7. Петрова Е.Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. № 11 (126). С. 166-169.
8. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Автореф.дисс.к.психол.н. Костром. Гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, Кострома, 2002. 15 c.
9. Сапоровская М.В. Совладание в межпоколенном срезе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovladanie-v-mezhpokolennom-sreze (дата обращения: 29.07.2016).
10. Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи//«Психологическая наука и образование», 2009. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyedu.ru/ (дата обращения: 18.11.2016).
11. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников / С.А. Хазова // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 5. С. 59-69.
12. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма «Класс», 208 с.
13. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2012. № 2 (221). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/problema-obucheniya-detey-s-narusheniyami-rechi-v-kontekste-ih-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey/ (дата обращения: 23.04.2016).
14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. М: СПб.: Речь, 2003. 316 c.
15. Lazarus R.S., Folkman S. Stress. Appraisal and Coping. [Текст] / R.S. Lazarus, S. Folkman. N.Y.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦ С ЗАВИСИМЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ Каминская А.М.
Каминская Анна Михайловна - магистрант, кафедра общей психологии и социальных коммуникаций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сочинский государственный университет, г. Сочи
Аннотация: в статье анализируются проблемы зависимого поведения. Автором анализируются психологические аспекты зависимости. Проводится попытка описания психологического портрета зависимой личности, выделяются структурные и отношенческие категории психического, а также изменение личностных параметров, характеристик, процессов и свойств личности на примере употребления психоактивных веществ.
Ключевые слова: зависимость, аддитивное поведение, внутренняя картина болезни, психологические аспекты зависимого поведения.
Проблема зависимостей и зависимого поведения является актуальной проблемой исследования и по настоящий день. Разработка концепции зависимости длительное время находилась в лоне медицины, где превалировал клинический, физиологический и биогенетический подходы.
В настоящее время, накоплен большой потенциал научных знаний, позволяющий пролить свет на влияние психического в происхождении развитии зависимостей, а также внутриличностную динамику и изменение структуры процессов и свойств личности. С появлением все новых и новых видов и форм зависимостей удерживать научный взгляд в лоне биогенетического подхода является, на наш взгляд, фрагментарным не системным и редукционистским. Следует обратить внимание на многоаспектности этой проблемы и наличия в психическом отражение течения заболевания и его взаимообусловленность, взаимовлияние на соматическое проявление. Влияние соматики на психику подтверждаются многими исследованиями. Так, например, у лиц страдающих сердечно сосудистыми заболеваниями наблюдалась выраженная поведенческая активность, страх смерти в периоды обострения болезни, онкологические заболевания сопровождаются депрессией и состоянием апатии подавленности. Исследования, проводимые на выборках пациентов болеющие сахарным диабетом часто констатировалась высокая тревога в зависимости от вида и стадии заболевания (Елферова Е.В., Коркина М.В.) Повышенная личностная тревожность, страх смерти и вегетативные изменения встречались в исследовании больных гастритом и язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Все это наталкивает на мысль об отражении течения заболевания в психике больного.
В прошлом веке отечественным ученым Лурия А.Р. было введено такое понятие как внутренняя картина болезни (ВКБ), разработанное на основе аутопластической картины болезни А. Гольдшейдера. ВКБ представляет собой отражение в психическом протекания патологического процесса в организме как продукт собственной активности. Ряд вторичных болезни симптомов, которые могут, как замедлять и тормозить процесс исцеления, так и его ускорять, то есть некая психологическая составляющая [1].
Протекание ВКБ может, рассматривается четырех уровнях:
1) уровень непосредственно-чувственного отражения болезни (обусловленные болезнью ощущения и состояния);
2) эмоциональный уровень (непосредственные эмоциональные реакции на обусловленные болезнью ощущения и эмоциональные реакции на последствия болезни в жизни человека);
3) интеллектуальный уровень (знания о болезни и рациональная оценка заболевания);
4) мотивационный уровень (возникновение новых мотивов и перестройка преморбидной мотивационной структуры) [2].
Отношение к болезни, психологический компонент основывается на концепции В.Н. Мясищева, в которой личность представляется как система отношений. Сами отношения с его точки зрения рассматриваются на: эмоциональном уровне, поведенческом и когнитивном. Отношение как интегративное понятие объединяет эти психологические уровни, в рамках которых анализируется внутренняя картина болезни. Это и знание болезни, ее осознание личностью, понимание роли и степени влияния болезни на жизненное функционирование, эмоциональные и поведенческие реакции на симптоматику протекания и динамику болезни. Отношение к болезни, является индивидуальным, избирательным и личностно ориентируемым.
Важность исследования психологических аспектов зависимости продиктована все большим количеством вовлекаемых субъектов в особенности в молодежной среде и ростом числа страдающих лиц. Поэтому для сужения исследования и спецификации понятий рассмотрим проблему психологической составляющей зависимости на примере употребления ПАВ.
