Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Дарья Геннадьевна

Данная научная статья посвящена проблеме поиска психологических детерминант профессионального развития личности студента на этапе профессионального обучения. Особое внимание автор уделяет процессу развития профессионального самосознания, обосновывает его решающую роль в формировании личности будущего специалиста, ведь именно этот процесс определяет формирование индивидуального стиля деятельности человека, развитие профессионального творчества и прогрессивных взглядов, социальной гибкости, способности к профессиональной адаптации и саморазвитию, формирование интересов, ценностей, мотивов, размышлений. Подчеркивается актуальность проблемы структурирования профессионального сознания, определения его места и значения в механизме профессионального развития личности. Установлены другие факторы профессионального развития личности - профессионально-личностные качества и профессиональная компетентность, и обоснована их взаимозависимость. На основе научного анализа структуры профессионального сознания и составляющих его компонентов - определены когнитивный, рефлексивный, аксиологический, мотивационный, аффективный блоки, соответствующие им направления развития профессионального сознания и их показатели: осознание профессиональной действительности; становление профессиональным «Я»; осознанная оценка себя как специалиста; осознание профессиональных ценностей; определение осознанных профессиональных мотивов; осознанное переживание профессиональных эмоций; сознательное избегание профессионального стресса и выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

This scientific article is devoted to the problems of psychological examination, which determine the professional development of the personality of a student engaged in vocational training. The author pays special attention to the development of professional self-awareness, justifies its decisive role in the development of the personality of a future specialist, because it is this process of forming an individual style of human activity, the development of professional creativity and conscious views, social flexibility, the ability to adapt and self-development, the formation of interest, coverage, motives, reflections. The relevance of the problem of structuring professional consciousness, determining its place and significance in the mechanism of professional development of the individual is emphasized. Other factors of the professional development of the individual - professional and professional qualities and professional competence - have been established, and their interdependence has been substantiated. Based on scientific analysis of the structure of professional consciousness and its components - essential cognitive, reflective, axiological, motivational, affective blocks, the temporal direction of development of professional consciousness and their indicators: awareness of professional observations; becoming a professional "I"; conscious assessment of oneself as a specialist; awareness of professional presence; determination of conscious professional motives; conscious experience of professional emotions; the occurrence of avoidance of professional stress and burnout.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ»

Научная статья Original article УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

БШ

Комарова Дарья Геннадьевна, магистрант, Пятигорский государственный университет, Россия, г. Пятигорск

Komarova Daria Gennadievna, master student, Pyatigorsk State University, Russia, Pyatigorsk

Аннотация: Данная научная статья посвящена проблеме поиска психологических детерминант профессионального развития личности студента на этапе профессионального обучения. Особое внимание автор уделяет процессу развития профессионального самосознания, обосновывает его решающую роль в формировании личности будущего специалиста, ведь именно этот процесс определяет формирование индивидуального стиля деятельности человека, развитие профессионального творчества и прогрессивных взглядов, социальной гибкости, способности к профессиональной адаптации и саморазвитию, формирование интересов, ценностей, мотивов, размышлений. Подчеркивается актуальность проблемы структурирования профессионального сознания, определения его места и

значения в механизме профессионального развития личности. Установлены другие факторы профессионального развития личности - профессионально-личностные качества и профессиональная компетентность, и обоснована их взаимозависимость. На основе научного анализа структуры профессионального сознания и составляющих его компонентов - определены когнитивный, рефлексивный, аксиологический, мотивационный,

аффективный блоки, соответствующие им направления развития профессионального сознания и их показатели: осознание профессиональной действительности; становление профессиональным «Я»; осознанная оценка себя как специалиста; осознание профессиональных ценностей; определение осознанных профессиональных мотивов; осознанное переживание профессиональных эмоций; сознательное избегание профессионального стресса и выгорания.

