психологические аспекты изучения идеала современного военнослужащего: перспективы
исследования
Лебедева П.А.
В данной статье рассматривается понятие «идеал», различные его трактовки в современном гуманитарном знании, зарубежной и отечественной психологии. Обсуждаются общественно значимый и личностно значимый идеал. Раскрывается содержание общественно значимого идеала военнослужащего. Намечены основные перспективы исследования идеала современного военнослужащего.
Ключевые слова: идеал, общественно значимый и личностно значимый идеал, идеал военнослужащего.
В условиях реформирования армии произошли различные изменения, связанные с реорганизацией Вооруженных Сил, в том числе и изменения, внесенные в содержание нормативных документов, регламентирующих деятельность военнослужащих. С одной стороны, данные преобразования повлияли на систему ценностей военнослужащих, а с другой - одной из актуальных задач, стоящих перед современными Вооруженными Силами является формирование «нового» офицера. Таким образом, мы можем говорить о том, что в современной армии происходит процесс персональной переаттестации военнослужащих, и в связи с этим, особо важным представляется изучение личности человека (современного военнослужащего), а именно такого личностного образования, как идеал.
В современном гуманитарном знании понятие «идеал» существует уже давно, и изучается в рамках таких наук, как философия, этика, эстетика, педагогика. Проанализировав различные трактовки понятия «идеал» в рамках гуманитарных дисциплин, можно сделать вывод, что содержанием идеала выступает представление о совершенстве и долженствовании, о наилучшем образце, высшей цели человеческих стремлений, а также наличие в его строении ценностного компонента. В психологической науке изучаются идеалы и идеалоподобные образования. В рамках зарубежной психологии рассматриваются особенности субъекта как носителя идеала, где идеал выступает как цель и регулятор развития личности (З. Фрейд, Х. Кохут, А. Адлер, К. Хорни, Э. Берн) или как модель совершенства (К. Роджерс, Р. Бернс). В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, В.И. Головаха, И.О. Мартынюк) идеалы трактуются подобным образом. Другое
направление исследований идеалов осуществляется в рамках самосознания, в том числе и профессионального самосознания, и связано с изучением «образа идеального профессионала» или эталона личности профессионала (Я идеального) (Е.В. Козиевская, З.И. Рябикина) в котором отражены как профессионально-деятельностные, так и личностные качества. Идеалы могут относиться к любой области проявления жизнедеятельности человека, и это отражено в психологических исследованиях идеалов в связи с профессиональной принадлежностью (С.Т. Джанерьян, А.М. Шевелёва), уровнем перфекционизма (И.И. Грачёва), образом жизни личности (С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздева) и с социальными представлениями о нравственном идеале в российском менталитете (М.И. Воловикова). Однако все эти исследования посвящены изучению неперсонифицированных идеалов (представление о модели поведения, соответствующего определённым требованиям, образе жизни, жизненного пути и т. д.). Персонифицированные идеалы (как представление о личности человека, обладающего желательными и ценимыми качествами или обобщённым набором таких качеств, идеальный тип человека) и аспекты их изучения не достаточно отражены на данный момент в психологических исследованиях.
Условия реформирования армии, предполагают процесс конструирования «нового» офицера, следствием которого может быть персональная переаттестация военнослужащих. В связи с этим, основной задачей исследований в этой области выступает изучение личности человека, которая может быть рассмотрена как идеал. Идеал выступает как ценностно-смысловое образование,
выполняющее регулирующую, мотивационную и смыслообразующие функции, а также функции целеполагания, образца и ориентира (эталонная функция).
В социологических исследованиях, посвященных изучению военнослужащих отмечается изменение ценностей и ценностных ориентаций военной службы за последние 15 лет (С.С. Соловьев, О.Н. Марусенко), что не могло не отразиться на изменении идеалов военнослужащих. В то же время психологические исследования ценностей и ценностных ориентаций военнослужащих немногочисленны.
В целом, анализ исследований, направленных на изучение военнослужащих, позволяет отметить изученность следущих аспектов:
- субъектность (Э.А. Бабаян, Т.В. Маркелова, И.В. Сыромятников);
- военно-профессиональная успешность (И.В. Дрю-пина, Ю.М. Зуев);
- мотивационные особенности профессиональной деятельности (И.С. Ковальчук);
- профессиональное самоопределение (В.Н. Бати-щев, И.Г. Ожерельева, Р.Р. Шарипов);
- ценностно-смысловые основы воинской службы (В.В. Пепелев);
- особенности адаптации (С.В. Величко, С.С. Вьюш-кова, И.В. Соловьев, О.Н. Тузова);
- профилактика суицидального поведения (П.В. Бух-тояров, А.П. Сухоносов);
- особенности имиджа Вооруженных Сил (Д.Г. Давыдов);
- кризисные состояния (Ю.В. Бруй, А.М. Жуков, С.Е. Заковряшина, Р.В. Кадыров, А.В. Сечко, Ю.Ю. Стрельникова) и реабилитация военнослужащих (Н.Н. Алалыкина).
