Научная статья на тему 'Психологические аспекты суицидального поведения подростков'

Психологические аспекты суицидального поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
807
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОЗНАНИЕМ / SUICIDE BEHAVIOR / EMOTIONAL PROFILE / RESILIENCE / COPING-STRATEGIES / VIRTUAL TECHNIQUES OF CONSCIOUSNESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акопян Любовь Суреновна, Мишина Светлана Сергеевна

Проблема подросткового суицида в настоящее время вызывает большой общественный резонанс. Интернет-зависимость и стрессогенные факторы окружающего мира снижают устойчивость психики подростков и повышают риск развития суицидального поведения. Характерологические и эмоциональные особенности, а также фрустрированные возрастные потребности детерминируют возникновение у молодых людей 14-17 лет в состоянии кризиса мыслей о прекращении собственного существования. В последнее время все большее влияние на подростков, склонных к суициду, оказывают современные деструктивные технологии управления сознанием, распространившиеся в сети Интернет: группы смерти, кибербуллинг, W-суицид. В данной статье представлены результаты анализа взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладания с трудными жизненными обстоятельствами как возможных индикаторов антисуицидального поведения. Приводятся данные эмоционального профиля детей и подростков в различных ситуациях жизнедеятельности. Полученные в ходе исследования качественные и количественные показатели доказывают, что коэффициент жизнестойкости играет буферную, антисуицидальную роль в ситуации повышенного влияния эмоций на деятельность и поведение молодых людей в возрасте 14-17 лет и может служить основой для построения типологической модели превенции суицидального поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акопян Любовь Суреновна, Мишина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SUICIDAL BEHAVIOR AMONG TEENAGERS

Currently the problem of teenage suicide has caused a great public outcry. Internet addiction and stress-producing factors of the world around reduce stability of teenagers’ mentality and increase the risk of suicide behavior development. Characterological and emotional features as well as frustrated age requirements determine emergence of thoughts of termination of own existence among young people of 14-17 years in the crisis. Lately the increasing influence on the teenagers inclined to a suicide is produced by the modern destructive technologies of consciousness management which are spread on the Internet: groups of death, cyberbullying, W-suicide. The following article shows the results of a psychological research on interrelation of resilience and the coping-strategies of mastering difficult vital circumstances as possible indicators of anti-suicide behavior. The data of the emotional profile of children and adolescents in various life situations are presented. The qualitative and quantitative indicators obtained during the research prove that the coefficient of viability plays a buffer, anti-suicidal role in the situation of increased influence of emotions on the activity and behavior of young people aged 14-17 and can serve as a basis for constructing a typological model of prevention of suicidal behavior of adolescents.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты суицидального поведения подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Акопян Любовь Суреновна

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет,

443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, e-mail: akolubov@mail.ru

Мишина Светлана Сергеевна

аспирант кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет,

443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, e-mail: sobolka_87@mail.ru

Lyubov S. Akopian

Doctor of Psychology, Professor,

Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Samara State University of Social Sciences and Education, M. Gorky str., 65/67, Samara, Russia, 443099, e-mail: akolubov@mail.ru

Svetlana S. Mishina

postgraduate of the Department of Pedagogy and Psychology, Samara State University of Social Sciences and Education, M. Gorky str., 65/67, Samara, Russia, 443099, e-mails: sobolka_87@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Проблема подросткового суицида в настоящее время вызывает большой общественный резонанс. Интернет-зависимость и стрессогенные факторы окружающего мира снижают устойчивость психики подростков и повышают риск развития суицидального поведения. Характерологические и эмоциональные особенности, а также фрустрированные возрастные потребности детерминируют возникновение у молодых людей 14-17 лет в состоянии кризиса мыслей о прекращении собственного существования. В последнее время все большее влияние на подростков, склонных к суициду, оказывают современные деструктивные технологии управления сознанием, распространившиеся в сети Интернет: группы смерти, кибербуллинг, W-суицид. В данной статье представлены результаты анализа взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладания с трудными жизненными обстоятельствами как возможных индикаторов антисуицидального поведения. Приводятся данные эмоционального профиля детей и подростков в различных ситуациях жизнедеятельности. Полученные в ходе исследования качественные и количественные показатели доказывают, что коэффициент жизнестойкости играет буферную, антисуицидальную роль в ситуации повышенного влияния эмоций на деятельность и поведение молодых людей в возрасте 14-17 лет и может служить основой для построения типологической модели превенции суицидального поведения подростков.

