Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ГЕНЕТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА / ПСИХОАНАЛИЗ / ТЕОРИИ АНОМИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ / МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / МЕЗОМОРФНЫЙ ТИП / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родермель Т.А., Немцев А.В.

В статье представлены теоретические основы аномального поведения подростков. В настоящее время присутствует достаточно большое количество общих и частных концепций девиантности. Целью данной статьи является представление обзора самых популярных теорий девиаций. Задачи касаются биологических, психологических и социологических блоков, указывающих как на врожденные, так и на наследуемые свойства и раскрывающих сущность представляемой темы. Методологические аспекты направлены на изучение социальной ситуации, в которой проживает подросток - основного фактора формирования девиаций. В статье представлены элементы экспериментального исследования, проведенного на базе общеобразовательной школы. Констатируются результаты с обозначением «психологических мишеней», с которыми можно работать психологу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родермель Т.А., Немцев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF WORKING WITH ADOLESCENTS HAVING ABNORMAL BEHAVIOR

The article presents the theoretical background of abnormal behavior in adolescents. Nowadays, there is quite a large number of general and individual concepts of deviation. The purpose of this article is to provide an overview of the most popular theories of deviation. The tasks that are set in studying this subject-matter refer to biological, psychological and sociological aspects which signifies both inborn and inheritable qualities and provide insights into the issue under consideration. Methodological aspects are aimed at analyzing the social situation in which an adolescent lives and which is the main factor in formation of deviations.The article presents elements of the experimental study conducted on the basis of the secondary school. The results that reflect the targets for psychologists to work with are stated. Conclusions are made in the final part of the article.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.97

doi: 10.35266/2312-377Х-2023 -1-48-52

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Татьяна Алексеевна Родермель 1М, Алексей Викторович Немцев 2

1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия 1 tra960@mail.ruhttp://orchid.org/0000-0002-8837-8838

2alexey.nemtsev@yandex.ru, http://orchid.org/0000-0002-0121-3943

Аннотация. В статье представлены теоретические основы аномального поведения подростков. В настоящее время присутствует достаточно большое количество общих и частных концепций девиантности. Целью данной статьи является представление обзора самых популярных теорий девиаций. Задачи касаются биологических, психологических и социологических блоков, указывающих как на врожденные, так и на наследуемые свойства и раскрывающих сущность представляемой темы. Методологические аспекты направлены на изучение социальной ситуации, в которой проживает подросток - основного фактора формирования девиаций.

В статье представлены элементы экспериментального исследования, проведенного на базе общеобразовательной школы. Констатируются результаты с обозначением «психологических мишеней», с которыми можно работать психологу.

Ключевые слова: девиантное поведение, социальная ситуация, генетика, криминологическое изучение общества, психоанализ, теории аномии, эмоционально-волевой контроль, механизмы саморегуляции, мезоморфный тип, онтогенетическое образование Шифр специальности: 5.3.7. Возрастная психология.

Для цитирования: Родермель Т. А., Немцев А. В. Психологические аспекты в работе с подростками, имеющими аномальное поведение // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 1. С. 48-52. DOI 10.35266/2312-377Х-2023-1-48-52.

Original article

PSYCHOLOGICAL APSECTS OF WORKING WITH ADOLESCENTS HAVING ABNORMAL BEHAVIOR

Тatiana А. Rodermel1M, Аleksey V. Nemtsev 2

1 Surgut State University, Surgut, Russia

2 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

1 tra960@mail.ruhttp://orchid.org/0000-0002-8837-8838 2alexey.nemtsev@yandex.ru, http://orchid.org/0000-0002-0121-3943

Abstract. The article presents the theoretical background of abnormal behavior in adolescents. Nowadays, there is quite a large number of general and individual concepts of deviation. The purpose of this article is to provide an overview of the most popular theories of deviation. The tasks that are set in studying this subject-matter refer to biological, psychological and sociological aspects which signifies both inborn and inheritable qualities and provide insights into the issue under consideration. Methodological aspects are aimed at analyzing the social situation in which an adolescent lives and which is the main factor in formation of deviations.

The article presents elements of the experimental study conducted on the basis of the secondary school. The results that reflect the targets for psychologists to work with are stated. Conclusions are made in the final part of the article.

Keywords: deviant behavior, social situation, genetics, criminological study of society, psychoanalysis, anomie theories, emotional-volitional control, self-regulation mechanisms, mesomorphic type, ontoge-netic education

Code: 5.3.7. Developmental Psychology.

