Научная статья на тему 'Оценка эффективности психологической подготовки детей к стоматологическому вмешательству'

Оценка эффективности психологической подготовки детей к стоматологическому вмешательству Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
768
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN / PARENTS / DENTAL TREATMENT / PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виноградова Алла Владимировна, Колесникова Лариса Романовна, Винокурова Татьяна Сергеевна

Цель. Разработка методов снижения уровня страха и тревожности на стоматологическом приеме при помощи предварительной психологической подготовки детей раннего и младшего дошкольного возраста. Методика. Перед началом стоматологического лечения у детей от 2 до 6 лет проводилось изучение и оценка эмоциональной реакции на первичном приеме у врача стоматолога. Проводилось анкетирование родителей, для выявления их эмоционального отношения к стоматологической помощи и наличия предварительной психологической подготовки ребенка перед посещением стоматолога. Результаты. Изучены особенности эмоционального состояния детей от 2 до 6 лет перед и во время визита к врачу стоматологу. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных, можно увидеть, что большинство детей проявляли негативное поведение. Учитывая время, затраченное врачом на уговаривание ребенка, большинству детей требуется от 5 до 10 и более минут на подготовку и эмоциональный настрой перед началом лечения на приеме врача. Это в свою очередь сокращает время, уделяемое непосредственно на лечение зубов. Заключение. При сравнительном анализе уровня предварительной психологической подготовки ребенка и его психо-эмоциональной реакцией на приеме у врача-стоматолога, наблюдается их взаимосвязь. Чем ниже уровень подготовки ребенка, тем более выраженная его негативная реакция при лечении зубов. Следует отметить, что детей с высоким уровнем подготовки значительно меньше, чем детей с низким уровнем. Это свидетельствует о том, что родители недостаточно осведомлены и компетентны в данном вопросе. Ключевые слова: дети, родители, стоматологическое лечение, психологическая подготовка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Виноградова Алла Владимировна, Колесникова Лариса Романовна, Винокурова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF CHILDREN TO DENTAL INTERVENTION

Objective. To develop methods for reducing the level of fear and anxiety at the dental reception with the help of preliminary psychological preparation of children of early and younger preschool age. Methods. Before the beginning of dental treatment in children from 2 to 6 years old, a study and assessment of the emotional response to the primary admission of a dentist was carried out. Questioning of parents was conducted to reveal their emotional attitude to dental care and the availability of preliminary psychological preparation of the child before visiting the dentist. Results. The features of the emotional state of children from 2 to 6 years before and during the visit to a dentist are studied. As a result of the conducted research and analysis of the data obtained, it can be seen that most of the children showed negative behavior. Given the time spent by a doctor on persuading a child, most children need 5 to 10 or more minutes to prepare and be emotionally prepared before starting treatment at the doctor's appointment. This, in turn, reduces the time spent directly on dental treatment. Conclusion. With a comparative analysis of the level of preliminary psychological preparation of the child and their psycho-emotional reaction to the admission of a dentist, their interrelation is observed. The lower the level of the child's preparation, the more pronounced their negative reaction in the treatment of teeth. It should be noted that the number of children with a high level of training is significantly less than tht of children with a low level. This indicates that parents are not sufficiently informed and competent in this matter.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности психологической подготовки детей к стоматологическому вмешательству»

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗБРАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ конференции «Актуальные вопросы современной стоматологии», в рамках празднования 55-летия стоматологического факультета Смоленского государственного медицинского университета. Смоленск, 19 октября 2018 г.,

УДК 616-01/61.954

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ © Виноградова А.В. 1, Колесникова Л.Р. 1, Винокурова Т.С. 2

'Иркутский государственный медицинский университет», Россия, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1

2ОГАУЗ «Иркутская городская детская стоматологическая поликлиника», Россия, 664045, Иркутск, пр-т Жукова, 64

Резюме

Цель. Разработка методов снижения уровня страха и тревожности на стоматологическом приеме при помощи предварительной психологической подготовки детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Методика. Перед началом стоматологического лечения у детей от 2 до 6 лет проводилось изучение и оценка эмоциональной реакции на первичном приеме у врача стоматолога. Проводилось анкетирование родителей, для выявления их эмоционального отношения к стоматологической помощи и наличия предварительной психологической подготовки ребенка перед посещением стоматолога.

