нический вариант развития гиперпластических процессов эндометрия, сопровождающийся нейроэндокринными расстройствами, которые сопутствуют или провоцируют развитие гиперпластических заболеваний эндометрия. В то же время у женщин, не подверженных токсическому воздействию экопатологических факторов, гиперпластические процессы эндометрия развиваются преимущественно без нейроэндокринных нарушений, а механизм развития, по-видимому, обусловлен изменениями рецепции непосредственно в слизистой тела матки. Подобное разделение гиперпластических процессов на патогенетические варианты позволяет дифференцировать подходы к терапии на доклиническом этапе у женщин, проживающих в условиях повышенной техногенной нагрузки, и проводить детоксикационные мероприятия, предупреждающие развитие патологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айламаэян Э.К., Беляева Т.В., Виноградова Е.Г. // Вестн. рос. ассоц. акуш. и гин. - 1996. - № 2. -С.13-16.
2. Бохман Я.В., Вишневский А.С. //Акуш. и гин. -
1983. - № 4. - С.34- 37.
3. Коренев И.П. Системный анализ функциональных проявлений защитных специфических и неспецифических функций организма - М.,1980.
4. Кох А.И., Родионченко А.А. Современные аспекты изучения гиперпластических процессов репродуктивной системы женщины. - М., 1987.
5. Серов В.Н., Кожин А.А. // Акуш. и гин. - 1988. -№ 8. - С. 12-14.
Поступила 01.11.01.
CLINICOPATHOGENETIC TYPES OF ENDOMETRIUM HYPERPLASTIC PROCESSES IN WOMEN LIVING IN DIFFERENT ECOLOGICAL CONDITIONS
L.Yu. Davidyan, R.A. Rodkina, A.Yu. Bogdasarov, D.V. Oleinikova
S u m m а г у
The effect of unfavourable ecological factors on pathogenesis of hyperplastic processes of endometry is studied. The concept of basic pathogenetic types of endometry pathology depending on technogenic stress and life conditions is formulated. Division of hyperplastic processes on pathogenetic types makes it possible to differentiate approaches to therapy at the preclinical stage in women living in conditions of increased technogenic stress and to perform detoxication measures preventing disease.
УДК 616. 12 - 008. 331.1 - 057. 874
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ У ПОДРОСТКОВ
О.С. Ковшова
Кафедра медицинской психологии и психотерапии (зав. - проф. Н.И. Мельченко) Самарского государственного медицинского университета
Проблема профилактики и лечения артериальной гипертонии у детей и подростков занимает приоритетное положение. Так, по данным отдела наследственных заболеваний НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ у 33—42% подростков регистрируется высокое артериальное давление (АД), у 17—25% лиц артериальная гипертензия приобретает прогрессирующее течение, то есть у каждого третьего ребенка с артериальной ги-пертензией в дальнейшем возможно формирование гипертонической болезни (ГБ) [3]. В качестве центрального звена психосоматических соотношений и ключевого механизма, связывающего соматические и психо-социальные процессы в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, рассматривается острое и хроническое эмоциональное перенапряжение [2, 4].
Целью настоящего исследования было выявление психологических факторов, ведущих к развитию артериальной гипертонии у подростков.
Объектом исследования были подростки (197 человек) в возрасте от 13 до 16 лет с эссенциальной артериальной гипертонией (АГ). Диагноз был верифицирован в условиях стационара и соответствовал по МКБ-10 шифру 110163-110-115 -гипертензивная болезнь сердца. В группе контроля было 100 здоровых подростков того же возраста.
В работе использовались беседа-интервью, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, тест Кеттелла, анализ семейного воспитания (АСВ), тип отношения к болезни (ТОБ) [1]. Статистическую обработку психологических и клинических параметров проводили с использованием унифицированного статистического пакета компьютерной об-
Типы реакции в ситуации фрустрации у подростков с АГ.
Примечание: 1 - внешне-обвинительное поведение ( ЫР>ЕЭ>0Э); 2— поведение с фиксацией на препятствии ( ЫР>00>Е0); 3 - самозащитное поведение ( Е0>00>ЫР); м -мальчики, д - девочки.
работки "Статистика-2000" с кластерным анализом-методом, позволяющим достоверно разграничить выявляемые признаки с минимальными высокодостоверными различиями между подгруппами (Р<0,001) и внутри каждой подгруппы ( кластере).
Интерпретация результатов теста Розенцвейга (описание фрустрационных реакций обследуемого) была проведена с помощью кластерного анализа с высокой достоверностью (Р<0,001). Основным критерием разделения был ведущий тип реакции. При его использовании выявлены три кластера фрустра-ционных реакций у подростков с АГ (см. рис.): необходимо-упорствующий с преобладанием внешнеобвинительного типа поведенческой реакции (ЫР>Е0>00), необходимо-упорствующий с фиксацией на препятствии - тип поведенческой реакции (ЫР>00>Е0), самозащитный тип поведенческой реакции
(Е0>ЫР>00).
Группа контроля была более однородной по типу эмоционального реагирования. В 84% случаев доминировал самозащитный тип поведенческой реак-
ции (Е0>ЫР>00), в связи с этим анализ контрольной группы был целесообразен по ведущему типу поведенческого реагирования.
