Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВЗВОДА ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВЗВОДА ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев Григорий Геннадьевич, Иванов Евгений Анатольевич, Хитрук Николай Андреевич, Щепелев Александр Александрович

В статье рассматривается возможность применения диагностических процедур с целью изучения особенностей функционирования нервной системы военнослужащих - штатных специалистов физической подготовки. Рассматриваются их характерологические особенности, личностный адаптационный потенциал, три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния индивида - самочувствие, активность, настроение. Эти данные позволяют выявить показатели психологического благополучия и дать прогноз на устойчивость психологического статуса данной категории военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриев Григорий Геннадьевич, Иванов Евгений Анатольевич, Хитрук Николай Андреевич, Щепелев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PROFESSIONAL SUCCESS OF MILITARY PERSONNEL OF THE PLATOON OF PHYSICAL TRAINING INSTRUCTORS

The article considers the possibility of using diagnostic procedures to study the features of the functioning of the nervous system of military personnel - full-time physical training specialists. Their characterological features, personal adaptive potential, three main components of the functional psycho-emotional state of the individual - well-being, activity, mood were considered. These data make it possible to identify indicators of psychological well-being and to predict the stability of the psychological status of this category of servicemen.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВЗВОДА ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов. - Минск // Психология зависимости / сост. К.В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2007. - С. 205-222.

4. Иванов М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности : монография / М.С. Иванов. - Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. - 114 с.

5. Семенова Ф.О. Дистанционные информационные технологии в образовательной среде как фактор развития информационной культуры студента / Ф. О. Семенова, Р. А. Ахмедханова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2022 года. - Москва : Парнас, 2022. - С. 287-298.

6. Сидорова, С.Н. Особенности влияния компьютерных игр на личность / С.Н. Сидорова, В.С. Ельчанинов, Н.К. Габдулхакова // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 294-296.

7. Шишкина К.И., Работа педагога-психолога с семьёй по предупреждению компьютерной зависимости у младших школьников / К.И. Шишкина, М.В. Жукова, К.А. Кошурникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 442-445.

REFERENCES

1. Bostanova, S.N. (2018), "Psychological support for the personality of a teenager with deviant behavior", Educational process in educational institutions: state, prospects of innovation, Materials of the International Scientific and Practical Conference, Cherkessk, February 15-16, 2018, pp. 121-125.

2. Gogoleva, A.V. (2003), Addictive behavior and its prevention, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow; "MODEK" Voronezh.

3. Ivanov, M.S. (2007), "Psychological aspects of the negative impact of gaming computer addiction on a person's personality", Addiction Psychology, Harvest, Minsk, pp. 205-222.

4. Ivanov, M. S. (2008), Psychology of personal self-realization in computer gaming activity, Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, Tomsk.

5. Semenova, F.O. and Akhmedkhanova, R.A. (2022), "Remote information technologies in the educational environment as a factor in the development of the student's information culture", Psychological and pedagogical problems of modern education: ways and means of their solution, Collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference, Derbent, February 27, 2022, Parnassus, Moscow, pp. 287-298.

6. Sidorova, S. N., Yelchaninov, V. S. and Gabdulkhakova N. K. (2014), "Features of the influence of computer games on personality", Young scientist, No. 7, pp.294-296.

7. Shishkina, K. I., Zhukova, M. V. and Koshurnikova, K. A. (2022), "The work of a teacher-psychologist with a family to prevent computer addiction in younger schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 442-445.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВЗВОДА ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ

Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор, начальник Научно-исследовательского центра, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Евгений Анатольевич Иванов, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Николай Андреевич Хитрук, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Черноморское высшее ордена Красной Звезды военно-морское училище имени П.С. Нахимова, Севастополь; Александр Александрович Щепелев, кандидат педагогических наук, Главное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения диагностических процедур с целью изучения особенностей функционирования нервной системы военнослужащих - штатных специалистов физической подготовки. Рассматриваются их характерологические особенности, личностный адаптационный потенциал, три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния индивида - самочувствие, активность, настроение. Эти данные позволяют выявить показатели психологического благополучия и дать прогноз на устойчивость психологического статуса данной категории военнослужащих.

