Научная статья на тему 'Психологические аспекты оперативно-служебной деятельности сотрудников наркоконтроля'

Психологические аспекты оперативно-служебной деятельности сотрудников наркоконтроля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ НАРКОКОНТРОЛЯ / ЗАКОННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОГРАММА / СЛУЖЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ВОЗДЕЙСТВИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ / OFFICERS OF DRUG CONTROL AGENCIES / LEGALITY / PROFESSIONAL SELECTION / OPERATIVE ACTIVITY / PSYCHOGRAM / OFFICE STAFF / INFLUENCE OF THE DEPARTMENT HEAD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Елена Николаевна, Рыбина Ольга Викторовна

Рассматриваются отдельные психологические аспекты в работе с личным составом органов наркоконтроля. Вопросы отбора кадров в органы наркоконтроля с жестким условием не только отличного психосоматического здоровья, но и психологических характеристик, соответствующих предъявляемым требованиям, являются актуальными. Учет личностных характеристик важен не только для кадровых подразделений, но и руководителей, которые проводят воспитательную работу во вверенном служебном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколова Елена Николаевна, Рыбина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE OPERATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITY OF THE OFFICERS OF DRUG CONTROL AGENCIES

The article considers some psychological aspects of the work with the staff of drug control agencies. Issues of recruitment of personnel for drug control agencies subject to their perfect psychosomatic health are of current importance, as well as psychological characteristics required for this service. To take into account personal characteristics is important not only for personnel departments, but also for department heads conducting educational work in the units.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты оперативно-служебной деятельности сотрудников наркоконтроля»

Практика противодействия наркоугрозе Помощь ведущих специалистов

УДК 159.9

Елена Николаевна СОКОЛОВА,

доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат психологических наук

Ольга Викторовна РЫБИНА,

ведущий инспектор группы воспитательной работы и психологического обеспечения отделения кадров и воспитательной работы Управления ФСКН России по Ульяновской области

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ НАРКОКОНТРОЛЯ

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE OPERATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITY OF THE OFFICERS OF DRUG CONTROL AGENCIES

Рассматриваются отдельные психологические аспекты в работе с личным составом органов наркоконтроля. Вопросы отбора кадров в органы наркоконтроля с жестким условием не только отличного психосоматического здоровья, но и психологических характеристик, соответствующих предъявляемым требованиям, являются актуальными. Учет личностных характеристик важен не только для кадровых подразделений, но и руководителей, которые проводят воспитательную работу во вверенном служебном коллективе.

The article considers some psychological aspects of the work with the staff of drug control agencies. Issues of recruitment of personnel for drug control agencies subject to their perfect psychosomatic health are of current importance, as well as psychological characteristics required for this service. To take into account personal characteristics is important not only for personnel departments, but also for department heads conducting educational work in the units.

Ключевые слова: сотрудники органов наркоконтроля, законность, профессиональный отбор, оперативно-служебная деятельность, психограмма, служебный коллектив, воздействие руководителя.

Keywords: officers of drug control agencies, legality, professional selection, operative activity, psychogram, office staff, influence of the department head.

Современное состояние правопорядка в стране, изощренность наркопреступности, факты коррумпированности в силовых структурах, появление новых, нетрадиционных форм и методов преступных посягательств на общественные отношения качественно преобразуют криминальную среду. Сотрудники органов наркоконтроля все чаще сталкиваются в оперативно-служебной дея-

тельности с неожиданными и непредсказуемыми ситуациями, однако бывают не готовы без промедления действовать адекватным образом; вызывают тревогу многочисленные нарушения законности, допускаемые сотрудниками органов наркоконтроля, - все это является результатом недостаточного качества профессионального отбора, специальной психологической подготовки в системе Феде-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

ральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Сотруднику наркоконтроля по роду деятельности приходится иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, непредсказуемость, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.

Оперативно-служебную деятельность сотрудников органов наркоконтроля следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности, которая характеризуется многообразием и сложностью служебных задач, наличием ситуаций, при которых выполнение служебных задач связано с риском и опасностью для жизни, высоким уровнем психической напряженности труда, жесткими временными ограничениями для достижения требуемого профессионального уровня, повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки.

Сложные виды профессиональной деятельности в системе органов наркоконтроля предъявляют наряду с жесткими требованиями к состоянию соматического и психического здоровья очень высокие психологические требования к кандидату на службу в органы наркоконтроля. Другими словами, сложные профессии делают необходимым составление психограмм, на основе которых можно проводить психологический отбор.

Психографическое исследование, используемое при психологическом отборе, занимает центральное место в изучении особенностей профессиональной деятельности сотрудников различных уровней, в формировании модели успешного сотрудника, в подготовке к аттестации, представляет собой технологию изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям и возможностям человека. Объем, глубина и направление психографического исследования во многом зависят от социального заказа, то есть цели психограммы. Психографичес-

кое описание деятельности, оценка личностных и деловых детерминант специалиста, обусловливающих успешность профессиональной деятельности, служат основой для последующего оценивания профессиональной компетентности.1

Кандидаты на службу в органы наркоконтроля должны пройти профессиональный отбор, который включает в себя:

- предварительное изучение граждан, подбираемых на службу в органы наркоконтроля;

- период испытания граждан, назначенных на должность стажерами, а также профессиональное становление и адаптацию к службе в органах наркоконтроля сотрудников, назначенных на должность без испытания.

Психологическое изучение деловых, профессиональных и личностных качеств граждан, подбираемых на службу в органы наркоконтроля, включает изучение таких характеристик, как адаптационный потенциал личности, коммуникативность, нормативность поведения, эмоциональноволевую устойчивость, склонность к совершению асоциальных поступков и отклоняющемуся поведению, мотивацию поступления на службу, способность к конструктивному межличностному взаимодействию и др.

