Научная статья на тему 'Психологические аспекты исследования феномена идентичности личности'

Психологические аспекты исследования феномена идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2222
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / СОЦИУМ / ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Интымакова Лариса Григорьевна

В статье рассматриваются психологические аспекты исследования феномена идентичности личности. Именно благодаря представлению о социальной идентичности в самосознании личности гармонично сосуществуют индивидуальное и коллективное, что способствует максимально успешной адаптации человека к социуму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты исследования феномена идентичности личности»

Л.Г. Интымакова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Социальная идентичность - феномен, который в последние десятилетия привлекает значительное внимание и отечественных, и зарубежных ученых. Это далеко не случайно. Именно социальная идентичность, находясь на стыке феноменов, традиционно изучаемых в философии и психологии, в значительной мере опосредует и детерминирует поведение личности в окружающей ее социальной среде. Благодаря ей в самосознании личности гармонично сосуществуют индивидуальное и коллективное, что способствует максимально успешной адаптации человека к социуму.

Идентичность - это сложный феномен, «многослойная» психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социо-генетические основания. Феномен идентичности возникает в рамках глобальной проблематики существования самого человека. Человек становится «вполне человеком», когда осознает свою идентичность. Понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа «Я» его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надындивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, становится одной из главных проблем.

Важной проблемой не только философии, но и социально-психологических исследований по-прежнему остается изучение личности во взаимодействии с социумом, а также выявление особенностей личностных проявлений в условиях социальной коммуникации. Как отмечал В.А. Петровский, сама личность должна рассматриваться как свойство индивида, существующего в пространстве межиндивидуальных связей [6, 18]. Интегративный характер данного явления требует междисциплинарного подхода, который в современной науке реализуется в изучении социальной идентичности как с психологических, так и с философских позиций.

Проблема социальной идентификации личности получает новое звучание сегодня, когда, в связи с быстрыми социальными изменениями, происходящими не только в России, но и во всем мире, происходит изменение сложившихся десятилетиями форм социальных отношений, что неизбежно приводит к трансформации идентичности. Сегодня мы можем наблюдать различные нарушения процессов социальной идентификации, которые снижают адаптационный потенциал людей и возможности их самореализации.

В период глобальных изменений современный человек оказался в ситуации кризиса идентичности. Неуверенность в себе, депрессии, жестокость, различные формы зависимости, уход от реального мира, проявление избыточной властности, дезинтеграция личности, психосоциальный кризис - это далеко не полный перечень характеристик кризиса идентичности.

Но постановка проблемы идентичности личности, ее структуры и генезиса, определение психологических оснований ее понимания и изучения является актуальной задачей не только по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека. Переживание идентичности актуализируется и в профессиональной сфере человеческой жизни, и в других областях.

Социальная психология исходит из того, что идентичность можно обнаружить в структуре психорефлексивных психических образований. Она представляет собой компонент индивидуального сознания и самосознания, связывающий человека с социальной реальностью и позволяющий определить свое место в ней. Процессы социальной идентификации объединяют в себе индивидуальное и типичное, личное и социальное, что предъявляет серьезные требования к их исследованиям.

Исследователи проблемы идентичности в психологии выделяют самые разнообразные подходы к ее пониманию. Чаще всего называют три подхода: психоаналитический, интеракционист-ский и когнитивный. Каждый из них трактует идентичность исходя из доминирующей категории своей парадигмы: эго, мотив в неопсихоанализе, интеракция, взаимодействие в интеракционизме, когнитивная схема в когнитивизме. В психоаналитическом подходе (Э. Эриксон, Дж. Марсиа,

А. Ватерман) под идентичностью понимается структура эго, состоящая из различных элементов и переживаемая как чувство тождественности и непрерывности. Исследователи интерационистского направления (Дж. Мид, И. Гофман, Р. Фогельсон, Л. Краппман, Г. Родригес-Томэ) делают акцент на социальной обусловленности идентичности, изучении процессов включения в «Я» отраженных оценок других людей. В когнитивном направлении (А. Тешфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл) идентичность представлена как когнитивная система, регулирующая поведение человека в социуме, как результат процесса самокатегоризации.

