Научная статья на тему 'Психологические факторы, влияющие на подготовку школьников к единому государственному экзамену'

Психологические факторы, влияющие на подготовку школьников к единому государственному экзамену Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1457
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / САМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / METHODS OF PREPARATION / PSYCHOLOGICAL FACTORS / MOTIVATION / LEVEL OF ANXIETY / SELF-ESTEEM / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобачева Виктория Игоревна

В настоящее время, в отрасли науки и образования Российской Федерации проводятся масштабные реформы. Одним из важных элементов этих реформ является внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ служит выпускным экзаменом в школе и вступительным в высшее учебное заведение. Результат ЕГЭ не всегда удовлетворяет амбиции и ожидания выпускников школ. На итог подготовки к ЕГЭ могут влиять различные обстоятельства и факторы, как зависящие, так и не зависящие от учащегося. В связи с этим, целью данной статьи является рассмотрение психологических факторов, влияющих на процесс подготовки сдачи ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лобачева Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological factors affecting the preparation of schoolchildren for the Unified State Examination

At present, the large-scale reforms are being carried out in the science and education sector of the Russian Federation. One of the important elements of the reforms is the Unified State Examination. The USE will blow off the final exam at school and the entrance to higher education. The result does not always satisfy the ambitions of school leavers. The outcome of the preparation for The USE can be influenced by various circumstances and factors, both dependent and not dependent on the student. In this regard, the purpose of this article is to consider the psychological factors affecting the process for preparing and surrendering the USE.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы, влияющие на подготовку школьников к единому государственному экзамену»

ЪС

UJ

о

UJ

< a.

UJ

72

проведение психолого-педагогического сопровождения подростка, направленного на профилактику и своевременную коррекцию проявления агрессии в их поведении. Подобная помощь должна быть направлена на факторы, способные спровоцировать такое поведение: а) коррекция нарушений в эмоционально-волевой и мотивационной сферах; б) коррекция нарушений семейного воспитания; в) коррекция межличностных отношений в группе сверстников; г) коррекция педагогическихус-тановок по отношению к подросткам, склонным к проявлению агрессии в поведении. В качестве основных задач коррекционной работы, направленной на ликвидацию непосредственного нарушения выступают: а) обучение подростков приёмам регуляции своего эмоционального состояния; б) формирование у них альтернативных способов регулирования собственного поведения, особенно в критических ситуациях, способных спровоцировать агрессию. Существенную роль в коррекционной работе играет совместно осуществляемая деятельность.

Проведенный теоретический анализ состояния исследуемой проблемы продемонстрировал использование диаметрально противо-

положных подходов к выявлению сущности агрессии, что обусловлено, на наш взгляд, многофакторностью агрессии. С нашей точки зрения, наиболее эффективным является подход, который исходит из обусловленности разнообразных агрессивных проявлений социально-психолого-педагогическими причинами. Рост разнообразных деструктивных тенденций, выявленный в современной подростковой среде, определяет необходимость разработки более эффективных методов коррекции агрессивного поведения подростков, предусматривающих воздействие, как на само нарушение, так и на вызывающие его факторы.

Литература:

1. Волобоев А.Н. Педагогическое обеспечение профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы де-виантного поведения подростков : дис. ... канд. пед. наук/А.Н. Волобоев. - М., 2010.- С. 44-55.

2. Изард КЗ. Психология эмоций / КЗ. Изард. -СПб.: Питер, 2008. - С.122-124.

3. Майерс Д. Социальная психология : пер с англ. /Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1999. - С. 34.

4. Палмер, Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens : пер. с англ. / Дж. Палмер - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С.12-26.

PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING THE PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN FOR THE UNIFIED STATE EXAMINATION

Lobacheva Viktoria Igorevna, Postgraduate student, Moscow Finance and Law University "MFUA", Moscow

At present, the large-scale reforms are being carried out in the science and education sector of the Russian Federation. One of the important elements of the reforms is the Unified State Examination. The USE will blow off the final exam at school and the entrance to higher education. The result does not always satisfy the ambitions of school leavers. The outcome of the preparation for The USE can be influenced by various circumstances and factors, both dependent and not dependent on the student, in this regard, the purpose of this article is to consider the psychological factors affecting the process for preparing and surrendering the USE.

