94
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевс кого, 2017, № 4, с. 94-97
УДК 343.95
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ДЛЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОТЕРПЕВШИМИ
© 2017 г. Е.В. Васкэ, К.Ю. Соболева
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступила в редакцию 01.06.2017
Обосновывается необходимость получения будущими работниками следственных органов психологических знаний, обеспечивающих конструктивное взаимодействие с несовершеннолетними потерпевшими в ходе проведения следственных действий. Анализируются наиболее частые и грубые ошибки, допускаемые следователями при проведении следственных мероприятий с участием несовершеннолетних, ставших жертвами тяжких и особо тяжких преступлений. Предлагаются пути их устранения.
Ключевые слова: несовершеннолетние потерпевшие, сотрудники следственных органов, следственные мероприятия, ошибки, взаимодействие, сведения, допрос.
Количество фиксируемых правоохранительными органами России тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних, увеличивается с каждым годом. Данный факт подтверждает внутренняя статистика Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ГАУДО ПК ЦППМСС), который на основе Соглашения со Следственным управлением Следственного комитета России по Пермскому краю оказывает услуги психологического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и сексуального насилия, во время следственных действий и судов. Так, в 2014 году в Центр поступило 183 обращения, в 2015 году - 247 и в 2016 году - уже 314. Из указанного числа случаев доля преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних составляет 87%. Кроме того, несовершеннолетние нередко оказываются свидетелями совершения тяжких преступлений, что вызывает необходимость проведения следственных действий с их участием.
Согласно статье 191 УПК РФ «при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя».
Однако участие психолога в следственном мероприятии не отменяет необходимости наличия у следователя специальных познаний в области общей и юридической психологии, таких как знание возрастных особенностей детей, различия их реагирования на те или иные ситуации в зависимости от типа личности, психологии проведения допроса, психологии виктимного и псевдовиктимного поведения и так далее. Следователь изначально наделен функцией управления общением, в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства (ст. 173, 174, 187-191, 223.1 УПК РФ), предписывающими процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон. В связи с этим на него ложится основная задача по взаимодействию с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем с главной целью - получение наиболее полной и максимально объективной информации о значимых для дела событиях [1]. Именно поэтому ошибки, допускаемые следователями во время работы с несовершеннолетним, могут иметь решающее значение и обязательно должны быть предотвращены.
Не секрет, что осуществление психологического взаимодействия с несовершеннолетними допрашиваемыми сопряжено с особыми трудностями, обусловленными в первую очередь их возрастными особенностями, связанными со специфической динамикой протекания психических процессов (сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных), эмоциональным и поведенческим реагированием подростков в сложных ситуациях, к категории которых относится и допрос. В зависимости от возрастного периода и индивидуальных характери-
стик несовершеннолетнего, сама процедура допроса может восприниматься им как изначально конфликтогенная ситуация. Кроме того, участие в допросе несовершеннолетнего третьих лиц (законного представителя, защитника, психолога или педагога) в определенных ситуациях может препятствовать установлению и пролонгации позитивного психологического контакта следователя с подростком, существенно осложняя весь коммуникативный процесс [2, с. 181-182].
Процессуальная же регламентация процесса общения с жертвами сексуального насилия как с детьми, пережившими сильнейшую психотравму, существенно осложняет установление с ними позитивного психологического контакта. В тех случаях когда несовершеннолетними потерпевшими являются жертвы пролонгированной инцестуальной связи, несовершеннолетние потерпевшие, подвергающиеся суггестивному влиянию со стороны законных представителей в ходе проведения следственных действий и т.д., психологическое взаимодействие с ними приобретает еще более сложный, специфичный характер. В связи с этим односторонние действия следователя, направленные на соблюдение лишь процессуальной стороны допроса без учета индивидуальных характеристик личности несовершеннолетнего (малолетнего) потерпевшего, могут способствовать возникновению у него протестных реакций и негативно окрашенных эмоциональных переживаний, создавая существенные или непреодолимые коммуникативные препятствия в ситуации профессионального общения [3].
Как известно, специфика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности связана в первую очередь с тем, что единственным источником доказательств по уголовному делу достаточно часто выступают показания потерпевших. В тех случаях когда потерпевшим является несовершеннолетний или малолетний субъект, процесс получения и оценки показаний, будучи обусловленным множеством факторов (возрастными и индивидуально-психологическими особенностями допрашиваемого, силой психотрав-мирующего воздействия сексуального насилия на личность потерпевшего, отсроченностью деликта от периода проведения данного следственного действия и т.д.), представляет особую сложность для работников следственных органов. При этом повторный (дополнительный) допрос несовершеннолетних (малолетних) нецелесообразен, а нередко и недопустим [4], поэтому следователь должен организовать психологическое взаимодействие с потерпевшим таким образом, чтобы процесс получения макси-
мально полных, развернутых показаний был осуществлен в ходе одного допроса.
