УДК 316.61-08 ББК 88
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОГРАММА ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
ОДНОГО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
СЛ. ПАКУЛИНА, ЧОЦСЗ "Семья", г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected] Д.А. ЛАЗАРЕВ, АНО "Рост", г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected] О.И. ФИЛАТОВ, АНО "Рост", г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье авторы осуществляют обоснование интегративной программы в работе с созависимыми в преодолении химической зависимости близких членов семьи. Содержание программы раскрыто методологически и организационно в совокупности выделенных подпрограмм целевой аудитории.
Ключевые слова: созависимость, дисфункциональная семья, химическая зависимость.
Актуальность. Проблема зависимости не существует сама по себе, она является продуктом социального происхождения и приводит к ограничению или утрате социальных контактов вовлеченных в нее родных и близких зависимого человека. Социально-
психологический статус членов
дисфункциональной семьи в ходе адаптивной трансформации личностных и межличностных отношений определяется понятием
"созависимость". В этом статусе пособничества семья является не только "роддомом" для происхождения, но и поддержкой для усиления зависимого поведения, создавая замкнутый круг семейных проблем.
Социальные условия развертывания устойчивой зависимости и созависимости определяются историей развития семейных отношений. Они возникают как закрепившиеся реакции на стресс в семейной системе до обнаружения зависимости, поддерживая её, и поддерживаясь ею, превращаясь с течением времени в образ жизни. В теоретических исследованиях созависимости выделяется ее этапы (О.А. Шорохова), фазы развития (В.Д. Москаленко), степень созависимости (С.А. Кулаков, В.Д. Москаленко, Р.Т Поттер-Эфрон, Б и Д. Уайнхолд, Дж. Фишер), то есть созависимость определяется как динамическая характеристика личности.
Алкоголизм и наркомания являются хроническими психическими расстройствами с высоким риском возникновения рецидивов
ухудшающих прогноз результатов дальнейшего лечения, поэтому система оказания медико-психологической помощи должна локально касаться всей семьи.
Разработкой и внедрением взаимосвязанной (целостной) медико-психологической системы оказания помощи дисфункциональной семье в реабилитации " зависимого" занимаются единичные реабилитационные Центры в России. В.Д. Москаленко указывает, что участие в психокоррекции только одного члена семьи, помимо зависимого на 20-30% повышает ее эффективность: "Парадокс состоит в том, что накопилось достаточно данных о роли семьи и ее страданиях, но сервис по-прежнему ориентирован только на больного индивида".
Интегративная программа "Психокоррекция зависимого и созависимого поведения в дисфункциональной семье с элементами психотерапии" в "Автономной некоммерческой организации по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "РОСТ" апробируется с 2014 года и состоит из четырех подпрограмм ориентированных на разные целевые аудитории:
^ созависимые - близкие родственники химически зависимых членов семьи.
Цель подпрограммы: медико-
психологическое сопровождение в преодолении комплекса созависимости и актуализации личностных ресурсов.
> химически зависимые члены
дисфункциональной семьи, стационарно
проходящие курс реабилитации по программе 12 шагов (1-3 шаги).
Цель подпрограммы: дополнительное включение в реабилитационную программу 12 шагов (адаптация программы 12 шагов) медико-психологической помощи химически зависимым членам семьи, напрямую влияющей на качество реабилитации в прохождении первых трех шагов (коррекция сопутствующих зависимости проблем).
> химически зависимые члены семьи, проходящие добровольную реабилитацию по программе 12-шагов (4-5 шаги).
Цель подпрограммы: постреабилитационное медико-психологическое сопровождение
химически зависимых членов семьи, прошедших первые три шага реабилитации в усилении мотивации становления устойчивой ремиссии, профилактике рецидива и социальной адаптации.
> консультанты из числа успешно прошедших реабилитацию и находящихся в устойчивой ремиссии (6-12 шаги).
Цель подпрограммы: подготовка
консультантов для практической работы (освоение технологий и методов консультирования и продвижения в написании шагов) с химически зависимыми, стационарно проходящими курс реабилитации по программе 12 шагов (1-3 шаги).
Методология разработки и реализации программы "Психокоррекция зависимого и созависимого поведения в дисфункциональной семье с элементами психотерапии" осуществляется на основе интегративного подхода, который объединяет воздействующую систему коррекционных и
психотерапевтических методов, психотехник, практик, умений и навыков сопровождения зависимых и созависимых в период реабилитации зависимых членов семьи и оказание помощи в преодолении симптомокомлексов. Интегративный подход позволяет объединить самоорганизацию и субъектную реальность зависимых и созависимых членов семьи в интегративное образование, определяющее эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности реагирования на стимульное содержание внутренней и внешней среды (Г. Бревде, В.В. Козлов, К. Уилбер).
