Научная статья на тему 'Психологические аспекты и проблемы воспитания в ситуации метамодерна: "при условии отсутствия души"'

Психологические аспекты и проблемы воспитания в ситуации метамодерна: "при условии отсутствия души" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУША / ДУХОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / НОСИТЕЛИ СМЫСЛОВ / "ЖИВОЕ ДЕЙСТВИЕ" / "ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ" / МЕТАМОДЕРН / "БИФУРКАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТЬ" / "ТЕХНОБИОД" / "ИНТРАВЕРТИРОВАННЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифинцева Н.И.

В статье подчеркивается актуальность и содержательная специфика воспитания как социального и психолого-педагогического феномена; рассматривается проблема воспитания развивающегося человека в ситуации смены ценностно-смысловых основ и размывания нравственных норм в общественном сознании; раскрываются психологические условия воспитания здоровой личности, развития у ребенка собственно человеческих, духовных потребностей и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты и проблемы воспитания в ситуации метамодерна: "при условии отсутствия души"»

УДК 37.032

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СИТУАЦИИ МЕТАМОДЕРНА: «ПРИ УСЛОВИИ ОТСУТСТВИЯ ДУШИ»

© 2019 Н. И. Лифинцева

докт. пед. наук, профессор, кафедра психологии образования и социальной педагогики e-mail: ninalifincevaaramhler.ru

Курский государственный университет

В статье подчеркивается актуальность и содержательная специфика воспитания как социального и психолого-педагогического феномена; рассматривается проблема воспитания развивающегося человека в ситуации смены ценностно-смысловых основ и размывания нравственных норм в общественном сознании; раскрываются психологические условия воспитания здоровой личности, развития у ребенка собственно человеческих, духовных потребностей и способностей.

Ключевые слова: воспитание, душа, духовность, психологическое здоровье, носители смыслов, «живое действие», «живое общение», метамодерн, «бифуркационная личность», «технобиод», «интравертированный индивидуализм».

Человек может стать человеком только путем воспитания.

Он — то, что делает из него воспитание

И. Кант

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.

Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть.

И. Бродский

Вслед за эпохой постмодерна пришел пост-постмодерн (метамодерн), навязывающий мировоззрение и ценности в образе жизни культуре (искусство, мораль, смыслы жизни человека, эталоны и модели поведения, нормы, конструкты и др.). Философы «объявили», что постмодернизм привел человеческое сообщество к страшным и разрушительным эффектам (отчуждению, цинизму, деградации, тотальному потреблению, грубому материалистическому сознанию, ощущению бессмысленности и «конца истории»), придумывают описания и названия феноменов метамодерна. Сетуя на постмодернизм, который «перепутал способ достижения Цели с самой Целью, обнулил и то, и другое», идеологи метамодерна предлагают рассматривать (взять) «Цель как константу», лежащую за пределами каких-либо систем и религий, но способ ее достижения каждый человек должен найти самостоятельно. Принципами действия в этом направлении становятся принципы индивидуальности, «новой духовности», индивидуального духовного роста, духовного аристократизма, «достижения и постижения Абсолюта». Способ ее достижения лежит за пределами понятия «добра и зла». Сетевая форма существования и мировоззрения, свободное «плавание во времени, установки на одинокого героя, «нового умного», уход от толпы, «контрадикция с ней», - «интравертированный индивидуализм», что на языке современной психиатрии определяется как социопатия, то есть личностное

расстройство, проявляющееся в систематическом нарушении социальных норм и правил, неумение строить межличностные взаимоотношения с окружающими. Данный недуг проявляется в агрессивности и неспособности к эмпатии, повышенной конфликтности.

Наиболее доступное для «среднего ума» разъяснение данной философии находим у Д. Быкова: «На смену доминирующей общественной, общечеловеческой системе ценностей и морали, основанной на принципах коммунитарности, пришел индивидуализм отдельного человека... совершенно новый бифуркационный тип личности, главный принцип которого - стремление к абсолютному творчеству и отрицанию всякой нормативности в мышлении и действии, кроме футуристической нормативности».

Социальная инженерия сегодня направляет свои усилия не просто на манипуляцию людьми, но ищет возможности формировать, создавать, изменять, конструировать образ человека под заказ, «лепить» людей, разрушать привычную идентичность человека. Перспектива «расчеловечивания», утраты человеческой природы и сущности, разрушения духовного слоя сознания, души человека, его личности закладывается в современных, ставших весьма популярными антропологических проектах (форсайтах).