For citation: Rodermel T. A., Nemtsev A. V. Psychological Aspects of Working with Adolescents Having Abnormal Behavior // Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2023. No. 1. P. 48-52. DOI 10.35266/2312-377X-2023-1-48-52.

ВВЕДЕНИЕ

В работе делается акцент на теоретические основы, входящие в формирование девиаций в подростковом возрасте.

По данным Росстата (Федеральная служба государственной статистики), за последнее десятилетие количество правонарушений с участием детей и подростков уменьшилось более чем в два раза. При этом, если сравнить 2018 и 2017 гг., в России число подобных нарушений в поведении у несовершеннолетних, выявленное органами правопорядка, уменьшилось на 3,9 % [1]. По словам многих практиков и экспертов за это время произошло совершенствование профилактических и просветительских мер в данной области. Активная позиция государственной молодежной политики позволила снизить уровень преступности в подростковой среде. Одной из таких мер является развитие волонтерского движения в стране, однако деструктивное поведение подростков, также как и семейная деструкция, не перестают быть масштабными проблемами современного общества.

В статье мы обращаем внимание на влияние социальных институтов, а главное - института семьи, который определен как значимый в процессе становления ребенка как личности. К тому же мы предполагаем, что формирование аномалий в поведении подростков происходит за счет неблагополучных внешних условий, которые могут повлиять на человека, начиная с младенчества.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 г. на 1 178,7 тыс. браков пришлось 703,4 тыс. разводов. Такие цифры косвенно указывают на то, что первый, кто подвержен стрессу в сложившейся ситуации - ребенок, а создание положитель-

ного психологического климата в семье оказывает благотворное влияние на его безопасное развитие.

Поэтому некоторые из представленных данных эмпирического исследования и изученных теоретических аспектов позволяют увидеть возможности своевременной психологической коррекции в отношении подросткового возраста и девиаций поведения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проблема девиантного поведения широко рассматривается как в зарубежной литературе, так и в отечественных изданиях, где в настоящее время насчитывается огромное количество работ по данной теме.

Широкий диапазон российских исследований позволяет нам изучить весь спектр проблемы, связанной с отклоняющимся поведением в подростковой среде, с учетом разных теорий и условий жизни респондентов.

Попробуем рассмотреть несколько теорий, которые помогают увидеть представляемую проблематику с разного ракурса. Первая и значимая идея - это биологическая теория. В свое время у исследователей наблюдался интерес к изучению личности в рамках криминологического общества. Основные антропологические концепции зарубежных авторов изучались Х. Шелдоном, Э. Кречмером, Ч. Ломброзо. В современных концепциях мало кто поддерживает данное направление, но есть сторонники, которые отдают предпочтение именно ему.

Далее рассмотрим психологическое направление исследований девиаций. В этой области выдвигалось и изучалось большое количество психологических теорий и концептов, и в частности, психоанализ, разработанный З. Фрейдом и развитый в работах

психологов Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Адлер, К. Хорни и многих других.

Зарубежные авторы анализировали и другие аспекты, например, К. Хорни считала, что причиной изменения поведения у подростков является недостаток эмоционального контакта, теплого взаимоотношения матери с ребенком, особенно в первые годы жизни младенца.

Другой аспект изучает различные типы поведенческих действий. Его яркими представителями являются исследователи Б. Скин-нер [2], Е. Торндайк, Д. Уотсон. Их работы раскрывают обучающие возможности социума, который и помогает формировать поведение в подростковой среде. Научение человека, которым он владеет как опытом, помогает «якорить» многие способы взаимодействия. Например, в повседневной жизни агрессивное поведение может демонстрироваться в семье, школе, уличной компании [3].

Следующая теория - теория аномии. Автором данной теории является Э. Дюрк-гейм, который предполагает, что все люди представляют собой «бездну желаний» [4]. Как утверждает автор, контролировать, сдерживать эти желания, а также определять их направленность может только общество. Если же в обществе наблюдается отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам, это постепенно приводит к аномии, которая, как правило, возникает в стремительно меняющемся обществе, группах или общинах, подверженных различным негативным факторам [4].

Отечественные ученые также проявляли интерес к проблемам, связанным с трудностями в поведении подростков. Прежде всего это Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.

Вадим Петрович Кащенко, являясь одним из ведущих советских ученых, в тридцатых годах прошлого века разработал классификацию методов коррекции поведения. В своих трудах он объединяет их в две основные группы: педагогические и психотерапевтические [5].

