А. А. Емельянов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА КОЛЛЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Работа представлена кафедрой информатики. Научный руководитель - доктор технических наук, профессор В. В. Воробьёв
При разработке программного обеспечения в соответствии с ГОСТ Р ИСО/ МЭК 12207-99 жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦП ПО) первым этапом является анализ системных требований, заключающийся в обследовании, моделировании и анализе предметной области, подлежащей автоматизации. Анализ предметной области предназначен для выявления, классификации и формализации информации обо всех аспектах предметной области, влияющих на свойства конечного результата проекта.
Важнейшим элементом анализа является моделирование предметной области. В соответствии с методологией проектирования модель предметной области представляет собой совокупность диаграмм, выполненных в какой-либо нотации, структурированных спецификаций, описывающих элементы модели (процессы и структуры данных при использовании методов структурного подхода), а также перечень документов предметной области, являющихся
первоисточником информации, представленной в диаграммах и спецификациях.
На этапе обследования неотъемлемым элементом является взаимодействие с заказчиком, зачастую не представляющим себе процесса формализации предметной области, подлежащей автоматизации. Для повышения эффективности взаимодействия заказчика и постановщика задач необходимо учитывать психологические особенности постановщика и заказчика. Каждый индивид характеризуется определенным набором психофизиологических характеристик (психопрофилем), которые определяют его взаимодействие с окружающими.
Существуют автоматизированные тестовые методики(ММР1,16PF Кеттела, CPI и т. д.), определяющие характеристики (Доминантность-конформность, гибкость-ригидность, толерантность, экстра-интровер-сию, нейротизм, креативность, автономность, спонтанность, акцентуацию и др.),
ч
которые позволяют сократить время обследования. Качество обследования определя-
ется следующими свойствами компьютерных тестов:
1) адаптивность - возможность изменения тестовых воздействий на основе быстрого анализа ответов - которая в психометрической науке называется адаптивным тестированием, где программа адаптируется, приспосабливаясь к данному конкретному испытуемому;
2) косвенность, которая используется в стандартизованных проективных тестах, где в процессе подсчета учитываются тысячи потенциальных статистических связей между ответами и чертами людей, что позволяет строить верифицируемый психопрофиль испытуемого;
3) комплексный анализ, который позволяет учитывать иные критерии.
Выбор тестов определяется соответствием его свойств и свойств исследуемого объекта. В качестве критериев оценки можно использовать надежность, достоверность, репрезентативность и валидность. В научной литературе данные критерии определяются следующим образом.
Надежность - устойчивость тестовых показателей относительно случайных факторов.
Достоверность - устойчивость результатов теста по отношению к фальсификации, т. е. сознательным или неосознаваемым искажениям результатов со стороны испытуемого. К таким искажениям относится, например, склонность давать одобряемые в обществе ответы.
Репрезентативность - устойчивость конфигурации распределения баллов при переходе от выборки к популяции. Признаком является нормальное распределение (гауссова кривая) .
К основным признакам валидности следует относить адекватность и действенность теста, определяющие его доброкачественность, характеризующие точность измерения исследуемого свойства, а также насколько точно тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляющие его пробы адекватны иссле-
дуемой проблеме. С другой стороны, валид-ность рассматривается как один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов.
Для проверки эмпирической валиднос-ти компьютерных версий используются коэффициенты корреляции между показателями по отдельным шкалам бланковых методик, валидность которых уже доказана, и соответствующими значениями шкал компьютерных версий методик.
Величина коэффициента валидности считается приемлемой, если коэффициент статистически значим. При этом коэффициент валидности 0,2-0,3 считается низким; 0,3-0,5 - средним, свыше 0,6 - высоким.
Эмпирическая валидность рассчитывается для каждой шкалы отдельно и в целом по тесту путем корреляционного анализа бланковых и компьютерных версий методик с использованием коэффициентов Пирсона и Стьюдента.
В настоящее время разработка крупных проектов осуществляется исключительно коллективом разработчиков. Для эффективной работы коллектива необходимы средства управления и обучения, в которых бы учитывались особенности каждого разработчика, ибо каждый человек несет в себе индивидуальный набор характеристик (взаимодействия с другими индивидами в социальной среде, способ восприятия и обработки информации и др.)