Можно выделить еще три популярных подхода к изучению идентичности: нарративный, трансперсональный и интегративный. Представители нарративного подхода (К. Джерджен, Р. Харре, Д. Ма-кадамс, А. Гидденс, Г. Херманс, Т. Сарбин) предлагают рассматривать идентичность как своего рода историю, повествование, определяемое контекстом взаимодействия, характеризуемое определенным сюжетом, персонажами, главной темой. Основное значение в постструктурализме приобретает изменчивость личности в различных социальных контекстах и взаимодействиях.

В трансперсональном направлении (С. Гроф, А. Минделл, К. Юнг) внимание исследователей обращено к глубинным слоям психики, проникновение в которые связано с расширением самотождественности и идентичности. С этой точки зрения переживания непосредственного Я могут касаться архетипических образов (К. Юнг), перинатального и трансперсонального уровней психики (С. Гроф), вторичных процессов, находящихся за пределами края привычной идентичности и формирующих различные симптомы как сигналы противоборства разных идентичностей (А. Минделл).

Интегративный подход к изучению идентичности представлен К. Уилбером и В.В. Козловым. Он предполагает учет разнообразных точек зрения, связанных со всеми перечисленными подходами исходя из постулируемого интегративной методологией принципа многомерности истины (В.В. Козлов). В «Я» присутствуют и личностные, и социальные, и глубинные аспекты, при этом ни один из них не может рассматриваться как доминирующий, все одинаково имеют право на существование.

Интегративный подход, разрабатываемый В.В. Козловым в исследовании идентичности, предполагает учет многомерности бытия «Я» как представленного в различных сферах: внутри-личностной (Персона), межличностной и социальной (Интерперсона), глубинной (Трансперсона). Он также предполагает разработанность психотехнической компоненты - интенсивных интегра-тивных психотехнологий. Они содержат, в свою очередь, три класса компонентов: материальный, социальный и духовный. Каждый их этих трех разных уровней организации психической реальности имеет свой «антипод», зеркальное отражение с отрицательным знаком - не-Я как отрицаемые компоненты идентичности. Предметом интегративной психологии является сознание как стержень функционирования личности, обеспечивающий ее целостность.

Ряд исследователей выделяет также процессуальный подход, в рамках которого в изучении и описании различных состояний идентичности выявление и исследование структуры психологических условий развития идентичности личности даёт специалистам в области человеческих отношений, как теоретический материал, так и возможность практического применения теоретических знаний.

Другие представители психологии уверены, что при дальнейших исследованиях данного явления психики необходимо шире применять экспериментальный подход, который позволит исследователю занимать более активную, субъектную, позицию, вскрывать причинно-следственные связи, лежащие в основе психологических и социальных явлений. К сожалению, экспериментальный метод все реже применяется в отечественной социальной психологии, хотя социальная идентичность, как явление, зарождающееся в результате активного взаимодействия личности с окружающей средой, безусловно, требует применения экспериментальных процедур, воссоздающих в специально созданных условиях элементы подобного взаимодействия.

При всём многообразии теоретических оснований изучения феномена идентичности подход классиков и последователей символического интеракционизма - П. Бергера, Г. Блумера и других исследователей - представляет большие возможности для социально-психологической интерпретации и моделирования самоидентификационного опыта личности [2, 567-588]. Философские от-

крытия теоретиков символического интеракционизма о роли «Других» в процессе становления идентичности личности трудно переоценить [3, 17]. В то же время его нельзя рассматривать как единственно значимый или универсальный.

Так, хотя изучение «личностного Я» стало центральным звеном интеракционистского подхода социально-психологических исследований, однако немного было сделано для непосредственной эмпирической разработки феномена идентичности в контексте данной методологии.

Наиболее значимые установки личности на себя требуют «нежестких» методов социально-психологического исследования и опосредованных вопросов. Для того, чтобы «освободить» респондента от социально желательной для исследователя деятельности и дать волю всем его сознательным и бессознательным интенциям в спонтанном самоописании, возможно использовать нарративный подход, рассматривающий опыт «Я» как самоповествование, в котором человек, рассказывая о себе, интерпретирует события своей жизни. Нарративный подход используется в контексте представлений о том, что идентичность личности находится в постоянной ситуации изменения, обновления. Следовательно, идентичность - это то, что человек достигает всю свою жизнь, и его самоописания есть своеобразный индивидуальный сюжет, схватывающий ситуативные, но значимые фрагменты актуального «Я».

