Научная статья на тему 'Сравнение психологических моделей персональной идентичности в период взросления'

Сравнение психологических моделей персональной идентичности в период взросления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
847
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИФФУЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОРАТОРИЙ / ЛОЖНОПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ / PERSONAL IDENTITY / IDENTITY CRISIS / IDENTITY PREMATURE / DIFFUSE IDENTITY / MORATORIUM PSEUDOPOSITIVE IDENTITY / ADOLESCENCE PERIOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бандура Галина Романовна

В статье проанализированы особенности становления персональной идентичности в период взросления. Приведены результаты эмпирического изучения моделей идентичности и влияния на их становление условий социальной среды. Доказано, что социальная ситуация, в которой находится человек, существенно влияет на процесс становления персональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of psychological models of personal identity during adolescence

Peculiarities of the formation of personal identity during adolescence have been analyzed in the article. The results of an empirical study of identity patterns and the influence on their formation conditions of social environment have been presented. It has been proved that social situation in which a person is has a significant impact on the process of personal identity formation.

Текст научной работы на тему «Сравнение психологических моделей персональной идентичности в период взросления»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

COMPARISON OF PSYCHOLOGICAL MODELS OF PERSONAL IDENTITY DURING ADOLESCENCE

Bandura Halyna Romanovna, lecturer of the department of practical psychology, Drogobych State Pedagogical University named after Ivan Franko, Drohobych, Ukraine,

Bandura_g@mail.ru

Abstract. Peculiarities of the formation of personal identity during adolescence have been analyzed in the article. The results of an empirical study of identity patterns and the influence on their formation conditions of social environment have been presented. It has been proved that social situation in which a person is has a significant impact on the process of personal identity formation.

Keywords: personal identity, identity crisis, identity premature, diffuse identity, moratorium pseudopositive identity, adolescence period.

СРАВНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

Бандура Галина Романовна, преподаватель кафедры практической психологии, Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франка, г. Дрогобыч, Украина, Bandura_g@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы особенности становления персональной идентичности в период взросления. Приведены результаты эмпирического изучения моделей идентичности и влияния на их становление условий социальной среды. Доказано, что социальная ситуация, в которой находится человек, существенно влияет на процесс становления персональной идентичности.

Ключевые слова: персональная идентичность, кризис идентичности, преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, ложноположительная идентичность, период взросления.

Постановка проблемы. Проблема идентичности в психологии не является новой, однако остается актуальной даже после того, как в течение более века многие выдающиеся ученые прибегали к изучению этого феномена. В процессе кардинальных социальных сдвигов и политической нестабильности теряются важные жизненные ориентиры, значимые социальные нормы и моральные ценности. Подобные процессы обостряют проблему становления идентичности и актуализируют необходимость ее теоретического

осмысления как способа самопознания и формы самоутверждения в меняющемся мире.

Особенности становления идентичности и изучения ее сущности, специфики, механизмов становления, рассматриваются в трудах Э.Эриксона, Дж.Марсиа, З.Фрейда, Ж.Пиаже, Дж.Мида, И.Гоффмана, Ф.Райса, Дж.Финни, Л.Выготського, Г.Федорышына. Современные взгляды на проблему идентичности изложенные в трудах С.А. Баклушынського, М.И. Боришевского, П.И. Гнатенко, А.И. Гусева, А. Левочкиной, С. Д. Максименко, В.С. Малахова, В.И. Павленко, А.П. Санниковой, Н.В. Скотной, И.Я. Середницькой, Н.А. Чуреева и др.

Идентичность - это сложная психическая реальность, которая включает в себя различные «уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основы» [9]. Идентичность - признак психического здоровья, и если она не сформируется, то человек не найдет себя, своего места в обществе, будет чувствовать себя «потерянным».

Формирование идентичности является длительным и сложным процессом, который зависит от принятия индивидом собственных решений, а также от взятия на себя обязательств относительно сделанного выбора, системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Важным механизмом формирования идентичности является последовательные идентификации ребенка с взрослыми, что создает необходимое обоснование для развития персональной идентичности в период взросления. Чувство идентичности формируется в подростковом возрасте постепенно. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все ценности и оценки должны быть систематизированными [7]. В период взросления индивид стремится к оценке самого себя, оценки себя близкими людьми и общества в целом, пытается наконец, стать самим собой. Помогая человеку определить свое место в обществе, персональная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений - сравнение себя со сверстниками, взрослыми, своим идеалом, а также с собой в прошлом, актуальном настоящем и будущем.

Идентичность в соответствии с трактовкой Э. Эриксона, это осознанный и личностно принят образ себя, чувство адекватности и стабильного владения собственным «Я», независимо от изменений периферического «Я» и ситуации, способность личности к самореализации и адекватного решения, которые возникают перед ней на каждом этапе ее развития [3].

Внутреннее чутье идентичности (Эго-идентичности) помогает определить направление, цели и содержание будущей жизни молодого человека. Формирование его является, по утверждению Э. Эриксона, главной задачей и важнейшей проблемой в период взросления. Он утверждает, что особенностью подросткового возраста является кризис идентичности, который тесно связан с кризом смысла жизни [3].