Результаты. Изучены особенности эмоционального состояния детей от 2 до 6 лет перед и во время визита к врачу стоматологу. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных, можно увидеть, что большинство детей проявляли негативное поведение. Учитывая время, затраченное врачом на уговаривание ребенка, большинству детей требуется от 5 до 10 и более минут на подготовку и эмоциональный настрой перед началом лечения на приеме врача. Это в свою очередь сокращает время, уделяемое непосредственно на лечение зубов.

Заключение. При сравнительном анализе уровня предварительной психологической подготовки ребенка и его психо-эмоциональной реакцией на приеме у врача-стоматолога, наблюдается их взаимосвязь. Чем ниже уровень подготовки ребенка, тем более выраженная его негативная реакция при лечении зубов. Следует отметить, что детей с высоким уровнем подготовки значительно меньше, чем детей с низким уровнем. Это свидетельствует о том, что родители недостаточно осведомлены и компетентны в данном вопросе.

Ключевые слова: дети, родители, стоматологическое лечение, психологическая подготовка

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF CHILDREN TO DENTAL INTERVENTION

Vinogradova A.V.,1 Kolesnikova L.R.,1 Vinokurova T.S.2

'Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 1, Krasnogo vosstanija St., 664003, Irkutsk, Russia 2Irkutsk City Children's Dental Polyclinic, 64, Zhukov St., 664045, Irkutsk, Russia

Abstract

Objective. To develop methods for reducing the level of fear and anxiety at the dental reception with the help of preliminary psychological preparation of children of early and younger preschool age.

Methods. Before the beginning of dental treatment in children from 2 to 6 years old, a study and assessment of the emotional response to the primary admission of a dentist was carried out. Questioning

of parents was conducted to reveal their emotional attitude to dental care and the availability of preliminary psychological preparation of the child before visiting the dentist.

Results. The features of the emotional state of children from 2 to 6 years before and during the visit to a dentist are studied. As a result of the conducted research and analysis of the data obtained, it can be seen that most of the children showed negative behavior. Given the time spent by a doctor on persuading a child, most children need 5 to 10 or more minutes to prepare and be emotionally prepared before starting treatment at the doctor's appointment. This, in turn, reduces the time spent directly on dental treatment.

Conclusion. With a comparative analysis of the level of preliminary psychological preparation of the child and their psycho-emotional reaction to the admission of a dentist, their interrelation is observed. The lower the level of the child's preparation, the more pronounced their negative reaction in the treatment of teeth. It should be noted that the number of children with a high level of training is significantly less than tht of children with a low level. This indicates that parents are not sufficiently informed and competent in this matter.

Keywords: children, parents, dental treatment, psychological preparation Введение

Стоматологическое лечение один из наиболее социально-значимых видов амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Поэтому удовлетворение потребностей населения в квалифицированной стоматологической помощи, проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, остаются важнейшими задачами и приоритетами деятельности для здравоохранения РФ. Проблема коррекции тревожности у детей на сегодняшний день приобрела особую значимость, поскольку каждый второй ребенок в возрасте от 2 лет и старше испытывает стресс на приеме у врача. Исследование российских и зарубежных авторов показали, что данная проблема в практике врача-стоматолога детского является актуальной. Для 86-90,9% детского населения в возрасте от 2 до 6 лет лечение зубов является психо-эмоциональным стрессом, сопровождающимся негативными поведенческими реакциями. В будущем это может привести к отказу от лечения [2, 6, 11].

Из анализа литературных источников следует, что для предотвращения тревожности перед проведением стоматологического лечения у детей часто транквилизаторы бензодиазепинового ряда [2, 6, 7, 11]. Нефармакологические методы коррекции поведения на стоматологическом приеме в основном исследованы зарубежными авторами [3, 9, 10]. Психологи предупреждают родителей о негативном эффекте обсуждения своей боязни врачей стоматологического профиля в присутствии детей. Истории, переданные от взрослых детям, могут годами вызывать у них негативное поведение. Анализ учебно-методической литературы позволяет убедиться о том, что с каждым годом растет количество детей, нуждающихся в стоматологической помощи. Повышается нагрузка на врача-стоматолога и уменьшает количество времени, уделяемого на подготовку к стоматологическим вмешательствам непосредственно на приеме [1, 5, 8]. По существу, подготовка детей должна проводиться родителями еще до визита к врачу.