Методологически важным представляется положение о том, что идентичность, представляемая респондентами в самоописаниях, самоповествованиях, графических проекциях корректируется реально существующим социальным контекстом. Таким образом, исследователь, анализируя полученный от респондентов эмпирический материал, будет иметь дело не с самой переживаемой личностью идентичностью, а с презентацией или предъявлением идентичности. Термин «предъявленная» или «предъявляемая» идентичность был введён в научный обиход Р.Д. Фогельсоном, сторонником методологической школы символического интеракционизма в рамках авторской концепции «борьбы идентичностей». Согласно исследованиям Р.Д. Фогельсона, предъявляемая идентичность представляет собой набор стилизованных «Я-образов», транслируемых индивидом социальной среде. В процессе предъявления идентичности индивид сознательно или бессознательно стремится скорректировать впечатление о себе в восприятии значимых «Других». Таким образом, предъявляемая идентичность - это индивидуальная презентация личностью переживаний своего «Я» и представлений о себе социуму [9, 115-132].

Исследователь, изучающий идентичность на иллюстративном материале самоописаний или самоидентификационных проективных материалов респондентов, имеет дело с презентационным характером её содержаний, так как самоидентификационный опыт предъявляется в условиях определённого социального контекста, так или иначе влияющего на переживание, осознание и, соответственно, предъявление индивидом своего «Я».

Но всё же идентичность выявляется, когда человек начинает рассказывать о себе, смотреть на себя в соответствии с заданным сюжетом. «Я» выступает в этом подходе и как участник, и как автор своей жизненной истории (Дж. Хиллман). Согласно данному подходу, предъявляемую идентичность следует рассматривать не только функционально, но и процессуально, т.к. она представляет собой постоянно становящийся процесс изложения респондентом своей личной жизненной истории [7, 89]. Подобное процессуальное понимание идентичности в полной мере согласуется с научной позицией исследователей, являющихся представителями диалогического подхода. Ставший уже классическим диалогический подход М.М. Бахтина обосновывает коммуникативно-диалогическую природу сознания и самосознания [1, 207-208]. Таким образом, идентичность можно представить как непрерывный диалог различных внутренних позиций личности с социальным и экзистенциальным миром.

М. Буббер определяет два способа взаимодействия человека и мира: «Я - Оно» и «Я - Ты». В отношениях «Я - Оно» весь мир, в том числе и мир самого человека, воспринимается как объект. Формирование идентичности в данном контексте протекает как «безответственный» процесс. «Ответственное» достижение идентичности может протекать только в отношениях Диалога и экзистенциальной Встречи «Я - Ты» [4, 71].

Свободное самоописание личности в рамках исследования предъявленной идентичности способствует выявлению значимых для респондентов содержательных компонентов идентично-

сти, посредством которых идентичность как переживание личностью своей тождественности и целостности является её сознанию и предъявляется социуму.

В контексте исследования идентичности, важно также решать методическую проблему, связанную со способом предъявления идентичности личностью как субъективного неосознаваемого переживания. Поскольку идентичность личности в полной мере не тождественна его самосознанию, наряду с речевым языком её описания, важно исследовать неязыковые, проективные формы её предъявления. Таким образом, ставится задача изучения глубинных, бессознательных аспектов переживания «Я».

Несмотря на разнообразие подходов, ученые сходятся во мнении, что в социальной психологии «идентичность» рассматривается как аспект «Я» и определяется как переживание и осозна-вание индивидом самотождественности, целостности и неделимости в пространстве, а также постоянства во времени [8, 53]. Сегодня проблема идентичности личности решается исследователями в социально-психологическом ключе интерсубъективного микросоциального и макросоциаль-ного взаимодействия. Рассмотрение проблемы «Я» в контексте изучения конституирующей роли значимых и обобщённых «Других» в процессе достижения идентичности можно отнести к ряду зарубежных и отечественных исследований, изучающих роль других людей в процессе личностного самоосознания, самоотношения и самоидентификации. Научные разработки этих авторов в той или иной степени представляли в психологической науке общий взгляд на проблему идентичности как результат идентификационных процессов личности, реализующихся в ходе субъективной жизненной истории во взаимодействии с индивидуальным психофизиологическим потенциалом и социальным контекстом её существования.

