Научная статья на тему 'Психологические аспекты общения в стоматологии'

Психологические аспекты общения в стоматологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2192
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ / ПАЦИЕНТЫ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аветисян Рубина Рубиковна

В данной статье отмечается, сто профессиональные знания и умения, позитивный настрой, коммуникативные навыки общения являются залогом успешности и востребованности, что в совокупности повышает уровень обслуживания. Знания психологии помогают устанавливать доверительные отношения с пациентами, оказывать убеждающее и внушающее влияние, а также разрешать конфликтные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аветисян Рубина Рубиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты общения в стоматологии»

УДК 159

Аветисян Рубина Рубиковна

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальных, гуманитарных и экономических наук Северо-Осетинской медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации rubina-avetisan@mail .ru Rubina R. Avetisyan

candidate of pedagogical sciences, teacher of chair of social humanitarian and economic sciences of the North Ossetian medical academy of Ministry of Health of the Russian Federation rubina-avetisan@mail.ru

Психологические аспекты общения в стоматологии Psychological aspects of communication in dentistry

Аннотация. В данной статье отмечается, сто профессиональные знания и умения, позитивный настрой, коммуникативные навыки общения являются залогом успешности и востребованности, что в совокупности повышает уровень обслуживания. Знания психологии помогают устанавливать доверительные отношения с пациентами, оказывать убеждающее и внушающее влияние, а также разрешать конфликтные ситуации.

Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, эмоциональный контакт, пациенты, возрастные особенности.

Annotation. Professional knowledge and skills, a positive attitude and communication skills are the key to the success and demand that, in aggregate, increase the level of service. Knowledge ofpsychology help to establish confidential contacts with patients to provide a convincing and appealing effect, and to resolve conflict situations.

Key words: communication, communication skills, emotional contact, patients, age peculiarities.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития отношений между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятия и понимания партнера по общению, а также выработку единой стратегии взаимодействия. Коммуникативные навыки обеспечивают эффект воздействия на пациента, результаты лечения, успешность профилактики. Знания психологии помогают устанавливать доверительные отношения с пациентами, оказывать убеждающее и внушающее влияние, а также разрешать конфликтные ситуации. Все это составляет прочный фундамент доверия врачу [3].

Актуальность темы заключается в том, что некоторые врачи- стоматологи недостаточно инициативны в общении и не всегда уделяют достаточно внимания личностным особенностям своих пациентов, следовательно, не используют в полной мере тот потенциал, который влияет на позитивную коммуникацию с пациентом. Успешность лечебного процесса зависит не только от профессиональных качеств медицинского работника, но и от умения наладить эмоциональный контакт с пациентом. В процессе лечения врачу необходимо помнить о возрастных особенностях и индивидуальном подходе при взаимодействии с пациентами [4].

Цель нашей работы - изучение уровня общительности и коммуникабельности у студентов, сотрудников стоматологической поликлиники, а также удовлетворенности пациентов уровнем коммуникативного компонента в общении.

К задачам исследования относятся:

1. Теоретический обзор литературы по заданной тематике.

2. Исследование уровня общительности и коммуникабельности личности с помощью теста В.Ф. Ряховского [5].

3. Для исследования разработан авторский мини-опросник с учетом опыта оценки типологии реагирования на болезнь, характеризующий запрос и удовлетворенность пациентов коммуникативным компонентом лечения и диагностики.

Материалы и методы. В исследовании принимало участие 90 респондентов:

• студенты 4 курса стоматологического факультета СОГМА г. Владикавказ (40человек),

• сотрудники СП СОГМА г. Владикавказ (20человек, работающие с взрослыми),

• сотрудники РСП №1 г. Владикавказ (10 человек, работающие с детьми),

• пациенты указанных поликлиник (20человек).

Выдвигаемая нами гипотеза: предполагаем, что результаты вышеуказанного теста, направленного на исследование уровня общительности и коммуникабельности, у студентов СОГМА будут выше, чем у сотрудников клиник.

Выделяют три причины, по которым овладение психологическими знаниями может быть полезно стоматологу:

1. Доброжелательные отношения между доктором и пациентом влияют на создание и сохранение своих постоянных клиентов, желающих лечиться у определенного доктора, что особенно важно для врача, имеющего частную практику и работающего на коммерческом приеме.