Практический опыт авторов по психологическому сопровождению расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних показал, что к основным ошибкам психологического характера, допускаемым сотрудниками следственных органов во время взаимодействия с несовершеннолетними потерпевшими или свидетелями, относятся следующие.
1) Чрезмерная сосредоточенность на составлении протокола следственного действия во время самого следственного действия, что приводит к вынужденно долгим паузам во время рассказа ребенка о событиях, когда он ожидает, пока следователь запишет или напечатает сказанное ранее. Такой метод ведения следственного действия крайне неэффективен, так как за время ожидания эмоциональное состояние ребёнка успевает измениться: возрастает напряжение и тревога от понимания того, что каждое его слово фиксируется. Растет желание ребенка замкнуться и перестать рассказывать, так как нет личного и визуального контакта со слушающим. Сам же юрист не может увидеть спонтанные реакции ребёнка, который за время фиксации предыдущего высказывания успевает продумать следующую фразу, и так далее. Во многом с проблемой составления протокола следственного действия после его проведения помогает справиться ведение видеозаписи во время работы с ребёнком. Крайне важно, чтоб следователь смог установить с ребёнком визуальный и личностный контакт, расположить его к себе, создать атмосферу безопасности и доверия, что, безусловно, способствует получению максимально полной информации от ребёнка.
2) Использование терминов и оборотов, не соответствующих возрасту и уровню развития ребёнка. Нередко следователи разговаривают с несовершеннолетними на том языке, к которому они привыкли, используя термины, фразы и обороты, недоступные пониманию ребёнка, например: «Поясни, какие действия он с тобой совершал». К тому же роду ошибок относится использование слишком сложных конструкций, длинных предложений вопросов, состоящих из нескольких частей, например: «Расскажи, где, когда и при каких обстоятельствах с тобой совершались эти действия, кем приходится тебе подозреваемый и что ты можешь о нём сказать». Сложные конструкции, многоступенчатые вопросы, незнакомые термины - всё это может показаться ребёнку непонятным, а непонятные ситуации являются для детей стрессовыми, вызывают напряжение, страх и желание
96
Е.В. Васкэ, К.Ю. Соболева
поскорее уйти. Ребёнок может спокойно реагировать и вступать в диалог лишь с тем, кто говорит на понятном ему языке и не вызывает чувство страха. Поэтому у следователей должен быть сформирован навык оценки уровня речевого развития ребёнка и адаптации своего вербального поведения под речевую активность ребёнка. При этом важно помнить, что уровень речевого развития ребёнка может быть разным вне зависимости от возраста, но часто в зависимости от социального статуса семьи. Именно поэтому следователь должен уметь оценивать речь ребёнка и подстраиваться под неё.
3) Неверное или шаблонное понимание эмоциональных реакций несовершеннолетних. Существует не так много эмоциональных реакций, которые дети могут демонстрировать во время проведения следственных мероприятий, то есть во время сообщения информации о совершённых в отношении них или в их присутствии тяжких преступлениях. К ним относятся: слёзы, молчание, отказ говорить, обратная реакция -чрезмерная разговорчивость, слишком обильный поток информации; агрессивная реакция, направленная на следователя, либо же агрессивные высказывания в адрес преступника, оправдание преступника, попытка защитить его. Существует шаблонная интерпретация этих реакций, происходящая из бытовых представлений о детской психике. Так, например, слёзы интерпретируются как признак глубоких эмоциональных переживаний («плачет, значит было»), молчание воспринимается как отказ от сотрудничества, а значит, признание своей вины в произошедшем; агрессивное поведение во время допроса часто понимается как признак общей склонности к девиантности, тогда как для подростков - это нормальная защитная реакция, и так далее. Именно поэтому следователь должен обладать знаниями о различных типах личностей, присущих им поведенческим проявлениям и эмоциональным реакциям, чтобы суметь правильно истолковать то или иное поведение несовершеннолетнего во время следственного действия и сформировать на основе этого верные следственные версии.
Понятно, что указанные ошибки, допускаемые сотрудниками следственных органов при проведении следственных мероприятий с участием несовершеннолетних, могут существенно ухудшить качество проведения следственных действий, а значит, и качество полученной информации. Поэтому для повышения качества работы сотрудников следственных органов необходимо на этапе подготовки будущих работников правоохранительных структур пере-
давать им определённый объём специальных знаний в области юридической психологии.
