Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / СИТУАЦИИ / ПРИНОСЯЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ / ЧТЕНИЕ В ЗАТРУДНИТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ / ЧТЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ДУШЕВНОГО ПОДЪЕМА / ЧАСТОТА ОБРАЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова Елена Юрьевна, Веревкина Анна Борисовна

В психологии чтения в настоящее время представляется перспективным применение ситуационного подхода. В психологии чтения в настоящее время представляется перспективным применение ситуационного подхода. Целью исследования явилось изучение психологических аспектов обращения к чтению в различных жизненных ситуациях. С помощью специально разработанной анкеты опрошены школьники и студенты учебных заведений Санкт-Петербурга, а также взрослые респонденты, не являющиеся обучающимися. Выявлено, что обращение к чтению чаще происходит в жизненных ситуациях учебы или досуга. После прекращения интенсивного образовательного процесса на первое место выходит досуговая функция чтения. В ситуациях затруднительного положения и душевного подъема, полярно различающихся по эмоциональному знаку ситуации, отмечается примерно равное количество читающих и не читающих, причем взрослые читают больше, чем старшеклассники. Содержательно выбор книги относится преимущественно к современной литературе, тогда как классическая литература кажется более далекой, что свидетельствует о тенденции к утрате ее культурно-смыслового контекста. В трудной ситуации снижается интерес к психологической, научной литературе и к литературе религиозного содержания, а также к интернет-источникам. В целом, трудная жизненная ситуация в большей мере побуждает обращаться к различным литературным источникам, тогда как ситуация, приносящая удовлетворение, актуализирует поверхностно-потребительское отношение к чтению. В статье впервые в психологии рассмотрен ситуативный контекст чтения. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в просветительско-воспитательной работе с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коржова Елена Юрьевна, Веревкина Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF READING IN VARIOUS LIFE SITUATIONS

In the psychology of reading, the application of the situational approach is currently promising. The aim of the study is to study the psychological aspects of reading in various life situations. Using a specially developed questionnaire, schoolchildren and students of educational institutions of St. Petersburg, as well as adult respondents who are not students, were interviewed. It is revealed that the appeal to reading more often occurs in life situations of study or leisure. After the end of the intensive educational process, the leisure function of reading takes the first place. In situations of difficulty and spiritual uplift, which differ polaristically in the emotional sign of the situation, there are approximately equal numbers of readers and non-readers, with adults reading more than high school students. In terms of content, the choice of the book refers mainly to modern literature, while classical literature seems more distant, indicating a tendency to lose its cultural and semantic context. In a difficult situation, the interest in psychological, scientific and religious literature, as well as in Internet sources, decreases. In general, a difficult life situation is more likely to encourage people to refer various literary sources of a wide range of content, while a situation that brings satisfaction actualizes a superficial consumer attitude to reading. For the first time, the article considers the situational context of reading. The practical significance lies in the possibility of using the results obtained in educational work with young people.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ»

KORJOVA Elena Yurievna and other PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF READING IN..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" 1 SO 0 I iTi 0,202.1 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

-'A14 1-J7-? |(сс) iTfnsis an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0086 S-^HW»(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 165664 SPIN: 1851-2702 ResearcherlD: D-8594-2017 ORCID: 0000-0002-1128-1421 ScopusID: 6507511374

КОРЖОВА Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191986, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, e-mail: elenakorjova@gmail.com) AuthorlD: 1102201 SPIN: 3948-9252 ORCID: 0000-0003-4460-2292