2. От характера взаимоотношений «стоматолог-пациент» зависит эффективность лечения.

3. Профессиональные навыки и знания, а также позитивный настрой, благоприятный психологический климат во время работы, как с детьми, так и с взрослыми, в совокупности повышает уровень обслуживания. [1]

Анализ полученных результатов:

С помощью математического метода, а именно вычисления средних статистических величин, построена обобщенная диаграмма полученных результатов исследования уровня общительности и коммуникабельности личности с помощью теста В.Ф. Ряховского у студентов и работников стоматологических клиник. Для сравнительного анализа мы изобразили сводную диаграмму обеих групп:

25 20 15 10

О

студенты мед.работники

Рис. 1. Сводная диаграмма средних показателей полученных результатов студентов и сотрудников

У студентов результаты тестирования свидетельствует о высоком уровне общительности и коммуникабельности, в отличие от мед. работников, которые в своей профессиональной деятельности по результатам теста не проявляют особого интереса к общению, и, следовательно, не уделяют должного внимания этому компоненту.

Подтверждают нашу выдвигаемую гипотезу также результаты разработанного нами авторского мини-опросника, с учетом опыта оценки типологии реагирования на болезнь, характеризующий запрос и удовлетворенность пациентов коммуникативным компонентом лечения и диагностики.

Таблица 1. Вопросы анкеты и результаты опрошенных пациентов

Вопрос Ответ

да нет

1.Необходимо ли уделять больше времени на общение с пациентом 100 % -

2.Довольны ли вы общением на приеме у врача-стоматолога 30% 70%

3. Испытываете ли вы затруднение при общении со своим врачом 60% 40%

4. Значима ли для вас невербальная сторона общения 100% -

5.Важно ли для вас объяснение со стороны врача о проведенных вам манипуляциях в процессе лечения 100% -

Полученные результаты свидетельствуют о значимости и необходимости коммуникативной стороны общения в процессе практической деятельности врача-стоматолога. Практическая работа стоматолога наиболее успешна в том случае, когда основана на взаимовыгодных отношениях, когда врач и пациент

помогают друг другу. Для того, чтобы психологические проблемы не стали существенным ограничением профессиональной практики врача-стоматолога, желательно овладеть базовыми знаниями о психологии пациента [2]. Строя свои отношения с пациентом, необходимо учитывать, как минимум, возрастные особенности. Кроме того, врачу следует помнить о необходимости индивидуального подхода к пациенту. Независимо от того, какую специализацию имеет стоматолог, важно уметь грамотно выстраивать общение.

В отличие от ситуации лечения взрослых пациентов, с детьми на стоматологическом приеме часто возникают проблемы, которые могут стать препятствием к проведению лечебных мероприятий, поэтому организация детского приема требует особого подхода. Основа успешной работы в детской стоматологии строится на способности медперсонала управлять поведением ребенка во время приема. Рекомендации по оптимизации взаимодействия персонала с пациентами детского возраста представлены в таблице№2:

Таблица 2. Рекомендации по оптимизации взаимодействия персонала с пациентами детского возраста___

Возраст Присутствие родителей Основные проблемы на приеме Что предпринять

До трех лет Взрослые обязательно должны присутствовать в кабинете, при необходимости ребенок сидит на руках у родителей. Поведение детей может быть разным от полного отсутствия страха до выраженного негатива. 1.открыть рот 2. обеспечить доступ в полость рта более чем на 7-10 минут. 3.невозможно выполнить большой объем работы в один прием. 4. негативная реакция на плач других детей и на волнение и раздражительность родителей. Опыт стоматолога: Отвлекающие маневры, направленные на ребенка: наличие игрушек в кабинете, демонстрация муль-фильмов. Работа с ассистентом в четыре руки для повышения качества и скорости манипуляций Советы психолога: необхо-

димо обратить внимание на эмоциональное состояние родителей, снять страх и напряжение.