Приведем статистику. Так по данным НИИ Росстата за 2011 число страдающих алкоголизмом составило 12 миллионов человек [3]. А вот уже за 2016 года количество увеличилось на 1,5 миллиона. Так количество подростков, страдающих от алкоголизма, в 2011 году увеличилась на 20,7% на 100 тыс. населения по сравнению с 2000 годом где на 100 тыс. населения - 18,1%, за последние 5 лет увеличилась в 2,5 раза. Ситуация по
160
употреблению наркотических веществ на фоне употребления алкоголя выглядит не лучше. По данныш Российского НИИ судебной психиатрии, количество взрослых наркоманов выфосло за 10 лет в 8 раз, а наркоманов-подростков - в 18 раз. Среди детей этот показатель на 2016 год выфос в 24,3 раза. По данным Росстата в нашей стране насчитывается около 10 миллионов лиц, страдающих наркоманией, из них 76% - это молодежь от 14 до 30 лет. Например, на протяжении от 2006 года и по настоящее время шел стабильный прирост популяции употребляющих наркотики. В России в 2010 году, по данным статистики, бышо зарегистрировано 5,99 миллиона человек, принимающих наркотики. 1,87 миллиона из них составляет школьники и молодежь, но, по оценкам экспертов, реальная цифра в 6-7 раз выше. При этом наркомания имеет тенденцию к омоложению. По данным Российского НИИ судебной психиатрии, количество взрослых наркоманов выфосло за 10 лет в 8 раз, а наркоманов-подростков в 18 раз.
Различные аспекты зависимости в настоящее время становится исследовательским полем для ряда направлений психологической науки:
• клинической психологии деформационно-дефицитарная модель функционирования психики, понимаемая как недостаточность «впечатлений» (Тархан А.У., 2001; Шемчук Н.В., 2008; Шайдукова JI.K., 1997; Цетлин М.Г., 2000);
• психологии личности структурные изменения личности вследствие приема психоактивных веществ Братусь Б.С., 1974, 1984; Худяков A.B. 2001; Менделевич В.Д., 2007; Сиволап Ю.П., 2003.
• социальной психологии особенности социальных отношений зависимых лиц Чернобровкина Т.В., 2007, Дмитриева Т.Б., 2001;
• психологии семьи созависимое поведение зависимых лиц, «зависимая семья» Москаленко В.Д., Малкина-Пых И.Г., Черников А.В., Березин С.В., Лисецкий К.С.
На данный момент в научной мысли отсутствует единое целостное представление психологической детерминанте зависимости.
Например, Москаленко В.Д. описывала внутренне психическое протекание болезни у зависимого субъекта: эмоциональная незрелость, низкая толерантность к фрустрации, алекситимия, неспособность выражать свои чувства, низкая самооценка, перфекционизм, чувство вины и стыда как базовые чувства.
Березин С.В., Лисецкий К.С. описытают личность наркомана в трех уровнях проявления:
- Интраидивидном - склонность к внутренним конфликтам и противоречиям;
- Интериндивидном - конфликтность, игнорирование морально-этических норм, манипулятивность;
- Медиаиндивидном, характеризуемым как созависимость [4].
В своих исследования больных, страдающих зависимостью от ПАВ (наркоманы), Бузина Т.С. пришла к выводу, что уровень депрессии, грусти, тоски подавленности в 2,5 раза выше, чем у здоровых; снижена осмысленность жизни и мотивационная сфера. Наблюдается фиксация, частое проживание страха чувства вины гнева и отвращения. Обращает на себя внимание слабая структурированность и слабые взаимосвязи: когнитивного уровня с мотивационным уровнем и с эмоциональным [6].
В исследованиях ученых Каурина А.В., Харитонова А.В., Шустова В.О., Лисецкий К.С., Запесоцкая И.В., Литягина Е.В., Артемцева Н.Г., Галкина Т.В., Польщикова В.П. были описаны психологические аспекты протекания зависимости, которые проявлялись в виде конфликтного поведения как устойчивой установки на решение межличностных проблем, хронические депрессии, трудности социальной адаптации, склонность к фрустрации, психические механизмы фиксации, зависимое и созависимое поведение, потерю смысложизненных и ценностных ориентиров, в потребностно -мотивационной сфере, когнитивной эмоциональной и других сферах жизнедеятельности.
Из этого можно сделать предварительные выводы: зависимость протекает на биологическом, социальном и психологическом уровнях существования индивида то есть проблема многоуровневая и выходит за рамки изучения одной науки и требует многомодульного подхода. Проблема актуальна в связи с ростом числа людей страдающих зависимостями и вовлечением новых. Так же, что на наш взгляд особенно важно всестороннее исследование аспектов психологического отражения действительности зависимых для разработки эффективных коррекционно-развивающих и психотерапевтических программ, а так же программ по профилактики и превенции предотвращения вовлечения новых лиц.
Список литературы
1. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. 111 с.
2. Николаева В.В. Динамика ВКБ как показатель кризиса развития личности в условиях болезни / В.В. Николаева // Психосоматика: телесность и культура: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Николаевой. М.: Академический Проект, 2009. С. 96-129.
3. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия. Учебное пособие / Ермаков Ю.М., Исаков С.А., Новиков В.П., Симоненко А.В.; под ред.: Лебедев С.Я. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 304 а
4. Березин С.В., Лисицкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
5. Москаленко В.Д. Психическая предрасположенность к зависимости от ПАВ (личностные, социальные и семейные факторы риска): руководство по наркологии: в 2 т. / под. ред. Н.Н. Иванца. М. 1 т. С. 182-188.
6. Ишимова А.Е. Проблема наркомании в России // Молодой ученый, 2015. № 6.4. С. 48-52.
7. Бахтояров С.Е., Латцердс Н.В. Внутренняя картина болезни в терапевтической практике. [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 1-3.
8. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. .Наркомания: особенности и взаимосвязь отношения к болезни зависимых и созависимых // Вестник СамГУ, 2014. № 9. С. 251-257.
9. Бузина Т.С. Исследование представлений о болезни и здоровье пациентов с социально-значимыми заболеваниями // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн., 2014. № 3 (5). С. 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medpsy.ru/climp/ (дата обращения: 05.06.2017).