Форсайтные исследования выстраивают образ человека, который в обозримом будущем будет по-существу другим. Форсайт не прогнозирует, не предсказывает будущее, а конструирует его образ, определяет пошаговое движение к будущему, построение дорожных карт к нему. Здесь есть пункты движения, обозначения, через которые обязательно надо пройти. Практика форсайта - это живая реальность, в которую непосредственно включен человек, а само будущее не есть абстрактный объект проектирования, а «живая реальность проживания».

Существенные изменения человека происходят при активном участии его самого, это проявляется в различных «антропологических трендах» (практиках): «трансгресия, трансформация, трансфигурация человека, суицидальные пограничные практики экспериментирования над собой» и т. п. По прогнозам современных антропологов, духовно-горизотальное пространство существования и развития человека размывается и перестает «работать». Разрушаются привычные, традиционные ценности и смыслы, им на смену приходят другие ориентиры, цели, эталоны и модели поведения. Становится все более очевидной тенденция «на самоуход человека и самоликвидацию привычных институтов существования (семья, брак, церковь, мораль, право, образование, культура, искусство, наука, базовые ценности и др.) и замену его "другим существом (киборгом, мутантом, транс-или-постчеловеком)", представляющим другую онтологическую идентичность» [Смирнов 2015: 306].

Об этом свидетельствует не только современная реальность в событиях и фактах (преимущественно печальных и негативных), но и современные исследования. Согласно «теории поколений», современное «цифровое поколение», родившееся в информационном обществе, ориентировано на иные «тренды» (цели, ценности, смыслы, модели поведения). Доминирующими стали потребление, индивидуализм, сосредоточенность на краткосрочных целях. Для современного молодого человека работа (систематический труд) не воспринимается и не переживается как обязанность и долг. Перспектива работать с 9 до 18 часов для них «нелепа» и неприемлема. Главное -сделать, совершить, придумать что-то особенное, мощное, что «удивит мир», сделает известным и принесет разного рода дивиденды. Они не склонны полагаться на общественное мнение, а утверждают собственное право принимать решения и быть свободными в своих выборах (видимо, с этого начинается «бифуркационная личность»).

Аналитики полагают, что взгляды современного человека формирует Интернет, поскольку дети сейчас больше общаются с компьютером, чем с родителями и друг с другом. Непосредственная живая человеческая коммуникация подменяется виртуальной (техногенной). Виртуальный способ коммуникации с окружающим миром стал для них привычным, что обусловливает и психологические особенности личности. Личное общение сводится к минимуму или вовсе к нулю. Виртуальный мир и развлечения стали привычными. Желания в виртуальной реальности в отличие от реального мира практически всегда исполняются.

Современные молодые люди максимально приближены к информации и умеют работать с ней. Но значительная часть выпускников массовой школы прочитать вдумчиво статью, параграф или любой сколько-нибудь сложный или длинный текст -для них большая проблема. Их образ мыслей фрагментарен и поверхностностен.

Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Живой реальный человек, чужой и «непонятный», воспринимается ими как опасность и угроза, поэтому агрессия становится главным способом защиты и разрешения проблемы. Полноценно они чувствуют себя только «в виртуале». Реальная жизнь, отношения, действия и поведение сложны и вызывают негативные эмоции и способы реагирования.

Становится иным и общение детей с родителями - увеличивается коммуникативная дистанция между ними, прерывается цепочка передачи опыта (социального наследования). Родители утрачивают авторитет у своих детей, всезнающим авторитетом для них становится Интернет.

Девальвируются традиционные ценности - ценность реальной предметной деятельности, «живого действия», ценность «живого» общения, ценность семьи. Приоритетными ценностями становятся карьера, материальное благосостояние, личный успех, для достижения которого можно пренебрегать морально-нравственными нормами и правилами.

Эксперты называют сложившуюся ситуацию «антропологическим вызовом», ведущим к антропологической катастрофе, которая, по мысли философа XX в., М.К. Мамардашвили состоит в «перерождении каким-то последовательным рядом, превращение человеческого сознания в сторону антимира теней или образов, ... перерождение в некоторое зазеркалье, составленное из имитаций жизни» [Мамардашвили 1992: 189].