Ключевые слова: суицидальное поведение, эмоциональный профиль, жизнестойкость, копинг-стратегии, виртуальные техники управления сознанием.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SUICIDAL BEHAVIOR AMONG TEENAGERS

Summary. Currently the problem of teenage suicide has caused a great public outcry. Internet addiction and stress-producing factors of the world around reduce stability of teenagers' mentality and increase the risk of suicide behavior development. Characterological and emotional features as well as frustrated age requirements determine emergence of thoughts of termination of own existence among young people of 14-17 years in the crisis. Lately the increasing influence on the teenagers inclined to a suicide is produced by the modern destructive technologies of consciousness management which are spread on the Internet: groups of death, cyberbullying, W-suicide. The following article shows the results of a psychological research on interrelation of resilience and the coping-strategies of mastering difficult vital circumstances as possible indicators of anti-suicide behavior. The data of the emotional profile of children and adolescents in various life situations are presented. The qualitative and quantitative indicators obtained during the research prove that the coefficient of viability plays a buffer, anti-suicidal role in the situation of increased influence of emotions on the activity and behavior of young people aged 14-17 and can serve as a basis for constructing a typological model ofprevention of suicidal behavior of adolescents.

Keywords: suicide behavior, emotional profile, resilience, coping-strategies, virtual techniques of consciousness management.

Различного рода психические травмы стали своеобразным символом нашего времени. Социальная разобщенность, экономическая нестабильность, духовная пустота, пропаганда свободного

© 2018 Акопян Л. С., Мишина С. С.

образа жизни, бесконтрольность информационного пространства травмируют молодое поколение. Как результат психических травм - рост числа психических расстройств, преступлений, наркомании, суицидов и т. п. «То, что мы наблюдаем в обществе сегодня, есть не что иное, как массовая эпидемия психотравматизации, идущая по своим законам и не менее страшная, чем любая другая эпидемия» [1, с. 3]. Согласно мировой статистике самоубийство входит в пятерку причин смертности среди молодежи. По данным ВОЗ, Россия занимает лидирующую позицию. Самарская область заслуживает особого внимания по важности изучения данного вопроса, поскольку является одним из десяти регионов РФ, где показатели подростково-юношеской суицидной смертности являются сверхвысокими. Так, согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области «Самарастат» показатель смертности по причине суицида в 2011 г. был равен 6, в 2012 г. - 8, в 2013 г. цифра возросла до 12. Такой же показатель был зарегистрирован в 2014 г. лишь за первое полугодие. В 2015-2016 гг. по Самарской области прокатилась волна самоубийств. В 2015 г. свели счеты с жизнью 25 молодых людей в возрасте 14-17 лет. Год спустя число завершенных суицидов в той же возрастной группе составило 36 человек, и лишь 2017 г. ознаменовался падением числа суицидентов до 13 [2]. Приведенные выше данные обуславливают особую актуальность исследований проблемы суицидального поведения в подростковой среде.