3-6 лет Присутствие родителей не обязательно, иногда нежелательно, т.к. часто ребенок в присутствии родителей ведет себя хуже. Очень эффективен эффект плацебо. Например, «смелая вода», «таблетка смелости», в качестве плацебо может быть использована витаминка или обычная вода. 1. открыть рот. 2.обеспечить доступ в полость рта более чем на 10-15 минут. 3.невозможно выполнить большой объем работы в один прием. 4. негативная реакция на плач других детей и на волнение и раздражительность родителей. Опыт стоматолога: Премедикация травами и растительными, седатив-ными сиропами, таблетками, анестезия. Дать возможность видеть процедуру осмотра, показать, что инструментами делают во рту. Приемы поэтапного местного обезболивания (чтобы отвлечь от укола). Игрушки и мультфильмы в качестве временного отвлекающего момента. Советы психолога:

В возрасте 3-4 лет ребенка довольно легко убедить, настроить на лечение (если ребенка расположить к себе и вызывать симпатию -доброта, внимательность, нежность, совместная игра), отвлечь (мультфильмы). В 5-6 лет настроить на лечение можно, используя авторитет любимых детских героев (мультфильмы, сериалы). Роль игры в холле тоже не следует недооценивать, т.к. комфортное ожидание позволяет ребенку чувствовать себя более расслаблено и непринужденно, особенно в том случае, когда приходится немного ждать.

7-10 лет Присутствие родителей в кабинете желательно исключить. Поведение детей данной возрастной группы можно характеризовать как «я взрослый, но трус». Продолжительность приема 30-45 минут, максимум 1 час. Желательно проводить лечение в дни, когда ребенок не очень загружен уроками, секциями, т.к. усталость и повышенная утомляемость к вечеру могут негативно сказываться на общем настрое на лечение, даже в том случае, если изначально он положительный. Опыт стоматолога: Премедикация травами и растительными седативны-ми сиропами, таблетками. Дать возможность видеть процедуру осмотра, показать, что инструментами делают во рту. Советы психолога: основ-

ные занятия у ребенка данной возрастной группы в холле: чтение комиксов, рисование. Делаем акцент на атмосфере комфорта и спокойствия.

11 лет и старше. Присутствие родителей обязательно исключить. Терпение и тактичность, спокойствие - залог успеха у пациентов этого возраста. Присутствие родителей обязательно исключить. Терпение и тактичность, спокойствие - залог успеха у пациентов этого возраста. Опыт стоматолога: Объяснять суть манипуляций, рассказывать о лечении. Для них надо стать авторитетом, желательно найти тему, соответствующую интересам подростка, и беседовать как с взрослым человеком. Советы психолога: в обще-

нии с подростком следует вести себя очень тактично, говорить о необходимости лечения без нажима и давления, делая акцент на значимости стоматологическо-

го лечения не только для здоровья, но и для внешней красоты и успешности (красивая улыбка - залог привлекательности).

Отдельно следует отметить аспект взаимоотношений стоматолога с членами семьи, сопровождающими ребенка в клинике. Чаще всего, общение ограничивается решением вопроса присутствия/ отсутствия родителей в кабинете и их обучения уходу за полостью рта малыша. Родители оказывают большое влияние на эмоциональное состояние ребенка, на его отношение к лечению и личности врача, что, несомненно, отражается на эмоциональном настрое ребенка [3]. В процессе лечения ребенка врач взаимодействует с ребенком и взрослым, ему приходится быть одновременно и хорошим детским психологом, и уметь установить психологический контакт с родителями. Стоматологу необходимо настроить взрослых позитивно, чтобы они передавали только положительные эмоции ребенку, и делать это важно, учитывая все аспекты, которые обсуждались ранее.

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

2. Вассерман Е.Л. О речевой культуре врача // Экология человека. 1996. -»1. - C.3I-33.

3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. - C.B7-

I75.

4. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. М, 1997.

5. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1994 Bibliography

1. Bodalev A.A. Personality and communication. M., 1983.

2. Wasserman E.L. speech culture of physician // human Ecology. 1996. - "1. -C.3I-33.

3. Gozman L.Y. Psychology emotional relations. M., 1987. - C.B7-I75.

4. Solozhenkin CENTURIES Psychological basics of medical activity. M.,

1997.

5. Titchener E. Tutorialpsychology. M., 1994

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.