К сожалению, симптомы описанного перерождения все настойчивее «заявляют о себе» в общественной и личной жизни. Но то, что философы пост-постмодерна «нафилософствовали» про образ «нас» и «наших дней» - это проект. Пока сохраняются культура, традиции, духовность (в традиционном понимании), язык, высокое искусство, литература - все, что несет в себе содержание, человеческие смыслы, глубину и что выражает «живое», человеческое начало.

И. Бродский в «нобелевской речи» речи заметил: ««Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». Эта мысль и сегодня внушает оптимизм. Спасти человека - это сохранить его душу, развить и обогатить, пробудить ее высшие, духовные способности.

Душа - предмет заботы и воспитания (К.Д. Ушинский). Душа не абстрактная категория и не мистическое явление, а содержательная, многомерная, сложно организованная «жизненная сила». Это целостная, неделимая, наделенная активной созидательной силой сущность, «естество разумное и духовное, быстродвижимое, непрестанно находящееся в деятельности», высшей способностью которого является духовность.

В трудах православных антропологов душа персонифицируется как самостоятельная и особая личность, свободно-разумная, деятельная и творческая. Душа нравственна и духовна, ей присуще чувство эстетического как способность «прямо чувствовать истину, а не только понимать ее». Душа по своей сути «христианка», она стремится к общению с Богом, «почтившим ее в сотворении образом Своим» (св. Феофан Затворник).

Форма и способ существования души - «врожденное стремление» к сознательной и свободной деятельности. Это «первобытное» стремление, по определению Ушинского, и составляет ее сущность. Потребности организма и души составляют одно общее стремление «быть и жить». Для души важно «жить», она должна «жить», без этого ее существование не имеет значения. Но жизнь души должна быть наполнена содержанием и смыслами.

Что произойдет с человеком, его телом и личностью, если ему не обязательно уметь думать, понимать, вступать с другими в «живое», непосредственное общение, переживать, помогать другому, мечтать, верить, надеяться, любить? Эта внешняя, эмпирическая сторона души доступна наблюдениям. Если все это будет передано компьютеру (роботу), что и как человек будет видеть, слышать, чувстовать, понимать и уметь?

Внутренняя, метафизическая сторона души свидетельствует о присутствии иррационального в человеке, выражающегося в понятии «тайны» души: тайна творчества, вдохновения, тайна жизненного пути человека, тайна религиозной жизни духа и др. Эта недоступная опыту и сознанию жизнь души, согласно К.Д. Ушинскому, должна быть осмыслена педагогикой и принята воспитателем.

Современная психолого-педагогическая мысль и педагогика как практическое человековедение (в значении ведать и вести), призванные предложить «ключ» к решению «простых» вопросов, сегодня переживают острый «дефицит» адекватного ситуации научного знания и понимания. Практическая педагогика оказалась беспомощной в решении основной своей задачи - воспитать человека. Понятийный аппарат и язык современной педагогики соответствуют наукообразно-технократическому подходу, утвердившемуся в образовании. Существуют мощные объективные причины тому - кардинальные изменения жизни, ее ценностных оснований во всех сферах, отсутствие адекватной философии образования, беспомощность научной педагогики, прагматизм и утилитаризм современного педагогического образования и т. д.

В настоящее время категория воспитания, имеющая собственное ценностно-смысловое содержание, «растворилась» в процессах образования, социализации и стало подменяться другими понятиями. «Спасти» человека, сохранить и облагородить его душу возможно, если «реанимировать» воспитание. Не случайно все выдающиеся мыслители прошлого (от Платона, Аристотеля, Сократа, И. Канта до А. С. Хомякова, И. А. Ильина и наших дней) убедительно показывали, что психическое и духовное здоровье общества и отдельного человека зависят от воспитания. И. Кант был убежден: «В воспитании заключена великая тайна усовершенствования человеческой природы». Воспитание призвано облагородить тело и душу человека, развить в нем нравственную личность, «пробудить» в нем духовное начало [Кант 1994: 402].

Воспитание, по Л.С. Выготскому, это «искусственное развитие». Как и творчество, воспитание всегда трагично, потому что исходит «из неудобства и неблагополучия, из дисгармонии», несоответствия организма и среды и с самого начала означает ограничение и стеснение свободы. Детство - естественная пора воспитания. Именно здесь начинается преобразование «натуральной формы», переход в качественно новое состояние, проявляющееся в порождении человеком формы своего

поведения, становления субъектности как способности к преодолению сложившихся, устоявшихся и реактивных форм поведения и обретению нового способа жизни. Это относится и к воспитанию морального поведения.