Психологи А. Г. Амбрумова, А. Е. Личко, Е. П. Ильин, А. Б. Леонова, О. И. Ефимова согласны признать ранний юношеский возраст 14-17 лет суицидально опасным. Этот возрастной этап характеризуется «сверхконфликтностью со средой, повышенной возбудимостью и агрессивностью, эгоцентричностью, выраженным максимализмом, неумением прогнозировать свою жизнь. Противоречивость, склонность впадать в крайности, неустойчивость поведения, зависимость от внешних влияний приводит к появлению у подростков серьезных социальных проблем: ранней алкоголизации, наркомании, делинквентному (противоправному) поведению, депрессиям. Конфликты и осознание собственной несостоятельности во многих социальных сферах часто порождают чувство отчаяния, одиночества» [3, с. 8]. Подростков характеризует стремление к познанию мира и себя, попытка самоутвердиться в группе, стремление суверенитета от взрослых, острое переживание групповой идентичности, а также идеализация жизни, поиск смысла и т. п. Фрустрация этих потребностей значительно повышают риск развития суицидального поведения.

Сильнейшую угрозу подрастающему поколению в наше время породила бесконтрольность информационного пространства. С вовлечением детей и подростков в мир социальных сетей и мобильных телефонов появился новый вид детского насилия - кибербуллинг (унижение или травля с помощью мобильных телефонов, других электронных устройств).

Через сотовые телефоны, интернет, киберагрессоры круглые сутки могут запугивать своих жертв, создавая у них иллюзию полного контроля их жизни и поведения.

Еще одной ловушкой в сети Интернет является словарь WINDINGS IV I \Х I* (Виндинкс) - словарь-дешифровщик, который содержит вместо букв, цифр и | Л| I знаков препинания различные пиктограммы и

значки, незаметно «приглашающих перейти на темную сторону», и игра UNDERTALE -ролевая видеоигра, которая погружает подростка в мир переживаний и невыносимой душевной боли за своего героя, путешествующего в подземелье, как в реальной жизни, и ищущего выход из сложившейся трудной ситуации. Разница в том, что в реальном мире всегда можно найти выход и поддержку, а в виртуальном пространстве положение безвыходное, итог событий -смерть героя.

Самой частой причиной возникновения суицидального поведения в подростковой среде стали «группы смерти». В своем интервью Самарской газете «Неделя» бывший сотрудник силовых структур, руководитель фонда «Ассоциация «Спецназ» Дмитрий Рассохин озвучил шокирующую цифру - 4000 групп смерти по стране! Только в 2017 г. киберполицейские возбудили свыше 230 уголовных дел за призыв к суицидам в социальных сетях «ВКонтакте», YouTube, мессен-джерах WhatsApp и Telegram. С 7 июня 2017 г. официально действует закон об уголовной ответственности за создание групп смерти, преследующих цель - склонение и доведение детей и подростков до самоубийства. Во избежание его заинтересованные лица разрабатывают фейковые страницы, где переговоры с потенциальным суицидентом ведут не живые люди, а боты., По определению Д. В. Ефимовой, этот тип вербовки подростков и доведения их до самоубийства называется

Рис. 1.WINDINGS

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

'-суицидом (дабл-суицидом) [4, с. 5]. Особое качество социальности присуще современным детям: они импульсивны, нетерпеливы, нетолерантны и крайне озлоблены. Они плохо контролируют свои эмоции, ими движут сиюминутные желания; аффективные вспышки настолько часты, что становятся естественным проявлением отрицательных эмоций. Получить доступ к неокрепшей психике подростка легко через рождение у него негативных эмоций. Этим пользуются разработчики деструктивных сайтов и групп смерти, агрессоры и пропагандисты кибербуллинга.

Эмоциональные процессы, состояния и свойства личности учащихся существенным образом определяют внутреннюю позицию школьника, так или иначе преломляющуюся в тех или иных образовательных условиях и ситуациях жизнедеятельности. Целью нашего исследования явилось также определение эмоционального профиля учащихся, сигнально отображающего систему отношений школьника на разных возрастных этапах психического развития и социальной ситуации развития, а также выявление эмоционального содержания школьников в зависимости от сферы жизнедеятельности (образовательное учреждение, семейная среда, внеучебная сфера). В исследовании приняли участие учащиеся средней общеобразовательной школы г. Самары: количество участников составило 119 человек (младших школьников - 37 чел., подростков - 48 чел., старшеклассников - 34 чел.). В качестве диагностического инструментария применялась разработанная нами анкета по определению содержания эмоций «Эмоциональный профиль». Данная диагностическая процедура расширяет феноменологическую картину эмоций и эмоциональных проявлений школьников в различных сферах жизнедеятельности [5]. В нашем исследовании таковыми являлись пространственные измерения («дома», «в школе», «на улице»), диагностические возможности данных методических процедур позволяют проводить исследования и в других измерениях.

