Научная статья на тему 'Психологические аспекты изучения идеала современного военнослужащего: перспективы исследования'

Психологические аспекты изучения идеала современного военнослужащего: перспективы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЙ И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЙ ИДЕАЛ / ИДЕАЛ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / AN IDEAL / SOCIALLY SIGNIFICANT AND PERSONAL A SIGNIFICANT IDEAL / AN IDEAL OF THE MILITARY MAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Полина Александровна

В данной статье рассматривается понятие «идеал», различные его трактовки в современном гуманитарном знании, зарубежной и отечественной психологии. Обсуждаются общественно значимый и личностно значимый идеал. Раскрывается содержание общественно значимого идеала военнослужащего. Намечены основные перспективы исследования идеала современного военнослужащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of studying of an ideal of the modern military man: research prospects

In given article the concept «ideal», its various treatments in modern humanitarian knowledge, foreign and domestic psychology is considered. Are discussed socially significant and personal a significant ideal. The maintenance of socially significant ideal of the military man reveals. The basic prospects of research of an ideal of the modern military man are planned.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты изучения идеала современного военнослужащего: перспективы исследования»

психологические аспекты изучения идеала современного военнослужащего: перспективы

исследования

Лебедева П.А.

В данной статье рассматривается понятие «идеал», различные его трактовки в современном гуманитарном знании, зарубежной и отечественной психологии. Обсуждаются общественно значимый и личностно значимый идеал. Раскрывается содержание общественно значимого идеала военнослужащего. Намечены основные перспективы исследования идеала современного военнослужащего.

Ключевые слова: идеал, общественно значимый и личностно значимый идеал, идеал военнослужащего.

В условиях реформирования армии произошли различные изменения, связанные с реорганизацией Вооруженных Сил, в том числе и изменения, внесенные в содержание нормативных документов, регламентирующих деятельность военнослужащих. С одной стороны, данные преобразования повлияли на систему ценностей военнослужащих, а с другой - одной из актуальных задач, стоящих перед современными Вооруженными Силами является формирование «нового» офицера. Таким образом, мы можем говорить о том, что в современной армии происходит процесс персональной переаттестации военнослужащих, и в связи с этим, особо важным представляется изучение личности человека (современного военнослужащего), а именно такого личностного образования, как идеал.

В современном гуманитарном знании понятие «идеал» существует уже давно, и изучается в рамках таких наук, как философия, этика, эстетика, педагогика. Проанализировав различные трактовки понятия «идеал» в рамках гуманитарных дисциплин, можно сделать вывод, что содержанием идеала выступает представление о совершенстве и долженствовании, о наилучшем образце, высшей цели человеческих стремлений, а также наличие в его строении ценностного компонента. В психологической науке изучаются идеалы и идеалоподобные образования. В рамках зарубежной психологии рассматриваются особенности субъекта как носителя идеала, где идеал выступает как цель и регулятор развития личности (З. Фрейд, Х. Кохут, А. Адлер, К. Хорни, Э. Берн) или как модель совершенства (К. Роджерс, Р. Бернс). В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, В.И. Головаха, И.О. Мартынюк) идеалы трактуются подобным образом. Другое

направление исследований идеалов осуществляется в рамках самосознания, в том числе и профессионального самосознания, и связано с изучением «образа идеального профессионала» или эталона личности профессионала (Я идеального) (Е.В. Козиевская, З.И. Рябикина) в котором отражены как профессионально-деятельностные, так и личностные качества. Идеалы могут относиться к любой области проявления жизнедеятельности человека, и это отражено в психологических исследованиях идеалов в связи с профессиональной принадлежностью (С.Т. Джанерьян, А.М. Шевелёва), уровнем перфекционизма (И.И. Грачёва), образом жизни личности (С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздева) и с социальными представлениями о нравственном идеале в российском менталитете (М.И. Воловикова). Однако все эти исследования посвящены изучению неперсонифицированных идеалов (представление о модели поведения, соответствующего определённым требованиям, образе жизни, жизненного пути и т. д.). Персонифицированные идеалы (как представление о личности человека, обладающего желательными и ценимыми качествами или обобщённым набором таких качеств, идеальный тип человека) и аспекты их изучения не достаточно отражены на данный момент в психологических исследованиях.

Условия реформирования армии, предполагают процесс конструирования «нового» офицера, следствием которого может быть персональная переаттестация военнослужащих. В связи с этим, основной задачей исследований в этой области выступает изучение личности человека, которая может быть рассмотрена как идеал. Идеал выступает как ценностно-смысловое образование,

выполняющее регулирующую, мотивационную и смыслообразующие функции, а также функции целеполагания, образца и ориентира (эталонная функция).

В социологических исследованиях, посвященных изучению военнослужащих отмечается изменение ценностей и ценностных ориентаций военной службы за последние 15 лет (С.С. Соловьев, О.Н. Марусенко), что не могло не отразиться на изменении идеалов военнослужащих. В то же время психологические исследования ценностей и ценностных ориентаций военнослужащих немногочисленны.

В целом, анализ исследований, направленных на изучение военнослужащих, позволяет отметить изученность следущих аспектов:

- субъектность (Э.А. Бабаян, Т.В. Маркелова, И.В. Сыромятников);

- военно-профессиональная успешность (И.В. Дрю-пина, Ю.М. Зуев);

- мотивационные особенности профессиональной деятельности (И.С. Ковальчук);

- профессиональное самоопределение (В.Н. Бати-щев, И.Г. Ожерельева, Р.Р. Шарипов);

- ценностно-смысловые основы воинской службы (В.В. Пепелев);

- особенности адаптации (С.В. Величко, С.С. Вьюш-кова, И.В. Соловьев, О.Н. Тузова);

- профилактика суицидального поведения (П.В. Бух-тояров, А.П. Сухоносов);

- особенности имиджа Вооруженных Сил (Д.Г. Давыдов);

- кризисные состояния (Ю.В. Бруй, А.М. Жуков, С.Е. Заковряшина, Р.В. Кадыров, А.В. Сечко, Ю.Ю. Стрельникова) и реабилитация военнослужащих (Н.Н. Алалыкина).