У подростков с АГ были выявлены три ведущих кластера эмоционального реагирования. Для подростков с АГ 1-го кластера (ЫР>Е0>00) характерны преобладание необходимо-упорствующих реакций (ЫР) с повышением внешне-обвинительных реакций, высокий показатель ЕО за счет Е. Выявлено сочетание низкой социальной адаптации (ССИ), высоких показателей "чистой вины" и "чистой агрессии" с неконструктивным переживанием чувства вины,... "принятия на себя ответственности за решение проблемы." (1 = 6,0), а также повышение удельного веса экстрапуни-тивных реакций "... в форме агрессии или обвинения в сторону партнера по ситуации.." (Е=4,6), что служит доказательством низкой фрустрационной толерантности и дезадаптивного поведения 0> М' > Е), более нестабильного у мальчиков этого кластера.
Подросткам 2-го кластера (ЫР>00>Е0) с преобладанием необходимо-упорствующих реакций (ЫР), "с фиксацией на препятствии" свойственны также нарушение социальной адаптации и проявление низкой фрустрационной толерантности по сравнению с контрольной группой. Ведущий тип реагирования у них в ситуации фрустрации типа (М' > ¡> Е) -обвинение окружающих в сложившейся ситуации (Е), неконструктивное переживание чувства вины, высокий показатель "чистой вины" (I -I <0,4) и низкий уровень социальной адаптации (Р<0,05), повышенная требовательность к себе и низкая самооценка.
В группе подростков АГ 3-го кластера — "самозащитного поведения" — доминирующим является сочетание высоких значений ЕД, Е, высокой истинной и внешней агрессии, сниженной самостоятельности, низкой социальной адаптации (ССИ = 35%), что свидетельствует о более низкой фрустраци-онной толерантности у подростков самозащитного поведенческого реагирования (Е0>00> ЫР) по сравнению с контролем.
Таким образом, низкая социальная адаптация, дезадаптивное эмоциональное реагирование в ситуации фрустрации и низкая фрустрационная толерантность подростков с АГ свидетельствуют
Дискриминантный анализ значимых факторов у обследованных подростков (М т)
Группа девочек Показатели значимых факторов (Р<0,05)
с м 0
1-й кластер(МР>Е0>00) 4,1 0,7 4,4 0,6 5,7 0,6 6,1 0,5 4,9 0,9
2-й кластер (МР>00>Е0) 5,0 1,0 7,0 0,6* 4,7 0,8 6,0 1,0 7,3 0,8
3-й кластер (Е0>№>00) 5,8 0,5* 4,3 0,8* 6,5 0,6 4,8 0,6* 6,2 0,7* Контроль (Е0>00>МР) 5,6 0,4 4,6 0,4* 5,4 0,6* 5,4 0,5 4,8 0,3*
Группа мальчиков Показатели значимых факторов (Р<0,05)
в р с I ь А
1-й кластер(ЫР>Е0>00) 5,3 0,3
2-й кластер (МР>00>Е0) 3,5 0,3*
3-й кластер (Е0>№>00) 6,2 0,5* Контроль (Е0>№>00) 5,8 0,4*
5,1 0,5 3,7 0,5*
5.7 0,6
5.8 0,4
* Р<0,05.
о наличии у них эмоциональном нестабильности и внешнего пассивного стресса по сравнению со здоровыми.
Определение факторов психической дезадаптации личности проведено по кластерам путем дискриминантного анализа с выявлением статистически значимых характеристик по тесту Кеттелла (Р<0,05). У подростков с АГ по сравнению со здоровыми выявлены факторы психической дезадаптации в связи с заболеванием: при внешнеобвинитель-ном типе поведения (1-й кластер) - это низкие показатели фактора О, свидетельствующие о гипертимном реагировании, высокие значения фактора Р2 -интенсивная социальная активность, высокие значения фактора Р3 - высокий самоконтроль.
У подростков 2-го кластера - поведения "с фиксацией на препятствии" — факторами психической дезадаптации являются напряженность, беспокойство, склонность к раздражительности, фрустрированная напряженность (высокие значения фактора Р4, высокие значения фактора Н, которые выражаются в лидерстве и склонности к риску.
Подростки 3-го кластера - "самозащитного поведения" — имеют высокие значения фактора О, что проявляется гипотимным реагированием личности, склонностью к тревожности, с тенденцией к депрессии, аутоагрессии; низкие значения фактора Р2 в виде слабой социальной активности (см. табл).
В целом для всех подростков с АГ по сравнению со здоровыми характерно высокое чувство ответственности, добросовестности, активности и оптимизма. Им свойственно утверждение общечеловеческих принципов в ущерб лич-
4.8 0,6 5,1 0,6
5.9 0,7 5,0 0,4
4,3 0,8* 6,0 0,8*
7,2 0,4*
4,1 0,4*
4.3 0,7* 6,5 0,8* 7,1 0,8*
3.4 0,3*
6,0 0,5 5,8 0,6 5,8 0,4 5,8 0,5*
ным потребностям, беспечное поведение, высокие моральные принципы /С( + )/, активность, оптимизм /Р( + )/.
