Научная статья на тему 'Ситуационный подход в изучении феномена субъектности'

Ситуационный подход в изучении феномена субъектности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СРЕДА / СИТУАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева И. Н.

В статье рассмотрены различные подходы и направления в отечественной и зарубежной психологии, посвященные проблеме активности человека в рамах ситуационных исследований. Выявлена значимость познания активности человека в контексте жизненных ситуаций, способствующей более глубокому и содержательному изучению связи человека с внешним миром, интегративному взгляду на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Токарева И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный подход в изучении феномена субъектности»

И, Н. Токарева, аспирантка кафедры педагогической психологии РГГУ.

L N. Tokareva, a post-graduate student of the department of the pedagogical psychology RGGU

e-mail: itokareva65@mail.ru

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФЕНОМЕНА СУБЪЕКТНОСТИ SITUATIONAL APPROACH ТО THE STUDY OF THE PHENOMENON OF SUBJECTIVITY

Краткая аннотация

В статье рассмотрены различные подходы и направления в отечественной и зарубежной психологии, посвященные проблеме активности человека в рамах ситуационных исследований. Выявлена значимость познания активности человека в контексте жизненных ситуаций, способствующей более глубокому и содержательному изучению связи человека с внешним миром, интегративному взгляду на человека

Ключевые слова: субъект, среда, ситуация, жизненные события, взаимодействие.

Brief resume

In article various approaches and directions in the domestic and foreign psychology, devoted to a problem of activity of the person in frames of situational researches are considered. The importance of knowledge of activity of the person in a context of the reality situations, promoting deeper and substantial studying of communication of the person with an external world, интегративному to a sight at the person is revealed.

Keywords: the subject, environment, a situation, vital events, interaction

В современной психологии субъекгносгь рассматривается как центральное личностное образование, проявляющееся в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности. Существует достаточно много исследований, посвященных анализу феномена субъектности, прслсдс всего благодаря основанию С.Л.Рубиннпейном субъекгно-деятельностной парадигмы и ее развитию в отечественной психологии. Тем не менее, остается неясным ряд вопросов, прслсдс всего, о конкретных феноменах, которые характеризуют человека как субъекта своей жизни, об их проявлении в повседневном бытии человека. Становится очевидным, что познание человека в контексте жизненных ситуаций, сменяюпщх друг друга в процессе жизнедеятельности, способствует более глубокому и целостному представлению об ее процессах, интегративному взгляду на человека. В наиболее общем виде под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, в которой осуществляется социальное поведение [25]. Многочисленные исследования социальных ситуаций, проведенные в последнее время, больше ставят все новые и новые вопросы, а не дают ответы. И это не случайно. По мнению Н.В. ришиной [8], обращение к проблеме ситуации - это, по сути, обращение к фундаментальной методологической проблеме соотношения объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира человека на протяжении его жизни. Действительно, именно благодаря ситуации проявляются внутренние детерминанты человеческого поведения [3]. Отсюда становится ясным значение этой категории для самых разных наук, рассматривающих широчайший спектр ситуаций (социокультурных, производственных, конфликтных, фрусграционных, учебно-познавательных, воспитательных, организационных, ситуаций общения, риска, принятия решений, успеха и т.д.).