А. Д. Гонеев [6] выделяет четыре группы методов, направленных на коррекцию де-виантного поведения. Ученый разъясняет, что сочетание коллективного, индивидуального, психологического и педагогического воздействия, а также применение разных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционной работе с подростками влияет на их изменения поведения в положительную сторону.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского [7], представляет собой комплекс условий, в которых предрасполагаются взаимодействия различных психотравмирующих факторов. На психику несовершеннолетнего оказывают важное влияние асоциальное поведение родителей, деструктивные взаимоотношения между ними, имеющиеся недостатки, унизительные с точки зрения подростка и окружающих, физическое и моральное насилие в отношении к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему.

Подводя итог вышесказанному, по утверждению ученых, поведение человека и характер воспитания рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности и, соответственно, всецело определяется той общественной средой, в которой ребенок растет и развивается [8].

Таким образом, с этой позиции феномен девиантного поведения рассматривается как результат влияния социальной среды. Именно в ней формируется фон поведенческого отклонения, играющий, как правило, активную роль.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе экспериментальной работы в качестве методов исследования использовались беседа и наблюдение. Применялись методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), «Аддик-тивная склонность» (Г. В. Лозовая), «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Коуфман), «Опросник агрессивности Басса - Дарки».

Авторами было проведено экспериментальное исследование на базе общеобразовательного учреждения (далее по тексту - ОУ) с целью выявления склонности к отклонению

в поведении и специфике деструкции семьи, а также семьи с нормальным развитием. В эмпирической части работы принимали участие пять семей, имеющих статус неблагополучных - в них были продиагностированы пятеро детей подросткового возраста.

Все несовершеннолетние состоят на внут-ришкольном учете у социального педагога, который осуществляет контроль за положением в семье. С ними проводится последовательная работа: посещение, контроль над посещаемостью и успеваемостью подростка в школе, оказание необходимой помощи, беседы, привлечение к участию в мероприятиях.

Рассмотрим социальную ситуацию в некоторых семьях. Для одной из них характерно наличие неблагоприятной обстановки, негативно влияющей на подростка. Попустительский тип воспитания в семье выражается в отсутствии внимания к поведению ребенка со стороны матери. Она начинает как-то реагировать на его поведение, только когда ее привлекают со стороны школы. А. имеет многочисленные пропуски без уважительных причин, в связи с этим у него плохая успеваемость по школьным предметам. Мать нигде официально не работает. Отчим А. работает в бюджетной сфере, но вынужден отдавать часть денег своей бывшей жене, т. к. у них имеется несовершеннолетняя совместная дочь. Как мать, так и отчим употребляют спиртные напитки, в связи с этим в квартире антисанитарные условия.

Во второй семье также неблагоприятная обстановка. Родители Г. разведены, но живут вместе, в связи с этим часто конфликтуют между собой. Все это происходит в присутствии сына. Г. часто прогуливает без каких-либо причин. Подросток замкнут, мало с кем поддерживает контакт в классе, в последнее время стал грубым, агрессивным, иногда выражается нецензурно. Ребенок предоставлен сам себе, чаще находится вне дома.

Проанализируем данные диагностических материалов, использованных в работе с подростками и их семьями. По результатам методики «Аддиктивная склонность» (автор -Г. В. Лозовая) были определены склонности к видам зависимостей [9].

В ходе диагностического обследования была выявлена склонность к зависимостям

у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У респондентов со склонностью к зависимости был выявлен высокий уровень данного показателя (68 %). Предполагаем, что на основании полученных данных мы можем говорить о возникновении различного рода аддикций у несовершеннолетних.

Методика, основанная на опроснике агрессивности Басса - Дарки, позволила определить уровень агрессивности у исследуемых. Полученные данные свидетельствуют о наличии у учащихся (более 60 % респондентов) среднего и высокого уровня агрессии и враждебности.

Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) выявил деструкции в семейных отношениях, выраженные в стилях воспитания. Проблемными зонами в родительском воспитании были попустительство, авторитарность и холодность в отношениях с детьми. Клиническая беседа подтвердила наличие сложностей, вызванных влиянием семейной структуры на деструкции в поведении внутри детско-родительских отношений.

