ПСИХОЛОГИЯ
(Специальность 19.00.01)
УДК 159
© 2013 г. Т.М. Матвеева
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
[T.M. Matveeva. Psychological aspects of psychological readiness formation for marriage of modern youth]
In the present article the main psychological aspects and components of formation ofpsychological readiness for marriage of youth are considered. The aim of the article is to identify the characteristics of motivation and psychological readiness for the marriage partnership. The main results of scientific research are expressed in the following: the views of domestic and foreign researchers on the problem of social and psychological support of young people to the marriage partnership are generalized and systematized. Individually-typological characteristics of young people impeding their psychological readiness for marriage are identified and disclosed the factors of social and psychological adjustment of young people. The criteria and assessment of the effectiveness of programs of social and psychological support to the marriage partnership readiness of young people are stated and the recommendations for the effective use of these programs its components, steps and guidelines are offered.
Key words: problem of readiness for marriage, readiness for family life.
Системный кризис, продолжающийся в нашей стране, привел к переоценке ценностей, ломке стереотипов, к увеличению нищеты и безработицы, серьезным демографическим изменениям.
Современное состояние российской семьи приковывает к себе внимание специалистов не только в силу напряженной демографической ситуации в стране. Не в меньшей степени тревожит и другое: изменение места семьи в системе ценностей, снижение значимости различных сторон семейной жизни для личности. Образы жены и мужа представлены достаточно стереотипно и в основном негативно.
Такой упадок ценностей может привести к еще большему сокращению нации, если не будут приняты меры. Поэтому необходимо менять сложившиеся установки, формировать положительный образ семьи.
Осознание необходимости разработки стратегии устойчивого развития, расширения духовности приводит к выводу о целесообразности укрепления социальных и духовных основ семьи.
Современные взгляды молодежи на семью и брак приводят к нежелательным последствиям для общества в культурном, социально-демографическом, экономическом и психологическом плане, поэтому особенно актуальным стал вопрос о необходимости возрождения института семьи, подготовки личности к созданию семьи.
Семейные взаимоотношения, брак постоянно являлись важным этапом в жизни людей, так как каждый индивид стремится создать семью. Изучение социально-психологической готовности к браку как уникального социального феномена необходимо отнести к числу сложных и актуальных проблем современности.
Для участия человека в различных сферах общественной деятельности готовят целенаправленно и длительное время. Работает целая система образовательных институтов. Но в области семейно-брачных отношений пока не ведется подобной подготовки хотя имеет важное значение и для личности, и для общества в целом. Воспитание полноценной семьи - достаточно сложный процесс, и маловероятно встречается такой брак, который бы не испытывал кризиса в первые годы своего существования.
Исследования в области брачно-семейных отношений среди зарубежных и отечественных ученых раскрывают сущность стабильной семьи, и выделяют различные классификации показателей, посредством качественной подготовки и уровня готовности молодежи к брачно-семейным отношениям. Но в настоящее время отсутствует единое понятие готовности к семейной жизни и четкие методы и параметры, позволяющие исследовать и определить индивидуально-психологические характеристики готовности к семейной жизни. Именно по данной причине затронутая тема заслуживает внимания.
Готовность к семейной жизни - качество личности молодого человека, его важнейший показатель в социальной зрелости и психического здоровья. Отсутствие этого качества у человека говорит о его нестабильности как личностной, так и общественной. Локализировать эту проблему необходимо уже на стадии раннего юношеского возраста, когда воспринимаются и формируются ценностные установки. На равных правах с решением других задач в
учебном заведении важно реализовать задачу педагогического обеспечения становления готовности молодых людей к семейной жизни.
Система социально-психологических установок личности, которая определяет отношение к образцу жизни, ценностям супружества представляет собой готовность молодежи к браку. На первом этапе нашего исследования проводилось изучение ценностных ориентаций студентов в отношении семейной жизни, их установок и убеждений по отношению к браку (ценностноориентационная готовность к браку).
Состоялся конструктивный, заинтересованный разговор о проблемах института супружества и семьи, рост числа добрачных сексуальных отношений, а также абортов, распространение контрацептивов и иных методов ограничения рождаемости, снятие сексуальных табу, который выявил, что в современных условиях прогнозы на будущее рискованны. И никто не может абсолютно точно сказать, что будет с институтом брака в новом тысячелетии.
Анализ научной литературы по проблеме готовности молодежи к браку показывает, то что она рассматривается в общем круге вопросов. Работы принадлежат Ф.Я. Кочкаровой, З.М. Долакову, В.Н. Дружинину, С.В. Ковалеву, Макаренко, В.А.Сухомлинскому, И.В. Гребенникову, С.Л.Рубинштейну, В.И.Барскому, А.С. Спиваковскому, П.М. Якобсон, Т.И. Прихожан и другим.