ВЕРЕВКИНА Анна Борисовна, аспирант кафедры психологии человека Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191986, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, e-mail: verasovna@gmail.com) Аннотация. В психологии чтения в настоящее время представляется перспективным применение ситуационного подхода. В психологии чтения в настоящее время представляется перспективным применение ситуационного подхода. Целью исследования явилось изучение психологических аспектов обращения к чтению в различных жизненных ситуациях. С помощью специально разработанной анкеты опрошены школьники и студенты учебных заведений Санкт-Петербурга, а также взрослые респонденты, не являющиеся обучающимися. Выявлено, что обращение к чтению чаще происходит в жизненных ситуациях учебы или досуга. После прекращения интенсивного образовательного процесса на первое место выходит досуговая функция чтения. В ситуациях затруднительного положения и душевного подъема, полярно различающихся по эмоциональному знаку ситуации, отмечается примерно равное количество читающих и не читающих, причем взрослые читают больше, чем старшеклассники. Содержательно выбор книги относится преимущественно к современной литературе, тогда как классическая литература кажется более далекой, что свидетельствует о тенденции к утрате ее культурно-смыслового контекста. В трудной ситуации снижается интерес к психологической, научной литературе и к литературе религиозного содержания, а также к интернет-источникам. В целом, трудная жизненная ситуация в большей мере побуждает обращаться к различным литературным источникам, тогда как ситуация, приносящая удовлетворение, актуализирует поверхностно-потребительское отношение к чтению. В статье впервые в психологии рассмотрен ситуативный контекст чтения. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в просветительско-воспитательной работе с молодежью.

Ключевые слова: психология чтения, ситуационный подход, жизненная ситуация, художественная литература, трудные жизненные ситуации, ситуации, приносящие удовлетворение, обращение к чтению, чтение в затруднительном положении, чтение в состоянии душевного подъема, частота обращения к чтению, предпочтения в выборе чтения.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF READING IN VARIOUS LIFE SITUATIONS

© The Author(s) 2021

KORJOVA Elena Yurievna, doctor of psychological sciences, professor, chief of the human psychology department,

Herzen State Pedagogical University of Russia (191186, Russia, St. Petersburg, Moika Emb., 48, e-mail: elenakorjova@gmail.com) VEREVKINA Anna Borisovna, postgraduate student of the human psychology department Herzen State Pedagogical University of Russia (191186, Russia, St. Petersburg, Moika Emb., 48, e-mail: verasovna@gmail.com) Abstract. In the psychology of reading, the application of the situational approach is currently promising. The aim of the study is to study the psychological aspects of reading in various life situations. Using a specially developed questionnaire, schoolchildren and students of educational institutions of St. Petersburg, as well as adult respondents who are not students, were interviewed. It is revealed that the appeal to reading more often occurs in life situations of study or leisure. After the end of the intensive educational process, the leisure function of reading takes the first place. In situations of difficulty and spiritual uplift, which differ polaristically in the emotional sign of the situation, there are approximately equal numbers of readers and non-readers, with adults reading more than high school students.

In terms of content, the choice of the book refers mainly to modern literature, while classical literature seems more distant, indicating a tendency to lose its cultural and semantic context. In a difficult situation, the interest in psychological, scientific and religious literature, as well as in Internet sources, decreases. In general, a difficult life situation is more likely to encourage people to refer various literary sources of a wide range of content, while a situation that brings satisfaction actualizes a superficial consumer attitude to reading. For the first time, the article considers the situational context of reading. The practical significance lies in the possibility of using the results obtained in educational work with young people.

Keywords: psychology of reading, situational approach, life situation, reading, difficult life situations, satisfaction life situations, reading in a difficult situation, reading in a state of spiritual uplift, frequency of reading, preferences in the choice of reading.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время психология чтения, или библи-опсихология [1], является недостаточно дифференцированной областью знания. Исследования в этой области нередко выходят за пределы собственно психологии. Несмотря на длительную историю изучения роли чте-340

ния в становлении внутреннего мира человека, можно говорить о разрозненных и недостаточно структурированных подходах. В психологических исследованиях гносеологической функции чтения рассматриваются особенности психических процессов и личности в процессе чтения [2; 3], отражение направленности личности

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

КОРЖОВА Елена Юрьевна и другие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ...

