Научная статья на тему 'Вопросы интеграции стоматологии и педиатрии в процессе подготовки врачей-стоматологов общей практики и детских челюстно-лицевых хирургов'

Вопросы интеграции стоматологии и педиатрии в процессе подготовки врачей-стоматологов общей практики и детских челюстно-лицевых хирургов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врач-стоматолог / общая практика / ребенок / возрастные периоды / dentist / general practice / child / age periods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Т. Ермуханова, А.Ж. Есiм, А.А. Кабулбеков, З.Р. Камиева

В современных условиях подготовки врача-стоматолога общей практики необходимо в программу образовательного процесса ввести медицинские дисциплины педиатрического профиля. Будущий врач-стоматолог будет работать не только со взрослым пациентом, но и детьми различных возрастных периодов. При этом специалист должен иметь хорошее представление о физиологии, анатомии детского организма, патологических состояниях у детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF INTEGRATION OF STOMATOLOGY AND PEDIATRICS IN THE COURSE OF TRAINING OF DENTISTS OF THE GENERAL PRACTICE AND CHILDREN'S MAXILLOFACIAL SURGEONS

In modern conditions of training of the dentist of the general practice it is necessary in the program of educational process to enter medical disciplines of a pediatric profile. Future dentist will work not only with the adult patient, but also children of various age periods. Thus the expert has to have good idea of physiology, anatomy of a children's organism, pathological states at children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Вопросы интеграции стоматологии и педиатрии в процессе подготовки врачей-стоматологов общей практики и детских челюстно-лицевых хирургов»

М.Ж.ЕРГАЗИНА, М.С.КАЛИНИНА ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИСТОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ФАКУЛЬТЕТОВ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» И «СТОМАТОЛОГИЯ»

Резюме: Новой методикой обучения студентов на кафедре гистологии является внедрение на практических занятиях метода ТBL, атласа микрофотографий гистологических препаратов органов и тканей, интерактивной доски и компьютерного класса, которые позволяют студентам активно работать с гистологическим препаратом не только во время занятии, но и в неурочное время. Эти методы позволяют повысить заинтересованность студентов в изучении предмета, повысить производительность процесса обучения и создать условия для развития навыков и компетенции, предусмотренных образовательными программами.

Ключевые слова: Инновационная технология, ТBL, проблемно- ориентированная система.

M.G. ERGAZINA, M.C.KALININA «SYSTEM OF THE TEACHING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF HISTOLOGY»

Resume: The new methodology of the teaching of students at the department of Histology consists in introduction of the method of TBL, usage of the Atlas of photomicrographs of organs and tissues, usage of an interactive whiteboard and computer classroom. All of those innovations give the students an opportunity to investigate histologic specimens not only during the lesson but at the extracurricular time as well. Such methods increase interest of the students in the subject, they also increase effectiveness of the educational process. Keywords: innovative technology, problem-oriented system.

УДК [614.23:616.314+614.23:617-089-053.2]:37.014.1

Г.Т. ЕРМУХАНОВА, А.Ж. ЕС1М, А.А. КАБУЛБЕКОВ, З.Р. КАМИЕВА Модуль стоматологии детского возраста КазНМУ им.С.ДАсфендиярова

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ СТОМАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ -СТОМАТОЛОГОВ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ И ДЕТСКИХ ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВЫХ ХИРУРГОВ

В современных условиях подготовки врача-стоматолога общей практики необходимо в программу образовательного процесса ввести медицинские дисциплины педиатрического профиля. Будущий врач-стоматолог будет работать не только со взрослым пациентом, но и детьми различных возрастных периодов. При этом специалист должен иметь хорошее представление о физиологии, анатомии детского организма, патологических состояниях у детей и подростков.

Ключевые слова: врач-стоматолог, общая практика, ребенок, возрастные периоды

Присоединение Казахстана к Болонскому

процессу ставит перед академической

общественностью насущную задачу рассмотрения сути происходящих инновационных и интеграционных процессов. Целью всех

применяемых нововведений является повышение качества образования и глубокая интеграция в общеевропейское образовательное пространство. Накопленный к настоящему времени материал о преобразованиях в казахстанском образовании преимущественно относится к техническим, гуманитарным и экономическим вузам, которые ранее других вступили на путь реформ. Изменения в медицинских образовательных учреждениях происходят только в течение последнего времени и в связи с этим любой накопленный опыт достоин осознания.

Методика применения модульного принципа

преподавания на выпускающей кафедре стоматологического факультета позволяет значительно повысить мотивацию студентов в процессе обучения, улучшить формирование профессиональных компетенций выпускника путем оптимизации аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Подготовка научно-практических кадров на стоматологическом факультете медицинских вузов в Казахстане в настоящее время претерпевает значительные изменения. В гуманитарных и научно-технических направлениях данная реорганизация обучения, по-видимому, позволяет быстро ориентироваться и найти оптимальный вариант решения поставленных глобальных задач. В то же время в медицинских университетах и институтах без создания специальных клиник, учебных и лекционных баз лаборатории качественного успеха не достичь не возможно. Только с решением вышеуказанных данных открывается возможность подготовки врача-стоматолога Европейской квалификации.