На решение проблемы подготовки личности к созданию семьи в 1982 г. был введен в средние школы курс «Этика и психология семейной жизни». Его внедрение не получило широкого и масштабного распространения [1].
Среди многочисленных проблем, которые возникают при изучении феномена готовности молодого поколения к браку, в первую очередь нужно уделять изучению тех, которые связаны с выявлением специфических условий, способствующих воспитанию такой готовности, с установления смысла самого процесса формирования у личности психологической готовности к брачно-семейным отношениям.
Очевидным становится ряд противоречий в сфере подготовки личности к вступлению в брачно-семейные отношения, которые возникают между настойчивым желанием найти себе брачного партнера и отсутствием четких знаний о личностных качествах, которые необходимы для супружества, а также позитивном межличностном восприятие в добрачной паре и неготовностью создавать прочные отношения со спутником жизни.
Большинство современной молодежи выбирают сожительство, как «репетицию» официального. Многие молодые пары в таких случаях дают себе год на репетицию. И в течение данного промежутка времени проверяются вещи, такие так терпимое отношение каждого к неудобным привычкам партнера, совместимость режимов и стилей жизни.
Различают два периода в формировании супружеской пары: до принятия решения о вступлении в брак (добрачный период), и до заключения брачного союза (предбрачный период) [2].
Можно выделить пять принципиальных мотивов вступления в брак: любовь, близость душ, расчет, психологическая гармония, моральные обязательства [2]. Как показывают исследования в области влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком, подтверждается двумя мотивами, это любовь и общность интересов. Наблюдается максимальное число удовлетворенных браком и минимальное - неудовлетворенных, тех кто ориентирован исключительно на свои чувства без духовной общности супругов. Важно единство этих двух мотивов.
Изучая разные этапы периода взрослости, можно выявить определенные уровни психологической готовности к браку, которые определяются степенью сформированности и структурной организацией ее компонентов, таких как представления о супружеской иерархии, супружеские отношения, ценностные ориентации, брачная мотивация, супружеские установки и ожидания [3]:
• высокий уровень характеризуется достаточной степенью сформирован-ности всех компонентов;
• средний уровень характеризуется высокой, средней и низкой степенями сформированности одних компонентов над другими;
• низкий уровень характеризуется средней степенью и низкой степенью сформированности компонентов.
По мнению Е.П. Зритневой [4] можно определить готовность личности к брачно-семейным отношениям как социально-психологическое образование, интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье [5].
По-видимому, смысл готовности к семье и браку представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, комплекс умений, кото-
рые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина антропоцентрической направленности личности.
В современном обществе необходимо уделить большое внимание вопросу воспитания психологической готовности молодежи к семейной жизни и как одного из важнейших аспектов это правильное осмысление роли брака и семьи, что непосредственно связано с формированием определенных мотивов, установок на вступление в брак.
Методологическая основа исследования изучаемого феномена выражается в становлении субъектной активности, творческом, свободном самоопределение будущего семьянина и определяется как система, где в центре взаимодействия находится человек и его гуманистические отношения.
Существуют различные теории выбора брачного партнера. Исследования, основанные на классическом психоанализе 3. Фрейда, объясняют выбор брачного партнера идентификацией. Представители этого направления полагают, что выбор партнера определяется представлениями о родителе противоположного пола как идеале супруга, т. е. основан на идентификации ребенка с родителем.
Различные теории выбора брачного партнера как отечественные, так и зарубежные можно объединить в два основания. Первое, почти все работают в социально-культурной сфере. Второе, процесс выбора партнера представлен как система фильтров (стадий), которые последовательно отсекают неподходящих избранников, сужая круг возможных. А на заключительном этапе остаются супружеские партнеры, то есть те пары, которые подходят друг другу.
В отечественной психологии крайне редко становился предметом теоретического и практического исследований, вопрос выбора партнера и специфические особенности периодов добрачного и предбрачного. Отдельные его разделы освещались в работах Л.П. Панковой, В.И. Штильбанс, В.А. Сысен-ко, Б.Ю. Шапиро, Л.Я. Гозмана, А.Н. Волковой, М.А. Абалакиной.
Вот некоторые особенности добрачных отношений, при которых паре может понадобиться помощь: случайный характер знакомства; первое впечатление; период ухаживания; проявление инициативы заключения брака со стороны женщины; продолжительное обдумывание брачного предложения; возраст будущей пары; психологическая (темперамент) или социокультурная несовместимость, а также при отрицательном отношении родителей и других значимых людей к данному браку, при серьезных ссорах во время ухаживания.