Из перечисленных выше аспектов следует, что изучение идеалов, ценностей современных военнослужащих пока не достаточно представлено в отечественной психологической науке. Но, несмотря на отсутствие таких исследований, можно говорить о такой категории как идеал военнослужащего.

С.Л. Рубинштейн рассматривает идеал как образец, как совокупность норм поведения и как обобщенный образ [10]. Согласно данному автору, идеал выступает в двух формах: общественно значимой и личностно значимой.

В нормативных документах (общевоинских уставах РФ), регламентирующих деятельность военнослужащего, задан общественно значимый идеал, выступающий как совокупность норм поведения.

Рассмотрим общие обязанности военнослужащего, согласно общевоинским уставам РФ [9], как совокупность норм поведения, т. е. нормативный идеал.

Военнослужащий должен:

1) быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

2) строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

3) совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

4) быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

5) дорожить воинской честью и боевой славой ВС, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа РФ;

6) соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 16);

7) быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части (ст. 17).

Военнослужащий обязан:

1) проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов (ст. 18);

2) уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины, а также соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия (ст. 19);

3) знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы, должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 20);

4) по служебным вопросам обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику, по личным вопросам военнослужащий также должен обра-

щаться к своему непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику (ст. 21);

5) знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 22);

6) в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг.

Требования Устава едины для всех военнослужащих и подразумевают их воплощение в поведении. Таким образом, конструируемый в условиях деятельности личности идеал военнослужащего, как совокупность норм поведения, включает в себя следующие составляющие:

- устойчивые личностные особенности (честь, верность, мужественность, дисциплинированность, бдительность, патриотизм и др.);

- отношения с другими людьми (войсковое товарищество, взаимовыручка и др.);

- требования к профессиональной деятельности и особенностям ее выполнения (совершенствование воинского мастерства, особенности обращения с военной техникой и имуществом; здоровый образ жизни и хорошая физическая подготовка и др.);

- требования к внешним атрибутам профессиональной деятельности (соблюдение правил воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы и знаков различия и др.).

Таким образом, в общественно значимом идеале не содержатся указания на ценности и мотивы военнослужащих, а внимание, прежде всего, акцентируется на актуальных личностных особенностях: характерологических чертах и уровнях достижения.

Общественно значимый идеал не всегда трансформируется в идеал персонифицированный, однако, в результате интериоризации социальных требований к индивиду, внутренней переработки, «переживания» идеал становится индивидуализированным и включается в систему основных мотивационных тенденций личности [10]. Следовательно, в результате такой переработки общественно значимый идеал становится личностно значимым. Личностно значимый идеал может быть содержательно сходным с общественно значимым нормативным идеалом, но помимо этого включать также ценности, мотивы и определенные личностные черты. К содержа-

тельным характеристикам личностно значимого нормативного идеала следует отнести мотивационно-личностные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения военно-профессиональной деятельности [7], такие как высокий уровень военно-профессиональной направленности, общетрудовой и профессиональной мотивации, эмоциональная устойчивость, толерантность, ответственность, конструктивная агрессивность.

Следует отметить, что личностно значимый или индивидуализированный идеал военнослужащего формируется под влиянием родителей, образа жизни, требований устава и командиров, а также ряда других факторов.

В рамках изучения профессионального самосознания, одним из компонентов профессиональной Я-концепции [4] выступает Я идеальное, которое может трактоваться как «образ идеального профессионала» или эталон личности профессионала [8, 11]. Придерживаясь позиции С.Л. Рубинштейна относительно разновидностей идеалов, можно рассматривать эталон личности профессионала как идеал образец. Данное образование также может выступать как персонифицированный идеал, так и неперсонифицированный. Исследование данного образования позволит расширить представление об осознании военнослужащим себя в профессиональной деятельности, заключающееся в понимании своих качеств и профессионального поведения.

Таким образом, перспективой для дальнейшего исследования выступает изучение у курсантов и военнослужащих содержания, характеристик и динамики идеала военнослужащего под влиянием успешности, продолжительности их деятельности, военной специализации, уровня адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.: Прогресс,1986. - 420 с.

3. Головаха В.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодёжи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

4. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. - 480 с.

5. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни личности студентов-выпускников ВУЗа: профессиональный аспект // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ. - 2010. - № 9. -С. 149-156.

6. Джанерьян С.Т., Шевелева А.М. Идеалы профессиональной карьеры у будущих психологов // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2000. -Вып. 5. - Ч. 1-2. - С. 214-219.

7. Зуев Ю.М. Мотивационно-личностные детерминанты профессиональной успешности командиров воинских подразделений: дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2006. - 231 с.

8. Козиевская Е.В. Профессиональная самооценка и мотивация достижения госслужащих: психолого-акмеологическая модель влияния // Акмеология в системе деятельности государственных служащих / Под общей ред. А.А. Деркача. - М., 1999. - С. 5-14.

9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 2010. - М., Эксмо, 2010. -608 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - 328 с.

11. Рябикина З.И. Развитие личности и профессиональный рост: автореф. дис. докт. психол. наук. -Минск, 1997. - 47 с.

12. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. -М.: Наука, 1991. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.