Медицинская наука и практика в данное время решает получение знаний, без которых не может обойти врач любой специальности в современных условиях. Небходимо решать задачи общественного развития, которые врачи всех специальностей должны освоить и применять в своей практической деятельности. Но решительного продвижения прикладного характера не достигнуто. Поэтому входя в мировое сообщество, Казахстанская медицинская наука и практика, имея достаточный опыт в своем

развитии, но без современного оборудования не должна находиться в роли арьергарда. При этом подготовка врача-специалиста в зависимости от настоящего времени требует выполнения следующих обязательных задач: Оснащенности и организации учебно-клинической базы в соответствии со временем; В соответствии со временем высокой специальной квалификации преподавательского состава; Поднять общеобразовательный фон обучающегося, поддержать стремление студентов соответствовать требованию и уровню мировой медицины ведущих мировых держав по медицине и стоматологии. Создать на базе стоматологического факультета КазНМУ вуз, который соответствует стандартам общеобразовательного медицинского пространства Европы, что само по себе создает условия и мотивацию для подготовки врачей (обучаемого и обучающего).

Учебно-клинические базы для подготовки научно-ориентированных кадров детских стоматологов в РК и в прошлые времена не всегда соответствовали требованиям и естественно не отвечают требованиям сегодняшнего и будущего времени. В настоящее время научно-ориентированные кадры стоматологов и челюстно-лицевых хирургов не соответствуют уровню развитых стран. Пример: В течение 10-15 лет мы изучали результаты хейло- и ураностафилопластики, выполненных в регионах РК и убедились, что у 50% детей и подростков произведены повторные реконструктивно-восстановительные операции.

Стоматолог в условиях стоматологической клиники проводит обследование и лечение основных стоматологических заболеваний. Знает ли стоматолог организм пациента, его патологию, особенности психо-физиологического развития в каждом возрастном периоде и патологию, более специфичную соответствующего периода развития? В настоящее время по программе обучения студентов стоматологического факультета объем учебного материала по общим клиническим дисциплинам, таким, как пропедевтика внутренних болезней, хирургические болезни, травматология и другие узко специальные медицинские предметы не соответствует требованиям подготовки врача-стоматолога общей практики.

Недостаточное знание врачом общей практики по патофизиологии заболевания пациента приводит к недостаточно квалифицированным лечебно-профилактическим мероприятиям. Нередко многие заболевания впервые обнаруживаются в полости рта и в то же время большинство врачей-стоматологов плохо ориентированы в проявлении и диагностике соматической патологии.

Обучение указанных дисциплин должно проводиться в условиях клиники с преломлением на стоматологию. После завершения указанных

циклов и специализации врач-стоматолог общей практики должен получить сертификат соответствующего уровня.

Подготовка челюстно-лицевых хирургов в настоящее время в рамках резидентуры завершается выдачей соответствующего документа, тем не менее данная форма подготовки специалистов практически не соответствует названию вышеуказанной

специализации.

Хирурги-стоматологи, как и врачи-стоматологи общей практики, проходят основу педиатрии за 3-4 дня в кабинетах, надо сказать, исключительно теоретически. Детский организм - это растущие органы и системы, и в нем патология отдельных клеток и части органа может отражаться на формировании органов и систем жизнеобеспечения в разные периоды развития.

Поэтому считаем целесообразным проходить обучение будущих и ныне действующих детских челюстно-лицевых хирургов по следующим разделам клинической медицины:

1. Возрастная анатомия и физиология детей

2. Основы неонатологии

3. Пропедевтика детских болезней

4. Факультетская педиатрия

5. Детская хирургия (разделы неотложной хирургии)

6. Детская анестезиология, реаниматология

7. Детская аллергология и иммунология

8. Детская онкология

9. Детская неврология и нейрохирургия

10. Пластическая и реконструктивная хирургия.

При прохождении специализации по данным разделам детский челюстно-лицевой хирург должен защитить сертификат по специальности. Будущему врачу-стоматологу общей практики предстоит работать и с детьми различных возрастных периодов, поэтому специалисту необходимо довольно успешно ориентироваться в вопросах психологии маленьких пациентов. Врачу-стоматологу, работающему с детьми, непременно придется встречаться с негативным отношением детей к лечению зубов. Существует ряд факторов, которые могут тормозить формирование негативного отношения к лечению зубов или задерживать внешние проявления этого отношения, то есть помогают ребенку преодолеть свое негативное отношение, перенести неприятные и даже болевые ощущения.