Кризис идентичности - это потеря эго-идентичности; в таком состоянии исчезает или снижается целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль [3]. Кризис идентичности возникает на фоне внутренне личностного конфликта между конфигурацией элементов идентичности, сложившейся к данному моменту, и требованиями личностного развития.

Результатом кризиса идентичности в период взросления является приобретение взрослой идентичности. Человек с таким типом идентичности является самотождественным, он остается самим собой, независимо от ситуации, он адекватен ситуации, не теряя при этом своей личности. По Э. Эриксону, для кризиса идентичности нормальным и, более того, необходимым является период так называемой спутанной идентичности, то есть потери ориентиров в самом себе [3]. Тем более что молодые люди часто находятся в состоянии неустойчивой идентичности, которая находится в процессе формирования. Поэтому они так часто испытывают сомнения в своей тождественности самому себе.

Несмотря на то, что идентичность - довольно динамичная система, которая способна изменяться и развиваться, мы рассматриваем ее как стремление к сохранению и поддержке личностью собственной целостности, тождественности, а также устойчивого образа «Я», осознание в себе определенных личностных качеств, индивидуально-типологических особенностей, черт характера и способов поведения.

Персональная идентичность понимается как набор черт или других индивидуальных характеристик, которые отличаются определенным постоянством или хотя бы преемственностью во времени и пространстве, что позволяет выделить одного индивида среди других [9]. Иначе говоря, под персональной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличает от других.

Проблема изучения становления персональной идентичности в период взросления, становится особенно актуальной, поскольку в процессе ее становления важно сохранить индивидуальные

особенности каждой личности, ее внутреннее «Я», что является основой развития самоактуализации и самореализации личности.

Цель статьи - сравнить особенности психологических моделей идентичности в разных группах исследуемых и проанализировать влияют ли условия социальной среды на становление персональной идентичности.

Методика и организация исследования. С целью изучения показателей персональной идентичности в период взросления была использована методика МИЛИ [9] для исследования персональной идентичности (разработка Московского психолого-социального института). Респондентам предлагалось, среди слов ассоциативного ряда отметить те слова, которые, по их мнению, касаются их самих и их жизни.

Определяя контингент групп исследуемых мы выбрали лиц, находящихся в социально благополучной (школьники и студенты) и социально неблагополучной (ситуация заключения) ситуациях:

1 группа. Студенты-первокурсники, которые выбрали будущую профессию и находятся в условиях социального благополучия. Выбирая в качестве исследуемых студентов, мы исходили из того, что они находятся в новой социальной ситуации развития, которая связана с овладением новой социальной ролью.

2 группа. Школьники, которые также находятся в условиях социального благополучия, но еще не выбрали будущей профессии.

3 группа. Заключенные, которые не выбрали еще будущей профессии и находятся в социально неблагополучных условиях.

Эмпирическое исследование проводилось со студентами первокурсниками Дрогобычского государственного педагогического университета имени И. Франка, учащимися 11-х классов Самбор-ской общеобразовательной школы Львовской области и заключенными Самборской исправительной колонии. Всего общая выборка составляла 150 исследуемых, из них 70 студентов, 40 школьников и 40 заключенных. Средний возраст всех исследуемых составлял 1617 лет. На наш взгляд, этот период объединяет подростковый возраст и юность, то есть период взросления, и именно в период взросления отображается яркость идентичности.

Результаты исследования и их обсуждение. Для получения более подробной информации об особенностях становления персональной идентичности в период взросления, были выделены эмпирические показатели, которые дают количественную и качественную характеристику изучаемого феномена.

Приоритетной задачей мы считали отображения процентной доли проявления типа идентичности в выборке исследуемых групп. Результаты определения модели идентичности в современных украинских подростков сведены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение психологических моделей персональной идентичности

между группами

Модель идентичности Студенты Школьники Заключенные

Преждевременная идентичность 6% 0 10%

Диффузная идентичность 51% 60% 75%

Мораторий 23% 30% 15%

Достигнутая позитивная идентичность 11% 0 0

Ложноположительная идентичность 9% 10% 0

Сравнение показателей психологических моделей персональной идентичности, как показано в табл.1., позволяет выявить значимые различия в исследуемых группах.

Сравнивая результаты показателей, можно отметить следующее: наиболее выраженной моделью идентичности во всех группах есть диффузная идентичность. В диффузной идентичности находятся подростки, которые не имеют конкретных целей, которым не хватает целеустремленности в жизни и не хватает мотивации, чтобы чего-то достичь. Они никогда не находились в состоянии кризиса идентичности. Такое состояние идентичности характерно как для школьников, заключенных, так и для студентов-первокурсников, поскольку студенты только начинают знакомиться с избранной профессией, школьники - выбирают свой жизненный путь, а заключенные находятся в социальной изоляции.

Для лучшей наглядности данные представлены на рисунке 1.