Keywords: methods of preparation; psychological factors; motivation; level of anxiety; self-esteem; self-control.

УДК 373.1 ВАК РФ 13.00.01

ФЛобачева В.И., 2017

ЛОБАЧЕВА Виктория Игоревна, аспирант, Московский финансово-юридический университет "МФЮА ", Москва

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДГОТОВКУ ШКОЛЬНИКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

В настоящее время, в отрасли науки и образования Российской Федерации проводятся масштабные реформы. Одним из важных элементов этих реформ является внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ служит выпускным экзаменом в школе и вступительным в высшее учебное заведение. Результат ЕГЭ не всегда удовлетворяет амбиции и ожидания выпускников школ. На итог подготовки к ЕГЭ могут влиять различные обстоятельства и факторы, как зависящие, так и не зависящие от учащегося. В связи с этим, целью данной статьи является рассмотрение психологических факторов, влияющих на процесс подготовки сдачи ЕГЭ.

Ключевые слова: методика подготовки; психологические факторы; мотивация, уровень тревожности; самооценка, самоконтроль.

ш

Единый государственный экзамен - это необходимая ступень, взять которую должен каждый выпускник для дальнейшего продолжения обучения в высшихобразовательныхучрежде-ниях. А потому в современной педагогике столько внимания уделяется таким вопросам, как эффективные способы и методики подготовки к ЕГЭ, специфика единого государственного экзамена, критерии готовности школьника к сдаче ЕГЭ. Также весьма актуальные темы для педагога-психолога стали: влияние ЕГЭ на тревожность учащихся, оказание психологической поддержки ученикам при приближении даты единого государственного экзамена и многие другие.

Но еще в педагогической и психологической науке не рассматривался столь важный вопрос, как какие психологические факторы влияют на подготовку школьников к ЕГЭ. Ответ на данный вопрос позволит выявить причинно-следственные связи успешной и неуспешной подготовки к экзамену, позволит педагогам лучше понимать своих учеников и выстроить учебно-образовательный процесс оптимальным образом. Этим обусловлена актуальность и новизна данной темы для написания статьи.

Цель данной работы - выявить психологические факторы, которые могут влиять на подготовку школьников к ЕГЭ.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

- изучить особенности подросткового возраста;

- рассмотреть влияния приближающегося экзамена на уровень тревожности ученика;

- провести опрос школьников для выявления причин проблем при подготовке к ЕГЭ.

Для достижения поставленных задач нами будет использован метод анализа и синтеза данных теоретических научных работ, а также практический метод - метод опроса с последующей обработкой данных.

Первое, к чему стоит обратиться при изучении данного вопроса, это особенности подросткового возраста. Подростковый возраст многие ученые называют наиболее сложным периодом в жизни человека, так как именно в этот период происходит глобальная перестройка нервной системы, человек расставляет жизненные приоритеты, происходит ломка характера и пересмотр жизненных ценностей.

В подростковом возрасте у ребенка ослаблен самоконтроль, а контроля над собой взрослых он уже не воспринимает. Это зачастую порождает возникновение многих вредных

привычек, приводит к попаданию в сложные и опасные ситуации в силу неспособности твердо отказать, а также в силу того, что у ребенка происходит самостоятельное определение того, что "хорошо", а что "плохо" взамен имеющихся ориентиров, данных ранее взрослыми.

Проблемы с самоконтролем зачастую сказываются и при подготовке к ЕГЭ. Школьник еще не способен самостоятельно структурировать свой день и свои обязанности так, чтобы успеть сделать все необходимое. Отсюда неверное распределение времени, невыполнение заданий по подготовке вовремя. В приоритете у подростка находится не учеба, а отсюда и время на нее выделяется недостаточно для качественной подготовки.

