Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ НА ПОЯСАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВАРИАТИВНЫХ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ НА ПОЯСАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВАРИАТИВНЫХ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / ЗАНИМАЮЩИЕСЯ БОРЬБОЙ НА ПОЯСАХ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалов И.Е., Сулейманов Г.Б., Болтиков Ю.В., Соломахин О.Б., Елисеев С.А.

Цель исследования - изучение показателей психологической подготовленности юношей, занимающихся борьбой на поясах и использующих в тренировочном процессе различные вариативные средства спортивной подготовки. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В исследовании приняли участие 40 юношей, занимающихся борьбой на поясах в возрасте от 18 до 21 года, по 20 борцов в контрольной группе и экспериментальной. В экспериментальной группе тренировки проводились на основе реализации разработанной авторами методики спортивной подготовки с учетом типологических особенностей энергообеспечения мышечной деятельности. Борцы контрольной группы занимались по традиционной схеме реализации спортивной подготовки в борьбе на поясах. Исследование проводилось в два этапа. Результаты исследования и выводы. В показателях психологической подготовленности борцов обеих групп произошел прирост во всех показателях. Так, в экспериментальной группе прирост составил: мотивация к достижению цели - 29,17%; готовность к риску - 45,05%; мотивация к избеганию неудач - 23,98%; состояние психической готовности - 33,43%; личностная тревожность - 17,23%; ситуативная тревожность - 15,07%, все изменения в показателях являются достоверно значимыми (p<0,05). В контрольной группе также произошел прирост в исследуемых показателях: 2,58%; 6,80%; 7,87%; 8,94%; 7,30%; 5,51% соответственно, но эти изменения в результатах не являются достоверно значимыми (p>0,05). При этом необходимо отметить, что за период исследования у борцов экспериментальной группы снизился до значений оптимального уровня показатель ситуативной и личностной тревожности, показатель готовности к риску, показатель мотивации к избеганию неудач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалов И.Е., Сулейманов Г.Б., Болтиков Ю.В., Соломахин О.Б., Елисеев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMIZABLE TRAINING SYSTEM WITH PSYCHOLOGICAL FITNESS SERVICE FOR YOUTH BELT WRESTLING SPORT

Objective of the study was to rate benefits of a new psychological fitness building model to complement standard training systems applied in the youth belt wrestling sport. Methods and structure of the study. The new psychological fitness building model testing experiment was run at "PGAFKST", with the 18-21 year-old belt wrestling athletes (n=40) sampled for the study and split up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 20 wrestlers. The EG trainings were complemented by the new psychological fitness building model of our own design based on the individual typological features of the energy supply for muscular activity. And the RG was trained as required by the traditional belt wrestling training system. The study included two stages. Results and conclusion. The study found the following progress in the both groups, with the EG tested with the following growths on the test scales: success motivation - 29.17%; risk tolerance - 45.05%; failure avoidance motivation - 23.98%; mental fitness - 33.43%; PA- 17.23%; and state anxiety 15.07%, with the progress rated statistically significant (p <0.05). The RG made progress of 2.58%; 6.80%; 7.87%; 8.94%; 7.30% and 5.51% on the same scales, respectively; with the progresses rated statistically insignificant (p> 0.05). It should be emphasized that the new psychological fitness building model was tested beneficial as verified by the EG making improvements on the state anxiety, trait anxiety, risk tolerance and failure avoidance motivation test scales to the optimal levels; plus achieved stable integrated mental fitness and success motivation ranges. These test data give us the grounds to recommend the belt wrestling training systems being designed and managed with due consideration for the individual strengths and weaknesses detected by the bioenergetic profiles and, hence types of temperament.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ НА ПОЯСАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВАРИАТИВНЫХ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ НА ПОЯСАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВАРИАТИВНЫХ СрЕдСТВ ТрЕнИрОВКИ

УДК/UDC 796.819

Поступила в редакцию 10.02.2021 г.