Annotation: This scientific article is devoted to the problems of psychological examination, which determine the professional development of the personality of a student engaged in vocational training. The author pays special attention to the development of professional self-awareness, justifies its decisive role in the development of the personality of a future specialist, because it is this process of forming an individual style of human activity, the development of professional creativity and conscious views, social flexibility, the ability to adapt and self-development, the formation of interest, coverage, motives, reflections. The relevance of the problem of structuring professional consciousness, determining its place and significance in the mechanism of professional development of the individual is emphasized. Other factors of the professional development of the individual - professional and professional qualities and professional competence -have been established, and their interdependence has been substantiated. Based on scientific analysis of the structure of professional consciousness and its components - essential cognitive, reflective, axiological, motivational, affective blocks, the temporal direction of development of professional consciousness and their

indicators: awareness of professional observations; becoming a professional "I"; conscious assessment of oneself as a specialist; awareness of professional presence; determination of conscious professional motives; conscious experience of professional emotions; the occurrence of avoidance of professional stress and burnout.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; профессиональное самосознание; профессиональное развитие; детерминанты профессионального развития.

Key words: professional training; professional identity; professional development; determinants of professional development.

Введение. Постановка научной проблемы и ее значение

На современном этапе развития общества профессиональная подготовка будущих специалистов ориентирована, прежде всего, на развитие творческого потенциала личности специалиста, умение находить решения в нестандартных ситуациях, коммуникабельность и в целом взаимодействовать с людьми с позиций уважения и толерантности. В области современной психологии на первый план выходит проблема становления профессионального самосознания специалиста, ведь именно этот процесс определяет формирование индивидуального стиля деятельности человека, развитие профессионального творчества и прогрессивных взглядов, формирование интересов, ценностей, мотивов. Важно выявить психологические детерминанты и направления развития профессионального самосознания, определить его место и значение в профессиональном развитии личности. Период получения профессионального образования рассматривается исследователями, как важнейший этап профессионального самосознания. На этом этапе происходит не только общеобразовательная и профессиональная подготовка, но и развивается представление о себе как о специалисте, формируется готовность к самостоятельной профессиональной деятельности.

Изучение этих детерминант обретает актуальность, т.к. понимание факторов и условий, необходимых для успешного профессионального самосознания студентов, позволит найти средства качественной диагностики и коррекции профессионального самосознания, что в свою очередь может помочь в становлении личности профессионала.

Анализ последних исследований по этому вопросу

Актуальность проблемы становления профессионального самосознания специалиста определяется по результатам исследований Климова Е. А., Пантелеева С.Р, Роджерса К. Р., Столина В. В., в которых утверждается, что профессиональное сознание начинается в процессе профессионального выбора и, развиваясь, становится мощным фактором и регулятором процесса профессионального становления личности как специалиста. За рубежом попытки изучения особенностей и значения становления профессионального самосознания встречаются в трудах современных психологов Blustein, D. L., Eccles, R. G & Krzus, M. P., Gottfredson, L. S., Hamilton, E., Spencer, H., в которых осуществление профессионального выбора связано, прежде всего, с самосознанием личности, ее собственным отношением к той или иной профессии, профессиональной позиции, самоопределением карьерных перспектив. Проблемам развития профессионального сознания в процессе подготовки к профессии посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых, в том числе Кокун А.М., Рукавишникова Н. Г., Шевченко Н. Ф., Zhou, T., Chen, J. & Luo, L. и другие.

Несмотря на большое количество научных достижений, до сих пор нет четкого определения направлений и места категории развития профессионального самосознания специалиста в системе профессионального развития личности.

Формулировка целей и задач статьи

Задачи научной статьи: определение психологических детерминант развития самосознания студентов, разработка модели профессионального

развития личности на основе аналитического обзора психологической литературы; определение направлений и места профессионального сознания в системе профессионального развития личности.

