Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: РОЛЬ МОТИВАЦИИ, ОБУЧАЕМОСТИ И АДАПТАЦИИ В УСПЕШНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: РОЛЬ МОТИВАЦИИ, ОБУЧАЕМОСТИ И АДАПТАЦИИ В УСПЕШНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / психология / мотивация / обучаемость / адаптация / успешное становление специалиста / professional training / psychology / motivation / learning ability / adaptation / successful development of a specialist

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Атаева Сельби Аллабердиевна, Гараджаев Максатмырат

В данной статье рассматриваются психологические аспекты профессиональной подготовки, а именно роль мотивации, обучаемости и адаптации. Авторы исследуют, как эти факторы влияют на успешное становление специалиста, а также какие стратегии и методы могут быть использованы для повышения эффективности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING: THE ROLE OF MOTIVATION, LEARNING AND ADAPTATION IN THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF A SPECIALIST

This article discusses the psychological aspects of vocational training, namely the role of motivation, learning ability and adaptation. The authors explore how these factors influence the successful development of a specialist, as well as what strategies and methods can be used to improve the effectiveness of the learning process.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: РОЛЬ МОТИВАЦИИ, ОБУЧАЕМОСТИ И АДАПТАЦИИ В УСПЕШНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА»

УДК 159.9

Атаева С.А.

Преподаватель кафедры «Психология», Туркменский государственный

университет имени Махтумкули Туркменистан, г. Ашгабад

Гараджаев М.

Преподаватель кафедры «Психология», Туркменский государственный

университет имени Махтумкули Туркменистан, г. Ашгабад

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: РОЛЬ МОТИВАЦИИ, ОБУЧАЕМОСТИ И АДАПТАЦИИ В УСПЕШНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются психологические аспекты профессиональной подготовки, а именно роль мотивации, обучаемости и адаптации. Авторы исследуют, как эти факторы влияют на успешное становление специалиста, а также какие стратегии и методы могут быть использованы для повышения эффективности процесса обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, психология, мотивация, обучаемость, адаптация, успешное становление специалиста.

Профессиональная подготовка является важным этапом в становлении личности и специалиста. Она направлена на развитие у человека необходимых знаний, умений и навыков, а также на формирование профессиональных компетенций. Однако успех профессиональной подготовки зависит не только от внешних факторов, таких как качество обучения и материально-техническая база, но и от психологических особенностей личности обучающегося.

Мотивация

Мотивация является одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность профессиональной подготовки. Она определяет, насколько человек стремится к получению знаний и навыков, необходимых для будущей профессии. Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация связана с внешними стимулами, такими как получение диплома, заработная плата или карьерный рост. Внутренняя мотивация связана с внутренними мотивами, такими как интерес к профессии, желание реализовать себя и сделать что-то полезное.

Обучаемость

Обучаемость - это способность человека приобретать новые знания и умения. Она зависит от различных факторов, таких как интеллект, память, внимание, способность к восприятию и переработке информации. Обучаемость может быть общей и специальной. Общая обучаемость определяет способность человека к обучению в целом. Специальная обучаемость определяет способность человека к обучению в конкретной области.

Адаптация

Адаптация - это процесс приспособления человека к новым условиям. В контексте профессиональной подготовки она включает в себя приспособление к новым требованиям профессии, к коллективу и к условиям труда. Адаптация может быть успешной или неуспешной. Успех адаптации зависит от различных факторов, таких как мотивация, обучаемость, личностные особенности и внешние условия.

Взаимосвязь мотивации, обучаемости и адаптации

Мотивация, обучаемость и адаптация взаимосвязаны между собой. Мотивация определяет, насколько человек стремится к обучению и адаптации. Обучаемость влияет на скорость и эффективность обучения. Адаптация позволяет человеку использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.

Роль мотивации, обучаемости и адаптации в успешном становлении специалиста

Люди с высокой мотивацией, обучаемостью и адаптацией имеют больше шансов на успешное становление специалиста. Они быстрее и эффективнее усваивают новые знания и умения, легче адаптируются к новым условиям и требованиям профессии. Это позволяет им быстрее достигать высоких результатов в своей деятельности.

Заключение

Психологические аспекты профессиональной подготовки играют важную роль в успешном становлении специалиста. Мотивация, обучаемость и адаптация являются ключевыми факторами, которые определяют эффективность обучения и адаптации. Для того чтобы повысить шансы на успешное становление специалиста, необходимо развивать эти психологические качества у обучающихся.

Рекомендации

Для того чтобы повысить мотивацию к обучению, необходимо:

• Создавать условия для реализации внутренних мотивов обучающихся. Это можно сделать, предлагая им интересные и актуальные для них учебные программы, а также предоставляя возможности для самостоятельной деятельности и творчества.

• Содействовать развитию внешних мотивов обучающихся. Это можно сделать, обеспечивая им социальную поддержку, а также предоставляя возможности для карьерного роста и материального вознаграждения.

Для того чтобы повысить обучаемость, необходимо:

• Создавать условия для эффективного усвоения знаний и умений. Это можно сделать, используя современные методы обучения, а также предоставляя обучающимся возможность для практики и самоконтроля.

• Учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Это можно сделать, предлагая им различные формы и методы обучения, а также предоставляя возможность для выбора индивидуальной траектории обучения.

Для того чтобы повысить адаптацию, необходимо:

• Создавать условия для постепенного вхождения в новую среду. Это можно сделать, предоставляя обучающимся возможность для знакомства с новой профессией, коллективом и условиями труда.

• Содействовать развитию навыков саморегуляции. Это можно сделать, обучая обучающихся методам управления своими эмоциями, стрессом и поведением.

Заключение

Психологические аспекты профессиональной подготовки являются важным фактором, который определяет успешность становления специалиста. Для того чтобы повысить шансы на успешное становление специалиста, необходимо развивать мотивацию, обучаемость и адаптацию у обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

9. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности (1976).

10. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности (2001).

11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология (1991).

12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов (2004).

13. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы (2011).

14. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность (2005).

15. Маркова, А. К. Психология труда учителя (1993).

16. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий (1984).

17. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика (2010).

18. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека (2006).

Ataeva S.A.

Lecturer at the Department of Psychology,

Turkmen State University named after Magtymguly Turkmenistan, Ashgabat

Garajaev M.

Lecturer at the Department of Psychology, Turkmen State University named after Magtymguly Turkmenistan, Ashgabat

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING: THE ROLE OF MOTIVATION, LEARNING AND ADAPTATION IN THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF A SPECIALIST

Abstract: This article discusses the psychological aspects of vocational training, namely the role of motivation, learning ability and adaptation. The authors explore how these factors influence the successful development of a specialist, as well as what strategies and methods can be used to improve the effectiveness of the learning process.

Keywords: professional training, psychology, motivation, learning ability, adaptation, successful development of a specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.