Остается открытым вопрос влияния стереотипа поведения родителей на реакцию ребенка у врача-стоматолога детского. С учетом актуальности и социальной значимости данной проблемы, нами была выбрана данная тема исследования.

Целью работы явилась разработка методов снижения уровня страха и тревожности на стоматологическом приеме при помощи предварительной психологической подготовки детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Методика

Работа выполнена на базе ОГАУЗ ИГДСП, в детском стоматологическом кабинете № 15, с пациентами в возрасте от 2 до 6 лет и их родителями. В исследовании принимали участие 50 детей, нуждающихся в санации ротовой полости. Исследование проводилось во время первого посещения стоматолога. Проводилось анкетирование родителей, для выявления их эмоционального отношения к стоматологической помощи и наличия предварительной психологической подготовки ребенка перед посещением стоматолога. С целью разработки рекомендаций по предварительной подготовке детей к оказанию стоматологической помощи, проводилось изучение и оценка эмоциональной реакции детей на первичном приеме у врача стоматолога. Для изучения психоэмоциональной реакции детей нами был использован метод наблюдения и оценки эмоциональных и поведенческих реакций детей перед и во время лечения зубов Е.Г. Киселевой [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов анкетирования родителей позволил нам выделить качественные уровни предварительной психологической подготовки детей. Низкий уровень - подготовка не проводилась; средний уровень - проведена беседа; высокий уровень - проведена беседа с показом специальных мультфильмов и использованием специальной литературы, статей.

Результаты распределения детей в зависимости от уровня предварительной психоподготовки показали следующие результаты: дети с высоким уровнем составили 10% от числа обследованных. Количество детей с низким уровнем подготовки составило 23,3% от числа обследованных. Основное количество детей со среднем уровнем психоподготовки составило 66,7%. Это свидетельствует о том, что большинство родителей недостаточно компетентны в вопросе психологической подготовки ребенка к посещению стоматолога.

Так же анализируя результаты анкет, мы разделили родителей на группы, в зависимости от их личного отношения к стоматологической помощи. Первая группа - позитивное отношение к стоматологической помощи; вторая группа - негативное отношение; третья группа -испытывающая страх, тревогу на приеме у стоматолога (рис. 1).

П ТПО/1

16,70%

1

60% 40% 20%

позитивное

негативное

испываюстрах

Рис.1. Распределение родителей в зависимости от их личного отношения к стоматологической помощи

При анализе диаграмм видим, что 16,7% родителей испытывают страх и тревогу, 23,3% негативное отношение к стоматологической помощи. Что в свою очередь может стать причиной тревожности детей и их негативной эмоциональной реакции на приеме у стоматолога. 60% родителей относятся положительно к стоматологической помощи.

Таким образом, необходимо не только готовить детей к стоматологическому лечению, но и менять эмоциональный настрой самих родителей. По результатам наблюдения и оценки эмоциональных и поведенческих реакций детей перед и во время лечения зубов нами были начислены баллы.

40%

20%

0%

36,70%

16,70%

23,30%

10%

13,30%

1 балл

2 балла

4 балла

5 баллов

Рис. 2. Распределение детей в зависимости от начисленных баллов и от их эмоциональных и поведенческих реакций.

Позитивное поведение - 5 баллов; переходное поведение - 4 балла; легкие признаки негативного поведения - 3 балла; средние признаки негативного поведения - 2 балла; сильные признаки негативного поведения - 1 балл (рис. 2). Анализируя данные, большинство детей проявляли негативное поведение. Из них 23% детей проявляли легкие признаки негативного поведения, 37% средние признаки негативного поведения и 17% детей с сильными признаками негативного поведения. Позитивное поведение отмечалось у 13% испытуемых и переходное поведение у 10% детей. Учитывая время, затраченное врачом на уговаривание ребенка, большинству детей требуется от 5 до 10 и более мин. на психоподготовку перед началом лечения непосредственно на приеме врача.