Представление основного материала и обоснование результатов исследования

Проблема определения структуры и компонентов профессионального сознания личности на этапе профессионального обучения привлекала многих ученых, как психологов, так и педагогов. Давайте посмотрим на некоторые из этих достижений. Семенова Е. А. рассматривала профессиональное сознание студентов в трех аспектах: особенности понимания специалистом профессиональной действительности, определение своего места в ней; отношения с другими субъектами профессиональной деятельности; конкретные профессиональные действия, обеспечивающие регуляцию поведения и деятельности в рамках профессиональных норм. Результаты исследовательского эксперимента, проведенного ученым, показали, что внедрение программы обучения, направленной на улучшение показателей качества по каждому выявленному компоненту, дает высокие результаты и позволяет оптимизировать процессы формирования представлений о профессии, регулирования профессиональных отношений, повышение качества профессиональных действий. Более широкое структурирование профессионального сознания студентов, включающее шесть компонентов, дал Pham, ^ N осознание профессиональной морали, которое должно быть включено в любую профессию; умение выбирать средства и способы осуществления деятельности в соответствии с нормами общества; осознание субъекта профессиональной деятельности: осознание ответственности, целей, средств, условий выполнения, результата; формирование индивидуального стиля деятельности; осознание профессионально важных качеств; осознание и оценка профессиональных отношений; осознание собственного развития во

временной связи: Осознание связи между прошлым, настоящим и будущим[18, с. 6].

Следует предположить, что компонент осознания профессиональной нравственности и умения находить пути ее совершенствования можно объединить в один компонент и рассматривать как нравственный аспект профессиональной деятельности.

Исследовательская деятельность ученого Рукавишниковой Н. Г. направлена на определение динамики отдельных смыслов концепции профессионального пространства, раскрывающие процесс становления образа будущей профессии.

Ею было проведено исследование со студентами-преподавателями. По результатам исследования развития динамики профессионального сознания определено, что в первые три года профессиональной подготовки у большинства педагогов утрачивается личностный смысл профессиональной подготовки, что проявляется в неудовлетворенности выбором специальности подготовки, желание прервать профессиональный путь. Ученый нашла такие объяснения этому явлению, как незнание специфики профессии и отсутствие должной мотивации. По мнению Рукавишниковой Н. Г., стойкое положительное отношение к себе как субъекту педагогической деятельности было критерием полноты профессионального самоопределения и показателем наличия личностного смысла [9, с. 53].

Осведомленность учителей о своей профессиональной роли исследовали и зарубежный психолог Чжоу. Ученые отмечают, что высокий показатель осознания профессиональной роли положительно влияет на качество педагогической деятельности, свидетельствует об инициативе к профессиональному развитию и саморазвитию, является внутренней психологической мотивацией [19, с. 866]

Проводя исследования профессиональной направленности студентов-психологов, Сыч В. С. отметил, что у студентов-первокурсников фактически

отсутствует видение мира; профессиональной деятельности. В подтверждение данной проблемы можно привести тревожные показатели, выявленные при эмпирическом исследовании процесса становления профессионалом Спиридоновой Е. А.: 40% людей меняют профессию в течение двух лет после окончания учебы; 80% населения не работает по профессии; 20% учителей сельских школ не имеют педагогического образования или находятся в процессе его получения; в городских школах постоянная нехватка квалифицированных кадров. В то же время Сыч В. С отметил, что все эти задачи должны решаться в процессе обучения в ходе психологических консультаций профессиональной направленности, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие профессионально важных качеств, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором будущей деятельности.

Интересны выводы Хомюк И.В., Петрук В.А., Хомюк В.В, отметившие, что среди способов формирования профессиональной направленности выделяют: разъяснение социальной значимости избранной специальности; убеждение учащихся в овладении профессией. Ученые подчеркивали, что развитие личности студента как будущего специалиста сопровождается «профессионализацией» психологических процессов и состояний, развитием профессиональной направленности и самостоятельности, общим социальным и духовным «взрослением» студента [11, с. 8].