Социальная идентичность вместе с личностной идентичностью (осознаваемыми индивидуальными особенностями) образует единую когнитивную систему - «Я-концепцию». В целях приспособления к различным ситуациям «Я-концепция» регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности.

Таким образом, «Я-концепция» личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема - социальная идентичность - складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д.

Нельзя забывать и о том, что обладателем социальной идентичности является конкретная личность, наделенная уникальным жизненным опытом и обладающая неповторимой картиной мира, в которой субъективно преломляются социальные отношения.

Анализ современного состояния исследований в данной области позволяет увидеть еще одну проблему. Между отечественной и зарубежной традициями существует определенная дистанция в понимании социальной идентичности. Отечественные исследователи чаще рассматривают социальную идентичность как, прежде всего, результат соотнесения личностью себя с большими социальными группами: этническими, тендерными, профессиональными, религиозными и т.д. В западной социальной психологии акцентируются, скорее, идентификационные процессы, протекающие в малых социальных группах, в которые индивид непосредственно включен в ходе своей жизнедеятельности. Для более полного понимания феномена идентичности необходимо объединение двух этих подходов, формирование интегративной модели социальной идентификации.

Большая выраженность в самосознании социальной идентичности влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в «Я-концепции» выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.

Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения. Социальная идентичность складывается из тех

аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп (или категорий, как предпочитают обозначать их Тэджфел и Тэрнер). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

Мы видим, что идентичность личности как объект научного анализа отличается многоуров-невностью значений и разнообразием выявляемых смыслов. Поэтому эмпирическое исследование идентичности личности должно осуществляться с учётом многообразия проявлений данного феномена, его интенциональной сущности. Изучение идентичности предполагает анализ психических связей в контексте интерактивных, перцептивных, коммуникативных, экзистенциальных, функциональных, ментальных и речевых процессов развития личности.

Таким образом, ввиду многогранности и неоднозначности феномена идентичности, он не может быть изучен в полной мере в рамках естественно-научного подхода к исследованию личности. Это положение требует использования в исследовательском арсенале интегративных антропологических и гуманитарных форм знания, холистической методологии, а также комплексных и модифицированных методов социально-психологического исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин М.М. Диалог. Собр. соч.: в 7 т. М., 1997. Т. 5.

2. Бергер П., Лукман Т. Идентичность // Психология самосознания: хрестоматия. Самара, 2000.

3. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

4. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

5. Козлов В., Майков В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. М., 2007.

6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

7. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

9. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Psychosocial theories of the self / Ed by B. Lee. N.Y., L., 1982.

Л.Г. Интымакова, Н.П. Чередникова

ТРАНСФОРМАЦИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Современная индивидуализация общества и порождаемые ею проблемы находятся в фокусе внимания исследователей достаточно давно. Процесс индивидуализации можно рассматривать как присущую современности автономизацию личности. Она представляет собой все более полное высвобождение индивида из сети устойчивых социальных связей.

В обобщенном смысле индивидуализация подразумевает определенные субъективно-биографические аспекты процесса цивилизации, особенно на его последней стадии. Происходящие в современном обществе процессы ведут к различным формам проявления индивидуализации: освобождению от исторически заданных социальных норм и связей как традиционных обстоятельств господства и подчинения, утрате традиционной стабильности, что приводит к новому виду социальной интеграции. Эти три момента - освобождение, утрата стабильности, новая интеграция, как отмечает У. Бек, образуют общую, внеисторическую модель индивидуализации [2, 39].

Нарастание индивидуализации общества характеризуется двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, мы видим рост экономической эффективности и расширение слоя высокооплачиваемых и привилегированных членов общества; с другой стороны, наблюдается резкое падение уровня жизни для непривилегированного большинства и ухудшение социально-экономического положения наименее защищенных. Индивидуализация сопровождается как пози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.