Психологическое изучение кандидатов на службу и сотрудников при их перемещении представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на всестороннее изучение и оценку соответствия профессионально важным качествам особенностей личности кандидата на службу либо сотрудника при его перемещении.

В ходе работы по психологическому изучению сотрудников при их перемещении и кадрового резерва особое внимание необходимо обращать на оценку организаторских и коммуникативных способностей, направленность личностных установок, ценностных ориентаций и нормативность поведения, стиль руководства коллективом и управленческой деятельно-

Практика противодействия наркоугрозе. Г * /1] Ппмпшь ведущих специалистов ^

сти, мотивацию профессионального самосовершенствования, способность к конструктивному взаимодействию, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

Служебный статус, который приобретает сотрудник, требует, чтобы он вел жизнь добропорядочного нравственного человека, несущего ответственность за происходящие вокруг него события. Люди должны в нем видеть пример чести, достоинства, гражданственности, служения закону и здорового образа жизни.2

Адаптация в служебных коллективах должна учитывать такие социально-психологические явления, как психологический климат, характер и эмоциональная окраска взаимоотношений между сотрудниками, их сплоченность, степень согласованности формальных и неформальных структур, наличие, а также способы разрешения и предупреждения межличностных конфликтов, степень соответствия стиля руководства уровню развития коллектива.

Известно, что в коллективах с благоприятным социально-психологическим климатом легче переносится воздействие тяжелых и опасных факторов условий труда, ниже текучесть кадров. Недооценка роли коллективного настроения и сплоченности ведет к потере до 15% рабочего времени и может существенно снижать взаимовыручку и надежность работы личного состава в экстремальных ситуациях. Неблагоприятный психологический климат резко отрицательно влияет на уровень заболеваемости личного состава вследствие развития хронических стрессовых реакций.

Работа по улучшению организации и условий службы сотрудников должна обязательно предусматривать оптимизацию взаимоотношений в коллективе. Для этого требуется целенаправленная и психологически грамотная работа руководителя по созданию в коллективе атмосферы сотрудничества, доверия и взаимопомощи, осознанная корректировка собственного стиля руководства. Это особенно актуально в связи с напряженным и опасным

характером труда сотрудников наркоконтроля в экстремальных условиях. Однако профилактика и устранение негативных явлений в коллективе возможны только тогда, когда принимаемые управленческие решения базируются на объективном анализе конкретной ситуации. Для этого необходимы не только управленческая грамотность руководителя, но и специальные знания, получение которых возможно научно обоснованными методами, в частности посредством объективного анализа социально-психологических внутригрупповых процессов и явлений на всех стадиях формирования коллектива.

Служебный коллектив сотрудников наркоконтроля складывается из социальных групп, которые имеют свою социальную структуру, основывающуюся на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалифицированные характеристики, половозрастной состав. Чтобы дать оценку коллективу, прогнозировать его развитие, обязательно надо рассмотреть и проанализировать динамику развития социальных групп с психологических позиций. Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимосвязей, которая складывается в группе. Каждый человек занимает особое социальное положение в своей группе: по вертикали - руководство и подчинение, по горизонтали - сотрудничество. Это отражается на статусе каждого члена группы.

Статус же человека раскрывается в целом наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль - социально-психологический феномен, связанный с выполнением, вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими психологическими возможностями. Выполнение тех или иных ролей окружающими оценивается по определенным формам ролевого поведения человека, которое основано на особом принятии определенной позиции или роли в соответствии с требованиями к конкретной должности и ожиданиями социального окружения.

Таким образом, существенным резервом обеспечения надежной работы сотруд-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

ников наркоконтроля являются контроль и использование социально-психологического потенциала коллектива. Это должно учитываться при комплектовании подразделений, в индивидуальной воспитательной работе, при профессиональной подготовке и аттестации, а также при выборе оптимальных стилей руководства в зависимости от уровня развития коллектива, результатов адаптации всех его членов к требованиям профессии и особенностям межличностных взаимоотношений.

Любое подразделение, являясь слаженным коллективом, будет показывать высокую эффективность оперативно-служебной деятельности при психологически обоснованном руководстве. Ведь воздействие руководителя на подчиненного сотрудника осуществляется с учетом индивидуального характера восприятия производимого воздействия и, соответственно, индивидуального характера выполнения служебных задач. Любой стиль управления оказывает влияние как на служебный коллектив в целом, так и на индивидуальные особенности подчиненных. Опытный руководитель, учитывая индивидуальные особенности каждого сотрудника, стремится воздействовать на его чувства и сознание и показать личностные возможности. Коллектив сотрудников органов наркоконтроля формирует коллективное в сознании отдельного сотрудника, когда в нем складывается со-

вместная деятельность, учитывающая в то же время индивидуальные особенности.

Для того чтобы повысить эффективность борьбы с наркопреступностью, необходима систематизированная организация психологического отбора кандидатов с соответствии с психограммой, отражающей требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, способностям и возможностям человека, позволяющая влиться сотруднику в служебный коллектив. Любое подразделение, являясь слаженным коллективом, будет показывать высокую эффективность оперативно-служебной деятельности при психологически обоснованном руководстве. Руководитель, учитывая психологические особенности каждого сотрудника, сможет психологически грамотно организовать индивидуальную воспитательную работу, в зависимости от уровня развития коллектива правильно выбрать оптимальный стиль руководства, корректировать адаптацию членов вверенного коллектива к требованиям профессии и особенностям межличностных взаимоотношений.

1 Пряхина М.В. Организация психологической службы в ОВД : учебное пособие / под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2005. С. 202.

2 Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2003. С. 81; Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. М., 2003. С. 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.