Перечисли принципы построения
интегративной программы оказания медико-психологической помощи дисфункциональной
семье с химической зависимостью одного из членов семьи в "Автономной некоммерческой организации по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Рост":
• комплексности методов психологического воздействия (консультирование, коррекция, психотерапия);
• единства диагностики и коррекции;
• приоритетности коррекции и психотерапии каузального типа;
• позитивности (центрирование на положительном опыте);
• соотнесенности интенсивности коррекционного действия - интенсивности действий личности психолога - уровня психических возможностей зависимого и созависимого;
• потенциальности (мобилизации ресурсов для преодоления симптомокомплекса зависимости и созависимости);
• сочетания групповой и индивидуальной работы;
• организации "двойной терапевтической среды" (сочетания посещения группы и анонимной группы само и взаимопомощи по районам г. Челябинска).
Методы, техники и практики преодоления зависимости и созависимости:
- методы релаксации; техника символической визуализации; вербализация и "вентиляция чувств"; установление логических взаимосвязей в последовательности ситуаций и событий, определивших формирование зависимости и созависимости; метод аналогий (сказки, притчи, пословицы, поговорки); метод творческого самовыражения в рисовании и лепке; метод системных расстановок по Б. Хеллингеру; обратная связь;
- элементы гештальт-терапии (достижение облегчения доступа к чувствам, сознательного отказа от непродуктивных форм поведения, непосредственного процессуального проживания проблемы);
- элементы арттерапии, метод фрактального рисунка (эмоциональное и кинестетическое отреагирование - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.И. Копытин, Т.З. Полуянова);
- элементы психосинтеза Р. Асаджиоли (метод разотождествления и работа с субличностями);
- элементы трансактного анализа (анализ внутрисемейных сценариев жизни зависимых и
созависимых, манипуляций, игр,
фиксированных эмоциональных установок);
- элементы тренинга (коммуникативный, резистентности, антистресс-тренинг).
Каждая подпрограмма состоит из двух разделов: медицинский и психологический. Медицинский раздел составляет
информационный блок, психологический раздел включает три блока - информационный, диагностический и коррекционно-
психотерапевтический.
Занятия-встречи в разделе с медицинским содержанием - лекционные, занятия-встречи в разделе с психологическим содержанием лекционные и практические.
Практические занятия, следуя принципу соотнесения интенсивности, тематически и
содержательно формулируется не как одно занятие, а как группа занятий, количество которых будет зависеть от целевой аудитории и дополнительно, опираясь на структуру практического занятия, разработаны группы упражнений (вступительная, основная, заключительная части занятия).
Таким образом, соблюдается общая структура четырех подпрограмм и целостность всей программы. Системно направленная программа долгосрочной реабилитации на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на зависимых, или только на созависимых, сокращается не только во времени, но и увеличивая процент успешной адаптации в социуме.
Список литературы
1. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект:/Н.Г. Артемцева.-М.:РИО МГУДТ, 2012 - 222 с.
2. Березин С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости/С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров.-М.: МПА, 2001.- 193 с.
3. Берри К. Освобождение из ловушки созависимости /К. Берри, Д. Джоней, Б. Уаинхолд.- СПБ.:ИГ "Весь", 2013.- 69 с.
4. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости /Пер. с англ. - М: Физкультура и спорт, 1997. - 167 с.
5. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования/Е.В. Емельянова.-РЕЧЬ Санкт-Петербург 2004 - 368 с.
6. Зайцев С.Н. Созависимость - умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика / С.Н. Зайцев. - Н. Новгород, 2004. - 90 с.
7. Козлов В.В. Интегративный подход в психологической практике / В.В. Козлов, В.В. Новиков // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 1 - Том II. - С 226-231.
8. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления зависимости и созависимости. Монография. /В.Д. Москаленко - М.: МПА, 2001.- 192 с.
9. Нагорнова А.Ю. "Мания" структура и адаптивная модель созависимого поведения членов семей алкоголиков /А.Ю. Нагорнова, Ю.С. Нагорный //Вестник института социологии. - 2014, № 2. - С. 102-111.
10. Психологическая и социальная работа с созависимыми членами семей наркологических больных. Сборник статей. -СПб.: Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, 2007. - 85 с.
11. Смелянец Ю. Механизмы прерывания контактов у созависимых пациентов /Ю. Смелянец //Журнал практического психолога, 2009. - № 3. - С. 130-142.
12. Уайнхолд Б. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской / Б. и Д. Уайнхолд - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. - 224 с.
13. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости /О.А. Шорохова. - СПб.: Речь, 2002. - 136 с.
INTEGRATIVE PROGRAM ASSISTANCE MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE DYSFUNCTIONAL FAMILY WITH CHEMICAL DEPENDENCE ONE OF FAMILY
MEMBERS
S.A. PAKULINA, CRCSP "Family", Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected] D.I. LAZAREV, ANPO "GROWTH", Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected] O.I. FILATOV, ANPO "GROWTH", Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The authors carried out study integrative program to work with co-addicts in overcoming chemical dependency close family members. The content of the program revealed methodological and organizational collectively identified target audience routines.
Keywords: codependency, dysfunctional family, chemical dependency.