Особо актуальной для молодежи становится проблема о вступлении в брак во время обучения в вузе. Но в высшей школе и ее стандартах на сегодняшний день не ведется поэтапная психолого-педагогическая работа по подготовке студентов к браку.
Вопрос добрачных отношений как никогда становится актуальным в настоящее время. Увеличивается число разводов, падает рождаемость, все чаще в консультации обращаются по проблемам неудовлетворенности браком, семьей. А где источник этих проблем? Нет сомнений, что добрачные отношения мы выстраиваем исходя из опыта: перенимая модель семьи из материнской семьи, выстраивая отношения с братьями и сестрами. Поэтому есть необходимость в работе с молодежью по проблемам добрачного общения.
По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев романтическая любовь препятствует сохранению семейного союза [2]. Когда ожидание любви становится главным мотивом брака, семейная жизнь с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми воспринимается как гибель этих иллюзий, что зачастую приводит к поиску нового партнера.
Существуют так называемые ловушки любви или тупики. Это убеждения, которые сложились в результате прошлого опыта отношений, семейных моделей и прочих факторов. Вот одни из них: я так привык, ловушка жалости, сексуальный комфорт, общность интересов и др. Они могут привести к взаимной любви и крепкой семьи при условии понять скрытые правила и убеждения (предубеждения) каждого, то есть преодолеть чувство эгоизма, осознать мотивы вступления в брак, чувство своей вины.
Существуют ситуации двойственных мотивов вступления в брак, порождающие проблемы в будущем. Речь в данном случае идет о ситуациях, когда декларируется одно (как правило - любовь), а реальным побудительным мотивом является другое. В этих ситуациях изучение и анализ мотивов как своих, так и партнера, отношений и чувств. Если люди не лгут сами себе, их намерения серьезные, а ответственность за будущую семейную жизнь они принимают в полном объеме, то брак, стартовавший с этих позиций, окажется успешным.
Результаты многочисленных исследований показали, что на прочность семейного союза, гармоничные отношения внутри семьи в первые годы брака, степень разводов влияют добрачные факторы. Среди них выделяют: место знакомства, ситуации оформления союза и знакомства молодых, перцептивное вза-
имодействие сторон различной направленности, характеристик молодоженов, длительность периода ухаживания, кто первый проявил инициативу предложения, время обдумывания предложения, возраст пары, отношение к институту брака и семьи родителей и детей, динамические и характерные отличительные свойства супругов, взаимоотношения между всеми членами семьи.
Достаточно условно в качестве основной задачи добрачного консультирования можно выделить проблему поиска брачного партнера, а в качестве основной задачи предбрачного консультирования - проблему оценки потенциальной супружеской совместимости брачных партнеров.
Анализ мнений специалистов разрывают следующие задачи: проблемы раннего материнства, финансовые и другие трудности ранних браков, повышение ответственности молодежи вступающей в брак; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; формирование мотивов на вступление в брак и рождение детей, смысл и роль семьи, готовность к браку, владение и умение психотехникой общения и саморегуляцией, ценностнонравственная подготовка молодого поколения к вступлению в брак, будущей семейной жизни - должны стать целью психологической работы с молодежью. Вся значимость решаемых эти задач должна быть в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Но педагогическая их реализация в современных условиях представляется нереальной. И потому необходимо отметить наиболее важные направления подготовки молодежи к браку. Одно из первых направлений это осознание социальной сущности семьи и тех вытекающих последствий для личной жизни. Второе - это воспитание и самовоспитание качеств, которые необходимы для жизни в браке. Третье, адекватное формирование брачно-семейных представлений. Четвертое, усвоение определенных знаний по социологии брака и семьи и психологии семейных отношений. Данные направления могут выступить инструментарием, которые предотвратят дальнейшее обострение кризиса семьи и необходимо направить их на молодое поколение, для воспитания ценностного осознанного отношения к будущей семье и браку в целом. Между тем мы можем утверждать и констатировать, что данные взгляды под воздействием СМИ, культуры и традиций, деструктивного окружения, формируются стихийно.
Как известно, осуществляющаяся в школах и вузах подготовка в области семейных отношений является последним этапом процесса формиро-
вания у юношей и девушек представления о роли «мужа и жены», в результате их соответствующего поведения.