Анализ семейных отношений показал неблагополучие в указанной сфере. Отмечено преобладание потворствующей гиперпротекции у девочек 1-го кластера, эмоциональное отвержение у девочек 2-го кластера, повышенная моральная ответственность у мальчиков 2-го кластера, фобия утраты и доминирующая гиперпротекция у девочек и мальчиков 3-го кластера (Р<0,05).
Отмечается положительная корреляция между шкалами АСВ (Г + ,У+, 3+, С+) и фактором самоконтроля теста Кеттелла (Р3+), что указывает на влияние родительской гиперпротекции на формирование эмоциональной неустойчивости. Высокий самоконтроль (Р3+) по тесту Кеттелла находится в тесной взаимосвязи с доминирующей гиперпротекцией семейного воспитания /Г +
(г=0,56), У+ (г=0,58), 3+ (г=0,53), С+ (г=0,63)/, где Г+,У+,3+,С+ - факторы по тесту АСВ.
У подростков основной группы по сравнению со здоровыми (41%) удельный вес гармоничного типа отношения к болезни меньше (23%). Ведущими типами отношения к болезни у девочек являются эргопатический (27,3%), ано-зогнозический (22,7%), тревожный (18,2%), у мальчиков - доля эргопати-ческого (28,6%) и анозогнозического (25%) возрастает по сравнению с контролем (16,7%). У девочек появляются типы отношения к болезни с психической дезадаптацией: ипохондрический — 8,6%, тревожный — 18,2%, сензитив-
ный — 4,5% (Р<0,05).
С учетом анализа указанных факторов для подростков с АГ составлена программа когнитивно-бихевиориальной психотерапии. В ней выделены 3 этапа -подготовительный, основной и заключительный.
На 1-м подготовительном этапе проводится психодиагностика, создается мотивация в работе, которой способствуют ориентированность на пациента (эмпатия, понимание проблем пациента, взаимное представление о целях психотерапии, активное участие пациента в психотерапевтическом альянсе). Предоставление положительной обратной связи предусматривает принятие и понимание проблем подростка, стимуляцию личной ответственности за решение его проблемы. Работа направлена на создание уверенности в психотерапевтической поддержке в периоде трудностей пациента, договоренность о формах общения во время психотерапевтической работы. Проведение на этом этапе прогрессирующей мышечной релаксации и аутотренинга улучшает соматическое состояние подростка: уменьшает жалобы, улучшает общее состояние, снижает АД и частоту сердечных сокращений. Кроме того, ослабляется уровень тревожности, аффективной неустойчивости.
На 2-м (основном) этапе осуществляется формирование групп по двум направлениям: 1) тренинговая работа с подростками; 2) тренинговая работа с родителями. Тренинговая работа с подростками направлена на формирование устойчивой адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков и снятие аффективной напряженности, обучение навыкам неагрессивного поведения и закрепление психосоциальной адаптации. Параллельно проводится работа с родителями по адекватному пониманию проблем у подростка и рациональному осознанию своих проблем, у них формируется потребность в уменьшении чрезмерной опеки, беспокойства и требовательности к подросткам.
На 3-м заключительном этапе проводится работа в совместной подростково-родительской психотерапевтической группе, целью которой являются установление и нормализация отношений в семье, налаживание отношений со сверстниками и взрослыми, разви-
тие навыков адаптивного поведения. Завершается этот этап оценкой эффективности проведенной психотерапии.
ВЫВОДЫ
1. При артериальной гипертонии у подростков выявлены низкая социальная адаптация (GCR) и низкая фрустрацион-ная толерантность, высокое чувство вины, приводящие к дезадаптивныому поведению по сравнению со здоровыми подростками.
2. Факторами психической дезадаптации в связи с заболеванием являются высокий самоконтроль, решительность, лидерство, интенсивная социальная активность и вместе с тем беспокойство, склонность к раздражительности, фруст-рированная напряженность и самообвинение.
3. У подростков с АГ нарушено семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции, высокой моральной ответственности, что влияет на самооценку, эмоциональную стабильность и социальное взаимодействие.
4. Определяются негармоничные типы отношения к болезни - ипохондрический, тревожный, сензитивный, что свидетельствует о психической дезадаптации при этом заболевании у подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2000.
2. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.
3. Леонтьева И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков /Лекции для врачей. — М., 2000.
4. Оганов Р.Г., М асленникова Г .Я. / / Кардиология. — №6.— 2000.—С.4-7.
Поступила 22.10.01.
PSYCHOLOGIC RISK FACTORS OF
DEVELOPMENT OF ARTERIAL HYPERTENSION IN TEENAGERS
O.C. Kovshova
S u m m a г y
The psychologic factors leading to the development of arterial hypertension in teenagers are studied. Three principal clasters of emotional response are revealed. Low social adaptation, desadaptive emotional response in frustration situation and low frustration tolerance of teenagers with arterial hypertension show the presence of emotional instability and external passive stress comparing with healthy teenagers. The program of cognitive and behavioral psychotherapy is made taking into account the analysis performed for teenagers with arterial hypertension.