Таким образом, при изучении эмоциональной реакции детей на приеме у стоматолога было выявлено 77% детей с негативным поведением, что свидетельствует о низком уровне их психологической подготовленности и недостаточной компетентности родителей в вопросах предварительной подготовки детей к посещению врача стоматолога.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к посещению врача-стоматолога детского

Начиная с раннего возраста, воспитывайте у ребенка заботу о зубах в виде соблюдения гигиены полости рта, своевременного посещения стоматолога с целью контрольных осмотров и профилактики.

Ни в коем случае не говорите ребенку, что он должен чистить зубы, чтобы ему не пришлось идти к стоматологу. Посещение стоматолога и лечение зубов должно быть таким же естественным и необходимым, как гигиена полости рта.

Не запугивайте ребенка стоматологическим наказанием («если ты будешь есть много конфет, то у тебя испортятся зубы и стоматолог их выдернет»). Не обсуждайте стоматологические проблемы в присутствии ребенка.

Не стоит обманывать ребенка и обещать, что доктор ничего делать не будет. Ведь в кресле у стоматолога он все равно поймет, что это не так. Лучше объяснить малышу, что врачу нужно осмотреть ротик, почистить зубки и полечить их.

Перед походом в клинику не произносите вслух фразы: «не бойся!», «потерпи!», «тебе ничего делать не будут, только посмотрят», «больно не будет». Помните, что любые запреты и предостережения вызывают, совершенно обратный эффект, а потому фразы типа «не бойся, больно не будет», наоборот, только пугают ребенка.

Рекомендуем посмотреть (позитивный) видеоролик или мультфильм, детскую передачу на тему «визит к стоматологу». Это поможет выработать модель поведения ребенка. Настройте ребенка на то, что стоматолог, к которому вы идете, добрый как Айболит (прочитайте вместе эту сказку), только лечит не зверей, а людей. Можно выдумать историю о крошечных монстриках, поселяющихся в зубках детей. Эти существа строят свои домики, из-за которых портятся зубки, а добрый доктор знает, как их прогнать. У ребенка должен заранее сформироваться доброжелательный настрой по отношению к врачу и всем его манипуляциям. Среди вариантов игрового подхода - ролевая игра в зубного врача.

Родителям требуется проявлять личное спокойствие перед визитом к стоматологу, и, ожидая приема, так как Ваше волнение и страх передадутся ребенку. Страх родителей - вот первая причина отказа ребенка идти к детскому стоматологу.

Сделать всё возможное, чтобы беспокойство не передалось ребенку, ведите себя естественно и непринужденно. Это позволит ребенку также быть спокойным и свободным. Важно, чтобы Вы сами доверяли врачу. Позвольте доктору самостоятельно установить контакт с вашим ребенком, завоевать доверие. Спокойно наблюдайте за действиями доктора и помните, что перед вами профессионал. Никогда не унижайте ребенка на приеме. Не обещайте его отшлепать или поставить в угол, если он ведет себя плохо.

Выводы

1. Изучены особенности эмоционального состояния детей от 2 до 6 лет перед и во время визита к врачу стоматологу. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных, можно увидеть, что большинство детей проявляли негативное поведение. Учитывая время, затраченное врачом на уговаривание ребенка, большинству детей требуется от 5 до 10 и более минут на подготовку и эмоциональный настрой перед началом лечения на приеме врача. Это в свою очередь сокращает время, уделяемое непосредственно на лечение зубов.

2. Исследованы особенности влияния родителей на поведение детей на стоматологическом приеме с помощью анкетирования. При сравнительном анализе уровня предварительной психологической подготовки ребенка и его психо-эмоциональной реакцией на приеме у врача-стоматолога, наблюдается их взаимосвязь. Чем ниже уровень подготовки ребенка, тем более выраженная его негативная реакция при лечении зубов. Следует отметить, что детей с высоким уровнем подготовки значительно меньше, чем детей с низким уровнем. Это свидетельствует о том, что родители недостаточно осведомлены и компетентны в данном вопросе.

3. Разработаны и внедрены рекомендации для родителей, позволяющие поддерживать эффективный уровень сотрудничества с ребенком на стоматологическом приеме.