в художественной литературе [4; 5], роль чтения в формировании социальных навыков [6] и др. Особенности чтения дают возможность оценить уровень психического развития [7; 8]. Широко исследуется терапевтическая функция чтения [9; 10]. Чтение может рассматриваться также как творческий процесс со всеми его особенностями [11]. Представляется перспективным применение ситуационного подхода к психологии чтения. Понятие жизненной ситуации рассматривается в качестве фрагмента среды как внешних объективных обстоятельств жизнедеятельности, с которыми происходит непосредственный контакт человека [12]. Центром жизненной ситуации выступает человек, для которого и определяется совокупность значимых событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного пути. Соответственно, чтение может быть понято как особая жизненная ситуация. Ситуационный контекст имеет давние традиции в психологии, что связано с поиском объяснительных моделей соотношения ситуационных и личностных детерминант поведения [13; 14]. Психология повседневности становится все более привлекательной областью исследований [15].

В трудной, проблемной для личности ситуации, в первую очередь проявляется ее личностная активность: осмысление своей жизни, выработка отношения к ней и выбор стратегий поведения, ведущих к поступку, в том числе и нравственный выбор [16]. Трудная жизненная ситуация имеет особую структуру [17]. Возникает вопрос, каким образом можно оптимально способствовать преодолению трудной ситуации [18]. Жизненный опыт человечества свидетельствует об особой роли чтения в совладании с жизненными трудностями.

Трудные жизненные ситуации могут быть поняты как условие личностного роста и духовной жизни. В многочисленных произведениях художественной литературы ярко и драматично показано, что трудные ситуации выступают в роли своеобразной пробы внутренней «крепости» личности. Так, переживание трудных жизненных ситуаций, по Н.В. Гоголю, является бесценным средством обретения «крупиц мудрости» [4]. Как психолог, Н.В. Гоголь предвосхищает гений Ф.М. Достоевского, который, раскрывая диалектику добра и зла, борющихся в душе человека, противопоставляет самоутверждению и стремлению к освобождению от житейских скорбей преодоление противоречивости человеческой натуры, страдание и его терпение ради самоочищения [5]. Особую роль играют в жизнедеятельности человека радостные события, ситуации, приносящие удовлетворение. В ситуациях со знаком «+» личность проявляется не столь ярко, как в ситуациях со знаком «-». Причина этого коренится в особенностях духовной жизни личности. Человеку присуще избегать страданий и искать удовольствий. Но непрерывное счастье человеку только вредит. Об этом свидетельствует опыт всех времен и народов. Человек становится беспечным и безразличным к своему душевному устроению, предается различным страстям [12].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью исследования явилось изучение обращения к чтению в различных жизненных ситуациях. Была разработана анкета, состоящая из 19 вопросов: 2 из них предполагали оценку значимости параметра от 0 до 10 баллов; в анкету вошли также 12 открытых вопросов, не регламентирующих ответ, и 5 незаконченных предложений. Опрошены школьники (ученики средней школы 9-11 классов, 62 человека, студенты учебных заведений

Санкт-Петербурга (144 человека) и взрослые респонденты, не являющиеся обучающимися (171 человек).

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Прежде всего, были выделены жизненные ситуации, способствующие обращению к чтению. (варианты и их количество не регламентировались). Получены следующие данные (табл. 1):

Таблица 1 - Жизненные ситуации, способствующие обращению к чтению

Категория Представленность категории в ответах представителен выборки, § %.