Информация для связи с автором: igko2006@mail.ru

Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов1 Г.Б. Сулейманов1

Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков1 Кандидат педагогических наук, профессор О.Б. Соломахин1 С.А. Елисеев2

1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

2 Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган

CUSTOMIZABLE TRAINING SYSTEM WITH PSYCHOLOGICAL FITNESS SERVICE FOR YOUTH BELT WRESTLING SPORT

Dr. Hab., Associate Professor I.E. Konovalov1

G.B. Suleimanov1

PhD, Professor Y.V. Boltikov1

PhD, Professor O.B. Solomakhin1

S.A. Eliseev2

1 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

2 Kurgan Border Institute of the FSB of Russia, Kurgan

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - изучение показателей психологической подготовленности юношей, занимающихся борьбой на поясах и использующих в тренировочном процессе различные вариативные средства спортивной подготовки.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В исследовании приняли участие 40 юношей, занимающихся борьбой на поясах в возрасте от 18 до 21 года, по 20 борцов в контрольной группе и экспериментальной. В экспериментальной группе тренировки проводились на основе реализации разработанной авторами методики спортивной подготовки с учетом типологических особенностей энергообеспечения мышечной деятельности. Борцы контрольной группы занимались по традиционной схеме реализации спортивной подготовки в борьбе на поясах. Исследование проводилось в два этапа. Результаты исследования и выводы. В показателях психологической подготовленности борцов обеих групп произошел прирост во всех показателях. Так, в экспериментальной группе прирост составил: мотивация к достижению цели -29,17%; готовность к риску - 45,05%; мотивация к избеганию неудач - 23,98%; состояние психической готовности - 33,43%; личностная тревожность - 17,23%; ситуативная тревожность - 15,07%, все изменения в показателях являются достоверно значимыми (р<0,05). В контрольной группе также произошел прирост в исследуемых показателях: 2,58%; 6,80%; 7,87%; 8,94%; 7,30%; 5,51% соответственно, но эти изменения в результатах не являются достоверно значимыми (р>0,05). При этом необходимо отметить, что за период исследования у борцов экспериментальной группы снизился до значений оптимального уровня показатель ситуативной и личностной тревожности, показатель готовности к риску, показатель мотивации к избеганию неудач.

Ключевые слова: юноши, занимающиеся борьбой на поясах, спортивная подготовка, психологическая подготовленность.

Abstract

Objective of the study was to rate benefits of a new psychological fitness building model to complement standard training systems applied in the youth belt wrestling sport.

Methods and structure of the study. The new psychological fitness building model testing experiment was run at "PGAFKST", with the 18-21 year-old belt wrestling athletes (n=40) sampled for the study and split up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 20 wrestlers. The EG trainings were complemented by the new psychological fitness building model of our own design based on the individual typological features of the energy supply for muscular activity. And the RG was trained as required by the traditional belt wrestling training system. The study included two stages.

Results and conclusion. The study found the following progress in the both groups, with the EG tested with the following growths on the test scales: success motivation - 29.17%; risk tolerance - 45.05%; failure avoidance motivation -23.98%; mental fitness - 33.43%; PA- 17.23%; and state anxiety 15.07%, with the progress rated statistically significant (p <0.05). The RG made progress of 2.58%; 6.80%; 7.87%; 8.94%; 7.30% and 5.51% on the same scales, respectively; with the progresses rated statistically insignificant (p> 0.05). It should be emphasized that the new psychological fitness building model was tested beneficial as verified by the EG making improvements on the state anxiety, trait anxiety, risk tolerance and failure avoidance motivation test scales to the optimal levels; plus achieved stable integrated mental fitness and success motivation ranges. These test data give us the grounds to recommend the belt wrestling training systems being designed and managed with due consideration for the individual strengths and weaknesses detected by the bioenergetic profiles and, hence types of temperament.

Keywords: youth belt wrestling, training system, psychological fitness.

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. Повышение конкуренции на международных соревнованиях, а также изменение правил соревнований в борьбе на поясах требуют иного взгляда на организацию

спортивной подготовки с учетом специфичности данного вида спорта. Такие тенденции определяют острую потребность в поиске новых подходов к подбору средств и методов

физической, технической, тактической, психологической и интегральной подготовки борцов на поясах, например с учетом типологических особенностей энергообеспечения мышечной деятельности или типа темперамента [1-4].

