Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорошенко В.А.

Изменения, происходящие в последние десятилетия в российском обществе, оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Этот процесс не только отражается на психологической атмосфере в обществе, но и обуславливает характер и динамику общественных отношений. В это время, когда возрастает уровень экстремизма, развивается культурная нетерпимость, и забываются культурные традиции, требуется понимание того, что же влияет на наше взаимодействие с другими людьми. Детерминантами, определяющими социальное поведение, являются ценностные ориентации личности, ее коммуникативные и организаторские склонности, уровень социального интеллекта.The changes taking place in recent decades in the Russian society, have an impact on all spheres of human activity. This process is not only reflected in the psychological atmosphere in society, but also determines the nature and dynamics of social relations. At this time, when the level of extremism grows, develops cultural intolerance, and cultural traditions are forgotten, requires an understanding of what affects our interactions with other people. Determinants of social behavior, is the value orientation of personality, its communication and organizational tendency, the level of social intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 316.61

Дорошенко В. А. студент 4 курса, группы П-2-13 научный руководитель: Король О.Ф., к.психол.н.

доцент кафедра психологии ГБОУ ВО РК «КИПУ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Аннотация. Изменения, происходящие в последние десятилетия в российском обществе, оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Этот процесс не только отражается на психологической атмосфере в обществе, но и обуславливает характер и динамику общественных отношений. В это время, когда возрастает уровень экстремизма, развивается культурная нетерпимость, и забываются культурные традиции, требуется понимание того, что же влияет на наше взаимодействие с другими людьми. Детерминантами, определяющими социальное поведение, являются ценностные ориентации личности, ее коммуникативные и организаторские склонности, уровень социального интеллекта.

Ключевые слова. Детерминанты, социальное поведение, межкультурное взаимодействие.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SOCIAL BEHAVIOR IN

CONTEMPORARY SOCIETY INTERCULTURALITY Annotation. The changes taking place in recent decades in the Russian society, have an impact on all spheres of human activity. This process is not only reflected in the psychological atmosphere in society, but also determines the nature and dynamics of social relations. At this time, when the level of extremism grows, develops cultural intolerance, and cultural traditions are forgotten, requires an understanding of what affects our interactions with other people. Determinants of social behavior, is the value orientation of personality, its communication and organizational tendency, the level of social intelligence.

Keywords. Determinants of social behavior, intercultural interaction. Постановка проблемы. Социальные, политические и культурные трансформации, происходящие в обществе, осложненные развитием культурной нетерпимости и различного рода экстремизмом, снижается интерес к национальным культурным традициям. Подобные трансформации настоятельно требуют внимания к проблемам социального поведения представителей различных социальных слоев и этнических общностей. Основное изложение материала.

Многочисленные исследования психологических аспектов межкультурного взаимодействия (Дж. Берри, Р. Брислин, Г. Триандис, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, Р. Редфилд и др.) свидетельствуют о том, что

содержание и результаты различных межкультурных контактов зависят от способности его участников достигать согласия.

Изучение основных характеристик межкультурного взаимодействия позволяет выделить факторы, детерминирующие социальное поведение:

- внутренние (психологические: ценностные ориентации, установки, система ценностных смыслов, мотивов, психологические особенности личности) и внешние (социальные: социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры и субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения); [1]

-позитивные (определяющие просоциальное поведение) и негативные (определяющие асоциальное, антисоциальное поведение); -общечеловеческие (традиция, язык, ритуалы и т.д.), -социально-психологические явления (этносы, классы, группы, социально-психологический климат и т.д.),

-социально-психологические феномены (стереотипы, вкусы, молва и

т.д.)

-личностные (позиция, статус, установка, социальные нормы и т.д.) [2]

Здесь отметим, что знания о межкультурном взаимодействии настолько специфичны для каждой культуры, что его изучение несомненно должно быть связано, на наш взгляд, с конкретными знаниями и подкреплены результатами исследований характеристик, свойственных определённому этносу, сквозь призму ценностей которого просматривается весь спектр межкультурного взаимодействия.

В связи с этим целью нашего исследования является выявление психологических особенностей детерминант социального поведения в межкультурном взаимодействии.

Исследование было проведено на выборке испытуемых, составленной из 80 человек, из них 22 мужчины и 58 женщин, возрастом от 23 до 60 лет. Испытуемые были разделены на три группы в соответствии с национальной принадлежностью. Группа 1 - русские, группа 2 - украинцы, и группа 3 -крымские татары.