Ключевые слова: свойства нервной системы, психоэмоциональное состояние, психологический статус, адаптационный потенциал.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p531-536

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PROFESSIONAL SUCCESS OF MILITARY PERSONNEL OF THE PLATOON OF PHYSICAL TRAINING INSTRUCTORS

Grigory Gennadievich Dmitriev, the doctor ofpedagogical sciences, professor, head of the Research Center, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Evgeny Anatolyevich Ivanov, the candidate of psychological sciences, docent, senior research associate, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Nikolai Andreevich Khitruk, the candidate of pedagogical sciences, head of department, Black Sea Higher Order of the Red Star Naval School named after P.S. Nakhimov, Sevastopol; Alexander Alexandrovich Shchepelev, the candidate ofpedagogical sciences, Main Directorate of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow

Abstract

The article considers the possibility of using diagnostic procedures to study the features of the functioning of the nervous system of military personnel - full-time physical training specialists. Their characterological features, personal adaptive potential, three main components of the functional psycho-emotional state of the individual - well-being, activity, mood were considered. These data make it possible to identify indicators of psychological well-being and to predict the stability of the psychological status of this category of servicemen.

Keywords: properties of the nervous system, psycho-emotional state, psychological status, adaptive potential.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках научно-исследовательской работы были проведены исследовательские мероприятия с военнослужащими взвода инструкторов по физической подготовке одной из войсковых частей МО с целью определения возможной коррекции психологического статуса военнослужащих подразделения. Психологический статус может рассматриваться как сложное системное целое, включающее в себя внутреннее благополучие человека и его отношения с социальной средой, определяемое, прежде всего, состоянием его нервной системы.

В ранее проведенных исследованиях обращалось внимание, что свойства нервной системы проявляются в задатках, способностях, потребностях, темпераменте, оказывают влияние на предрасположенность к конкретным психическим состояниям, переносимость различного рода нагрузок, и, как следствие, успешность осуществления деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Свойствами нервной системы, относительно которых многими авторами высказывается совпадающее мнение, являются:

- лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса на безусловно-рефлекторном уровне;

- динамичность - скорость образования условного рефлекса, определяемого скоростью реагирования на внешний раздражитель;

- сила - выносливость нервной системы при возбуждении или торможении в условиях воздействия интенсивного раздражителя;

- подвижность - быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный.

Для определения личностных характеристик и индивидуально-типологических особенностей нервной системы, психологического статуса военнослужащих применялись методика Айзенка, анкета САН, тест оценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина.

Анкета САН разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошниковым в 1973 г. и предназначена для экспресс-оценки самочувствия, активности и настроения. Авторы исходили из того, что перечисленные категории представляют собой три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния. Вместе с тем, шкалы САН имеют выраженный обобщенный характер, и факторный анализ позволяет выявить такие показатели психологического благополучия как «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «особенности мотивации».

Методика САН нашла широкое распространение при оценке психического состояния, психоэмоциональной реакции индивида на нагрузку.

Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека.

Активность - это, прежде всего, общая характеристика живых существ, источник поддержания и преобразования значимых связей с окружающей средой. Кроме того - одна из сфер динамики психических процессов, оказывающая влияние на интенсивность и объем взаимодействия человека с физической и социальной средой.

Настроение - сравнительно устойчивое состояние человека, которое может быть представлено, прежде всего, как эмоциональный фон, т.е. являться эмоциональной реакцией на значение последствий конкретных событий для субъекта в контексте общих жизненных планов и интересов. Настроение также может рассматриваться как четкое идентифицируемое состояние, например, скука, печаль, тоска, страх и другие.

Оптимальная нормы в диапазонах: самочувствие 6,0-6,2; активность 5,2-5,4; настроение 5,5-5,9 [Василевский А.И., Синицын В.С.,1979г.]. Важно учитывать также соотношение отдельных показателей. Например, значительное снижение настроения может указывать на наличие субдепрессивного состояния или, даже, депрессии.

Данные по всем испытуемым, полученные в ходе анкетирования, представлены в сводной таблице 4. Среднегрупповые показатели по представленной выборке находятся в рамках нормы. Тем не менее, в подразделении есть два военнослужащих с очень низким уровнем активности (респонденты в сводной таблице 4 под номерами 10, 11. Данные в статье не персонализируются по этическим соображениям). Кроме того, 2 военнослужащих с низким уровнем настроения (номера 2, 4).

Таблица 1 - Результаты оценки функционального психоэмоционального состояния военнослужащих взвода инструкторов по методике САН_

Показатель (фактор) Результаты; взвод инструкторов п=19; М±т

Самочувствие 6,2±0,06

Активность 5,5±0,18

Настроение 5,6±0,14

Для исследования психологических феноменов экстраверсии - интроверсии и нейротизма был использован личностный опросник Г. Айзенка.

Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интро-версия - направленность личности на ее внутренний мир. Нейротизм - понятие, которое проявляется в виде эмоциональной неустойчивости, напряженности, возбудимости. Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы.

