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность, негативизм и т.п.).

2. Люди, характеризующиеся в целом положительно, ставшие жертвами посягательства в силу своего неосторожного, неосмотрительного поведения. Это люди (чаще всего дети, подростки), которые в силу недостаточности жизненного опыта не могут адекватно и своевременно предвидеть возможные негативные последствия собственного поведения (согласилась сесть в машину к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного, если прыгнуть с моста и т.п.). Поведение данной группы может варьироваться от неосмотрительного до провоцирующего. Часть виктимогенного поведения является по сути правомерным, но по форме неосмотрительным поведением.

3. Люди, ставшие жертвами обстоятельств объективного характера. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода врожденными недугами (инвалиды детства), пережившие ситуации, связанные с высоким риском для жизни (жертвы катастроф, природных стихий и т.п.) [3].

Среди факторов виктимизации В.И. Загвязинский выделяет постоянные, непостоянные и устранимые-неустранимые. Примером постоянного неустранимого фактора виктимизации может служить олигофрения как стационарное состояние интеллектуальной недостаточности подростка, не поддающееся кардинальным изменениям в течение жизни. Примером непостоянного устранимого фактора может служить задержка психического развития подростка, подвергающегося успешной корректировке в условиях специализированных коррекционных классов школ и других учреждений [3, с. 28].

В исследованиях таких ученых как О. Андронникова, Ю. Антонян, В. Бойко, Т. Варчук [1], К. Вишневецкий, В. Христенко и других были выделены и обоснованные основные индикаторы психологической феноменологии виктимной личности.

Во-первых - это тревожность. Установлено, что тревога имеет свой психодинамический алгоритм развития, в котором установлены несколько состояний. Так, ощущение внутренней напряженности является началом тревожного ряда и отвечает малейшей степени тревоги. Напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности и тяжелый душевный дискомфорт - вот переживания, характерные для этого ряда. Это всего лишь сигнал, который позволяет обратить внимание на поиск приближающейся или вероятной угрозы.

Далее в тревожном ряде отмечают гиперестезические реакции. Суть этого явления заключается в том, что определенный вид ранее нейтральных

раздражителей приобретает особые свойства, влияющие на нарастание тревоги. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться целые группы стимулов, ранее неразличимые. В результате человеку начинают «действовать на нервы » события и обстоятельства, которым ранее он не уделял никакого значения. То есть на этом этапе появляется много дополнительных, неадекватных стимулов, генерализация чувства тревоги.

Собственно тревога - центральное состояние в рассматриваемом ряду. Сказывается как переживание угрозы, чувство неясной, неосознаваемой опасности

Во-вторых - это эмоциональная ригидность. Так, В. Бойко определяет эмоциональную ригидность как неподатливость, твердость, негибкость, которая выражается в том, что личность слабо и очень избирательно, в ограниченном диапазоне эмоционально реагирует на внешние и внутренние воздействия. Он предлагает диагностировать эмоциональную ригидность через оценку нейротизма по опроснику Г. Айзенка. высокий показатель нейротизма свидетельствует о наличии интерактивного дефекта развития и, в частности, дефицита психокультурной зрелости личности, выражающееся в ослабленной способности психотехнической регуляции подвижности нервных процессов [4, с. 73].

В-третьих - это эмоциональная вязкость, то есть реакции личности, которые сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на любых значимых событиях, объектах. Вместо живых, опосредованных интеллектом реакций личность длительно сосредоточивается на психотравмирующих обстоятельствах,на неудачах и отрицательных образах.

В-четвертых - это эмоциональная монотонность, когда эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий. Эмоции однообразны, неподвижны, без суточной динамики и неменяющейся от внешних стимулов.

В-пятых - это эмоциональное загрубение - потеря тонких эмоциональных дифференциаций, то есть способности определять наличие тех или иных эмоционально окрашенных реакций и дозировать их. Личность теряет ранее присущую ей выдержанность, деликатность, такт, вежливость, становится расторможенной, циничной, не соблюдает правил поведения.

В-шестых - это эмоциональная тупость, когда для ответных реакций характерна душевная холодность, черствость и пр. Эмоциональный репертуар личности резко ограничен, в нем нет реакций, которые включают в себя моральные, этические и эстетические чувства, такой тип реагирования связан с явным недоразвитием или потерей высшихчувств.

В-седьмых - это потеря эмоционального резонанса - полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на уровне события. Личность отделена от внешнего мира, потеряла ощущение единства с тем, что происходит.

Вывод: Таким образом, мы выяснили что, к индивидуально-

психологическим факторам виктимной личности подростков, приводящих в совокупном воздействии к личностным деформациям и последующей виктимизации, относит: специфические подростковые комплексы; эмоционально-установочную готовность личности ребенка, которая проявляется либо в агрессивном реагировании, либо в виде конформного поведения; тревожность; фрустрированность; неадекватная самооценка: нарушение ценностных ориентаций, наличие сложившихся и закрепленных в виде ригидных паттернов - моделей виктимного поведения; наличие образцов виктимного поведения.

Использованные источники:

10.Варчук, Т.В. Виктимология: учебное пособие / Т.В. Варчук. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 191 с.

11.Воронова, Ю. В. Сощально-психолопчш детермшанти вштимно!' поведшки неповнолггшх жертв сексуальних злочишв : автореф. дис.. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук : спец. 19.00.06 «Юридична психолопя» / Ю. В. Воронова. - Х., 2005. - 21 с

12.Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. П.И. Пикасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.

13. Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения усовременной молодежи [Текст] / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013.

14. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.