Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамсутдинова Я.Р.

В данной статье представлено рассмотрение видов психологических барьеров в процессе изучения иностранного языка. Обозначены факторы возникновения данного явления, а также описаны возможные технологии преодоления психологических барьеров в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шамсутдинова Я.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

 Кол-во ответов Спокойное состояние Пониженный пульс Повышенный пульс

3 8 - -

Вопрос 9. 4 18 - 8

5 8 5 6

Итого 34 5 14

Кол-во ответов Спокойное состояние Пониженное Повышенное

3 8 - -

Вопрос 10. 4 24 - -

5 17 - 4

Итого 49 0 4

Кол-во ответов Спокойная Повышенная Пониженная

3 8 - -

Вопрос 11. 4 20 5 -

5 12 4 4

Итого 40 9 4

Кол-во ответов Обычное Повышенное Пониженное

3 6 3 -

Вопрос 12. 4 14 8 7

5 8 7 -

Итого 28 18 7

Список использованной литературы:

1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности. Учебник для вузов/ под ред. В.М. Астапова.- СПб.: Питер, 2001. 247 с.

2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний /Вопросы психологии, 1993. №1. С.104 - 113.

3. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена // Психологические исследования. М. 1985. № 4. С.112-119.

4. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991.

5. Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М..1999.

© Бунтов А.Е., Волобуев С.О., Бачурин О.М., 2022

УДК 159.9

Шамсутдинова Я.Р.

студентка 3 курса

Елабужский институт Казанского Федерального Университета

г. Елабуга, РФ

Научный руководитель: Шагивалеева Г.Р.

Канд. психол.наук, доцент Елабужский институт Казанского федерального университета

г. Елабуга, РФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье представлено рассмотрение видов психологических барьеров в процессе изучения иностранного языка. Обозначены факторы возникновения данного явления, а также описаны возможные

технологии преодоления психологических барьеров в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова

Психологический барьер, иностранный язык, процесс обучения, личностно-ориентированный подход,

учитель, ученик, учебная мотивация.

Изучение иностранных языков обуславливается многими психологическими факторами: гибкость, способность к обучению, эмоциональная устойчивость, а также способность психологически включиться в учебный процесс. Эффективность такого многостороннего процесса овладение иностранным языком напрямую связано с психологической готовностью обучающегося учить и использовать иностранный язык как на уроках, так и в жизненной ситуации, верить в свои способности, не бояться ошибаться, т.е. уметь преодолевать психологические барьеры. Процесс овладения иностранным языком напрямую зависит от психологического состояния ученика. К нему относят психологическую готовность к преодолению языковых барьеров.

Во многих источниках психологический барьер рассматривается как относительно устойчивое состояние, которое проявляется в пассивности индивида, подавляющее его активность и служащее препятствием успешного и эффективного достижения поставленных целей. Зарубежные ученые, изучая данное явление, выделяют следующие виды психологических барьеров: неуверенность в себе, страх новой лексики, внезапная речь, эмоциональное состояние ученика, страх неудачи, объем памяти.

Барьеры, возникающие в учебном процессе можно сгруппировать по причине их возникновения на психофизиологические, информационные, оценочные, внутрикультурные и семантические. Психофизиологический барьер возникает из-за нарушения контакта между учителем и учеником. Информационные барьеры характеризуются неправильно подобранными учебными программами и методами, несоответствием уровня учебных материалов. Оценочные барьеры обусловлены необъективной оценкой своей деятельности, негативным отношением преподавателя, влияющим на результат оценивания. Смысловые и межкультурные барьеры связаны с неумением вступать в коммуникацию на иностранном языке, нежеланием обучающегося учитывать культурные традиции, изучать языковые особенности других народов.

Показателем эффективной учебной деятельности является умение преодолевать препятствия. Для этого обучающиеся должны иметь достаточный уровень учебной мотивации и здоровую самооценку. Большинство лингвистов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных факторов, без которых даже самые одаренные люди не могут достичь своих целей. Мотивация человека, изучающего иностранный язык состоит из усилий и эмоций.

В целом технология преодоления психологических барьеров представляет собой систему приемов и средств, определяющих характер педагогического воздействия на психические сферы индивидуальности студента. Она содержит следующие этапы: диагностический (диагностика уровней сформированности сфер индивидуальности и языковых умений и навыков), целевой (цели преодоления барьеров), содержательный (система заданий, упражнений, мониторинг достигнутых результатов).

Избавиться от психологических барьеров возможно при создании ситуаций, приближенных к реальной жизни. Они мотивируют обучающихся к творческой активности и к самостоятельному поиску решений, учителю важно создавать комфортную психологическую атмосферу, при которой будут развиваться способности и внутренние возможности обучающихся. Связь с жизнью и эмоциональная окрашенность позволяют учащимся чувствовать себя в безопасности, что побуждает их к свободному выражению своего мнения на уроках иностранного языка. Использование игр, дискуссий, проблемных вопросов и ситуаций в процессе занятий вовлекает учащихся в учебный процесс.

В процессе преодоления психологических барьеров учитель должен применять личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход применяют для развития и поддержки

заинтересованности каждого обучающегося в изучении иностранных языков. Учитель должен выходить за рамки традиционной системы обучения, позволять обучающимся участвовать в коллективной творческой деятельности. В конечном итоге это позволит преодолеть замкнутость, повысит коммуникативные навыки, выведет на первый план понимание и способность использовать навыки, приобретенные в процессе изучения в повседневной жизни и создании мотивации для изучения иностранного языка.

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.

2. Барвенко О.Г. Психологические затруднения при изучении иностранного языка. /Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования. Материалы региональной научно-практической конференции: Ростов-на-Дону, 2000. С. 31-32.

3. Витлин Ж.Л. Проблемы обучения учащихся активному и пассивному владению языком //ИЯШ. 2003. №3. С. 7-12.

4. Гальперин П.Я. Заметки о психологических основах обучения речи на иностранном языке // Функциональный подход к обучению речи на иностранном языке. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1980. С. 18-21.

5. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. М: Академия, 2010. 192 с.

© Шамсутдинова Я.Р., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.