4. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 71-80.
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. - 208 с.
6. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 62-66.
7. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1992. - № 1. - С. 62-68.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада // Дефектология. - 1986. - № 3. - С. 50-55.
9. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР // Дефектология. - М.: Изд-во АПН ССР, 1989. - С. 68-99.
10. Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1990. - № 1. -С. 53-55.
11. Халилова Л.Б. Некоторые аспекты развития грамматического мышления у детей с церебральным параличом // Теория и практика кор-рекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями: межвуз. сб. науч. тр. / Ред. колл. Л.И. Белякова (отв. ред.), Г. С. Гуменная, Е.В. Лаврова. - М., 1991. - С. 88-104.
12. Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. ... канд. псих. наук / Г.Х. Юсупова; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Н. Новгород, 2003. - 19 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
© Цатурян М.О.*
Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда
В статье раскрываются различные психолого-педагогические подходы к определению понятия «персональная идентичность». Наиболее подробно анализируются психологические аспекты формирования пер -сональной идентичности в старшем подростковом возрасте. Детально
* Ассистент кафедры Общей и педагогической психологии.
рассматриваются такие понятия, как идентичность, персональная идентичность, Я-концепция, определяются возможные пути психолого-педагогической помощи, направленной на формирование данного образования в старшем подростковом возрасте.
Опираясь на формулировку, предложенную Большим психологическим словарем, «идентичность» можно определить как одинаковость, тождество, единообразие [1]. В зарубежной психологии категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э. Эриксоном выступает в качестве аналога понятия «личностное самоопределение». Автору принадлежит и первое детальное рассмотрение понятия «идентичность», подробно представленное в работе «Детство и общество». Обобщая основные взгляды Э. Эриксона, можно отметить, что автор определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее личную тождественность, целостность, преемственность своего прошлого, настоящего и будущего, а также признание определенной степени сходства с другими людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости [10]. Определение понятия «идентичность», предложенное Э. Эриксоном, представляется нам достаточно полным и затрагивающим основные стороны данного сложного образования, в связи с чем, мы используем его в дальнейшем теоретическом анализе заявленной проблемы.
Маслоу А. и Когут X. определяют идентичность как идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации. Ремшмидт X. в своих работах наряду с понятием «идентичность» также рассматривает понятие «идентификация». При этом автор отмечает, что если идентичность - это состояние, то идентификация - это процесс его формирования. Ремшмидт X. указывает также на то, что идентификация всегда связана с другими людьми, которые могут служить «образцами». Таким образом, формирование идентичности всегда включает общественный и культурный аспекты [7, с. 119].
В основном зарубежными авторами выделяются два вида идентичности: личностная (персональная) и социальная. Под личностной (персональной) идентичностью понимается набор черт или иных индивидуальных характеристик, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей [5, с. 135].
Исследование понятия «идентичность» в отечественной психологии берет свое начало с 60-х гг. XIX в. и имеет свои отличительные особенности. Отметим, что до данного периода употреблялось слово «тождество», означающее соответствие, совпадение с кем или чем-либо. В настоящее время в отечественной психологической науке наблюдается неуклонный рост научного интереса к исследованию идентичности. В частности те или иные аспекты исследования данного образования представлены в работах
Н.В. Антоновой, Е.П. Белинской, В.А. Ильина, В.Н. Павленко, М.В. Поповой, Е.И. Головаха, Г.Е. Соловьева и рядом других исследователей.
В отечественной психологии и философии первым стал использовать термин «идентичность» И.С. Кон. Автором подробно раскрывается проблема классификации идентичности, в основе которой представлены три главные модальности данного образования. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма. Социальная идентичность представляет собой переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Личная идентичность (эго-иден-тичность) является единством и преемственностью жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Как подчеркивал И.С. Кон, личная идентичность представляет собой «самость, отрефлексированную в терминах собственной биографии» [2, с. 28-29].
Рассмотрение идентичности, как ведущей характеристики Я-концеп-ции, подробно представлено в работах Н.К. Радиной. Так, в исследованиях автора идентичность отражает осознаваемую и принимаемую когнитивную составляющую Я-концепции, а именно образ Я, картину Я, и обеспечивает целостность и непрерывность личности в течение всей жизни [6].
Итак, теоретический анализ различных теоретических позиций авторов на сложную многокомпонентную проблему идентичности позволяет выделить некоторые общие тенденции интерпретации данного понятия. Так, идентичность представляет собой некую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность.
Обнаруживаются также общие тенденции при выделении классификаций идентичности, которые в большинстве исследований основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору.
По утверждению большинства отечественных и зарубежных исследователей идентичность развивается в течение всей жизни человека, при этом проходит ряд стадий, или, как указывается в некоторых научных работах -кризисов идентичности, в связи с чем, мы можем утверждать о динамичности данного образования.
В психологической литературе, как мы отметили выше, выделяются два аспекта идентичности - личный и социальный. В данной теоретической работе особый научный интерес представляет теоретическое изучение личностной, или персональной идентичности, которая рассматривается как продукт социального взаимодействия, закрепляющийся во внут-
ренней структуре личности и выражающийся в осознании человеком своего места в обществе, признании своей индивидуальности.