Ему удалось установить различия между экстравертами и интровертами более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

Экстраверт труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего плохо переносит монотонность и т.п. В качестве примера типичных поведенческих проявлений экстраверта можно привести общительность, импульсивность, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, стремится к развлечениям, любит рисковать.

Интроверт, как правило, погружен в себя, тяжело устанавливает контакты с людьми, часто имеет проблемы с адаптацией к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, его действия продуманны и рациональны. Он старается строго контролировать свои чувства, обязателен.

Высокие оценки по шкале нейротизма у индивидов сигнализируют о нестабильности и неуравновешенности психических процессов. Низкие оценки констатируются у эмоционально-стабильных лиц, которые характеризуются спокойствием, уравновешенностью, уверенностью в себе. Сам А. Айзенк указывал, что экстраверты гораздо чаще, чем интроверты готовы принять участие в возбуждающей деятельности. Они получают удовольствие от покорения гор, прыжков с парашютом, различных спортивных состязаний, каких-то экстремальных видов деятельности.

Полученные среднегрупповые данные тестирования по методике А. Айзенка по шкале «нейротизм» (5,10±0,74) - соответствуют низкому уровню (таблица 2).

Результаты указывают на отсутствие признаков эмоциональной неустойчивости, склонности к тревожным состояниям, вегетативным расстройствам.

Таблица 2 - Результаты оценки индивидуально-типологических характеристик военнослужащих взвода инструкторов по методике Айзенка_

Показатель (фактор) Результаты; взвод инструкторов п=19; М±т

А(экстраверсия/интроверсия) 12,89±0,71

Н (нейротизм) 5,10±0,74

По бальным оценкам показатель экстраверсии составил (12,89±0,71) и, согласно референтным значениям, соответствует умеренной выраженности экстраверсии. Военнослужащих с интровертированным типом значительно меньше по выборке - 4 человека (таблица 4). Высокий уровень нейротизма отмечается у одного обследуемого. Этот показатель может говорить об актуальном состоянии у указанного военнослужащего как нестабильном, неуравновешенном, эмоционально неустойчивом.

Оценка уровня реактивной и личностной тревожности осуществлялась с использованием методики Спилбергера-Ханина. Экспериментально установлено, что в определенных условиях человек переживает более или менее сильное эмоциональное напряжение, которое проявляется как чувство ярко выраженной тревожности, т.е., по сути, ожидания возможной неприятности. Известно, что уровень тревожности тесно связан с уверенностью в себе, в своих знаниях. Высокий уровень тревожности снижает эффективность деятельности, а низкий уровень обычно проявляется в повышении результатов деятельности.

Очень высокая тревожность (>46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта и эмоциональными срывами. Иногда такие показатели могут указывать и на психосоматические заболевания. Очень низкая тревожность (<12) характеризует состояние личности как неактивное, возможно, депрессивное, с отсутствием должного уровня мотивации. Таким образом, под личностной тревожностью индивида понимается устойчивая индивидуальная характеристика, предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие.

В ходе проведения исследовательских мероприятий военнослужащих с высоким уровнем тревожности выявлено не было. Среднегрупповые показатели находятся в рам-

ках нормы.

Таблица 3 - Оценка уровня тревожности

Показатель (фактор) Результаты; взвод инструкторов n=19; M±m

Уровень тревожности 24,9±0,93

Полученные данные по всем 3 методикам представлены в сводной таблице 4. Показатели, не входящие в диапазон нормы выделены красным цветом.

Таблица 4 - Обобщенные диагностические данные по 3 методикам._

Респонденты Экстр./интр. В баллах Нейротизм В баллах Самочувствие Активность Настроение Уровень тревожности