Как мы видим из таблицы 1, положительные эмоциональные состояния радости, интереса, удивления доминируют как у младших школьников, так и у подростков и старшеклассников.

Таблица 1

Представленность эмоциональных состояний школьников (%)

Эмоциональные состояния Младшие школьники Подростки Старшеклассники

дома (%) в школе (%) на улице (%) дома (%) в школе (%) на улице (%) дома (%) в школе (%) на улице (%)

Интерес 13,5 16,2 - 31,2 68,7 47,9 32,3 58,8 38,2

Радость 56,7 37,8 18,9 75,0 35,4 50,0 64,7 26,4 50,0

Удивление 16,2 18,9 2,7 25,0 31,2 25,0 2,9 20,5 20,5

Горе 5,4 8,1 - 6,3 4,1 - - 2,9 2,9

Гнев 2,7 5,4 - 10,4 18,7 4,1 5,8 8,8 8,8

Отвращение - - 2,7 - 6,3 8,3 2,9 17,6 2,9

Презрение - - 2,7 - 6,3 6,3 2,9 8,8 8,8

Страх 2,7 10,8 2,7 2,0 16,6 8,3 2,9 11,7 2,9

Стыд - 2,7 - 12,5 8,3 2,0 11,7 2,9 2,9

Вина 5,4 5,4 - 10,4 2,0 - 11,7 - -

Страдание 2,7 2,7 - 4,1 4,1 2,0 - 2,9 -

Веселье 35,1 35,1 51,3 66,6 47,9 70,8 38,2 58,8 55,8

Обида 13,5 16,2 - 12,5 16,6 10,4 23,5 8,8 2,9

Восторг 10,8 16,2 24,3 31,2 27,0 41,6 23,5 8,8 17,6

Грусть 16,2 2,7 2,7 39,5 20,8 6,3 47,0 14,7 8,8

Злость 2,7 2,7 - 6,3 16,6 6,3 14,7 20,5 5,8

Недовольство 8,1 2,7 5,4 29,1 33,3 2,0 20,5 38,2 2,9

Испуг 5,4 - 2,7 2,0 8,3 4,1 - - 5,8

Тревога - 8,1 5,4 6,3 22,9 8,3 20,5 17,6 17,6

Боязнь 2,7 - 5,4 - 16,6 2,0 2,9 11,7 11,7

Спектр эмоциональных состояний, переживаемых в образовательном учреждении и вне школы, различен: у младших школьников эмоции радости и интереса преобладают в школе и дома, у подростков и старшеклассников соответствующий показатель выше в школе и в местах проведения досуга (на улице, в парке, в кафе и т. д.).

В спектре негативных эмоций, переживаемых детьми в образовательных учреждениях, доминируют эмоции страха, обиды и гнева во всех возрастных группах; показатели переживаемых эмоций страха в различных возрастных группах имеют нелинейный характер и достигают максимума в подростковом возрасте. Эмоция злости в возрастной динамике выглядит следующим образом: по сравнению с младшими школьниками (2,7 %), частота переживания данной эмоции в школе значительно возрастает у подростков (16,6 %) и у старшеклассников (20,5 %).

Из таблицы 1 мы видим, что ведущим эмоциональным состоянием у младших школьников дома и в школе являются радость и веселье, на улице - веселье; у подростков ведущими эмоциональными состояниями являются: дома - радость, в школе - интерес, на улице - веселье; у старшеклассников: дома - радость и грусть, в школе - интерес и веселье, на улице - веселье и радость.