Школьники Студенты Взрослые

Учеба 20 24 22

Досуг 20 25 38

Восстановление 7 17 9

внутреннего равновесия

Познавательная цель 9 11 10

Желание 16 5 4

Интерес 9 3 4

Скука 9 5 2

Не обращаюсь 1 7 1

Другое 9 3 10

Согласно табл. 1, чаще всего обращение к чтению происходит во время досуга - чтение как развлечение оказывается наиболее привлекательным, особенно для взрослых, не являющихся обучающимися. У студентов чтение как развлечение оказывается в приоритете наряду с чтением для учебы, что характеризует высокую познавательную роль чтения. Для школьников также оказываются примерно в равной мере значимыми чтение как учеба и чтение как досуг. Третье место у школьников занимает малоосознаваемое желание, а четвертое - не-диференцированный интерес и, в противоположность, скука. Для студентов на третьем месте книга важна для обретения внутреннего равновесия, на четвертом - обращение к книге с познавательной целью. Наконец, среди студентов больше всего тех, кто к книге не обращается, очевидно, получая знания другим способом. Для взрослых - не учащихся на третьем месте познавательное чтение, на четвертом - обретение внутреннего равновесия. Таким образом, школьник с помощью книги: учится и отдыхает в равной мере, испытывает смутное желание читать и обращается к книге, испытывая такие противоположные состояния как интерес и скука. Студент с помощью книги отдыхает и учится, почти, как и школьник, в равной мере, обретает внутреннее равновесие и удовлетворяет познавательные потребности. Взрослый прежде всего с книгой отдыхает, затем учится, на третьем и четвертом месте соответственно - познание и обретение внутреннего равновесия. Таким образом, после прекращения интенсивного образовательного процесса на первое место выходит досуговая функция чтения.

Далее был осуществлен анализ обращения к чтению художественной литературы в разных жизненных ситуациях. В данной статье рассмотрим две полярные по эмоциональному знаку ситуации: чтение в затруднительном положении и в состоянии душевного подъема. Оказалось, что в каждой из выборок отмечается приблизительно равное количество читающих, не читающих в данных ситуациях и затрудняющихся ответить. Так, в трудной ситуации читают 44 % школьников, 59 % студентов и 67 % взрослых. Не читающих гораздо меньше: 6 % школьников, 18 % студентов и 11 % взрослых. При этом затрудняется ответить половина школьников, 18 % студентов и 11 % взрослых. В ситуации душевного подъема примерно такая же картина: читают 47 % школьников, 67 % студентов и 70 % взрослых, т.е. после завершения учебы количество читающих не уменьшается. Не читают соответственно 3 %, 11 % и 14 %. Затрудняющихся ответить приблизительно такое же количество, как в предыдущей ситуации (50 %, 22 % и 16 % соответственно).

При анализе конкретного выбора книг для чтения в разных жизненных ситуациях выявились существенные

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

341

KORJOVA Elena Yurievna and other PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF READING IN...

различия (рис. 1 и 2).

14 12 10

I

1 -I _ ■

_ _

4 1

_ _

■ ■■ ■ —

Классическая литература Современные Психологическая Научная произведения литература литература Литература Интернет религиозного источники содержания

■ Школьники ■ Студенты пВзрослые

Рисунок 1 - Выбор художественной литературы респондентами в затруднительном положении

(в % к общему количеству предпочтений в каждой выборке).

Согласно рис. 1, в трудной жизненной ситуации представители всех трех выборок обращаются преимущественно к современным произведениям. Современные исследователи приходят к выводу о том, что активность, направленная на стрессор, снижает воздействие травмы

[19]. Происходит переосмысление жизненного опыта

[20]. Можно предположить, что, обращаясь к современным авторам художественной литературы, читатели испытывают чувство близости своих переживаний и переживаний литературных персонажей; осмысление жизненного опыта осуществляется в художественно-образной форме. Обретение смысла уменьшает разрыв между мировоззренческими, личностными смыслами, с одной стороны, и ситуационными смыслами с другой [21].

На втором месте у школьников научная литература и на третьем, с большим отрывом, классическая художественная и психологическая литература. В меньшей мере используются интернет-источники и совсем нет обращений к литературе религиозного содержания. У студентов также на первом месте обращение к современным произведениям, второе место занимает психологическая литература, третья - классическая художественная литература и научная литература, причем между процентным соотношением выборов нет большого разрыва. Только взрослые обращаются к литературе религиозного содержания. Интернет-источники актуальны преимущественно для студентов.

Несколько иная картина наблюдается в противоположной по эмоциональному знаку ситуации (рис. 2).

14 12 10

I

1 -I _ ■

_ _

4 1

_ _

■ ■■ ■ —

Классическая литература Современные Психологическая Научная произведения литература литература Литература Интернет религиозного источники содержания

■ Школьники ■ Студенты вВзрослые

Рисунок 2 - Выбор художественной литературы респондентами в состоянии душевного подъема

(в % к общему количеству предпочтений в каждой выборке).