В то же время, анализируя результаты исследования профессиональной направленности студентов-психологов, Иванцова Н. В. настаивала на том, что феномен профессиональной направленности студентов проявляется как в номинативных показателях их мотивационной сферы, так и в развитии профессионально важных качества и способности, в функционировании ценностно-смысловой сферы. [2, с. 122]

Нестерова Н. В. подчеркивала, что поступление в вуз не приводит к высокому уровню удовлетворенности профессии, а основная работа ложится

на преподавательский состав, который должен целенаправленно формировать профессиональную направленность студентов, особенно на первом и втором курсах [7, с 58].

Аналитический обзор подтверждает, что развитие профессионального сознания во многом определяет ход профессионального развития будущих специалистов. На основе видоизмененной структуры профессионального сознания личности определяются векторы его развития в соответствии с выделенными структурными блоками: когнитивным, рефлексивным, аксиологическим, мотивационным, аффективным. При этом следует отметить, что профессиональное становление специалиста определяется не только сформированностью его профессионального самосознания, но и, как это подтверждается в исследованиях Васиной Н. В, Бедерхановой В. П. и Бодалева А. А, Д. Марковой А. Э, и др., такие факторы, как развитие профессионально -личностных качеств и формирование профессиональной компетентности. В работе «Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты» Бодалевым А. А. и Васиной Н. В. представлена модель профессионального развития в процессе профессиональной подготовки.

Согласно этой модели, на профессиональное развитие студента влияют три основных фактора: развитие профессионального сознания, развитие профессиональной компетентности, развитие профессиональных качеств. В этом контексте векторы развития профессионального сознания определяются содержанием его структурных блоков: когнитивного, рефлексивного, аксиологического, мотивационного.

Учитывая научные достижения Эльконина Д. Б., Марковой А.Э. и других, когнитивный вектор развития предполагает, прежде всего, приобретение обучающимися профессиональных знаний, то есть таких, которые характеризуют конкретную профессиональную деятельность, необходимую для ее успешного осуществления. Знания могут принимать

форму профессиональных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактными и обобщенными отражениями действительности. Именно когнитивный вектор развития профессионального сознания обеспечивает интеграцию знания, их самосовершенствование, способность к проявлению творчества, умение анализировать профессиональную ситуацию, рефлексировать, мыслить критически и гибко.

Наряду с когнитивным вектором развития мы выделяем рефлексию, которая, согласно исследованиям Васиной Н. В, Бедерхановой В. П. и Бодалева А. А, Эльконина Д. Б., Рубинштейна С. Л. и др. предполагает формирование профессиональной Я-концепции и профессиональной самооценки в будущем. Таким образом, одним из условий профессионального роста является формирование у студента представления о себе как о будущем профессионале, а также представления о своих реальных возможностях, тех путях и средствах, которые смогут максимально приблизить его к профессиональному идеалу. Не менее важным элементом в структуре рефлексивного вектора развития профессионального сознания является профессиональная самооценка, которая должна выражаться в адекватной оценке своих профессиональных достижений, уровня компетентности. При этом профессиональная самооценка и профессиональная Я-концепция согласуются друг с другом, поскольку для определения «профессионального идеала» и «профессиональной реальности» необходимо обладать способностью адекватно оценивать себя и других.

Содержание мотивационного вектора развития профессионального сознания -формирование устойчивой профессиональной мотивации -определялось с учетом результатов научных достижений отечественных и зарубежных психологов Ильина И. В, Чумакова А.Н., Мазура И.И., Леонтьева Д. А., Маслоу А. Х. Многочисленные исследования показывают мощную роль профессиональной мотивации в профессиональном развитии специалистов и формировании конкурентоспособной профессиональной деятельности на

мировом рынке труда. Именно поэтому эти ученые настаивали на необходимости формировать устойчивую мотивацию на этапе профессионального обучения через профессиональную практику и открывать возможности положительного использования профессионального опыта.

Роль аффективного фактора в профессиональном становлении будущего специалиста не менее важна, чем остальных. Профессиональная подготовка студентов обязательно должна включать в себя формирование адекватных профессиональных эмоции и чувств и, что немаловажно, знаний методов предотвращения стресса и эмоционального выгорания. В содержании аффективного вектора эти задачи реализуются через формирование представлений о профессиональных эмоциях и эмоциональных состояниях, умение понимать и управлять своими эмоциями, понимать эмоции других, проектировать отношения с другими людьми.