Как показывают исследования у сильнейших борцов показатели физической, технической и тактической подготовленности находятся примерно в одном диапазоне. В связи с этим можно предположить, что при прочих равных условиях высоких показателей выигрыша в соревновательных схватках добиваются борцы, обладающие высокими показателями психологической подготовленности [2, 5].

Цель исследования - оценка психологической подготовленности юношей, занимающихся борьбой на поясах и использующих в тренировочном процессе различные вариативные средства спортивной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе реализации педагогического эксперимента были изучены основные параметры психологической подготовленности борцов по следующим показателям: мотивация к достижению цели; готовность к риску; мотивация к избеганию неудач; состояние психической готовности; личностная и ситуативная тревожность.

Исследование проводилось в два этапа. Результаты тестирования показателей психологической подготовленности борцов представлены в таблице.

Как видно из таблицы, на 1-м этапе тестирования борцами контрольной группы были показаны следующие средние результаты: мотивация к достижению цели - 13,55±2,06 балла; готовность к риску - 19,85±7,21 балла; мотивация к избеганию неудач - 17,15±2,56 балла; состояние психической готовности - 845,80±259,01 у. е.; личностная тревожность -56,20±1,85 балла; ситуативная тревожность - 59,90±1,94 балла.

А у борцов экспериментальной группы были следующие результаты: мотивация к достижению цели - 13,20±1,88 балла; готовность к риску - 20,20±6,90 балла; мотивация к избеганию неудач - 17,10±1,92 балла; состояние психической готовности - 831,60±199,78 у. е.; личностная тревожность -56,00±2,10 балла; ситуативная тревожность - 60,40±2,26 балла.

Анализ результатов, полученных на 1-м этапе исследования, позволяет сделать заключение о том, что показатели психологической подготовленности юношей, занимающихся борьбой на поясах, экспериментальной группы и контрольной различались между собой незначительно и эти различия не являются достоверно значимыми (р>0,05).

Полученные данные подтверждают отсутствие достоверно значимого превосходства участников одной группы над другой, что свидетельствует о примерно одинаковом

Показатели психологической подготовленности борцов на поясах за

уровне психологической подготовленности борцов обеих групп в начале исследования.

После реализации экспериментальной методики спортивной подготовки, основу которой составляет эффективное взаимодействие всех видов подготовки борцов и реализация их функционального потенциала. это осуществляется через учет преимуществ и недостатков биоэнергетического профиля борцов и, соответственно, их типа темперамента, механизмов обеспечения источника энергообеспечения мышечной деятельности, переносимости максимально возрастающих физических нагрузок, приближенных к требованиям соревновательной деятельности, адаптационных возможностей, а также формирование эффективной устойчивости к высокой психической напряжённости.

На 2-м этапе было проведено повторное тестирование показателей психологической подготовленности борцов. Так. средние показатели борцов контрольной группы были следующими: мотивация к достижению цели - 13,90±2,00 балла; готовность к риску - 18,50±7,00 балла; мотивация к избеганию неудач - 15,80±2,71 балла; состояние психической готовности - 770,20±232,26 у. е.; личностная и ситуативная тревожность - 52,10±2,07 и 56,60±2,37 балла.

Борцами экспериментальной группы на 2-м этапе были показаны следующие результаты: мотивация к достижению цели - 17,05±2,11 балла; готовность к риску - 11,10±4,83 балла; мотивация к избеганию неудач - 13,00±1,69 балла; состояние психической готовности - 553,60±154,50 у. е.; личностная и ситуативная тревожность - 46,35±2,92 и 51,30±2,68 балла.

Сравнительный анализ результатов 1-го и 2-го этапов исследований позволил установить преимущество в улучшении результатов экспериментальной группы над контрольной: мотивация к достижению цели - 3,15 балла; готовность к риску - 7,40 балла; мотивация к избеганию неудач - 2,80 балла; состояние психической готовности - 216,60 у. е.; личностная и ситуативная тревожность - 5,75 и 5,30 балла.

Математико-статистический анализ результатов исследований свидетельствует о наличии статистически достоверных различий между группами во всех исследуемых показателях психологической подготовленности (р<0,05).