В состоянии душевного подъема снова лидирует выбор современных произведений. Снижается количество обращений к классике и научной литературе: эти книги продолжают читать студенты, в меньшей степени взрослые и почти не читают школьники. Интернет-источники становятся неинтересными практически всем.

ВЫВОДЫ.

Обращение к чтению у чаще происходит в жизненных ситуациях учебы или досуга. В ситуациях затруднительного положения и душевного подъема, полярно различающихся по эмоциональному знаку ситуации, отмечается примерно равное количество читающих и не читающих, причем взрослые читают больше, чем старшеклассники. Содержательно выбор книги относится преимущественно к современной литературе, особенно в ситуации душевного подъема, в которой читатели стремятся найти созвучие своим мыслям и чувствам. Классическая лите-

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ратура кажется более далекой, что является тревожным симптомом утраты ее культурно-смыслового контекста. В ситуации «+» снижается интерес к психологической, научной литературе и к литературе религиозного содержания, а также к интернет-источникам. В целом, трудная жизненная ситуация в большей мере побуждает обращаться к различным литературным источникам широкого круга содержания, тогда как ситуация, приносящая удовлетворение, актуализирует поверхностно-потребительское отношение к чтению. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. М.: Всесоюзная книжная палата, 1977. 230 с.

2. Олпорт Г. Личность проблема науки или искусства? // Психология личности: тексты. М., 1982. С. 208-215.

3. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: монография /В.П. Белянин. М.: Генезис, 2006. 320 с.

4. Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н.В. Гоголя: Личность и творчество. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 615 с.

5. Коржова Е.Ю. Красота, спасающая мир: Личность в творчестве Ф.М, Достоевского. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2021. 392 с.

6. Kidd D.C., Castano E. Reading Literary Fiction Improves Theory of Mind //Article in Science. - 2013. - Vol. 342. - Issue 6156. - P. 377-380. URL:https://www. researchgate.net/publication/257349728_ Reading_Literary_Fiction_Improves_Theory_of_Mind (дата обращения: 10.09.2020)

7. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект, 2004. 188 с.

8. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2-е изд, перераб. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

9. Knapp N.F., Schwanenflugel P.J. The psychology of reading. Theory and Applications. N.Y.: The Guinford Press, 2016. 360 p.

10. Keith R. Psychology of Reading. Second ed. N.J.: Englewood Cliffs, 1989. 529 p.

11. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010. 182 с.

12. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. 204 c.

13. Коржова Е.Ю., Сбитнева А.А., Туманова Е.Н., Могильникова Т.С., Шевелев В.В. Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода // Психология человека в образовании. 2019. т. 1. № 3. С. 229-239.

14. Гришина Н.В. Проблема концептуализации контекста в современной психологии //

Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 10-20.

15. Марцинковская Т.Д. Психология повседневности: оксюморон или новый тренд психологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 56. URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 25.02.2021).

16. Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Рудыхина О.В., Туманова Е.Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 40-50.

17. Битюцкая Е.В. Структура и динамика образа трудной жизненной ситуации //Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 116-131.

18. Иваницкий А.В. Психологическая помощь личности в сложных жизненных ситуациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 97-99.

19. Jenzer T., Meisel S.N., Blayney J.A., Colder C.R., Read J.P. Reciprocal processes in trauma and coping: Bidirectional effects over a four-year period // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. V. 12 (2). P. 207-218.

20. Randles D., Inzlicht M., Proulx T., Tullett A.M., Heine S.J. Randles D. Is dissonance reduction a special case of fluid compensation? Evidence that dissonant cognitions cause compensatory affirmation and abstraction // J. Pers. and Soc. Psychol. 2015. V. 108. P. 697-710.

21. Park C.L., George L.S. Lab- and field-based approaches to meaning threats and restoration: Convergences and divergences // Rev. of Gen. Psychol. 2018. V. 22 (1). P. 73-84.

Статья поступила в редакцию 27.02.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

342

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.