Учитывая проанализированные исследования по данному вопросу, нельзя предполагать, что профессиональное развитие будущего специалиста ограничивается только процессом развития его профессионального сознания. Мощные факторы в реализации этого процесса находятся развитие профессиональных качеств и формирование профессиональной компетентности студента. При этом, все три выявленных фактора влияния взаимозависимы. Профессиональное сознание специалиста, безусловно, влияет на ход развития его профессиональных качеств и формирование компетентности. С другой стороны, характер формирования блоков профессионального сознания во многом определяется своеобразием профессиональных качеств специалиста и уровнем его профессиональной компетентности, которые, в свою очередь, зависят от качественного уровня каждого из них. разное.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Определение и обоснование детерминант профессионального развития личности позволило разработать соответствующую модель, определить в ней

место профессионального сознания и векторы его формирования: когнитивный, рефлексивный, аксиологический, мотивационный, аффективный. Полученные данные позволяют перейти к следующему этапу -изучению механизмов развития профессионального самосознания с целью разработки соответствующих эффективных программ обучения и оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования.

Использованные источники:

1. Васина Н. В., Бедерханова В. П., Бодалев А. А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

2. Иванцова, Н.Б. Психологические особенности развития профессиональной направленности личности // Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологи имени Г.С.Костюка НАПН Украины, часть 2, 2007. — С. 119-124.

3. Ильин И., Чумаков А.Н., Мазур И.И. Справочник глобальных исследований. Люди, Организации, Публикации // Brill Rodopi Leiden/Boston, 2017 — 720 с.

4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 74-77.

5. Кокун А.М. Психология профессионального становления современного специалиста: монография /А.М.Кокун. - К.:ГП "Информ.-аналит. агенство", 2012. — 200 с.

6. Леонтьев Д. А. Positive psychology in search for meaning: An introduction // The Journal of Positive Psychology, том 8, № 6, 2013 — С. 457-458.

7. Нестерова Н. Б. Профессиональная направленность студентов технического ВУЗа. // Экономика и природопользование, 2, 2014. — С. 54-62.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. (изд. 2-е, 1946 г.) Серия: Мастера психологии. Издательство: Питер, 2002 г.

9. Рукавишникова Н. Г. Профессиональное самосознание студентов педагогического колледжа // Ярославский педагогический вестник, 2003.

- С. 49-55.

10. Столин В. В. Наука и образование в новом измерении. Педагогика и психология, VII, (76), 187, 2019 февраль.

11. Хомюк И.В., Петрук В.А., Хомюк В.В. Факторы влияния на профессиональное самоопределение личности в условиях рыночной экономики. Педагогика безопасности, 1, 2017. — С. 6 -11.

12. Шевченко Н. Ф. Структурно-функциональная модель профессионального сознания практического психолога // Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. Психология, 15, 2005. С. 185-195.

13. Эльконин Д.Б. Психология дошкольников. // The MIT Press,1974.

14. Blustein, D. L. The psychology of working: A new perspective for career development, counseling, and public polic// Lawrence Elbraum Assoclates, 2006.

15. Eccles, R. G., & Krzus, M. P. The Integrated Reporting Movement: Meaning, Momentum, Motives, and Materiality.// John Wiley & Sons, 2014.

16. Gottfredson, L. S.. g theory: How recurring variation in human intelligence and the complexity of everyday tasks create social structure and the democratic dilemma. // In R. J. Sternberg (Ed.), The nature of human intelligence Cambridge University Press, 2018 — С. 130-151.

17. Hamilton, E. Home-Community / In D. Wyse, L. Hayward & J. Pandya (Eds.), The SAGE Handbook of Curriculum, Pedagogy and Assessment, 1st Edition, Sage UK, 2016. — 627 с.