К ним относятся: 1) глубокое понимание и осознание необходимости своевременного лечения зубов; 2) воспитание у ребенка умения переносить болевые ощущения, не концентрируя на них внимание окружающих; 3) отвлечение внимания ребенка от тревожных мыслей и отрицательных раздражителей, предшествующих или сопутствующих лечению; 4) прямое словесное внушение (психосупрессивная терапия); 5) ослабление эмоционального напряжения (тревоги, страха) с помощью фармакологических средств; 6) повышение порога болевой чувствительности за счет фармакологических средств, физических методов.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками стали дети шести лет. Врач-стоматолог при работе с детьми должен уметь найти общий язык и установить полный контакт с ними и их взрослыми сопровождающими. Такие познания можно получить, изучая предмет Психологии с прицелом на психологию детей и подростков, Коммуникативные навыки. При организации работы стоматологического кабинета или клиники необходимо учитывать особенности психоэмоционального состояния детей. Существенное отвлекающее воздействие на ребенка оказывает

интерьер поликлиники. Элементами интерьера могут быть панорамы с изображениями героев любимых сказок, мультфильмов, аквариумы, стенды. Особый акцент при общении нужно делать на уважение к ребенку, проявлять интерес к его индивидуальности, общаться с ребенком на его уровне и давать четкие инструкции. Нельзя настраивать ребенка на возможность боли при стоматологическом вмешательстве. Фраза «тебе не будет больно» является изначально неверной, так как понятие боли не должно фигурировать при общении с маленьким пациентом в принципе. Необходимо настроить на данную модель поведения и родителей. Важно учитывать стадию интеллектуального развития ребенка. Так в среднем до 7 лет дети верят в то, что видят и что им говорят. В более старшем возрасте лучше не пытаться обмануть ребенка, так как у детей начинает развиваться логическое мышление. Обо всех манипуляциях, которые врач планирует совершить, необходимо предупредить родителей. Поведение родителей может оказать как поддержку ребенку, так и вызвать дополнительное беспокойство. Поэтому вопрос об их присутствии в кабинете во время лечения должен решаться индивидуально.

Для коррекции психоэмоционального состояния ребенка, испытывающего тревогу или страх как в

ожидании лечения, так и в процессе выполнения врачом процедур, используются психотропные препараты (седативные, транквилизаторы, нейролептики), снотворные средства. Целесообразно сочетать их с ненаркотическими анальгетиками. В этом смысле в процессе обучения будущего врача-стоматолога общей практики необходимо особый упор при прохождении фармакологии производить на знание педиатрических дозировок, специфичных возрастных препаратов, особенно при планировании местного обезболивания и выборе конкретного анестетика. В случаях негативного

психоэмоционального состояния у ребенка перед стоматологическим вмешательством назначают малые транквилизаторы. Для детей младшего возраста можно рекомендовать сибазон, а более старшего - мебикар в возрастной дозировке за 30-40 мин до лечения. При этом надо по возможности стремиться к тому, чтобы ребенок принимал лекарство добровольно. Для этого лучше предлагать его растворенным во фруктовом соке. Данная работа основана на изучении степени квалификации специалистов врачей-стоматологов общей практики и имеет цель реформирования программы отечественного медицинского

стоматологического образования в перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150). - 2013. - Volume 3. - Issue 2. - Ю: 2013-02-5-А-2527

2 Зволейко Е.В. Нормативно-правовые основы психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в образовательных учреждениях : Учебное пособие. - М.: 2009. - 156 с.

3 Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л. Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической практике. - М.: Педагогика, 2006. - 95 с.

4 Новые подходы к подготовке специалистов в контексте Болонского процесса // Акулова О.В. - Бюлл. Учен.совета, 2006. - №9. - С.51-53.

Г.Т. ЕРМУХАНОВА, А.Ж. ЕС1М, А.А. КАБУЛБЕКОВ, З.Р. КАМИЕВА ЖАЛПЫ ТЭЖ1РИБЕЛ1 ДЭР1ГЕР-СТОМАТОЛОГТАР МЕН БАЛАЛАР БЕТ-ЭЛПЕТ1 ХИРУРГТАРЫН ДАЙЫНДАУДА СТОМАТОЛОГИЯ ЖЭНЕ ПЕДИАТРИЯ САЛАСЫН Ж1КТЕСТ1РУ МЭСЕЛЕЛЕР1

Тушн: Жалпы тэжiрибелi дэр^ер-стоматологты заманауига сэйкес дайындау ушш оку жоспарына балаларга тэн медициналы; салаларды енпзу керек. Болаша; дэртер- стоматолог ересектер мен катар балаларды да кабылдайды. Сонды;тан маман баланьщ жас шамасына байланысты анатомиясы мен физиологиясын, патологиялы; eзгерiстердi дурыс игеруi тиiс.

ТYЙiндi сездер: дэр^ер-стоматолог, жалпы тэжiрибелi, бала, бала кез^ жасына байланысты топтар

G.T. YERMUKHANOVA, A.ZH. ESIM, A.A. KABULBEKOV, Z.R. KAMIEVA QUESTIONS OF INTEGRATION OF STOMATOLOGY AND PEDIATRICS IN THE COURSE OF TRAINING OF DENTISTS OF THE GENERAL PRACTICE AND CHILDREN'S MAXILLOFACIAL SURGEONS

Resume: In modern conditions of training of the dentist of the general practice it is necessary in the program of educational process to enter medical disciplines of a pediatric profile. Future dentist will work not only with the adult patient, but also children of various age periods. Thus the expert has to have good idea of physiology, anatomy of a children's organism, pathological states at children and teenagers. Keywords: dentist, general practice, child, age periods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.