Вывод. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в показателях психологической подготовленности борцов обеих групп произошел прирост во всех показателях. Так. в экспериментальной группе прирост составил: мотивация к достижению цели - 29,17 %; готовность к риску - 45,05 0%; мотивация к избеганию неудач - 23,98 0%; состояние психической готовности - 33,43 %;

риод педагогического эксперимента, Х±8

Группы, параметры статистики Тесты

Мотивация к достижению цели, баллы Готовность к риску, баллы Мотивация к избеганию неудач, баллы Состояние психической готовности, у.е. Личностная тревожность, баллы Ситуативная тревожность, баллы

1-й этап

КГ (п=20) 13,55±2,06 19,85±7,21 17,15±2,56 845,80±259,01 56,20±1,85 59,90±1,94

ЭГ (п=20) 13,20±1,88 20,20±6,90 17,10±1,92 831,60±199,78 56,00±2,10 60,40±2,26

и, 1 0,56 0,16 0,07 0,19 0,32 0,75

р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

2-й этап

КГ (п=20) (Х±8) 13,90±2,00 18,50±7,00 15,80±2,71 770,20±232,26 52,10±2,07 56,60±2,37

ЭГ (п=20) (Х±8) 17,05±2,11 11,10±4,83 13,00±1,69 553,60±154,50 46,35±2,92 51,30±2,68

и, 1 4,84* 3,89* 3,93* 3,47* 7,17* 6,63*

р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Прирост КГ 2,58 6,80 7,87 8,94 7,30 5,51

ЭГ 29,17 45,05 23,98 33,43 17,23 15,07

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ -рий Стьюдента; и - критерий Манна-Уитни;

экспериментальная группа; X - среднее арифметическое; 8 - стандартное отклонение; 1 - крите-р - уровень значимости при а=0,05; * - различия статистически значимы.

№4 • 2021 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

21

личностная тревожность - 17,23 00; ситуативная тревожность - 15,07 %, все изменения в показателях являются достоверно значимыми (p<0,05). В контрольной группе также произошел прирост в исследуемых показателях: 2,58 0%; 6,80 00; 7,87 00; 8,94 00; 7,30 00; 5,51 00 соответственно, но эти изменения в результатах не являются достоверно значимыми (p>0,05). При этом необходимо отметить, что за период исследования у борцов экспериментальной группы снизился до значений оптимального уровня показатель ситуативной и личностной тревожности, показатель готовности к риску, показатель мотивации к избеганию неудач. Вместе с данными показателями стабилизировался интегральный показатель психической готовности и улучшилась мотивация к достижению цели.

Литература

1. Нурмухаметов А.А. Эволюция методики подготовки борцов на этапах исторического развития борьбы «Корэш» / А.А. Нурмухаметов, И.Е. Коновалов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2015. - С. 280-284.

2. Нурмухаметов А.А. Реалии и проблемы подготовки юных спортсменов-корэшистов (по данным социологического опроса тренеров) / А.А. Нурмухаметов, И.Е. Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции (Science and Sport: Current Trends). -2018. - Т. 18. - № 1. - С. 32-37.

3. Сулейманов Г.Б. Индивидуализация технико-тактической подготовки в борьбе на поясах / Г.Б. Сулейманов, И.Е. Коновалов //

Олимпийский спорт и спорт для всех: матер. XXIV Междунар. науч. конгресса. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2020. - С. 56-58.

References

1. Nurmukhametov A.A., Konovalov I.E. Evolyutsiya metodiki podgotovki bortsov na etapakh istoricheskogo razvitiya borby «Koresh» [Evolution of wrestler training methodology at stages of historical development of Koresh wrestling]. Aktualnye problemy fizicheskoy kultury i sporta [Actual problems of physical culture and sports]. Proceedings V international research-pract. conf. Cheboksary: Yakovlev ChSPU publ., 2015. pp. 280-284.

2. Nurmukhametov A.A., Konovalov I.E. Realii i problemy podgotovki yunykh sportsmenov-koreshistov (po dannym sotsiologicheskogo oprosa trenerov) [Realities and problems of training junior Koresh wrestlers (based on sociological survey of coaches)]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii (Science and Sport: Current Trends). 2018. V. 18. No. 1. pp. 32-37.