Для оптимизации процесса организации разработчиков в группы, рационально использовать средства диагностики для идентификации типа личности, для построения модели взаимоотношений всех членов команды. Для формирования групп в зависимости от специализации программистов используются психопрофили, представленные ниже (выраженность психологических характеристик по шкале от 1 до 10) .
Психологические аспекты ускорения процесса коллективной разработки программного обеспечения
1) Кодер
Экстраверсия-Интроверсия 8..10
Гибкость-Ригидность 3..7
Независимость-Согласие 6..10
Импульсивность-Самоконтроль 8..10
Тревожность-Стабильность 8..10
Инертность-Обучаемость 7..10
Открытость-Замкнутость 6..10
Подозрительность-Доверчивость 1..5
Радикализм-Консерватизм 5..9
Самодостаточность-Социабельность 1.. 3
Доминантность-Конформность 1.. 7
Самоконтроль-Импульсивность 1.. 3
Креативность 5..10
Толерантность 1..10
Спонтанность 1.. 5
Акцентуация Шизоид, Эпилептоид
2) Тестер
Экстраверсия-Интроверсия 1.. 7
Гибкость-Ригидность 1..4
Независимость-Согласие 1.. 6
Импульсивность-Самоконтроль 7..10
Тревожность-Стабильность 8..10
Инертность-Обучаемость 7..10
Открытость-Замкнутость 5..10
Подозрительность-Доверчивость 3.. 7
Радикализм-Консерватизм 3.. 6
Самодостаточность-Социабельность 1.. 5
Доминантность-Конформность 4.. 8
Самоконтроль-Импульсивность 1.. 3
Креативность 8..10
Толерантность 7..10
Спонтанность 1.. 3
Акцентуация Шизоид, Эпилептоид
3) Постановщик задач
Экстраверсия-Интроверсия 1.. 3
Гибкость-Ригидность 1.. 3
Независимость-Согласие 3.. 8
Импульсивность-Самоконтроль 4..10
Тревожность-Стабильность 3.. 8
Инертность-Обучаемость 8..10
Открытость-Замкнутость 1.. 4
Подозрительность-Доверчивость 6.. 9
Радикализм-Консерватизм 6.. 8
Самодостаточность-Социабельность 4..10
Доминантность-Конформность 6..10
Самоконтроль-Импульсивность 2.. 8
Креативность 8..10
Толерантность 8..10
Спонтанность 6..10
Акцентуация Паранойд, Истероид, Гипертим
91
4) Руководитель проекта
Экстраверсия - Интроверсия 1 3
Гибкость-Ригидность 3..8
Независимость-Согласие 1 6
Импульсивность-Самоконтроль 7..10
Тревожность-Стабильность 8..10
Инертность-Обучаемость 8.10
Открытость-Замкнутость 1..3
Подозрительность-Доверчивость 1..3
Радикализм-Консерватизм 1..8
Самодостаточность-Социабельность 1..8
Доминантность-Конформность 1.. 7
Самоконтроль-Импульсивность 1..6
Креативность 6..10
Толерантность 8..10
Спонтанность 6..10
Акцентуация Параноид
5) Технический писатель
Экстраверсия - Интроверсия 8..10
Гибкость-Ригидность 7..10
Независимость-Согласие 8..1С
Импульсивность-Самоконтроль 8..10
Тревожность-Стабильность 8..10
Инертность-Обучаемость 5..10
Открытость-Замкнутость 3..7
Подозрительность-Доверчивость 1..3
Радикализм-Консерватизм 7..10
Самодостаточность-Социабельность 7.. 9
Доминантность-Конформность 6.. 9
Самоконтроль-Импульсивность 1.. 3
Креативность 1.. 5
Толерантность 6..10
Спонтанность 1.. 2
Акцентуация Шизоид, Эпилептоид
После определения характеристик каждого участника уточняются роли в коллективе, определяются протоколы взаимодействия между членами коллектива, формируются форматы взаимодействия с окружающим миром, включая заказчика.
Таким образом, в результате выявления психофизиологических профилей при тестировании решается задача ускорения процесса коллективной разработки программного обеспечения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
См.: Прокофьева Т. Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. М.:
Алмаз, 2005. 2
Подробнее о психопрофилях см.: Айзенк Г.-Ю. Структура личности. СПб.: Питер, 2000, Юнг К.-Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие; перераб. и доп. В. В. Зеленским; под общей ред. В. В. Зеленского. СПб.: Азбука, 2001.