Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / психологический фактор / профессионализм / деятельность / креативность / мотивация / competence / competence / psychological factor / professionalism / activity / creativity / motivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ф. А. Рафиев

В этой статье рассматриваются факторы, влияющие на формирование профессиональной компетентности студентов, представлена их развернутая характеристика. Акцентируется внимание на факторах влияющих на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ф. А. Рафиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the factors influencing the formation of professional competence of students, presents their detailed characteristics. It focuses on the factors influencing the success of students' education in higher educational institutions

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ф. А. Рафиев

старший преподаватель ДжГПУ

АННОТАЦИЯ

В этой статье рассматриваются факторы, влияющие на формирование профессиональной компетентности студентов, представлена их развернутая характеристика. Акцентируется внимание на факторах влияющих на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, психологический фактор, профессионализм, деятельность, креативность, мотивация.

ABSTRACT

This article examines the factors influencing the formation of professional competence of students, presents their detailed characteristics. It focuses on the factors influencing the success of students' education in higher educational institutions.

Keywords: competence, competence, psychological factor, professionalism, activity, creativity, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности студентов обусловлена тем, что очень часто выпускники, окончившие педагогические учебные заведения, неспособны к самостоятельной педагогической деятельности. Среди недостатков - ограниченные знания в области педагогического образования и ее методологии, недостаточная подготовка и педагогическая практика. Нередко встречается несамостоятельность молодого специалиста. Таким образом, возникает необходимость выделения факторов, влияющих на формирование профессиональной компетентности выпускника,

способствующих творческой самореализации личности студента.

Профессиональную компетентность ученые определяют как комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит от

November, 2022

449

необходимого для этого набора профессиональных компетенций.

Требования к профессиональной

компетентности представлены в виде так называемого профессионального профиля будущего специалиста, представляющего собой комплекс профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у студента по мере освоения им программ высшего профессионального образования. Компетенции призваны обеспечивать развитие личности в целом с упором на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и общественное развитие посредством овладения всеми

областями знания . Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов-педагогов можно представить как процесс формирования профессиональных компетенций в области педагогического образования, как творческую самореализацию личности студента в процессе профессиональной подготовки.

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И МЕТОДОЛОГИЯ

При этом как отмечает А.Д.Ишков ключевых психологических факторах, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности в вузе за счет роста уровня самоорганизации студентов и индивидуализации процесса обучения. Роль индивидуализации обучения заключается в том, что она обеспечивает учащимся наиболее благоприятные условия для овладения учебным материалом и собственного развития, так как помогает им найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебной деятельности. Кроме того, Братчикова Ю.В. в исследованиях выделяет две группы условий влияющих на успешность обучения. Это внешние и внутренние условия. К внутренним условиям относятся следующие: возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения. К внешним условиям она отнесля характер взаимоотношений, сложившихся с конкретным учителем; общий характер взаимоотношений, принятый в конкретной группе; отношение родителей или других референтных лиц к самому процессу. Компетенции призваны обеспечивать развитие личности в целом с

упором на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и общественное развитие посредством овладения всеми областями знания. Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов можно

представить как процесс формирования профессиональных

November, 2022

450

компетенций в

области педагогического образования, как компетентность самореализации личности студента в процессе профессиональной подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Следует отметить, что на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов, такие как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др.

Полученные результаты исследования по предметной и общей успеваемости доказывают, что студенты имеют выраженный интерес в получении знаний и развитии профессиональных компетенций. Они имеют способности и внутренние ресурсы в эффективном овладении предметным материалом и освоении выбранной профессии. Первокурсники стремятся набрать наибольший балл по дисциплине, тем самым занять более высокие общего зачета по рейтинговой системе. Им важно получение и достижение хороших и высоких оценок их учебной деятельности. Также освоение программного материала имеет определенные особенности в зависимости от дисциплины, возможностей добора баллов и проявления активности в разных заданиях на лекциях и практических заданиях.

ОБСУЖДЕНИЕ

Важнейшим фактором успешного обучения в вузе

является характер

November, 2022%

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Список факторов, влияющих на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях, рассмотренный в статье С.Д. Смирнова (2004): конституция (телосложение), темпераментальные особенности, общее интеллектуальное развитие, социальный интеллект, специальные способности, креативность (творческость), учебная мотивация, уровень самооценки, волевые качества, акцентуации характера, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности. И.Л. Соломин (2000) отмечает, что «успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, не только от степени выраженности черт личности, но и от содержания потребностей». Таким образом, анализ различных исследований, научных трудов в области психологии, показал актуальность данной проблематики и значимость ее решения. Опираясь на исследовательские работы ученых мы пришли к следующим выводам:

- на формирование профессиональной компетентности выпускника влияют различные факторы;

- ядро компонентов, влияющих на формирование профессиональной компетентности студентов образуют: педагогические способности, креативность, педагогическое творчество, творческая самореализация личности студента;

- в процессе творческого самовыражения, самореализации проявляются креативные способности человека;

- повышение мотивации к творческой самореализации у студентов в процессе профессиональной подготовки происходит при условии: - высокого качества преподавания;

- сотворчества педагога и студента;

-достижения двойной креативности (педагога -студента);

- активной самостоятельной деятельности;

November, 2022

-приобретения и накопления профессионального опыта.

Данные требования обусловлены анализом психологических факторов в развитии профессиональной компетенции студентов для успешной учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, проведенное эмпирическое исследование позволяет резюмировать, что в качестве факторов успешности в учебной деятельности студентов-первокурсников выступают интеллектуально-личностные особенности - общий уровень IQ и сформированность определенного психологического типа и Я-концепции (или самоотношение). Таким образом, важнейшим фактором успешного обучения в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленности на получение знаний, профессии и диплома.

REFERENCES

1. Шамаева Р. М. Факторы формирования профессиональной компетентности студентов. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 1 (37).

2. Ишков А.Д., монография. Учебная успешность студента:психологические факторы успешности. Издательство АСВ, 2004

3.Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.

4. Manzura, N. (2021). Sustainable Activity in the Teaching Profession and Its Foundations. Psychology and Education Journal, 58(2), 1339-1345.

5.Рафиев Ф.А. Значимость профессиональной мотивации как психологический фактор развития профессиональной компетенции студентов/ EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR) - Peer Reviewed Journal SJIF Impakt Faktor: 7,032 Nowember 2020 Journal

6. F. A. Rafiyev OLIY TA'LIM MUASSASINING O'QUV JARAYONIDA KASBIY KOMPETENSIYALARNI RIVOJLANTIRISHNING PSIXOLOGIK OMILLARI. Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021 ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

November, 2022

453

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.