Первоначально в русском научном языке термин «ситуация» использовался, прелезе всего, как совоку пность внешних обстоятельств, условий [10]. Более редко, чем термин «социальная ситуация», используется термин «жизненная ситуация» [4], [7]. [8], [11], часто в сочетании с прилагательными «конфликтная» [8], «критическая» [9], «кризисная» [21] и т.п. О «трудных жизненных условиях» и возможностях личности преодолеть их пишет Л.И.Анцыферова [1], анализируя зарубежные исследования в этой области. Используется также понятие «ситуация жизненных перемен», близкое к нему «адаптогенная ситуация». Во всех этих терминах присутствует акцент на препятствиях и, соответственно, на усилиях человека по преодолению такой ситуации. Жизненные ситуации чаще рассматриваются в контексте жизненного пути и понимаются как «жизненные события». Начало ситуационных исследований было положено КЛевином, когда в 1912 г., еще, будучи студентом, он делал свои первые шаги к разработке теории поля. Именно благодаря КЛевину временное измерение личностного функционирования было дополнено пространственным. КЛевин предложил понятие «жизненное пространство» в рамках топологической концепции поля [13], под которым понималось единство человека и его ситуации как психологической среды, в том виде, в котором она для него существует. В рамках школы К.Левина возникли многие оригинальные идеи относительно личностно-ситуационного функционирования, которые осмысливаются и развиваются во многих современных работах. Например, концепция взаимосвязи событий, опирающаяся на признание влияния событий в непосредственно предшествующий промежуток времени на актуальные события; определение поведения как функции взаимосвязи личности и ситуации; идеи относительно изменений жизненного пространства с возрастом, а также относительно роли определенности в ситуации.

В 30-е годы XX века в американских социологических исследованиях поднимается вопрос о детерминации социального поведения и роли личности и ситуации в ней [25]. Идеи восприятия и интерпретации ситуации, выдвинутые У.Томасом, стали отправным пунктом многочисленных исследований в области микросоциологии. Выдвинутая в 1923 г., так называемая «теорема Томаса» о том, что если ситуация определяется человеком как реальная, то она становится реальной по своим последствиям, вслед за К. Левитом, подчеркивает единство личности и ситуации, в которой человек

находится [27]. Широкую известность приобрели широкомасштабные исследования социальных психологов Оксфордского университета под руководством М. Аг§у1с [25], в которых осуществлялся синтез различных подходов микросоциологического, этногенетического, социолингвистического, структурно-функционального и др. Несмотря на то, что в начале ситуационных исследований акцент ставился на неразрывном единстве в ситуации внешнего и внутреннего, весьма распространенным явился взгляд на ситуацию как на совокупность элементов среды [26], либо как на фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида [2.]. В этом случае структура ситуации включает в себя действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты. Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам. Несколько иная позиция использования понятия "ситуация" в психологическом тезаурусе, основанная на понимании ее не как совокупности элементов объективной действительности, а в качестве результата активного взаимодействия личности и среды [22]. При таком понимании ситуации выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности. Предпринимаются попытки в обосновании отсутствия тождественности понятий среды и ситуации, несмотря на их близость. Так, Л. Ни ко лов указывает на несовпадение понятие ситуации с видами среды, являющимися сложным образованием, - географической, социальной, макро- и микросредой. Также, по его мнению, среда внесубъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда «чья-то» ситуация). Кроме того, среда характеризуется устойчивостью и длительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна [19]. Анализу объективной и субъективной ситуации посвящены работы К^еЬЫш, ТШибутани, ДМагнуссона [15], в которых особое внимание уделяется определению, значению и влиянию ситуации. В зарубежных исследованиях, посвященных проблеме личностно-ситуационного взаимодействия, в последнее время признается ведущая роль за личностной активностью восприятия ситуации [26], [20].

В отечественной психологии многими исследователями признается активность личности в ситуации. Еще А.ФЛазурский (1924), выделил уровни активности приспособления личности к среде: полная зависимость личности от среды; приспособление с пользой для себя и общества; творческое отношение к среде [12]. В дальнейшем это работы, в которых используется понятие личностного смысла, введенного А.Н.Леонтьевым и понимаемого как «оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах» [14], а также работы, выполненные в школе Д. Н. Узнадзе, разрабатывающие теорию установки, согласно которой установка - целостное психическое состояние индивида, которое формируется под воздействием действительности [17]. В.Н.Мясшцев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды [16]. В исследование В.Н.Воронина, В.Н.Князева [5] предпочтение также отдается второму подходу, а ситуация описывается как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом. По мнению Налчаджяна А.А., в социально-психической адаптации личности осуществляются «как восприятие актуальной объективной ситуации, так и сознательные и подсознательные процессы актуализации интериоризованных восприятий прошлого» [18].