3. Suleymanov G.B., Konovalov I.E. Individualizatsiya tekhniko-takticheskoy podgotovki v borbe na poyasakh [Individualization of technical and tactical training in belt wrestling]. Olimpiyskiy sport i sport dlya vsekh [Olympic sports and sports for all]. Proceedings XXIV international scientific congress. Kazan: Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism publ., 2020. pp. 56-58.

4. BoltikovYu.V., Solomakhin O.B., Konovalov I.E. Technical and tactical skills building in modern Greco-Roman wrestling supported by motivation-and-compulsion system. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2018, 5, pp. 102-104.

5. Konovalov I.E., Nurmukhametov A.A., Boltikov Yu.V., Solomakhin O.B. Classification of «Koresh» fighting methods for studying in beginners and criteria for assessing their performance. Human Sport Medicine, 2019, 19(1), pp. 65-71

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ИННОВАЦИОННЫМ подход к ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ

Кандидат технических наук, доцент Б.Х. Ланда

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова УДК/UDC 796.011

Ключевые слова: физическая культура, обучение, дея-тельностный и компетентностный подходы.

Введение. Уровень образовательной направленности предмета «Физическая культура», его недостаточное методическое и информационное обеспечение снижают интерес студентов к занятиям физической активностью.

Цель исследования - построение учебного процесса, способного вызвать интерес, потребность и мотивацию студентов к изучению дисциплины «Физическая культура».

Методика и организация исследований. В работе использованы авторские методики, содержащие три технологических этапа: измерения, расчёты и оценка полученных экспериментальных данных [1, 2]. Стандартная учебная программа по предмету ФК на 1-м курсе была дополнена обучением студентов работе с приборами и инструментами для заполнения карты фактических измерений. Работа с пятью разделами карты: общий, показатели физического развития, физической подготовленности, функциональной подготовленности и уровня знаний - продолжилась на 2-м курсе. Лекционный курс наряду с теоретическим материалом, реализующим компетентностный подход к обучению, включал обязательные домашние задания и практикумы, реализующие деятельностный подход. Кроме учебной, методической, научной и периодической литературы обязательными для ознакомления источниками информации были видеоролики: «Обездвиженность - угроза цивилизации»; «Возвращение в молодость»; «Долголетие», учебные пособия Б.Х. Ланда. Практический материал был направлен на определение биологического возраста, функционального состояния ЦНС (теппинг-тест, проба Ромберга), реакции ССС на физическую нагрузку (индекс Руфье), уровня физического развития, физической и функциональной подго-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INNOVATIVE APPROACH ТО TEACHING PHYSICAL EDUCATION

PhD, Associate Professor B.Kh. Landa Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan

Поступила в редакцию 03.03.2021 г.

товленности, резервов работы систем организма, уровня выполнения норм комплекса ГТО. теста на интернетную зависимость. Домашние задания включали изучение материалов о системе естественного оздоровления Н.М. Амосова, В.Ф. Базарного В.К. Бальсевича, Г.С. Шаталовой; а также о применении цифровых технологий в сфере физической культуры и спорта, о нормативах ВФСК ГТО.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность исследования оценивалась исключительно студентами. Приведены их высказывания: «Практический результат курса в понимании важности присутствия физической культуры в жизни, в знаниях о методах анализа собственных показателей здоровья. Теперь я могу их измерять и рассчитывать», «Вызвали особый интерес различные системы естественного оздоровления и литература, касающаяся строения человека и работы его организма» и т.п.

Вывод. Проведённая работа вызвала активную самодеятельность студентов к измерениям, расчётам и оценкам своего здоровья, подтвердила эффективность предлагаемой инновационной технологии.

Благодарность. Научная статья выполнена при поддержке гранта Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, направленного на повышение публикационной активности учёных.

Литература

1. Ланда Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. [Серия ВФСК ГТО], - М.: Изд-во. «Спорт», 2017. - 128 с.

2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие, 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2011 - 348 с.

Информация для связи с автором: b-landa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.