Воспитание - это «духовное производство», а не «непроизводственная сфера» и не «оказание образовательных услуг». Метод воспитания, отчужденный от личности, становится формальным, неэффективным и вредоносным.

Воспитание всегда связано с внутренним образованием человека, а не с внешней образованностью. «... Когда нет души с ее собственным содержанием, то развиваться нечему». Люди, отдающие предпочтение внутреннему образованию - образованию души, используют внешнюю образованность (внешнее, научное образование) для образования внутреннего, что приводит их к духовному преобразованию [Ушинский 1950:299].

Воспитание, по убеждению Л.С. Выготского, процесс психологический, поэтому педагогическая психология «диктует» средства воспитания и показывает условия и механизмы их действия. В зависимости от целей, которая должна определить педагогика, предлагаемые средства могут разрушать или созидать, могут воспитывать раба или свободного и нравственного человека. В основе воспитания лежит мораль, воспитание нравственного поведения, которое «всегда. связано со свободным выбором социальных форм поведения», причем выбор должен осуществляться с точки зрения выбора добра.

В нравственном воспитании нельзя руководствоваться законом избегания неприятностей, наказаний. «Только то целомудрие ценно, которое куплено положительным отношением к поступку и пониманием его истинной сути.. Всякое несвободное отношение к вещи, всякий страх и зависимость уже означает отсутствие нравственного чувства. Нравственное в психологическом смысле всегда свободно» [Выготский 1996: 213].

«.Можно не только талантливо мыслить, - подчеркивал Л.С. Выготский, - но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Ведь эмоции не менее важный агент, чем мысль» [Там же:142-143].

Сущность и природа внутренней образованности человека раскрывается в религиозной антропологии. Внутренняя образованность личности проявляется в согласованности всех составляющих сил ее души: ума, чувства и воли. Личность («лицо») есть центр всех сил и способностей человека, - подчеркивает Феофан Затворник. Основным свойством личности является «сознание», в котором отражаются все свойства и определяются им. «Если сии "силы", - говорит святитель, -.перестали быть во власти человека, но или управляются сами собою, или подлежат влиянию сторонней силы, ... они потеряли взаимную точку соединения, а вместе с тем перестали получать и взаимную друг от друга помощь.», то «разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому что не удерживается сердцем и не правится волею; воля своенравна и бессердна от того, что не слушает разума и не смотрит на сердце; сердце неудержимо, слепо и блажно, потому что не хочет следовать указаниям разума и не отрезвляется силою воли». Эти силы (разум, чувство и воля) не только уратили связь, но находятся в состоянии «враждебном», когда «одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает». Преобладание одного приводит к ослаблению другого. «... Преобладание сердца имеет с собою в связи слабость ума и непостоянство воли, как бы бесхарактерность; преобладающее стремление к познаниям ведет за собой ослабление деятельности, или беспечность воли и нечувствие, или холодность сердца; преобладание воли всегда сопровождается односторонним направлением, упорным, не

внимающим никаким доводам; там душа не слушает никаких убеждений и недоступна для потрясений сердечных».

Серьезная умственная деятельность, утверждает Ф. Затворник, требует и «добрых» качеств личности («добродетели рассудка») - трудолюбие, добросовестность, тонкая наблюдательность («внимательная осмотрительность»), доверие к опыту и мыслям других людей (необходимость доверять другим, когда нужно, «и вообще, сколько можно менее придавать аподиктической непреложности своим неведениям и смиренно сознавать свою малую дальновидность». Противоположные качества ума -«заносчивость и диктаторство, неосмотрительность, недобросовестность и верхоглядная ветреность».

Названные качества определяют и определенный тип ума и личности человека: скудоумие, пустословие и словоблудие («пустословный и злой софист») или «ходячая энциклопедия», когда «голова . наполнена всякою всячиной», а самостоятельность, добросовестность и привычка мысли отсутствует. Названные особенности ума указывают на состояние всей души и личности человека. Такой ум не является результатом некоего физического расстройства, это - результат «нравственного повреждения» человека, нарушения его личности. Необразованность, умственное невежество обнаруживается в характере понятий, суждений и умозаключений человека: их неясности, безотчетности, незнания их цены и иерархии, опрометчивости, некритичности и поспешности суждений, легковерии, упрямстве и хитрости. Такой ум - это бездейственный ум, или действующий превратно [Феофан Затворник 2005: 306-320, 317].