Консультации в решении поиска брачного партнера, юридических вопросов, консультации по воспитанию детей, организация досуговой деятельности, проведение конкурсов, викторин, игр, консультации врачей разного профиля, лектории и тренинги по планированию семьи. Адаптация в семье и преодоление конфронтации между супругами и усвоению новых социальных ролей. На образование полноценной семьи зачастую влияет период ухаживания. Рассмотренные в работе проблемы могут быть разрешены, в случае использования программ, как для молодого поколения, так и для подготовки специалистов. Возможность решения проблемы подготовки личности к созданию семьи выражена в необходимости возобновить курс «Этика и психология семейной жизни» вводимый в 1982 г., который будет носить стабилизационный фактор в преодолении кризиса института брака и семьи.
Иногда помощь или поддержка требуется и при психологической (темперамент) или социокультурной (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимости, при отрицательном отношении родителей и других значимых людей к данному браку, при серьезных ссорах во время ухаживания.
Достаточно условно в качестве основной задачи добрачного консультирования можно выделить проблему поиска брачного партнера, а в качестве основной задачи предбрачного консультирования - проблему оценки потенциальной супружеской совместимости брачных партнеров.
Для успешного формирования готовности студентов к браку необходимо создать ряд условий: создать положительную мотивацию к работе по формированию готовности к брачно-семейным отношениям, организовать процесс формирования готовности к браку в русле гуманистической личностно-ориентированной парадигмы с учетом условий и особенностей современного российского общества, влияющих на данный процесс, с определением всей системы готовности студентов к созданию семьи. Между тем определенная ясность в отношениях между людьми позволяет поднять как культуру межличностных отношений, так и общую культуру человека: на работе и в общественных местах, в семье и быту.
Таким образом, подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям, адекватное формирование представлений о семье и браке, о роли супругов в
условиях существующей ситуации в сфере демографической обстановки является одной из важнейших общегосударственных проблем.
Супружеское счастье и крепость семьи зависят, в первую очередь, от того насколько молодое поколение овладело знаниями и насколько умело применяют эти знания в повседневном общении. К этим знаниям можно отнести: личные качества супругов, социальная зрелость, степень воспитанности, социально-психологическая грамотность и совместимость, закономерности человеческого общения.
Сегодня необходимо целенаправленно готовить молодежь к предстоящей семейной жизни:
• открыть постоянно действующий лекторий, где можно прослушать лекции по подготовке к семейной жизни, ввести факультативные занятия на всех факультетах университета;
• проводить психологические тренинги по усвоению новых социальных ролей жениха и невесты, супруга и супруги и оказывать индивидуальную и групповую помощь и поддержку в консультационном центре филиала по вопросам любви, дружбы, брака;
Студенческие годы - период активного жизненного и нравственного становления молодых людей, когда они впервые сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и, как никогда, нуждаются в поддержке и твердых ориентирах.
В период учебы в вузе, особенно на I и II курсах, необходимо наладить консультативную психологическую, социальную, юридическую поддержку желающих вступить в брак и молодых супругов. Это должно стать одной из задач службы помощи студенческой семье.
Эффективность занятий по курсу в значительной мере зависит от разнообразия форм и методов их проведения. Целесообразно использовать лекцию, беседу, рассказ, объяснение, иллюстрации, практические задания, проблемные ситуации, диспуты, конференции, ролевые игры и др. Необходимо на всех уроках стимулировать активное обсуждение рассматриваемой проблемы. Весьма целесообразно сочетание урочных и внеурочных занятий и мероприятий. Для успешной реализации данной модели - внедрить данный курс в вузы и техникумы.
Нельзя забывать, семья - это фундамент крепкого государства, это здоровье нации, сильная держава.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. М., 1988.
2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. М., 2005.
3. Жолудева С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости // Дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
4. Зритнева. Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни // Дис. канд. пед наук. Ставрополь, 2000.
5. Граненкова Е.С. Теоретико-методологические подходы к изучению готовности к семейной жизни // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1.
REFERENCES
1. Kovalev S.V. Life Modern Family: Inform. method. materials for the course "Ethics and Psychology of Family Life": Book. The text for the teacher. M., 1988.
2. Malkin-Pykh I.G. Family Therapy. Moscow, 2005.
3. Zholudeva S.V. Psychological readiness for marriage at different stages of adulthood [Text] dis. Cand. of psychology. Rostov-on-Don, 2009.
4. Zritneva E.I. Formation of readiness of high school students toward marriage and family life // Dis. candid. Of pedagogy. Stavropol, 2000.
5. Granenkova E.S. Theoretical and methodological approaches to the study of readiness for family life // Yaroslavl Pedagogical Gazeta № 1-2010.
Российский государственный
социальный университет. г. Анапа, Россия____________9 ноября 2013 г.