Из перечисленных выше аспектов следует, что изучение идеалов, ценностей современных военнослужащих пока не достаточно представлено в отечественной психологической науке. Но, несмотря на отсутствие таких исследований, можно говорить о такой категории как идеал военнослужащего.
С.Л. Рубинштейн рассматривает идеал как образец, как совокупность норм поведения и как обобщенный образ [10]. Согласно данному автору, идеал выступает в двух формах: общественно значимой и личностно значимой.
В нормативных документах (общевоинских уставах РФ), регламентирующих деятельность военнослужащего, задан общественно значимый идеал, выступающий как совокупность норм поведения.
Рассмотрим общие обязанности военнослужащего, согласно общевоинским уставам РФ [9], как совокупность норм поведения, т. е. нормативный идеал.
Военнослужащий должен:
1) быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
2) строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
3) совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
4) быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
5) дорожить воинской честью и боевой славой ВС, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа РФ;
6) соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 16);
7) быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части (ст. 17).
Военнослужащий обязан:
1) проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов (ст. 18);
2) уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины, а также соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия (ст. 19);
3) знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы, должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 20);
4) по служебным вопросам обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику, по личным вопросам военнослужащий также должен обра-
щаться к своему непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику (ст. 21);
5) знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 22);
6) в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг.
Требования Устава едины для всех военнослужащих и подразумевают их воплощение в поведении. Таким образом, конструируемый в условиях деятельности личности идеал военнослужащего, как совокупность норм поведения, включает в себя следующие составляющие:
- устойчивые личностные особенности (честь, верность, мужественность, дисциплинированность, бдительность, патриотизм и др.);
- отношения с другими людьми (войсковое товарищество, взаимовыручка и др.);
- требования к профессиональной деятельности и особенностям ее выполнения (совершенствование воинского мастерства, особенности обращения с военной техникой и имуществом; здоровый образ жизни и хорошая физическая подготовка и др.);
- требования к внешним атрибутам профессиональной деятельности (соблюдение правил воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы и знаков различия и др.).
Таким образом, в общественно значимом идеале не содержатся указания на ценности и мотивы военнослужащих, а внимание, прежде всего, акцентируется на актуальных личностных особенностях: характерологических чертах и уровнях достижения.
Общественно значимый идеал не всегда трансформируется в идеал персонифицированный, однако, в результате интериоризации социальных требований к индивиду, внутренней переработки, «переживания» идеал становится индивидуализированным и включается в систему основных мотивационных тенденций личности [10]. Следовательно, в результате такой переработки общественно значимый идеал становится личностно значимым. Личностно значимый идеал может быть содержательно сходным с общественно значимым нормативным идеалом, но помимо этого включать также ценности, мотивы и определенные личностные черты. К содержа-
тельным характеристикам личностно значимого нормативного идеала следует отнести мотивационно-личностные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения военно-профессиональной деятельности [7], такие как высокий уровень военно-профессиональной направленности, общетрудовой и профессиональной мотивации, эмоциональная устойчивость, толерантность, ответственность, конструктивная агрессивность.
Следует отметить, что личностно значимый или индивидуализированный идеал военнослужащего формируется под влиянием родителей, образа жизни, требований устава и командиров, а также ряда других факторов.
В рамках изучения профессионального самосознания, одним из компонентов профессиональной Я-концепции [4] выступает Я идеальное, которое может трактоваться как «образ идеального профессионала» или эталон личности профессионала [8, 11]. Придерживаясь позиции С.Л. Рубинштейна относительно разновидностей идеалов, можно рассматривать эталон личности профессионала как идеал образец. Данное образование также может выступать как персонифицированный идеал, так и неперсонифицированный. Исследование данного образования позволит расширить представление об осознании военнослужащим себя в профессиональной деятельности, заключающееся в понимании своих качеств и профессионального поведения.
Таким образом, перспективой для дальнейшего исследования выступает изучение у курсантов и военнослужащих содержания, характеристик и динамики идеала военнослужащего под влиянием успешности, продолжительности их деятельности, военной специализации, уровня адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.: Прогресс,1986. - 420 с.
3. Головаха В.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодёжи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
4. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. - 480 с.
5. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни личности студентов-выпускников ВУЗа: профессиональный аспект // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ. - 2010. - № 9. -С. 149-156.
6. Джанерьян С.Т., Шевелева А.М. Идеалы профессиональной карьеры у будущих психологов // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2000. -Вып. 5. - Ч. 1-2. - С. 214-219.
7. Зуев Ю.М. Мотивационно-личностные детерминанты профессиональной успешности командиров воинских подразделений: дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2006. - 231 с.
8. Козиевская Е.В. Профессиональная самооценка и мотивация достижения госслужащих: психолого-акмеологическая модель влияния // Акмеология в системе деятельности государственных служащих / Под общей ред. А.А. Деркача. - М., 1999. - С. 5-14.
9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 2010. - М., Эксмо, 2010. -608 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - 328 с.
11. Рябикина З.И. Развитие личности и профессиональный рост: автореф. дис. докт. психол. наук. -Минск, 1997. - 47 с.
12. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. -М.: Наука, 1991. - 456 с.