Изучение особенностей формирования персональной идентичности представляется нам особенно важным в контексте рассмотрения формирования данного образования в старшем подростковом возрасте.
В отечественной психологии проблемами исследования содержания и закономерностей развития в подростковом возрасте занимались такие ученые как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, а также ряд других исследователей. В конце XIX в. в «Толковом словаре» В. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» в 14-15 лет, однако отметим, что наиболее адекватно границы подросткового возраста определены в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным. Так, отечественный исследователь определяет границы подросткового возраста между 10-11 и 15-16 годами [9]. В представленном теоретическом анализе особое значение имеет верхняя граница данного возрастного периода (15-16 лет), определяемая как «старший подростковый возраст».
В течение всего подросткового периода происходят чрезвычайно важные события в жизни взрослеющего человека: ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в итоге к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. В частности, в старшем подростковом возрасте происходит еще одно важное событие в личностном развитии подрастающего человека - формирование «Я-концепции», которая главным образом включает в себя систему внутренних согласованных представлений о себе. Одним из основных компонентов «Я-концепции» является идентичность, которая начинает активно развиваться в подростковый период и не утрачивает своего значения в последующие периоды личностного развития. Развитие идентичности происходит посредст-вам отождествления подростка с группой сверстников с одной стороны и подчеркивании своего «Я» и собственной уникальности с другой.
Идентичность рассматривается в качестве одной из важных характеристик Я-концепции и является ее когнитивной составляющей. Характерными чертами персональной идентичности старшего подростка являются открытие, нахождение и подчеркивание своего «Я», самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение [2, 4].
Опираясь на теоретические позиции некоторых отечественных авторов (Е.И. Головаха, Г.Е. Соловьев) можно отметить, что среди основных состояний формирования персональной идентичности выделяют обусловленность, диффузию, мораторий и достижения идентичности. Данные состояния определяются с учетом двух факторов: принятие самостоятельных решений (кризис идентичности) и наличие твердых обязательств сделанного выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Достижение идентичности - статус школьной молодежи, которая прошла кризис, взяла на себя определенные обязанности вследствие сделанного выбора и которая также старается жить по определенным правилам [8].
Рассматривая вопрос исследования факторов, оказывающих влияние на формирование персональной идентичности старших подростков, следует отметить, что современная социально-экономическая ситуация требует от школы создания условий для раннего развития индивидуальных качеств и способностей учащихся.
Очевидно, основные проблемы формирования персональной идентичности учащихся фокусируется в характеристике их жизненного старта, в способности самостоятельного принятия решения относительно будущего в профессиональной и личностной сфере. Причем, необходимо иметь в виду, что задача школы заключается не в том, чтобы склонить учеников к выбору определенной роли, а в помощи совершать выбор, ориентируясь, на потребности общества и учитывая перспективы собственного развития.
Зачастую опытно-экспериментальная работа среди подростков показывает их непросвещенность в области самосознания, самопознания, самооценки, самовоспитания, в связи с чем, особую важность приобретает проблема оказания педагогической и психологической помощи субъектам, находящимся в процессе формирования персональной идентичности. Подобная помощь со стороны компетентного специалиста, обладающего необходимым комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, рассматривается нами как важное условие формирования персональной идентичности старших подростков.
Бесспорно, процесс формирования персональной идентичности старших подростков оказывается достаточно сложным, в связи с чем, необходимо учитывать значительные трудности, возникающие в процессе внешней и внутренней ориентировки взрослеющего человека. Важно иметь в виду, что без осуществления подобной деятельности со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса формирование персональной идентичности как сознательного процесса невозможно, поэтому компетентное педагогическое руководство данным процессом является технологически необходимым. В свою очередь, результатом деятельности педагога может рассматриваться осознание со стороны учащихся отдельных сторон своей личности и собственного отношения к ним, а также осознание тех ролей, которые занимает подрастающий человек в обществе.
Список литературы:
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.
2. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. -М., 1984. - 335 с.
3. Кончаловская М.М. Понятие «идентичность» в зарубежной психологии / М.М. Кончаловская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. allpsychology. ru.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1999. -442 с.
5. Павленко В.Н. представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Вопросы психологии. - 2000. - С. 135-141.
6. Радина Н.К. Изучение тендерной идентичности методом фокус-групп / Н.К. Радина. - СПб. - 176 с.
7. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: пер. с нем. / X. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
8. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности / В.Ю. Сухачев // Вестник Санкт-Петербургского Университета. - СПб., 1998. - С. 31-35.
9. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные педагогические труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эрик-сон. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 342 с.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© Эннс Е.А.*
Филиал Российского государственного социального университета,
г. Пятигорск
В статье рассмотрены вопросы формирования и движущих сил профессионального самосознания, профессиональной идентичности, среди которых: система межличностных отношений, внешние оценки, психологическая готовность к профессиональному труду, интериоризация эталонных характеристик деятельности; способность к рефлексии; включенность в практическую профессиональную деятельность, наличие противоречий в личности и самосознании субъекта профессиональ-ной деятельности, внутреннюю активность личности в направлении са-мореализации, профессиональная идентификация.
Понятие профессионального самосознания опирается на понимание феномена самосознания личности в отечественной психологии. Рубинштейн С.Л. [7] охарактеризовал его как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и
* Старший преподаватель кафедры Психологии.