Литература (references)

1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». -М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. -264 с. [Darvish O.B. Vozrastnaya psihologiya: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti 031000 «Pedagogika i psihologiya». Age Psychology: Textbook. allowance for stud. universities that study in specialty 031000 "Pedagogy and Psychology". - M.: Publishing house VLADOS-PRESS, 2005. - 264 p. (in Russian)].

2. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство /под редакцией В.К.Леонтьева, Л.П.Киселевой. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 952 с. [Detskaya terapevticheskaya stomatologiya. Nacional'noe rukovodstvo /pod redakciej V.K.Leont'eva, L.P.Kiselevoj. National leadership 2 nd ed. Pererab. and additional. - Moscow: GEOTAR-Media, 2017. - 952 p. (in Russian)].

3. Камерон А. Р. Уидмер. Справочник по детской стоматологии.- М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 288 с. [Kameron A. R. Uidmer. Spravochnik po detskoj stomatologii. (Handbook of Pediatric Dentistry. Moscow: MEDPRESS-INFORM, 2003. - 288 p.].

4. Киселева Е. Г. Васянина А. А., Кузьмина Д. А. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 2 // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2007. - № 1. - С.53- 64. [Kiseleva E. G. Vasyanina A. A., Kuz'mina D. A. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika.Children's dentistry and prevention. - 2007. - № 1. - С.53- 64 (in Russian) ].

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития./ - 9-е изд. - Спб.: Питер, 2007. - 940 с.: илл. [Krajg G., Bokum D. Psihologiya razvitiya (Developmental Psychology - 9 th ed. - St. Petersburg: Peter, 2007. - 940 p. : ill.]

6. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста /-М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2001. - 744 с.: илл. [Kuryakina N.V. Terapevticheskaya stomatologiya detskogo vozrasta.Therapeutic dentistry of childhood. - M .: Medical book, N. Novgorod: NGMA Publishing House, 2001. - 744 p. (in Russian) ]

7. Лепелин А. В., Сутенков Д. Е., Казакова Л. Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития стресса // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2004. - № 3. - С. 28-30. [Lepelin A. V., Sutenkov D. E., Kazakova L. N. Psihoehmocional'noe napryazhenie kak osnova dentofobii i prichina razvitiya stressa. Children's dentistry and prevention(in Russian) ].

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /- 3-е издание-М: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2007, Книга 2: Психология и образование -608 стр. [Nemov R.S. Psihologiya. Psychology: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions / -3rd edition-M: Humanitarian edition Center VLADOS, 2007, Book 2: Psychology and Education - 608 p. (in Russian)]

9. Райт Джеральд З., Старки П.Э., Гарднер Д.Э. Управление поведением детей на стоматологическом приеме: пер. с англ.- М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 304с. [Rajt Dzheral'd Z., Starki P.EH., Gardner D.EH. Upravlenie povedeniem detej na stomatologicheskom prieme. Management of children's behavior at a dental appointment: Per. with the English . - M .: MEDPRESS-INFORM, 2008. - 304 p. (in Russian) ].

10. Стефан Т. Соннис. Секреты стоматологии: пер. с англ./ - М.; СПб.: БИНОМ; Невский диалект, 2002. -384 с. [Stefan T. Sonnis. Sekrety stomatologii. Secrets of Dentistry: Per. from the English / - M .; SPb .: BINOM; Nevsky dialect, 2002. - 384 p.]

11. Стоматология детей и подростков: Под ред. Е. Ральфа Мак-Дональда, Р. Дейвида Эйвери. 7-е изд.. - М.: МИА.- 2013.- 765 с. [Stomatologiya detej i podrostkov: Pod red. E. Ral'fa Mak-Donal'da, R. Dejvida EHjveri. Dentistry of children and adolescents. Ed. E. Ralph McDonald, R. David Avery. 7 th ed .- M .: MIA. - 2013.765 p.]

Информация об авторах

Виноградова Алла Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail:[email protected]

Колесникова Лариса Романовна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Винокурова Татьяна Сергеевна - медицинская сестра ОГАУЗ «Иркутская городская детская стоматологическая поликлиника». E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.