Также о необходимости успешной сдачи ЕГЭ подростку постоянно говорят учителя и родители, авторитет которых для подростка недостаточен, а самостоятельно самоопределиться в плане дальнейшей профессии и цели в жизни способны лишь единицы. Отсюда вытекает следующая проблема при подготовке к ЕГЭ, обусловленная особенностями подросткового возраста - отсутствие достаточной мотивации. В большинстве случаев подросток готовится сдавать ЕГЭ, так как это ему сказали делать, у него нет личного повода, мотива успешно сдать этот экзамен. Им не осознается важность единого экзамена и все возможности, которые открывает перед ним успешная сдача его. В школах недостаточно внимания уделено профессиональной ориентации молодежи, а потому многие выпускники поступают в то образовательное учреждение, которое считается престижным или которое выбирают для него родители - отсюда в дальнейшем проблемы с работой не по призванию, не по душе.

Недостаточная мотивация к подготовке у школьников имеет под собой основание в аргументах учителей и родителей, напирающих на необходимость хорошо учиться, показать хороший результат, но не приводящих конкретное доказательство того, что успешная сдача ЕГЭ нужна именно этому ребенку, принесет пользу именно ему. Поэтому ученик лично не заинтересован в процессе подготовки к ЕГЭ.

Еще одна особенность подросткового возраста - это юношеский максимализм, который можно иначе представить, как "либо да, либо нет". Иными словами, подросток очень категоричен, он не принимает средние значения какого-либо явления, он может воспринять только его полюса. Отсюда возникает следующая проблема: когда школьник привык к роли "тро-

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

74

ечника , когда видит, что другие успевают решить все быстрее, лучше, правильнее, когда не слышит слов приободрения, а видит, что его воспринимают как не способного на большее - он выбирает позицию "у меня ничего не получится, я хуже всех, я не справлюсь". И данный настрой создает психологический барьер для успешной подготовки.

Похожая, но обратная ситуация происходит, когда ученик имеет высшую оценку, когда его хвалят за малейшее достижение, не рассматривают возможность провала, завышают оценку незаслуженно. В данном случае ребенок становится слишком уверен в своем успехе на экзамене, а потому готовится небрежно, невнимательно.

Помимо особенностей подросткового периода, которые оказывают влияние на подготовку к ЕГЭ, стоит обратиться к тому, как приближающиеся экзамены влияют на психику ребенка, а конкретнее - на уровень его тревожности.

При практическом исследовании данного вопроса была установлена взаимосвязь междутревожностью и успешностью сдачи единого государственного экзамена: учащиеся выпускных классов с различными уровнями тревожности и успеваемости показывают различные результаты в выпускных экзаменах. Высокая и низкая тревожность выпускника зачастую приводит к снижению экзаменационной оценки по отношению к среднему результату школьников с таким же уровнем знаний.

Отсюда можно сделать вывод о том, что чем выше уровень тревожности, тем негативнее он влияет на общее состояние во время экзамена и на получаемый конечный результат. И напротив, чем ниже уровень тревожности, тем выше результат, оценка, получаемая в ходе экзамена. Иными словами, чем ближе общее состояние ученика к оптимальному уровню тревожности, тем выше уровень успешности результата сдачи экзамена.

Но если доказано влияние самого экзамена на тревожность, стоит ли выявленную закономерность переносить и на период подготовки к экзамену? Высокая тревожность оказывает негативное влияние на сознание, подросток не может сосредоточиться из-за навязчивых тревожных мыслей, что затрудняет восприятие информации, при этом низкий уровень тревожности приводит к равнодушию со стороны ученика, что также негативно сказывается на подготовке к экзамену по причине низкой заинтересованности в его эффективной сдаче.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокая и низкая тревожность - это негативные психологические факторы, влияющие на подготовку школьников к ЕГЭ, а гармоничный средний показатель уровня тревожности - позитивный фактор.

Также нами был проведен опрос двух 11 классов в количестве 25 и 24 человек. Опрос был составлен нами самостоятельно и содержал всего три вопроса:

1. Перечисли то, что тебе мешает готовиться к ЕГЭ дома.

2. Перечисли то, что тебе мешает готовиться к ЕГЭ на дополнительных подготовительных занятиях.

3. Готовиться к ЕГЭ - это трудно? Почему? В ходе обработки результатов было выявлено, что на подготовку к ЕГЭ влияет также психологическая обстановка в семье ученика, наличие проблем во взаимоотношениях с друзьями и возлюбленными, которые занимают все внимание, отсутствие бытовыхусловий для подготовки, постоянное напряжение и желание спать - эти факторы перечислили ученики в ответ на первый вопрос.