В качестве диагностического инструментария использованы следующие методики: диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс.Р.Даймонд), методика '^-сортировка" (В.Стефансон), «Определение социальной креативности личности».

Анализ результатов эмпирического исследования. В проведенном пилотажном исследовании исходным являлось положение о том, что социальное поведение в современном обществе опосредовано его внутренними психологическими детерминантами и проявляется в межличностном взаимодействии субъектов.

В качестве психологических детерминант социального поведения рассматривались критерии, например, личностной зрелости, в их числе -чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость

реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем к стремление овладеть, справиться с ними, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта и прочее, т.е. те критерии, которые дают нам возможность определить стиль поведения личности в межкультурном взаимодействии.

По результатам теста «Диагностика социально-психологическая адаптация» нами было выявлено следующее: по шкале «адаптация» группа 1 набрала - 63 балла, группа 2 - 62 балла, а группа 3 - 61 балл, что является чрезвычайно низкими результатами, то есть ниже нормы.

По шкале «самопринятия» группа 1 - 65 баллов, группа 2 - 66 баллов, группа 3 -64 балла, что является чрезвычайно высокими результатами, то есть выше нормы.

По шкале «принятия других» группа 2 демонстрировала результаты ниже, чем у других групп, у группы 1 - 64 балла, у группы 2 - 62 балла, а у группы 3 - 65 баллов.

По шкале «эмоциональная комфортность» - 59, 60, 58 баллов соответственно, «интернальность» - 69, 69, 67, а также «стремление к доминированию» - 48, 49, 45 баллов результаты чрезвычайно высокие, то есть выше нормы. (Рис. 1)

80

60

40

20

V

lililí

é ? 4

л

ч<5

♦V

е«г

о

I Русские i Украинцы I Крымские татары

Рис. 1. Показатели социально-психологической респондентов.

адаптации

Резуьтаты исследования пометодике -сортировка" показали, что баллы по шкале «зависимость» у всех трёх групп превышают баллы по шкале «независимость», что показывает тенденцию к принятию групповых стандартов и ценностей. Баллы по шкале «общительность» превышают баллы по шкале «необщительность», что даёт предположение о наличии тенденции к контактности, стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. И баллы по шкале «принятие борьбы» ниже, чем по шкале «избегание борьбы», что свидетельствует о наличии

тенденции к стремлению уити от взаимодеиствия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах (Рис. 2).

| Русские )Украинцы ■ Крымские татары

Рис. 2. Основные тенденции поведения респондентов в реальных

группах.

Методика определение социальной креативности личности показала, что у группы 1 средние результаты - 126 баллов, что показывает уровень социальной креативности выше среднего, у группы 2 - 130 баллов, что определяет высокий уровень социальной креативности. И группа 3 - 122 балла, уровень выше среднего.

По результатам ^критерия Стьюдента достоверные различия между группами во всех трёх тестах отсутствуют (Рис. 3).

Рис. 3 Дискограмма показателей социальной креативности респондентов.

Вывод. Таким образом, психологическими особенностями детерминант являются: социально-психологическая адаптация, тенденции поведения, и социальная креативность. По данным пилотажного исследования можно сказать о том, что разница в степени выраженности этих особенностей у всех групп респондентов отсутствует.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает изучение психологических особенностей, определивших низкую значимость такой ценности, как «традиция», для представителей различных этносов; влияние роли этнического фактора на формирование ценностей, значимых для профессиональной деятельности; динамику проявлений детерминант социального поведения студентов.

Использованные источники:

1. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Учеб. пособие. / Р.М.Шамионов. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -186 с.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.

3. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 375 1. е.: ил. - (Психологический практикум)

4. Методика "Q -сортировка" (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.65-69.

5. Методика «Определение социальной креативности личности» / А.В. Батаршев // Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - С.137-138.

УДК 159.922 - 055.76

Думенко Е.А. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет научный руководитель: Ушакова В. Р., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии Россия, г. Симферополь РОЛЬ ОТЦА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

Аннотация:

Статья посвящена обзору на влияние роли отцовской фигуры на становление полоролевой идентичности у девочек-подростков. В данной статье представлен анализ результатов эмпирического исследования, целью которого, было выявить формирование психологического пола у школьниц подросткового возраста.

Ключевые слова: подростковый возраст, полоролевая идентичность, Я-образ, гендер, феминность, маскулинность, андрогинность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.