Поскольку профессиональное общение следователя с несовершеннолетними потерпевшими помимо процессуальных должно включать в себя и непроцессуальные формы, основанные на знаниях психологических закономерностей межличностного взаимодействия и умении их использования в процессуально регламентированной юридической деятельности, для развития коммуникативных навыков юристу необходимы знания в области психологии профессионального юридического общения. На основе полученных знаний будущий работник следственных органов должен уметь грамотно использовать психотехники общения, овладеть навыками рефлексивного анализа, освоить правила речевого поведения, приемы установления психологического контакта и доверительных отношений, техники правомерного психологического воздействия, способы разрешения конфликтных ситуаций и т.д. [5].
Наш многолетний опыт преподавания дисциплины «Юридическая психология» будущим юристам показал, что формированию и дальнейшему развитию навыков профессионального общения способствуют интерактивные формы проведения занятий, которые позволяют достичь максимальных результатов не только по усвоению студентами учебного материала, но и в части развития у них профессионально важных качеств, умений и навыков. При этом семинарские занятия в интерактивной форме целесообразно проводить не только по темам «Психология профессионального общения», но и по другим разделам курса «Юридическая психология» - криминальной психологии, психологии виктимного поведения, психологии судебных прений, психологии проведения отдельных следственных действий.
Список литературы
1. Соболева К.Ю. Практическое значение использования знаний юридической психологии при проведении следственных мероприятий в рамках расследования преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Психологическая наука и практика: личность и социокультурная среда. Пермь, 2016. С. 195-198.
2. Васкэ Е.В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия. М.: Генезис, 2014.
3. Васкэ Е.В., Сафуанов Ф.С. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе // Юридическая психология. 2011. № 2. С. 10-14.
4. Васкэ Е.В., Загрядская Е.А. Использование профессиональных психологических знаний в уголовно-процессуальной деятельности следователя как средство снижения рисков принятия неправильных (ошибочных) решений // Российский следователь. 2015. № 2. С. 43-48.
5. Васкэ Е.В. Использование в ходе допроса профессиональных психологических знаний при взаимодействии следователя с несовершеннолетними (малолетними), потерпевшими от сексуального насилия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2011. № 6. Ч. 3. С. 25-31.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING FUTURE EMPLOYEES OF INVESTIGATIVE AUTHORITIES TO WORK WITH UNDERAGE VICTIMS
E. V. Vaske, K Yu. Soboleva
This article explains the need for future employees of investigative bodies to acquire psychological knowledge to ensure constructive interaction with underage victims in the course of investigation. The authors have analyzed the most frequent and gross errors made by investigators in the course of investigative activities involving underage children who were victims of serious crimes. Some ways to eliminate such errors are proposed.
Keywords: underage victims, investigating officers, investigative actions, errors, interaction, information, interrogation.
References
1. Soboleva K.Yu. Prakticheskoe znachenie ispol'zo-vaniya znanij yuridicheskoj psihologii pri provedenii sledstvennyh meropriyatij v ramkah rassledovaniya pres-tuplenij protiv polovoj neprikosnovennosti nesovershen-noletnih // Psihologicheskaya nauka i praktika: lichnost' i sociokul'turnaya sreda. Perm', 2016. S. 195-198.
2. Vaskeh E.V. Psihologiya doprosa nesovershenno-letnih pravonarushitelej i zhertv seksual'nogo nasiliya. M.: Genezis, 2014.
3. Vaskeh E.V., Safuanov F.S. Metodologicheskie principy psihologicheskogo vzaimodejstviya rabotnikov
sledstvennyh organov s nesovershennoletnimi pri doprose // Yuridicheskaya psihologiya. 2011. № 2. S. 10-14.
4. Vaskeh E.V., Zagryadskaya E.A. Ispol'zovanie professional'nyh psihologicheskih znanij v ugolovno-processual'noj deyatel'nosti sledovatelya kak sredstvo snizheniya riskov prinyatiya nepravil'nyh (oshibochnyh) reshenij // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 2. S. 43-48.
5. Vaskeh E.V. Ispol'zovanie v hode doprosa profes-sional'nyh psihologicheskih znanij pri vzaimodejstvii sledovatelya s nesovershennoletnimi (maloletnimi), po-terpevshimi ot seksual'nogo nasiliya // Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. № 6. Ch. 3. S. 25-31.