Понятие социальной ситуации развития было рассмотрено Л.С.Выготским [6] в рамках культурно - исторического подхода, отражающего взаимосвязь, единство внешних условий среды с внутренними условиями развития ребенка. Опираясь на идеи ДС. Выготского, В.АХудик [23] в ходе психологического анализа аномалий личности в детском и подростковом возрасте показал их обусловленность социальной ситуацией развития. Н.В.Гришина [8], подчеркивая неразрывное единство личности и ситуации, раскрывает высокий методологический статус концепта «определение ситуации», согласно которому личность определяет как ситуацию, так и себя, конструируя при этом свой собственный социальный мир. Обращаясь к современным исследованиям [10], [24] и др.. можно сделать вывод о том, что в определенной мере мы можем любую жизненную ситуацию рассматривать более широко - как социальную, т. к. в индивидуальном бытии человека всегда осуществляется учет бытия других людей. Определяя понятие жизненной ситуации, мы неизбежно обращаемся к проблеме человека, поскольку ситуация приобретает психологическое содержание только в зависимости от того, как человек воспринимает ее и как ведет себя в ней. В повседневном бытии человека, проявляются его возможности взаимодействовать с жизненной ситуацией определенным, индивидуально специфическим образом. Познание активности человека в контексте жизненных ситуаций позволяет изучить содержательную связь человека с внешним миром, понять его природу.

Литература:

1. Анцыферова Л. А. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психол. ж 1994. Т. 15. № 1. С.3-17.

2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989. № 1. С.92-100.

3. Бордовская Н. В., Григорьева Л. А. Ситуации как объект науки и практики // Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-запада России». Вып. 3. СПб., 1998. С.47-55

4. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. с.

5. Воронин В. Н., Князев В. Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989. С. 121-126.

6. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. Т.4. М., 1984.

7. Грачев А. А. Терминальный образ в регуляции поведения человека // Психологические проблемы самореализации

личности. Вып. 4. СПб., 2000. С.75-86.

8. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.464 с.

9. Дженкинс К. Критические жизненные ситуации: Пер. с англ. // Здоровье мира 1985. № 8-9. С. 10-12.

10. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.165 с.

11. Коржова Е. Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев: МИУПП, 1994.109 с.

12. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Л., 1924.

13. Левин К. Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ.. СПб.: Речь, 2000.407 с.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.

15. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол. ж 1983. Т.4. №2. С.28-33.

16. Мясшцев В. Н. Личность и неврозы. Л: Изд-во Ленинф. ун-та, 1960.426 с.

17. Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974.170 с. с. 150.

18. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.263 с. с.59.

19. Николов Л. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980. С.294-311.

20. Росс Л., Нисбетт Р. Е. Человек и ситуация: Перспективы социальной психологии: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.

21. Титаренко Т. М. Нужна ли психологическая помощь в кризисных ситуациях // Журнал практического психолога. 1999. № 1. С. 103-112.

22. Филиппов А. В., Ковалев СВ. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психол. ж 1986. № 1. С. 14-21.

23. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и педагогической коррекции аномального развития личности. СПб.: Образование, 2000.

24. FisherS., Cooper С. I. Psychology of transition N.Y.: John Wiley&SonsLmt, 1990. 350 p.

25. Fumham A.. ArgyleM. Introduction//The Psychology of Social Situations. Oxford etc.: Pergamon Press. 1981. Р.ХШ-LVI

26. Mischel W. Introduction to Personality. 3rd ed. New York etc.Holt- Saunders, 1984.623 p.

27. Pennbanayagam R.S. The definition of the situation: an Analysis of the ethnomethodological and dramaturgical view // The Psychology of Social Situations. Oxford, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.