Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
И.А. Андреева*
Психологические факторы риска экстремистского поведения у подростков
Экстремизм определяется как специфическая форма поведения, которая выражается в приверженности насильственным способам поведения.
С точки зрения психологии, явление экстремизма в обществе порождено прежде всего психологическими проблемами. Экстремистский тип личности со специфическим мироощущением порождает экстремистское мышление, которое, в свою очередь, формирует конкретные модели насильственного поведения. Ухудшение общей ситуации в социуме, увеличение числа детей и подростков, попадающих в зону риска, остро ставят вопросы изменения стратегии и тактики социальной профилактики, психологической работы с подростками.
В настоящее время представляется серьезной проблема социализации подростков, особенно при отсутствии единой общественной идеологии.
За счет возрастных особенностей подросткового и юношеского возраста количество радикально настроенных лиц среди них всегда выше, чем среди остального населения. Это объясняется психологической спецификой данного возраста. Она проявляется прежде всего в следующих особенностях:
- кризисе идентичности;
- несформированность нравственных норм;
- гиперактивность;
- желание самоутвердиться;
- нечеткость социального статуса;
- высокая чувствительность к бесперспективности;
- гипертрофированное чувство несправедливости;
- отчуждение.
Кроме того, многих представителей данной возрастной категории характеризует отсутствие настоящего дела.
Для молодежи привлекательны:
- жертвенность;
- героика;
- романтика риска;
- статусная значимость деятельности;
* Доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД РФ, кандидат психологических наук, доцент.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
оР
- возможность показать себя;
- стремление доказать что-то себе и другим.
Сегодня одной из самых актуальных проблем является проблема преодоления влияния экстремистских идей на формирование молодежного сознания, поскольку психологи отмечают, что вероятность экстремистского поведения молодежи очень высока.
Очевидно, для разработки и осуществления превентивных мер необходимо четко знать, что представляет собой молодежный экстремизм и каковы его психологически предпосылки.
^ Основным фактором молодежного экстремизма является готовность применять насилие,
которая, в свою очередь, зависит от особенностей личности и от социально-психологических факторов риска. Готовность осуществлять насильственное поведение включает показатели различных видов агрессии, уровень одиночества, особенности ценностных ориентаций.
^ Сам же механизм экстремистского поведения представляет собой взаимодействие внешних
факторов объективной действительности (которые в дальнейшем мы будем называть факторами ^ риска) и внутренних психических процессов, состояний и особенностей личности.
5 В качестве предпосылок, определяющих возникновение и существование экстремизма, можно
^ назвать:
^ 1) индивидуальные (экстремистское поведение осуществляют люди с определенными
психологическими особенностями);
2) общие (социально-политическая ситуация в обществе), а именно:
- социальная неустроенность (снижение общего жизненного уровня населения, В прогрессирующая безработица). Здесь экстремизм проявляется как примитивная форма моральной
компенсации и адаптации людей к существующим условиям;
- обострение желания найти значимую статусную роль, реализовать представления о собственном «Я». Т.е. самоутверждение в структуре потребностей выходит на первое место, что и создает специфическую направленности личности - в условиях кризиса увеличивается расхождение между реально имеющимся и желаемым. Попытка приблизиться к желаемому также имеет
^ экстремистский выход.
^ Таким образом, среди факторов, приводящих к риску экстремистского поведения подростков,
^ принято выделять:
2 1) экономико-социальное неблагополучие;
2) общественные традиции, связанные с применением насилия;
^ 3) формирование СМИ экстремистской идеологии в общественном сознании;
^ 4) доступность и допустимость применения насилия в данной конкретной социальной группе;
^ 5) особенности семейной ситуации и взаимоотношений;
££ 6) личностные предпосылки, а именно:
^ - высокий уровень агрессивности;
- эмоциональная незрелость;
- низкий уровень самоконтроля;
^ - нарушения в сфере ценностных ориентаций;
- низкая фрустрационная толерантность;
^ - конфликтность.