Социально-исторический и культурно-педагогический опыт человечества учит, что творческой созидательной силой в развитии человека является духовное начало в нем. Дух творит формы, «переделывает на свой лад даже животный организм человека», - подчеркивал основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский [Ушинский 1950: 528].

Только технологически, через изобретение новых умных машин и введение их в систему образования невозможно реализовать нравственный и духовный потенциал развивающейся личности.

Опыт духовной жизни и наука убеждают, что вне совместной деятельности и живого общения ребенка и взрослого никакое развитие невозможно. Но как вывести из деятельности, выступающей как технология, смыслы, личное, «живое действие души», совесть, понимание и личность, которая, по определению психологов, есть внутреннее условие эффективности любой деятельности?

Идея свободы человека как педагогическая проблема требует своего рассмотрения и рефлексии на уровне конкретного педагогического знания. Речь идет о внутренней, нравственной, духовной свободе, а не плотской («делаю, что хочу, где хочу и с кем хочу»). Для воспитания важно понимание того, «работает» «третий фактор», то есть что и как человек может сделать с собой и для себя и что лишает его способности к духовному развитию.

Воспитание совести (нравственное самосознание) - одна из ключевых педагогических проблем, поскольку «орган совести» воспитывается и формируется прижизненно. Процессы глобализации, технический прогресс оставляет «невозделанной» совесть человека, зато активно «возделываются» самолюбие и эгоизм. Человек вращается вокруг своего «Я», самого себя, не выходит из своего «я», которое - его центр, его ось. Современные технические средства коммуникации позволяют человеку видеть весь мир, читать мысли и чувства других, не видя только самих себя. О деструктивности этой тенеденции предупреждали мыслители и ученые XX столетития.

Совесть, как и многое другое, ребенок «снимает» с родителей как фотокопию. Сегодня, когда умножились слова, книги, появились новые деятельности и практики,

но сохраняется «дефицит» живых примеров нравственных поступков и жизненных опытов, нравственность стала считаться «убыточным делом» и несовременным.

В российской традиции основу воспитания и духовно-нравственного развития составляли внутреннее просвещение, внутреннее образование, образование души. Духовность человек обретает при жизни, и на этом пути он сталкивается с трудностями, препятствующими «стихиями», преодоление которых требует «потового труда», многотрудной и напряженной борьбы с самим собою. Образование души -внутреннее образование путем самопринуждения и самосопротивления, упорядочивание и организация своего внутреннего состояния и есть «усилие быть» человеком.

Существуют все основания полагать, что воспитание, образование может вернуть человеку (сохранить) его (родовые) потребности, если оно создает для этого базовые условия - наполненную культурными смыслами деятельность, живое общение, работу памяти, созидательного мышления, возможность преображения и выхода в пространство духовно-нравственных смыслов.

Опыт духовной жизни и наука убеждают, что вне совместной деятельности и живого общения ребенка и взрослого никакое развитие невозможно. Но как вывести из деятельности, выступающей как технология, смыслы, личное, «живое действие души», совесть, понимание и личность, которая, по определению психологов, есть внутреннее условие эффективности любой деятельности?..

Сегодня появляется все больше и больше новых профессий, о которых в конце ХХ столетия не знали (промоутер, байер, консультант по продуктивности, личный цифровой куратор, трейдер альтернативных валют и т.д.). В педагогических профессиях появляются новые функции - социальный педагог, тьютер, специалист по инклюзии и др.

Вся философская, психологичнеская и педагогическая мысль убеждает в следующей истине: если деятельность человека определяется только предметом, а его образование сводится к овладению им с понимания его социальной и политической «доброкачественности», то результатом образования станет человек-функция, способная адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Образование, ориентированное на целесообразность, планомерность и успех как критерии продуктивности деятельности, «забывает человека».

Современное прочтение классиков педагогики и психологии позволяет заново «открыть» уже известное в науке. Ученые и мыслители различных воззрений сходятся в одном: чтобы оставаться психически и духовно здоровыми людьми и компетентными специалистами своего дела, реализовать свои лучшие жизненные возможности, необходима внутренняя образованность. Для этого современному воспитанию важно обратиться к давно открытым и проверенным идеям и опытам.