Хотя в одной из семей мы увидели несколько нестандартную ситуацию. Подросток прогуливает уроки, стремится к правонарушениям, грубит и пр. При встрече с семьей выясняется, что среда проживания ребенка внешне благополучна: полная семья, хорошие отношения между родителями. Но мама в отношении с детьми «холодная», направлена на удовлетворение собственных потребностей, уделяет мало внимания ребенку. Фактором неблагополучия является отсутствие осознания ценности ребенка в семье. В обществе главным требованием к категории «полноценной» семьи, как ни странно, относится только присутствие обоих родителей в жизни и воспитании детей. Внутрисемейная ситуация даже не всегда рассматривается как возможный фактор «неблагополучия».

Выявленные показатели свидетельствуют о том, что тип воспитания ребенка в семье и внутрисемейная ситуация все-таки влияют на формирующиеся девиации у несовершеннолетних, будь это полная или же неполная семья. Наиболее распространенными в последнее время считаются такие виды аномалий, как педагогическая несостоятельность семьи и асоциальное поведение родителей,

отсутствие социальной активности подростков и высокий уровень их личной тревожности. Также мы выявили, что на развитие девиации в поведении несовершеннолетнего влияет установка семьи и формирование ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, из проанализированного материала можно сделать вывод, что семья, выступающая в качестве «психологической мишени», является одним из основных фак-

Список источников

1. Российская статистика преступности. URL: https://rusind.ru/statistika-prestupnosti-v-rossii-po-rosstatu.html (дата обращения: 21.01.2023 г.).

2. Slater, Lauren. Opening Skinner'sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. New York & Company, 2005. 288 с.

3. Родермель Т. А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты. М. : НИЦ МИСИ, 2019. 70 с.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М. : Мысль, 2014. 399 с.

5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков : кн. для учителя. 2-е изд. М. : Просвещение, 1994. 223 с.

6. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. и др. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М. : Академия, 2002. 272 с.

7. Выготский Л. С. Психология (основные труды). М. : ЭКСМО- Пресс, 2000. 1008 с.

8. Перебейносов В. Л., Юртаева Ю. О., Стародубец О. Д. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 310-311.

9. Лозовая Г. В. Признаки нефармакологических зависимостей // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 30-й науч. конф. СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 2003. 20 с.

Информация об авторах

Т. А. Родермель - кандидат философских наук, доцент.

А. В. Немцев - кандидат психологических наук, доцент.

торов процесса развития личности подростка. Для ребенка семья является микромоделью общества, в соответствии с которой он выстраивает свои отношения со сверстниками и остальными людьми. Именно в семье закладываются предпосылки формирования системы социальных установок и норм, социальных взглядов и направленности личности. Поэтому формирование личности - это вторая «психологическая мишень» в формировании мировоззрения подростка.

References

1. Rossiiskaia statistika prestupnosti. URL: https://rusind.ru/ statistika-prestupnosti-v-rossii-po-rosstatu.html (accessed: 21.01.2023). (In Russian).

2. Slater Lauren. Opening Skinner'sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. New York & Company, 2005. 288 p.

3. Rodermel T. A. Deviantnoe povedenie podrostkov: filosofskii i kliniko-psikhologicheskii aspekty. Moscow : NITs MISI, 2019. 70 p. (In Russian).

4. Diurkgeim E. Samoubiistvo: Sotsiologicheskii etiud. Moscow : Mysl, 2014. 399 p. (In Russian).

5. Kashchenko V. P. Pedagogicheskaia korrektsiia: Ispravlenie nedostatkov kharaktera u detei i podrostkov: Teacher's Book. 2nd edition. Moscow : Prosveshchenie, 1994. 223 p. (In Russian).

6. Goneev A. D., Lifintseva N. I., Yalpaeva N. V. et al. Osnovy korrektsionnoi pedagogiki: manual for graduate students / under the editorship of V. A. Slastenin. 2nd edition, revised. Moscow : Akademiia, 2002. 272 p. (In Russian).

7. Vygotskii L. S. Psikhologiia (osnovnye trudy). Moscow : EKSMO-Press, 2000. 1008 p. (In Russian).

8. Perebeinosov V. L., Yurtaeva Yu. O., Starodubets O. D. Vzaimosviaz deviantnogo povedeniia podrostkov i vospitaniia v neblagopriiatnoi semye // Young Scientist. 2019. No. 21 (259). P. 310-311. (In Russian).

9. Lozovaia G. V. Priznaki nefarmakologicheskikh zavisimostei // Psikhologicheskie osnovy pedagog-icheskoi deiatelnosti: Proceedings of the 30th Scientific Conference. Saint Petersburg : Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, 2003. 20 p. (In Russian).

Information about the authors

Тatiana А. Rodermel - Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor.

Аleksey V. Nemtsev - Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.