На второй вопрос были названы следующие факторы: негативные взаимоотношения с преподавателем, напряжение от разговоров учителей о приближении ЕГЭ и плохой подготовке учеников. Причины трудностей в подготовке (ответ опрашиваемых на третий вопрос) перекликаются и совпадают с уже названными нами выше факторами.

Таким образом, в ходе этого исследования были сделаны следующие выводы: среди психологических факторов, влияющих на подготовку школьников к ЕГЭ, можно выделить следующие: особенности подросткового возраста (ослабленный самоконтроль, недостаточная мотивация, юношеский максимализм), уровень тревожности, взаимоотношения с родителями и друзьями, психологическая обстановка и быто-выеусловия в доме, взаимоотношения сучите-лем.

Примечания:

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2004-300 с.

2. Волков Б.С. Психология подростка - М. : Практическая психология, 2015. - 328 с.

3. Груздева О.В., Вербианова О.М. Психология развития (Возрастная) : учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2011 - 184 с.

4. Еремина Л.Ю. Психологические аспекты подготовки учащихся 11-х классов общеобразовательных школ к сдаче итогового школьного экзамена в форме ЕГЭ // Объединенный научный журнал. -2007.-№14.

5. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология - М. : Академия. - 487 с.

6. Михеева М.В., Кусакина С.Н.Программа психологической подготовки к ЕГЭ - электронный ресурс: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psycholog¡st/4б-program/

906-the-psychological-pr (дата обращения: 23.10.2017)

7. Немов P.C. Психология - СПб.: Питер, 2014. - 290 с.

8. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями - М.: Генезис, 2009. - 184 с.

COMPETITIVENESS OF THE SUPPORT UNIVERSITY AND METHODS OF ITS EVALUA TION

Markaryan Julia Artemovna, PhD of Technical sciences, Associate Professor, Department of Economics, Don State Technical University, Rostov-on-Don

in the article, based on the analysis of processes occurring in higher education, in society and in science, the evaluation methodology (principles, criteria and indicators) of the competitiveness of the support university as a regional science-based educational organization was proposed.

Keywords: regionalism, dynamism, competitiveness, image; education; education system; higher education in the Russian Federation.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА УДК 378.014.15 И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ ВАК РФ 13.00.08

В статье, на основе анализа происходящих в высшем образовании, в обществе © Маркарьян Ю.А., 2017 и науке процессов, предложена методика оценки (принципы, критерии и показатели) конкурентоспособности опорного университета как региональной наукоемкой образовательной организации.

Ключевые слова: регионализм; динамизм; конкурентоспособность; имидж.; образование; образовательные системы; высшее образование в Российской Федерации.

На фоне модернизационных процессов, происходящих в обществе и экономике, как никогда актуальны исследования теоретико-методологических оснований и механизмов управления развитием вузов инновационного типа - опорных университетов - региональных наукоемких образовательных организаций. И, прежде всего, исследователей интересуют социокультурные технологии управления и развития названных образовательных систем, которые связаны с поиском научных подходов к определению их имиджа и конкурентоспособности.

Анализ научно-педагогической литературы [2,5; 5,74; 6,25], рефлексия собственного научно-педагогического и управленческого опыта организации образовательного процесса в региональном вузе, коим является Донской государственный технический университет (ДГТУ), позволили выявить тот факт, что в науке до сих пор отсутствует единое мнение о феномене конкурентоспособности образовательной организации в целом, и оказываемых в данной организации образовательных, исследовательских и социо-культурных услугах. Недостаточно четко определены критерии и показатели оценки конкурентоспособности, слабо разработаны оценочные процедуры. Сложившаяся ситуация объясняется следующими причинами:

- высшее образование в Российской Федерации находится под контролем государства (в части определения ФГОС ВО, лицензирования, аккредитации, финансирования), и, как следствие, именно государство несет ответственность перед обществом за качество профессионального образования в стране и в регионе. Это явление получило название этатизма и определяется как политика активного участия государства в экономической жизни общества [4,83] или,

МАРКАРЬЯН Юлия Артемовна, кандидат технических наук, доцент, кафедра Экономики, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону у. тагкаг)ап@уап dex. г и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.