Показано, что широко используемая шкала базовых эмоций не в полной мере отражает модальный ряд эмоций, переживаемых современными детьми; в частности, в нашем исследовании выделены редко указываемые школьниками эмоциональные состояния стыда, вины, презрения, отвращения, страдания, наоборот, отмечается эмоциональное состояние обиды, характерное для всех возрастных групп учащихся. Проявления эмоции стыда младшие школьники отмечают только в школе - 2,7 %; старшеклассники отметили эмоцию стыда дома - 11,7 % и по сравнению со всеми другими респондентами у подростков этот показатель выше и дома - 12,5 % и в школе - 8,3 %.

Младшие школьники дополнили предлагаемый перечень эмоций и эмоциональных состояний, включив в него такие эмоциональные состояния, как спокойствие, состояние свободы, задумчивости. Подростки дополнили данный список такими эмоциональными состояниями, как безразличие, скука, ненависть, усталость, одиночество, непонимание, восхищение. Старшеклассники выделили такие состояния, как усталость, возмущение, наслаждение, умиротворение.

Анализируя результаты современных статистических и эмпирических данных в области суицидологии, а также интерпретируя данные, полученные в ходе собственных исследований, мы старались найти ответ на вопрос: «Почему не все подростки, даже попадаясь «на крючок» заинтересованных лиц, прощались с жизнью?» Предположив, что решение проблемы не в погоне за источником зла, а в поиске внутренних основ и личностной устойчивости к смерти самих подростков, нами было проведено исследование феномена жизнестойкости у самарских школьников в возрасте 14-17 лет.

Выборка составила 153 подростка, из них 86 мальчиков и 67 девочек. Психологическое исследование проводилось последовательно в три этапа. С целью выявления суицидального риска и уровня сформированности суицидальных намерений были использованы «Опросник суицидального риска» в модификации Т. Н. Разуваевой и проективная методика «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева). Для анализа копинг-стратегий у подростков выявленной «группы риска» как возможных индикаторов антисуицидального поведения применялся SACS - «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл). По «Опроснику жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева мы выявляли общий показатель жизнестойкости и показатели ее отдельных компонентов (вовлеченность, контроль и принятие риска) у каждого из 153 исследуемых подростков. При обработке данных использовался статистический пакет STATISTICA 6. 0., в результате была определена достоверность результатов исследования. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р< 0,1; р < 0,05; р < 0,01. Методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ Пирсона.

Достаточно высоким и примерно одинаковым как у мальчиков (13,3), так и у девочек (13,1) был выявлен показатель - слом культурных барьеров, отражающий культ самоубийства, поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение, заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино, инверсия ценности смерти и жизни. Количественные данные отражены на рис. 3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

25

20

ai s

I го m

S3 10

I

Мальчики

Девочки

ъ демонстративность I аффективность

■ уникальность

"ш несостоятельность ф соц.пессимизм

■ слом культурных барьеров

■ временная перспектива

с антисуицидальный фактор

Рис. 3. Показатели субшкальных диагностических концептов по методике Т. Н. Разуваевой

« 15

5

0

Исследование копинг-стратегий показало, что подростки «группы риска» недостаточно владеют или вовсе не владеют активными способами копинг-поведения. Средние и низкие показатели по шкалам: осторожные и асоциальные действия, импульсивное и манипулятивное поведение, - свидетельствуют о том, что подростки в ситуации стресса растрачивают собственные ресурсы не на преодоление кризисной ситуации посредством разумных решений, а действуют в состоянии аффекта. Сложившийся очаг негативных эмоций настолько дезорганизует всю деятельность индивида, что тот не в состоянии не только принять рациональное решение, но и здраво оценить ситуацию. Высокие значения по шкалам «агрессивные действия» и «избегание» также подтверждают приоритетность использования нерациональных моделей поведения и реакций в ситуации стресса. Количественные данные представлены на рис. 4.