Что касается экономико-социального неблагополучия, то особая проблема в современной бедной семье - это взаимоотношения по поводу вещевой и финансовой зависимости подростка. Подросток жаждет свободы и не может избавиться от финансовой зависимости. Последствия ^ печальны, они ведут к воровству, побегам из дома, попыткам самоубийства, групповым ограблениям. ^ Тема семьи и семейных взаимоотношений представляется не изученной в полной мере.
^ Устанавливается зависимость между неблагоприятными семейными условиями и формированием нарушений поведения у подростков. Выделяются факторы, влияющие на развитие личности, в т.ч. неблагоприятные воздействия, которые могут способствовать формированию девиантного поведения. X К их числу относятся:
- общий психологический климат семьи;
^ - влияние взаимоотношений ребенка с родителями;
В - взаимоотношения между родителями;
- семейные условия (социальное положение, материальный уровень семьи, уровень образования родителей).
Известно, что дети, воспитывающиеся без материнской любви, могут расти жестокими, мстительными, лишенными любви к людям. Отрицательно воздействующими на воспитание детей в семье являются:
- неблагополучная нравственная позиция родителей;
- неадекватная педагогическая позиция родителей;
- сужение объема обязанностей по воспитанию детей.
Установлена связь между родительскими наказаниями и агрессией у детей. Мальчики, чьи родители применяли суровые методы наказания, были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Отцы предпочитают физические наказания, но более снисходительны и терпимы к дочерям, а матери предпочитают непрямые и более психологические воздействия на сыновей и дочерей, хотя сыновьям разрешают самим чаще проявлять агрессию.
Развиваясь в социально неблагополучной семье, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат нормам, принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде. Особенностью эмоционального реагирования 13-14-летних школьников является сравнительная легкость возникновения у них переживания эмоциональной напряженности, психологического стресса.
С другой стороны, в неблагополучной семье наблюдается неблагополучие по отношению к ребенку. Но дети все разные: одни более выносливые, другие - нет, одни ранимые, на все реагирующие, другие - приспосабливающиеся, и всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Процессы социализации включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в т.ч. и детей, в определении разрешенного и неразрешенного, в ценностные ориентации взрослых. У ребенка в асоциальной, пьющей семье свои игры. Дети играют в «гости», «свадьбы», «дни рождения» и таким образом усваивают нездоровые нормы поведения. Дети, у которых не сформирована игровая деятельность, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности - учебной. Ребенок должен чувствовать, что он меняется, взрослеет. Негативный образ себя и недостаток доверия к себе ведут к снижению успеваемости. Представление ребенка о себе создается под влиянием окружающих. Но дети -представители асоциальных семей - несут в себе неприемлемые для общества черты, а значит, отвергаются им. В результате и отрицательные эмоциональные состояния - чувство страха, тревоги
- преследуют таких детей чуть ли не от рождения.
Асоциальные дети более всего усваивают агрессивное поведение через непосредственный опыт и посредством наблюдения. Постоянно встречаясь в условиях своего быта с такими же детьми, общаясь с пьяными родителями, их друзьями, подростки учатся отвечать агрессией на агрессию, регулярно наблюдая дома и в коридорах общежития сцены насилия, драк, скандалов, ссор. Со слов самих же ребят, зачастую их родители поощряют агрессивное поведение, похваляясь перед собутыльниками своим отпрыском, тем, как он сумел дать сдачи, разбив своему другу нос, или завладел какой-либо чужой вещью, игрушкой.
Дети в асоциальных семьях, при неодобрении их поведения родителями, зачастую получают такое наказание, которое вызывает чувство озлобленности и мести, провоцируя последующие агрессивные действия.
Успешная социализация возможна лишь при условии наличия самого института семьи, обладающего атрибутами полноценной, стабильной, здоровой структуры. Невыполнение данных условий социализации ведет к тому, что социализирующая функция семьи реализуется не в полной мере, что, в свою очередь, ведет к росту деструктивных, девиантных явлений в обществе.
Родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями, присущ часто жесткоавторитарный стиль воспитания или отсутствие стиля, как это бывает в асоциальных семьях, где родитель или оба злоупотребляют алкоголем. Они стремятся по всякому поводу жестко избить ребенка, считая эффективным лишь один воспитательный прием - физическую расправу, либо наказывают ребенка, вымещая на нем свою злость, неудачи, разрешая в остальное время делать ему все что заблагорассудится. Но воспитание не подразумевает того, что ребенку разрешается делать то, что нравится. Если ребенок страдает от наказаний, и это не компенсируется любовью родителей, то он вынужден стать в оппозицию к ним, и у него уже не будет дальнейшего намерения подчиняться их требованиям, равно как и требованиям общества. Сопротивление будет главным элементом его поведения, а это приведет к конфликту с общественными требованиями. Обычно дети в таких условиях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать маленьких, слабых, беззащитных. Ученые подчеркивают, что «детей с проблемами» отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержки интеллектуального развития, неустойчивость внимания1. Эти дети, как правило, плохо читают, не умеют считать, не в состоянии сосредоточиться на чем-либо. Они не воспринимают требований школы, не выполняют их и, как следствие, не получают необходимого образования. Их состояние характеризуется как фрустрация (психическое состояние, сопровождаемое
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием), которое возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение наталкивается на труднопреодолимые преграды.
Неудовлетворенность в общении с родителями и ровесниками может стать причиной формирования негативных тенденций в поведении подростков вплоть до формирования девиантного, деликвентного, экстремистского поведения.
В асоциальных семьях ребенок редко может свободно выразить свои чувства, впечатления, жалобы, что крайне необходимо. Неприятные переживания повышают потребность в успокоении, и если этого не происходит, накапливаются обида, злость, враждебность. Невысказанные, не разряженные конструктивным путем враждебность и агрессия вызывают внутренний конфликт, формируя у ребенка в характере черты неудачника.
Если у ребенка неблагополучная ситуация в семье, это порождает у него поведенческие трудности в школе, что, в свою очередь, усиливает тревожность и нервозность, ведет к проблемам в общении со сверстниками. А поскольку школа всегда рада избавиться от нерадивого ученика, тревожный ребенок становится недоверчивым, раздражительным, агрессивным, замкнутым в себе. Но в подростковом возрасте, на этапе группирования со сверстниками, он найдет себе подходящую компанию. Уличный подросток адаптируется другим способом, сопровождая каждый свой шаг грубостью, нахальством, хулиганством. По данным исследований, проведенных социологами и юристами, 75% несовершеннолетних правонарушителей и 90% подростков, совершивших тяжкие насильственные преступления, - именно из асоциальной семьи2.
Сложнейшая стадия семейных отношений наступает в период, когда дети становятся подростками. Происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников, наблюдается тенденция ослабления эмоциональных контактов с родителями, важную роль для подростков начинают играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодежной субкультуры.
Свыше 90% подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции, были в психологической изоляции среди одноклассников. Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку, а таким способом может стать и правонарушение. Были исследованы различия в самовосприятии детей разной успеваемости и восприятии их отношений с окружающими. Выяснилось, что у неуспевающих школьников больше развито чувство неадекватности, что в целом они хуже относятся к окружающим - взрослым и сверстникам - и считают, что окружающие относятся к ним плохо3.
Девиантный паттерн поведения для них детерминирован не только социально, но и психологически, т.к. связан с реальным ощущением своего «Я», пусть негативной, но идентификацией.
Ребенок становится «трудным» в результате педагогической запущенности, когда нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Условия жизни могут привести подростка к тому, что он отключает или отрицает свои чувства. Он надевает маску и становится недосягаемым. Чтобы выжить, дети приспосабливаются и развивают систему защиты, которой является та же агрессия.
В 2003 г. М.Е. Демаховской на базе медико-социального пункта «Врачи мира», созданного в 1995 г. в рамках проекта помощи детям улицы и Медико-социального центра Красносельского района Санкт-Петербурга, было проведено исследование, посвященное выявлению связей между особенностями личности и факторами риска экстремистского поведения4.