У студентов-первокурсников наблюдается высокий уровень проявления диффузной идентичности (51% респондентов), но если сравнить с другими двумя группами, то у студентов низкий уровень проявления (60% у школьников; 75% у заключенных). Только у студентов (11%) выявлено такой тип идентичности как «достигнута

позитивная идентичность», которая характерна людям, которые прошли период кризиса идентичности и сформировали определенную совокупность значимых для них целей, убеждений и ценностей. Относительно типа идентичности «мораторий» следует отметить, что ее показатели у студентов (23%) находятся на среднем уровне по сравнению с другими исследуемыми группами.

Проявление персональной идентичности

□ студенты

□ школьники

□ заключенные

1. Преждевременная идентичность 4. Достигнута позитивная идентичность

2. Диффузная идентичность 5. Ложноположительная идентичность

3. Мораторий

Рис. 1. Показатели результатов проявления персональной идентичности между

группами.

У несовершеннолетних, находящихся в условиях социальной изоляции констатирован высокий уровень проявления диффузной идентичности (75% респондентов), которая рассматривается как статус, при котором нет четких целей, ценностей и убеждений. Также, у незначительного количества респондентов выявлено преждевременную идентичность (10%) и мораторий (15%). У заключенных не выявлено таких моделей идентичности, как достигнута позитивная идентичность и ложноположительная идентичность.

Для школьников, находящихся в социально благополучной ситуации и еще не выбрали себе профессию, высшим проявлением идентичности является модель диффузии. Модель моратория сравнивая с другими двумя группами (студентами и заключенными) на высоком уровне (30% респондентов). Школьники, у которых

выявлено такой тип идентичности как «мораторий» находятся в процессе поиска. Их будущие решения могут касаться выбора профессии, политических убеждений, этнических или религиозных ценностей. Модель идентичности «мораторий» характерен людям, которые находятся в состоянии кризиса идентичности и активно пытаются решить ее, испытывая различные варианты, и постоянно находятся в состоянии поиска информации, полезной для решения кризиса [9]. Тип «ложноположительной идентичность» характерен для школьников (10%) и студентов (9%) находится почти на одном уровне и говорит о том, что для них характерна тенденция как отрицать свою уникальность так и амбициозно ее подчеркивать. Для них характерно нарушение временных связей, ригидность Я-концепции, неприятие критики, низкая рефлексия. Преждевременная идентичность и достигнута позитивная идентичность у школьников не выявлены.

Исходя из изложенного выше, можно утверждать, что:

Идентичность - это самосознание индивида или группы [7]. Она является продуктом самоидентификации, понимания того, что Я имею особые качества, которые отличают меня от Вас, Нас и от Них. Потребность в идентичности - одна из основных потребностей человека, особенно актуализируется в период взросления, когда человек переживает кризис.

С целью изучения особенностей становления персональной идентичности в период взросления в зависимости от условий социальной среды (ситуации, в которой они находятся на данный момент) было исследовано три группы лиц, которые находятся в условиях социального благополучия (школьники и студенты) и социального неблагополучия (несовершеннолетние заключенные).

Следует отметить, что для большинства заключенных характерна диффузная идентичность, что, в свою очередь, дисгармонизу-ет «Я» личности, побуждает к сравнения себя с другими людьми. Таких моделей идентичности, как достигнута позитивная идентичность и ложноположительная идентичность вообще не выявлено. Поскольку личность, которая находится в замкнутой среде, ограничена в возможности свободного выбора, принудительно включена в однополые социальные группы, ограничена в удовлетворении потребностей, она теряет социально-психологические ориентиры и это усложняет процесс становления персональной идентичности.

У школьников, которые находятся на распутье и еще не выбрали будущей профессии, преобладают такие типы идентичности как мораторий и диффузная идентичность. Модель идентичности «мораторий» характеризуется кризисом самоопределения, когда

29

личность выбирает из многих вариантов развития тот единственный, который может считать своим. Относительно группы студен-тов-первокурсников, следует отметить, что их показатели на среднем уровне по сравнению с другими исследуемыми группами.

Использование полученных данных мы видим в практической плоскости как ориентир для разработки тренинговых занятий в контексте становления персональной идентичности в период взросления.

Библиографический указатель:

1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии, 1996. № 1. С. 131-143.

2. Гнатенко П. И., Павленко В. Н. Идентичность: философский и психологический анализ / И. П. Гнатенко, В. Н. Павленко. К., 1999. 466 с.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М., Прогресс, 1966. 634 с.

4. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2001. 992 с.

5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Мир, 1994 320 с.

6. Савчин М. В., Василенко Л. П. Возрастная психология // М.В. Савчин, Л.П. Василенко // Учебное пособие. К.: Академвидав, 2005. 360 с.

7. Скотна Н. В., Стець В. И., Середницкая И. Я. Идентичность личности: теоретико-эмпирический анализ // Н. В. Скотна, В. И. Стець, И. Я. Середницкая // Практическое пособие. Дрогобич: Редакционно-издательский отдел Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко, 2009. 70 с.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

9. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.

Статья поступила в редакцию 18.032014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.