Понимание природы человека, ее онтологической и психологической сущности возможно только в контексте социокультурной ситуации и педагогической практики (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Принцип единства воспитания, обучения и психологического познания детей, единства «научения и воздействия» остается основным и «специфическим» принципом психологического познания (С.Л. Рубинштейн).

Для воспитательной практики необходимо раскрытие и понимание психологического содержания деятельности и действий ребенка, в процессе которых развиваются и формируются его психические и личностные свойства. В душе человека отражается «печать его действий». Ум ребенка, его личность и поступки формируются в ходе собственной деятельности и действий, наполненных смыслами. Вне смыслового наполнения, значимости любая деятельность не только бесполезна, но и вредна.

Внутреннее содержание действия (деятельности) составляет отношение ребенка к цели, задачам, обстоятельствам действия, которое должно быть не только понято, но и принято. Это остается общим принципом организации любых форм жизнедеятельности детей (учебной, внеучебной, досуговой и др.).

Ребенок - развивающийся человек. Воспитание и конкретный воспитатель могут задавать развитию ребенка различные направления своим участием или неучастием. Воспитание ориентировано на индивидуальность ребенка, его неповторимый внутренний опыт, душевные процессы. Воспитание не есть менторство и поучение. Воспитание есть «дар моего духа твоей душе», оно обращено непосредственно к личности и предполагает «приглашение» к тому, чем ребенок еще не вполне обладает или пока не обладает. Это приглашение к идеальной форме, культуре (Л.С. Выготский). Средством такого приглашения является слово.

Слово от «начала времен» является носителем смыслов. Оно есть живое, порождающее и несущее смысл переживание, отношение и «живое» действие и «инструмент прикосновения к личности» (В.А.Сухомлинский).

Слово - это культурное и духовное образование, одушевляется и одухотворяется смыслами. Слово есть идеальная плоть мысли. «Мысль рождается в слове и вместе с ним. . Мысль зачинается в слове. . Нет мертворожденных мыслей, а только мертворожденные слова; нет пустых мыслей, а только пустые слова.». Слово символизирует принадлежность человека к человеческой культуре. «Мертвый» язык разрушает культуру, опустошает и деформирует сознание и душу человека [Шпет 2005:137].

В условиях активного внедрения виртуальных форм коммуникации обостряется проблема использования «живого» слова как средства воспитания.

Важнейшим средством воспитания всегда оставался поступок. С.Л. Рубинштейн на вопрос «Как воспитывать?» отвечал: «. Поведение людей само строится в той или иной мере как воспитание. . Все поступки человека выступают как реальные изменения условий жизни других людей». Это означает, что взрослый (воспитатель) «сам живет настоящей жизнью», совершает поступки, которые «являются человеческими этическими условиями жизни другого человека». «Воспитательный» поступок, по С. Л. Рубинштену, - это поступок, «предназначенный для других, который должен отвечать требованию - стать реальным условием надлежащей человеческой жизни других людей» [Рубинштейн 1973: 372].

Источником воспитания классики психологии и педагогической мысли называют отношения - многогранные моральные, творческие, трудовые, гражданско-политические. Этот источник, как правило, не обсуждается в реальных бытовых условиях и не принимается во внимание. Но именно они выступают психологической средой, источником, раскрывающим значения понятий, вещей, явлений, действий, поступков. Отношения образуют «со-бытийную общность», живую «взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство и внешнюю противопоставленность», которая становится источником воспитания и развития ребенка (В. И. Слободчиков).

Воспитание во все времена способствовало сохранению культурной идентичности человека. Вера, язык, история, традиции, духовная память - это те духовные константы, которые составляют культурный код человека и общества. В условиях пост-постмодерна (метамодерна) задача воспитания и образования - не допустить превращения человека в мутанта, биоробота и пр. Иначе грустная история, которую рассказал А. Сент-Экзюпери в сказке, может стать угрожающей реальностью.

«- Люди? Ах да.. Я видел их много лет назад.

Но где их искать - неизвестно. Их носит ветром.

У них нет корней, это очень неудобно».

Библиографический список

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. Кант И. О педагогике // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. М.: М.: ЧОРО, 1994. Т. 8.

718 с.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. 408 с. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 422 с. Смирнов С.А. Форсайт человека: Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск, ЗАО ИПП «Офсет», 2015. 660 с.

Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. М.-Л., 1950. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». 665 с.

Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. 686 с. Шпет Г.Г. Мысль и Слово: избр. тр. М., 2005. 710 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.