18. Pham, T. N. The roles of teachers in implementing educational innovation: the case of implementing cooperative learning in Vietnam. Asian Social Science, 4(1), 2008. — C. 3-9.

19. Zhou, T., Chen, J., & Luo, L. The Relationship between Consciousness of Professional Role and Work Autonomy of Rural Teachers from Sichuan Province. Psychology, 4(11), 2013. - C. 864-869.

Used sources:

1. Vasina N. V., Bederkhanova V. P., Bodalev A. A. Cognition of a person by a person (age, gender, ethnic and professional aspects) - St. Petersburg: Rech, 2005. - 324 p.

2. Ivantsova, N.B. Psychological features of the development of the professional orientation of the individual // Actual problems of psychology. Collection of scientific works of the Institute of Psychology named after G.S. Kostyuk of the National Academy of Psychology of Ukraine, part 2, 2007. - P. 119-124.

3. Ilyin I., Chumakov A.N., Mazur I.I. Handbook of Global Studies. People, Organizations, Publications // Brill Rodopi Leiden/Boston, 2017 - 720 p.

4. Klimov E. A. Individual style of activity. Psychology of individual differences. Texts / Ed. Yu.B. Gippenreiter, V.Ya. Romanova. M.: Publishing House of Moscow State University, 1982. - S. 74-77.

5. Kokun A.M. Psychology of professional development of a modern specialist: monograph / A.M. Kokun. - K .: SE "Inform.-analytical agency", 2012. - 200 p.

6. Leontiev D. A. Positive psychology in search for meaning: An introduction // The Journal of Positive Psychology, vol. 8, no. 6, 2013 -- — pp. 457-458.

7. Nesterova N. B. Professional orientation of students of a technical university. // Economics and nature management, 2, 2014. — P. 54-62.

8. Rubinshtein, S.L. Fundamentals of General Psychology. (2nd ed., 1946) Series: Masters of Psychology. Publisher: Peter, 2002

9. Rukavishnikova N. G. Professional self-awareness of students of a pedagogical college // Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2003. - P. 49-55.

10. Stolin VV Science and education in a new dimension. Pedagogy and psychology, VII, (76), 187, 2019 February.

11. Khomyuk I.V., Petruk V.A., Khomyuk V.V. Factors of influence on the professional self-determination of the individual in a market economy. Safety Pedagogy, 1, 2017. — P. 6-11.

12. Shevchenko N. F. Structural and functional model of professional consciousness of a practical psychologist // Bulletin of the Kharkiv National Pedagogical University named after G. S. Skovoroda. Psychology, 15, 2005, pp. 185-195.

13. Elkonin D.B. Psychology of preschoolers. // The MIT Press, 1974.

14. Blustein, D. L. The psychology of working: A new perspective for career development, counseling, and public polic// Lawrence Elbraum Assoclates, 2006.

15. Eccles, R. G., & Krzus, M. P. The Integrated Reporting Movement: Meaning, Momentum, Motives, and Materiality. // John Wiley & Sons, 2014.

16. Gottfredson, L. S.. g theory: How recurring variation in human intelligence and the complexity of everyday tasks create social structure and the democratic dilemma. // In R. J. Sternberg (Ed.), The nature of human intelligence Cambridge University Press, 2018 - pp. 130-151.

17. Hamilton, E. Home-Community / In D. Wyse, L. Hayward & J. Pandya (Eds.), The SAGE Handbook of Curriculum, Pedagogy and Assessment, 1st Edition, Sage UK, 2016. — 627 pp.

18. Pham, T. N. The roles of teachers in implementing educational innovation: the case of implementing cooperative learning in Vietnam. Asian Social Science, 4(1), 2008, pp. 3-9.

19. Zhou, T., Chen, J., & Luo, L. The Relationship between Consciousness of Professional Role and Work Autonomy of Rural Teachers from Sichuan Province. Psychology, 4(11), 2013. - pp. 864-869.

© Комарова Д.Г., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2022.

Для цитирования: Комарова Д.Г., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №2/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.