25 20 15 10 5 0

' / /

/ S J

«f

г?' #

J^ JT ^ о^ / У J

* s / / / /

W

Рис. 4. Способы копинг-поведения по методике SACS

Результаты по «Опроснику жизнестойкости» показали, что из 153 подростков 40 (27 мальчиков и 13 девочек) имеют коэффициент жизнестойкости ниже среднего и нуждаются в превентивно-профилактической помощи. Высокий коэффициент жизнестойкости выявлен только у 2 мальчиков из 86, средний - у 57 человек. Эти подростки в стрессовых ситуациях чаще ищут социальную поддержку и реже используют манипуляции по сравнению с мальчиками с низким уровнем жизнестойкости. Чем больше они убеждены в том, что могут контролировать ситуацию и повлиять на результат происходящего, тем реже они используют в ситуациях стресса пассивную стратегию преодоления «осторожные действия», они активны, собраны и осознают ответственность.

Среди девочек высокий коэффициент жизнестойкости обнаружен у 9 подростков, средний -у 45. В трудных жизненных ситуациях они чаще с кем-либо общаются, демонстрируют уверенное поведение, обращаются за поддержкой. Данная группа девочек более импульсивна и менее осторожна по сравнению с девочками с низким уровнем жизнестойкости, тем не менее в поведении использует проверенные копинг-стратегии и полагаются на опыт.

Анализ полученных данных нашего исследования показал, что существует непосредственная связь между уровнем жизнестойкости и копинг-стратегиями подростков. Однако жизнестойкость не тождественна понятию стратегий совладания с жизненными трудностями. Копинг-стратегии - это алгоритмы поведения, тогда как hardiness - черта личности, установка на выживаемость.

Если предполагать, что жизнестойкость играет буферную, антисуицидальную роль в ситуации повышенного влияния эмоций на деятельность и поведение молодых людей в возрасте 14-17 лет, то дальнейшие исследования могут быть связаны с формированием жизнестойкости как основы профилактики суицидального поведения подростков, находящихся в ситуации суицидального риска.

Библиографический список

1. Ефимова О. И. Подросток в кризисной ситуации: что с этим делать... Воспитание - 97. Вып. 1.: методические рекомендации для психологов и педагогов. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. 24 с.

2. Ответ за запрос: № 15-35/573 от 21.08.2017 г.: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Методы профилактики суицидального поведения / под ред. Г. В. Акопова. Самара: СамГПУ, 1998. С. 8, С. 21-29.

4. Ефимова Д. В. Суицид: новые технологии привлечения смерти // Тенденции социальной психологии. Пенза, 2016. С. 31-48.

5. Акопян Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2011. 464 с.

References

1. Efimova O. I. Podrostok v krizisnoj situacii: chto s ehtim delat'... Vospitanie - 97. Vyp. 1.: metodicheskie rekomendacii dlya psihologov i pedagogov [The teenager in a crisis situation: what with it to do... Education - 97. Release 1.: methodical recommendations for psychologists and teachers]. Ul'yanovsk: IPK PRO, 1997, 24 p. [in Russian].

2. Otvet za zapros: № 15-35/573 ot 21.08.2017 g.: dannye territorial'nogo organa Federal'noj slu-zhby gosudarstvennoj statistiki po Samarskoj oblasti [The answer for inquiry: № 15-35/573 from 8/21/2017: data of Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Samara region] [in Russian].

3. Metody profilaktiki suicidal'nogo povedeniya [Methods of prevention of suicide behavior]. In G. V. Akopov (ed.). Samara: SamGPU, 1998, pp. 8, 21-29 [in Russian].

4. Efimova D. V. Suicid: novye tekhnologii privlecheniya smerti [Suicide: new technologies of attraction of death]. Tendencii social'noj psihologii [Tendencies of social psychology], Penza, 2016, pp. 31-48 [in Russian].

5. Akopyan L. S. Psihologiya ehmocional'nyh sostoyanij i ih regulyaciya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta (na materiale detskih strahov). Diss. d-ra psihol. nauk [Psychology of emotional states and their regulation at children of younger school age (on material of children's fears). Doctor's of Psychology thesis]. Samara, 2011, 464 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.