1 Интроверсия 10 Высокий уровень 15 6,2 5,6 5,9 22

2 Экстраверсия 17 Средний уровень 5 6,4 6,1 4,1 21

3 Экстраверсия 16 Низкий уровень 4 6,3 5,7 6,1 23

4 Экстр./Интр. 11 Средний уровень 4 5,8 5,7 4,1 31

5 Экстраверсия 14 Низкий уровень 7 6,2 5,3 5,9 29

6 Интроверсия 10 Низкий уровень 4 6,4 5,9 5,7 23

7 Экстраверсия 14 Низкий уровень 4 6,1 5,4 5,7 23

8 Экстр./Интр. 11 Низкий уровень 2 6,2 6,1 5,5 24

9 Интроверсия 7 Низкий уровень 7 6,6 5,7 5,9 23

10 Интроверсия 7 Низкий уровень 7 6,1 3,1 5,8 38

11 Экстраверсия 15 Низкий уровень 4 5,8 3,7 5,9 25

12 Экстр./Интр. 13 Средний уровень 4 6,3 6,1 6,3 26

13 Экстраверсия 13 Низкий уровень 4 6,1 6,5 6,2 25

14 Экстр./Интр. 11 Средний уровень 8 6,2 5,9 6,1 21

15 Экстраверсия 17 Низкий уровень 3 6,8 5,1 5,7 23

16 Экстр./Интр. 12 Низкий уровень 0 6,2 5,4 5,8 23

17 Экстраверсия 16 Средний уровень 9 5,7 5,8 5,1 27

18 Экстраверсия 15 Низкий уровень 3 6,1 5,3 5,8 23

19 Экстраверсия 16 Низкий уровень 3 6,5 5,9 5,8 24

Ср.Значение M 12,89 5,1 6,2 5,5 5,6 24,9

Ср. ошибка м 0,71 0,74 ± 0,06 ± 0,18 ± 0,14 ± 0,93

Ст. откл.б 3,08 3,24 0,27 0,81 0,6 4,06

ВЫВОДЫ

1. Общее психофизиологическое состояние военнослужащих исследуемого подразделения находится на высоком уровне, что подтвердили индивидуальные беседы и наблюдения. Среднегрупповые значения по методикам, которые применялись в исследовании, позволяют прогнозировать успешность профессиональной деятельности указанного подразделения.

2. Учитывая специфичность контингента, физически здоровых, подготовленных военнослужащих, занимающихся профессионально физкультурно-спортивной деятельностью, можно предположить, что в целом высокие показатели их психофизиологического статуса и работоспособности отражают не только объективную картину, но и содержат в себе феномен социальной желательности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. -

351 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П.Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 411 с.

3. Психофизиологические методы оценки функционального состояния военнослужащих: учебное пособие / А.Г. Щуров, М.В. Туманов, В.О. Суворов, М.В. Скачков. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018. - 118 с.

REFERENCES

1. Burlachuk, L.F. (2012), Psychodiagnostics, Peter, St. Petersburg.

2. Ilyin, E.P. (2005), Psychophysiology of human states, Peter, St. Petersburg.

3. Shchurov A.G., Tumanov M.V., Skachkov M.V. and Suvorov V.O. (2018), Psychophysiological methods for assessing the functional state of military personnel, St. Petersburg.

Контактная информация: polkovnik_2003@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2022

УДК 159.9:796.41

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОК ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент, Гульшат Наи-левна Хафизова, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Ирина Константиновна Кучерова, старший преподаватель, Гульшат Равильевна Шамгуллина, старший преподаватель Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

Для психологического и психофизиологического тестирования использовался аппаратно-программный комплекс НС-ПсихоТест, позволяющий проводить исследования когнитивных функций (мышление, память, внимание), осуществлять оценку двигательного, слухового, зрительного анализаторов. Компьютерный комплекс «НС-Психотест» предназначен для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма здоровых, а также имеющих заболевания, по результатам выполнения тестовых заданий и на основе анализа параметров записанных электрофизиологических сигналов. Психологические свойства и функции организма гимнасток определялись с помощью теста-опросника Шмишека. Ситуативная и личностная тревожность определялась по шкале Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Психологическое состояние определялось при помощи опросника депрессивной симптоматики Бека.

Ключевые слова: спортсменки спортивной и художественной гимнастики, психофизиологические и психологические свойства, функции организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p536-542

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL PROPERTIES AND BODY FUNCTIONS OF GYMNASTS WHILE STUDYING AT THE SPORTS

UNIVERSITY

Tatyana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Gulshat Nailevna Hafizova, the candidate of medical sciences, research associate, Irina Konstantinov-na Kucherova, the senior teacher, Gulshat Ravilyevna Shamgullina, the senior teacher, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Abstract

For psychological and psychophysiological testing, the hardware and software complex NS-Psychotest was used, which allows conducting research on cognitive functions (thinking, memory, attention), evaluating motor, auditory, visual analyzers. The computer complex "NS-Psychotest" is designed for a comprehensive assessment of the psychophysiological and psychological properties and functions of the body of healthy people, as well as those with diseases, based on the results of test tasks and based on the analysis of the parameters of recorded electrophysiological signals. Psychological properties and body functions of gymnasts were determined using the Schmishek questionnaire test. Situational and personal anxiety was determined by the scale of C.D. Spielberger - Y.L. Khanin. The psychological state was determined using the questionnaire of Beck's depressive symptoms.

Keywords: athletes of sports and rhythmic gymnastics, psychophysiological and psychological properties, body functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.