В 2006 г. в рамках дипломного проекта Е.С. Молдавской, выполненного под нашим научным руководством на детях- беспризорниках города Пскова и посвященного исследованию социальнопсихологических факторов риска девиантного поведения подростков, были получены следующие эмпирические данные.
1. Подростки с насильственными формами поведения отличаются агрессивностью и чувством одиночества.
2. Уверенность в себе, свободу и творчество дети из «группы риска» оценивают выше, чем здоровье, любовь, счастливую семейную жизнь (выбор домашних подростков).
3. Подростки с экстремистской направленностью поведения отличаются большим количеством внутренних конфликтов в сфере ценностей.
4. Дети из «группы риска» демонстрируют высокую готовность применять насилие в ситуации фрустрации и агрессии извне.
5. На вопрос «Что заставляет вас применять насилие?» подростки из группы риска называют: гнев, обиду, раздражение, чувство собственного бессилия, самозащиту, страх, невозможность действовать иначе. Все это свидетельствует о недостаточном развитии социальных навыков, неумении и нежелании вступать в диалог, искать компромисс.
6. Агрессия оказалась связана прямо пропорционально с вероятностью экстремистского поведения, раздражение - с чувством одиночества. Чем выше готовность применять физическое
насилие, тем ниже способность поиска альтернатив и нервно-психическая устойчивость.
Очевидно, что для прекращения роста экстремистских настроений и проявления насилия в обществе необходимо устранить или свести к минимуму общественные и индивидуальные условия их зарождения и развития.
В вопросах профилактики экстремистского поведения подростков традиционно выделяют два основных направления:
- работа с социальной средой (выделение факторов риска и их нейтрализация);
- работа с личностью (коррекция отклоняющегося поведения, развитие толерантности к неблагоприятным социально-психологическим факторам).
При построении профилактической работы сотрудники правоохранительных органов могут воздействовать на факторы социально-психологического риска, приводящие к экстремистскому поведению. А это, в свою очередь, может повлиять на личностные особенности подростка.
В сложившихся условиях индивидуальная работа в данном направлении с каждым нуждающимся подростком чрезвычайно затруднительна, более целесообразно диагностировать неблагополучие не только отдельной личности, но и малой группы или коллектива в целом и работать с ними.
Таким образом, профилактика насильственного поведения из локально-индивидуальной работы с отдельными, как правило, уже совершившими правонарушение подростками превращается в системную превентивную работу с группами подростков на уровне социума.
1 См.: Профилактика насильственного поведения в подростковой среде // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Сборник материалов российско-фламандской научно-практической конференции. СПб., 2001.
2 См.: Исследование факторов риска, определяющих готовность подростков осуществлять насильственное поведение // Проблема-2000. Психолого-политическая культура Санкт-Петербургской молодежи: Сборник научных трудов молодых ученых кафедры политической психологии СПбГУ / Под ред. Т.В. Анисимовой. СПб., 2000. С. 46-55.
3 См.: Диагностика и коррекция сферы ценностей у детей, живущих на улице // Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Тезисы конференции / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб., 2000. С. 205-207.
4 См. там же.
Н.Ф. Гейжан*, Ю.Б. Степанова*
Проблемно-ориентированный подход в процессе совершенствования профессиональной подготовки практических психологов для правоохранительных органов
В статье рассмотрены особенности деятельности практических психологов в правоохранительных органах. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие психологи, с целью совершенствования их профессиональной подготовки в вузе МВД.
In this article the special features of the activity of practical psychologists in the law-enforcement agencies are examined. Problem that are encountered by the beginning psychologists for the purpose of the improvement of their professional preparation in the university of the Ministry of Internal Affairs are revealed.
Ключевые слова: проблемы, психолог, профессиональная деятельность, трудности, адаптация, совершенствование.
Современные изменения общественно-экономических отношений в Российской Федерации, строительство правового государства, острая потребность общества в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов выдвигает на одно из первых мест задачу кадрового обеспечения органов внутренних дел. Комплексный подход к формированию кадрового
be
гъ
съ
3
X
*
о?
е
^5
<\>
съ
о
X
S
сь
С
съ
с
съ
съ
S
* Доктор педагогических наук.
** Адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.